Статья "Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе"

  • docx
  • 04.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала п.docx

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе

Одной из приоритетных задач современной школы является создание

необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка,

формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по

природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений,

любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в

процессе проектной деятельности.

Что такое проектная деятельность?

Проектная деятельность – это метод, который

раскрепощает ребёнка,

повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации,

способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

В процессе проектной деятельности дети работают над созданием проекта.

Что такое проект?

Проект – это «пять П»:

проблема;

проектирование (планирование);

поиск информации;

продукт;

презентация.

Итак, проектная деятельность включает в себя следующие шаги (этапы):

1. Постановка проблемы проекта. 2. Тема проекта. 3. Цель проекта. 4. Задачи

проекта. 5. Гипотеза. 6. План работы (сюда включены методы исследования, кото-

рыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и средства, которые по-

могли добиться цели). 7. Продукт проекта. 8. Выводы (итог).

Необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы. Выполнение

проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Каждый

проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, поиска инфор-

мации.

Вовлекать в проектно-исследовательскую деятельность учеников нужно уже в

первом классе, например, в игровые проекты. Это могут быть ролевые игры,

спектакли, устные журналы, экологические акции, концерты, выставки рисунков,

поделок. После завершения работы над проектом детям предоставляется

возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и

услышать похвалу в свой адрес.

В первом классе более приемлема коллективная форма работы, где участниками

проекта становится весь класс. В начальной школе к выполнению проектов

привлекают родителей. Важна со стороны родителей помощь советом,

информацией, проявление заинтересованности.

В целом при работе над проектом учитель:

помогает ученикам в поиске нужных источников;

сам является источником информации;

координирует весь процесс;

поощряет учеников;

поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над

проектом.

Отметим правила успешности проектной деятельности:

В команде нет лидеров, все равны.

Команды не соревнуются.

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом.

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

Все д олжны п роявлять а ктивность и в носить свой в клад в о бщее дело. Н е

должно быть «спящих партнеров».

Ответственность за конечный результат несут все члены команды.

Таким образом, в процессе проектной деятельности

создаются условия для творческого развития детей,

приобретаются навыки совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;

вырабатываются умения - вести поиск и систематизировать нужную информа-

цию,

сотрудничать друг с другом;

совместно планировать свои действия.

Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определив-

шись с целями и задачами, но еще не начав действовать), дети должны знать ме-

тоды исследования, которыми они будут пользоваться при работе:

1. подумать самостоятельно;

2. посмотреть книги;

3. спросить у взрослых;

4. обратиться к компьютеру;

5. понаблюдать;

6. проконсультироваться со специалистом;

7. провести эксперимент;

8. другие.

В защите же мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных

задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через ме-

тоды).

Например, в защите проекта дети рассказывают следующее: «Чтобы собрать ин-

формацию (это теоретическая задача), мы спрашивали у взрослых: мам, бабушек,

соседей; мы читали книги и энциклопедии; мы обращались к Интернету; мы кон-

сультировались со специалистом», – и т. д. При этом дети называют методы, кото-

рыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском

информации.

Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моде-

лирования с разъяснением правомерности выбора материала.

Итак, в начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках и

во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-

либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные

проекты.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность способствует форми-

рованию общих учебных умений, что способствует повышению качества обучен-

ности, созданию предпосылок для развития научного образа мышления, содержа-

тельной организации свободного времени детей. В начальной школе закладыва-

ется фундамент будущей успешности в вопросе подготовки к самостоятельному

проектированию и исследованию в старших классах.

Список литературы:

1. Заграничная Н. А., Добротина Н. А. Проектная деятельность в начальной школе:

учимся работать индивидуально и в команде / Н. А. Заграничная, Н. А. Добротина

– М.: Интеллект-Центр, 2014.

2. Н. В. Дмитриева, Е. В. Кузьмина; под ред. Н. Ю. Пахомовой – М.: ООО «Русское

слово – учебник», 2017 Методические рекомендации по организации исследова-

тельской деятельности учащихся.

3. Н. В. Трипольникова Организация исследовательской и проектной деятельности

младших школьников / Н. В. Трипольникова. – Текст: непосредственный // Моло-

дой ученый. – 2019. - №42 (280).__