Проектная деятельность на уроках математики
в условиях учреждения закрытого типа
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: метапредметным, освоение обучающимися межпредметных понятий и УУД, способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебнго сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно -исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Проект (в переводе с латинского языка)– это «брошенный вперёд», «бросающийся в глаза».
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Работа над проектом – это способ формирования УУД: поисковые, исследовательские, менеджерские, работа в сотрудничестве, коммуникативные, рефлексивные, презентационные.
-организационные, оценочные (регулятивные УУД)
-интеллектуальные (познавательные УУД)
-умение выступать, повышение учебной мотивации (личностные УУД)
-умение вести учебный диалог с учителем (коммуникативные УУД)
Проект – это 5 «П».: проблема - проектирование – поиск информации – продукт – презентация и дальше - «портфолио». Папка, содержащая все материалы, наработанные в ходе выполнения проекта.
Тема проекта должна быть интересной, выполнимой, способной увлечь, оригинальной, не затяжной, доступной, сочетать желания и возможности, выполняться, пока не угас интерес. Главное в работе над проектом – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Но наиболее ценный результат – внутренний, это знания и умения , полученные обучающимися, приобщение к труду, эстетике, самореализации.
Предмет «Математика» вызывает вместе с интересом и затруднения у школьников.
Наши ученики – малолетние преступники, каких в России с каждым годом всё больше. Дети поступают в учреждение в течение всего учебного года, с большой запущенностью материала, серьёзными пробелами в знаниях, многие не знают таблицу умножения, не умеют считать, выполнять простые математические действия. Большинство долго не учились, бродяжничали, пропускали занятия в школе, с низкой учебной мотивацией, имели академические задолженности, были не аттестованы за четверти, учебный год, но переведённые в следующий класс условно, сопротивляющиеся обучению, озлобленные на весь мир, и т.д. уровень знаний далеко не соответствует классу, в котором будут обучаться. Много ребят, обучающихся по адаптированным программам.
Поэтому перед коллективом стоит непростая задача: выявить имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и причины их не желания учиться, ликвидировать эти пробелы, подтянуть ребят до уровня среднего ученика, убедить их поверить в свои силы, повысить учебную мотивацию. Научить ребят учиться.
Но всё равно удаётся заинтересовать ребят, помочь поверить в свои силы, повысить учебную мотивацию и вовлечь их в учебно – исследовательскую деятельность как на уроке, так во внеурочное время.
Приведу примеры заданий, предлагаемых в ходе работы над проектом:
- практические (сгиб, разрезание, измерение, рисование)
- практические задачи прикладного характера
- проблемные (умение выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы)
-теоретические задания на поиск, обобщение, анализ информации
-на исследование теоретических сведений
Исследовательский метод обучения применим на всех этапах обучения путём включения элемента поиска в задание.
Например, составить ребус, содержащий ключевые слова урока или изученное понятие. составить кроссворд по свойствам изученного объекта, по основным понятиям и т.д., геометрическое конструирование из бумаги (бумажные модели из развёрток), внеклассные мероприятия, конференции, и т.д.
Так, в 6 классе при изучении темы «Правильные многоугольники и многогранники» обучающимся предлагается начертить развёртку правильного многогранника (куба, октаэдра, икосаэдра и других, вырезать, склеить его, описать получившееся геометрическое тело (как называется, сколько вершин у данного многогранника, что представляют собой грани, сколько их, сколько рёбер, есть ли центр и оси симметрии) и выполнить необходимые измерения. ( Приложение 1. Фото 1, 2, 3)
В нашем учреждении уже стало традицией проведение НПК учащихся «Дерзайте, вы талантливы!» Ребята с желанием принимают участие, выполняют проектные работы в различных номинациях, защищают свои работы.
Мы тоже не остаёмся в стороне, на конференции представляли проекты по математике в номинации «учебно-исследовательский проект» по следующим темам: «Треугольники в нашей жизни» и «Симметрия окружающего мира». Приложение 2
Проект «Треугольники в нашей жизни»
Новизна В учебнике геометрии изучаются теоретические основы темы « Треугольники» и очень мало внимания уделено практическому применению треугольников в окружающем нас мире.
Цель: Выяснить, где, помимо геометрии, встречаются треугольники и какую они играют роль в нашей жизни.
Задачи:
1.Поиск и сбор информации о том, где можно встретить треугольник в повседневной жизни и его значимости для человека.
2.Расширить кругозор и заинтересовать учащихся предметом.
3.Создать продукт исследовательской работы, который можно будет применять , как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.
Гипотеза: Я предполагаю, что в результате этой работы, я найду много фактов об использовании треугольников в повседневной жизни и в окружающем нас мире.
Методы исследования: сбор научных фактов, изучение дополнительного материала, наблюдение.
Предмет исследования: геометрическая фигура – ТРЕУГОЛЬНИК Приложение 3
Вывод: В ходе работы я выяснил, что треугольник очень популярная геометрическая фигура и пользовалась спросом с древних времён. Как я убедился на примерах, треугольники окружают нас повсюду: и в быту, и живой природе, многие окружающие предметы имеют форму треугольника или напоминают его. И чаще всего имеют вид равнобедренного треугольника.
Продукт работы – картина, которую учащийся выполнил из маленьких вырезанных треугольников, наклеенных на ватман.
Данную работу можно применять на уроках геометрии при повторении или обобщении темы « Треугольники», в качестве дополнительного материала, в рамках проводимой предметной недели, для выступления в параллельном классе или для внеклассного мероприятия по математике.
Данная работа заняла 1 место в НПК.
Проект «Симметрия окружающего мира»
Новизна В учебнике геометрии изучаются теоретические основы темы «Симметрия» и очень мало внимания уделено практическому применению симметрии в окружающем нас мире.
Исходя из темы проекта, была поставлена цель работы; определился круг задач.
Цель: Выяснить, где, помимо геометрии, можно встретить симметрию и какую она играют роль в нашей жизни и окружающем нас мире.
Задачи:
1.Поиск и сбор информации о том, где можно встретить симметрию в живой и неживой природе, повседневной жизни людей и её значимости для человека.
2. провести опрос среди учащихся и взрослых по вопросам, связанным с темой «Симметрия»
3.Получить наглядное представление о проявлении симметрии в природе, различных областях науки и человеческой деятельности.
4.Создать продукты исследовательской работы (презентация, буклет, рисунки, подборка заданий для уроков), которые можно будет применять как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.
5.Расширить кругозор и заинтересовать учащихся предметом.
Предмет исследования: симметрия как одна из математических основ законов красоты, взаимосвязи науки математики с окружающими нас живыми и неживыми объектами.
Вывод: В ходе работы мы выяснили, что симметрия очень популярная в окружающей действительности и пользовалась спросом с древних времён. Как мы убедились на приведённых примерах, симметрия окружают нас повсюду: в быту, в живой и неживой природе, архитектуре, искусстве.
Продукт исследовательской работы – презентация «Симметрия окружающего мира» , буклет, рисунки «Симметрия моими глазами», стихотворение «Симметрия», результаты опроса, подборка заданий для уроков.
Данную работу можно применять на уроках геометрии при изучении или повторении темы «Симметрия», в качестве дополнительного материала, в рамках проводимой предметной недели, для выступления в параллельном классе или для внеклассного мероприятия по математике.
Этот проект занял 3 место в НПК
Обе работы принимали участие во всероссийских дистанционных интернет – конкурсах, где были отмечены дипломами победителей.
Для наших детей участие в такого рода деятельности имеет большое значение.
- Повышает самооценку учащихся, вселяет уверенность в своих силах, приобщает к творчеству, развивает их как личность.
- Повышает учебную мотивацию, формирует культуру общения
- Позволяет повысить успеваемость, устранение пробелов за счёт обобщения, повторения, закрепления материала, организации его применения
- Повышает самостоятельность, инициативу, познавательную активность, учебный материал усваивается легко, обеспечивается наглядность.
И что самое главное – учащиеся видят применение математических объектов, явлений в повседневной жизни, понимают роль математики в окружающей нас действительности.
И, конечно же, продукты выполненных работ! Здесь ребята проявляют смекалку, инициативу, воображение, творчество. Обязательным продуктом является презентация, а ещё то, на что хватит фантазии у ребят и руководителя. (Это рисунки, стихи, результаты опроса, буклеты, словари, фотографии)
Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование у школьников основных ключевых компетентностей. А задачей всего педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения является грамотная организация и профессиональное психолого-педагогическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Учитель математики высшей квалификационной категории ФГБПОУ «Каргатского СУВУ» Баркова Л.В.
Приложение 1 (Фото 1-3)
Приложение 2
Приложение 3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.