Психологический комфорт на уроке-важное условие
здоровьесбережения и эффективности
обучения младших школьников
От того, насколько комфортно чувствует себя ребенок в школе, зависит успешность его
обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит личности
учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Этот фактор особенно значим на
начальном этапе обучения, когда состояние класса зависит, прежде всего, от учителя.
Принципы психологического комфорта следующие:
− учеба должна давать детям радость;
− протекать на фоне положительных эмоций;
− исключать психотравмирующие ситуации.
Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения.
Затем нужно выбрать методы и приемы. Это важно. Применив метод и не получив
ожидаемого результата, учитель часто начинает обвинять в этом ученика: не способен, не
подготовлен, нет внимания и т. д. Индивидуальные особенности и возможности каждого
ребенка учитываются с самого начала его пребывания в школе.
Французский философ М. Монтень, писал: «Пока тело еще гибко, его нужно упражнять
всеми способами и на все лады. Он должен уметь делать все без исключения, но любить
делать должен только хорошее».
Успешный урок — это урок, на котором учитель со своими учениками решил все
поставленные цели и задачи. Результатами таких уроков являются прочные знания,
полученные учениками, когда их умения и навыки совершенствовались в течение урока.
Достижение положительных результатов невозможно без заинтересованности и
активности ребят, необходимо использование интриги.
С другой стороны, это наша учительская оценка урока - «успешный» или «неуспешный».
А для учеников он – «интересный» или «неинтересный».
С точки зрения психологического аспекта заинтересовать можно тогда, когда ты
нравишься. Для этого есть многим известные советы психолога Д.Карнеги:
− Искренне интересуйтесь;
− Улыбайтесь;
− Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук;
− Будьте хорошим слушателем;
− Внушайте ему сознание его значимости.
Психологический комфорт на уроке, положительный уровень межличностных отношений
помогает решить дидактические задачи более успешно.
Атмосфера в классе. Это не сентиментальное отношение, не атмосфера вседозволенности,
а доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика и на внимании к
его внутреннему миру, к его переживаниям.
Любое негативное проявление учителя угнетает, сковывает ученика.
СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095
СОВРЕМЕННАЯ
начальная школа
25 ВЫПУСК № 4 (80) 2025
«Садись, ты не прав». «Кто скажет лучше?». Учитель парит над учениками, его интересует
только результат передачи знаний. Такая деятельность разъединяет коллектив, а
благоприятная обстановка, психологический комфорт на уроке – поможет ученикам в
развитии и становлении себя как успешной личности.
Без психологического комфорта в образовательной среде не сможет формироваться
творческая личность, способная к самосовершенствованию. Я считаю, что для создания
психологического климата необходимы методы, которые отражают уважение человеческого
достоинства ребенка, чтобы ученик чувствовал себя спокойно и уверенно. Стараюсь на уроке
создать положительный эмоциональный тонус, атмосферу доброжелательности, которая
позволяет снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это «эмоциональные
поглаживания», одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы. Необходимо в работе с детьми
присутствие ситуации успеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе.
«Все в твоих руках».
(Притча)
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все.
Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая
или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Муд-
рец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чув-
ствовать себя «как дома».
Пример использования методики «Всё в твоих руках» на этапе урока «Рефлексия»:
На листе бумаги уч-ся обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по
которой надо высказать свое мнение.
Большой – на уроке для меня было важным и интересным…
Указательный – на уроке по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Средний – мне было трудно на уроке (мне не понравилось).
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы на уроке.
Мизинец – на этом уроке для меня было недостаточно…
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.