Статья "Психологический комфорт на уроке-важное условие здоровьесбережения и эффективности обучения младших школьников"

  • docx
  • 04.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 000.docx

Психологический комфорт на уроке-важное условие

здоровьесбережения и эффективности

обучения младших школьников

От того, насколько комфортно чувствует себя ребенок в школе, зависит успешность его

обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит личности

учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Этот фактор особенно значим на

начальном этапе обучения, когда состояние класса зависит, прежде всего, от учителя.

Принципы психологического комфорта следующие:

учеба должна давать детям радость;

протекать на фоне положительных эмоций;

исключать психотравмирующие ситуации.

Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения.

Затем нужно выбрать методы и приемы. Это важно. Применив метод и не получив

ожидаемого результата, учитель часто начинает обвинять в этом ученика: не способен, не

подготовлен, нет внимания и т. д. Индивидуальные особенности и возможности каждого

ребенка учитываются с самого начала его пребывания в школе.

Французский философ М. Монтень, писал: «Пока тело еще гибко, его нужно упражнять

всеми способами и на все лады. Он должен уметь делать все без исключения, но любить

делать должен только хорошее».

Успешный урок — это урок, на котором учитель со своими учениками решил все

поставленные цели и задачи. Результатами таких уроков являются прочные знания,

полученные учениками, когда их умения и навыки совершенствовались в течение урока.

Достижение положительных результатов невозможно без заинтересованности и

активности ребят, необходимо использование интриги.

С другой стороны, это наша учительская оценка урока - «успешный» или «неуспешный».

А для учеников он – «интересный» или «неинтересный».

С точки зрения психологического аспекта заинтересовать можно тогда, когда ты

нравишься. Для этого есть многим известные советы психолога Д.Карнеги:

Искренне интересуйтесь;

Улыбайтесь;

Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук;

Будьте хорошим слушателем;

Внушайте ему сознание его значимости.

Психологический комфорт на уроке, положительный уровень межличностных отношений

помогает решить дидактические задачи более успешно.

Атмосфера в классе. Это не сентиментальное отношение, не атмосфера вседозволенности,

а доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика и на внимании к

его внутреннему миру, к его переживаниям.

Любое негативное проявление учителя угнетает, сковывает ученика.

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ» | СВИДЕТЕЛЬСТВО СМИ ЭЛ № ФС77-70095

СОВРЕМЕННАЯ

начальная школа

25 ВЫПУСК № 4 (80) 2025

«Садись, ты не прав». «Кто скажет лучше?». Учитель парит над учениками, его интересует

только результат передачи знаний. Такая деятельность разъединяет коллектив, а

благоприятная обстановка, психологический комфорт на уроке – поможет ученикам в

развитии и становлении себя как успешной личности.

Без психологического комфорта в образовательной среде не сможет формироваться

творческая личность, способная к самосовершенствованию. Я считаю, что для создания

психологического климата необходимы методы, которые отражают уважение человеческого

достоинства ребенка, чтобы ученик чувствовал себя спокойно и уверенно. Стараюсь на уроке

создать положительный эмоциональный тонус, атмосферу доброжелательности, которая

позволяет снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это «эмоциональные

поглаживания», одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы. Необходимо в работе с детьми

присутствие ситуации успеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе.

«Все в твоих руках».

(Притча)

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все.

Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая

или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Муд-

рец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чув-

ствовать себя «как дома».

Пример использования методики «Всё в твоих руках» на этапе урока «Рефлексия»:

На листе бумаги уч-ся обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по

которой надо высказать свое мнение.

Большой – на уроке для меня было важным и интересным…

Указательный – на уроке по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно на уроке (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы на уроке.

Мизинец – на этом уроке для меня было недостаточно…