Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ".
Оценка 4.9

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ".

Оценка 4.9
Особые потребности
docx
психологическая работа +1
Детсад
23.01.2020
Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ".
Российское современное общество, все образовательные организации: детские сады, школы, дополнительные образовательные учреждения уделяют большое внимание воспитанию и образованию подрастающего поколения, передавая накопленный опыт. В настоящее время существует большое количество разнообразного методического материала по развитию у детей дошкольного возраста различных способностей, умений и навыков. При современном потоке информации важно не упустить самое главное - духовно- нравственное воспитание человека с детских лет.
Статья Е.А. Герасимова МБДОУ 102февраль 2020г конференция БПК.docx

Е.А.Герасимова

педагог-психолог,

МБДОУ «ДСКВ №102» г. Братск

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ.  

 

 

              Российское современное общество, все образовательные организации: детские сады, школы, дополнительные образовательные учреждения  уделяют большое внимание воспитанию и образованию подрастающего поколения,  передавая накопленный опыт.  В настоящее время существует большое количество разнообразного методического материала по развитию у детей дошкольного возраста различных способностей, умений и навыков. При современном потоке информации важно не упустить самое главное  - духовно- нравственное воспитание человека с детских лет. [2].

             На протяжении многих веков у всех народов фундаментом  воспитания и обучения детей были духовные ценности: милосердие, доброта, терпение, сострадание, принятие другого человека с его достоинствами и недостатками, понимание, прощение, это  главная основа выживания каждого рода и целого народа. Формирование духовно - нравственных ценностей в итоге способствовало раннему развитию эмоционально волевой сферы ребенка. Ребенок с развитым внутренним миром быстрее начинал осознавать свое «Я», учился объективно оценивать не только других, но и себя,  управлял своим поведением, был ответственным за свои слова дела и поступки. [3]

Исходя из трехчастной модели устройства человека – деления на дух, душу и тело,  существуют духовные, душевные и телесные сферы жизни, которые нельзя ни смешивать, ни путать, ни менять местами [1]. В современном обществе наблюдается замена духовных, душевных ценностей на материальные, т.е. телесные. Большинство родителей зарабатывают деньги, стараясь как можно больше создать или приобрести товаров потребления, не видя своих детей сутками, откупаясь от них дорогими игрушками, вещами. Другие взрослые тратят время на карьерный рост, третьи на свой внешний вид, четвертые на удовольствия и т.д. Времени на воспитание детей не остается. А о духовном и душевном развитии, в таких условиях и речи не может быть. В результате телесная жизнь всегда наказывает нерадивых родителей за пренебрежение духовной и душевной стороной жизни своих детей. К сожалению,  на  практике,  при общении на тему духовного развития ребенка не только с родителями, но и с педагогами, психолог зачастую сталкивается в лучшем случае с безразличием и непониманием, в худшем случае - с неприятием и осуждением. Для окружающих почему-то неочевиден факт связи между безразличием лиц, ответственных за воспитание детей, к указанным вопросам и наличием разнообразных социальных девиаций подрастающих детей: безразличных ко всему и озлобленных подростков, подростковых беременностей, анорексии, наркомании, алкоголизма, суицида,  любителей экстремального вида спорта. [5]

Трудно назвать проблему столь же древнюю и сложную, как проблема усвоения человеком моральных и этических норм.  Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Основы духовно-нравственного воспитания закладываются у ребёнка с рождения. Дошкольный возраст самый эмоциональный и восприимчивый период детства, самый благодатный для формирования духовно нравственных основ. Это время, как отмечают многие психологи и педагоги, является возрастом первоначального складывания личности, у ребёнка начинает формироваться   нравственная и духовная  культура, этическая, эстетическая сущность.

Роль педагога в формировании первых ростков духовности в детях огромна, поскольку через детей  в настоящее время происходит воспитание родителей. Это диктует высокие требования к педагогу. Важно не только обучать и воспитывать детей, но и глубоко понимать и осознавать то, чему учишь, самому в это верить.  [1]

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную не всегда только радостью. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности и испытания закладывается также  в раннем детстве.  Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. В настоящее время, как бы грустно это не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости.    В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня и у детей дошкольного возраста. [6]

Таким образом, происходит постепенное снижение многих показателей качества жизни дошкольников в сфере психического, нравственного и духовного здоровья, критериями которого являются гармоничное и позитивное отношение ребенка к миру, субъективное психоэмоциональное благополучие, оптимистичная картина мира. Поэтому так важна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию. [5]

Педагог,  развивающий в детях духовно - нравственные  ценности, всегда должен быть для них примером. Духовность воспитанника формируется духовностью педагога. Если сам педагог не будет убедительным, то не сможет привить правильные устои детям. [2]

Традиционно преимущество отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка.  Прежде всего, надо отметить, что основы духовно-нравственного воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста закладываются в семье. Ведущим принципом в работе дошкольного образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Необходимо налаживание более тесной связи ДОУ с семьей: посещение родителями группы, присутствие их на занятиях, участие в различных совместных мероприятиях, играх, прогулках, праздниках, утренниках и т.д. Очень важно, чтобы родители были в курсе  воспитательно-образовательного процесса, помогая ребенку добиться нужного результата. Если родители не будут поддерживать действия воспитателей, либо противоречить им, то многие усилия педагогов окажутся напрасными. Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретут опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком и педагогическим коллективом в целом. [4]

Одним из важных и необходимых направлений  психолого-педагогической работы в детском саду является оказание помощи детям в укреплении психического здоровья посредством формирования у них представлений о жизненных ценностях. Важно отметить, что в понятие «психическое здоровье» мы включаем духовное начало, учим описывать свое физическое и психическое состояние, обучаем осознавать, что с ними происходит, зачем и почему они поступают в жизни тем или иным образом, отчего проявляются различные чувства, и какие бывают мысли. В рамках данной работы могут использоваться различные направления коррекционно-развивающей работы:

- развитие эмоционально-волевой сферы, обучение навыкам саморегуляции, арт-терапия, которая служит двигателем развития эмоционального благополучия воспитанников. В арт-терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений.

-  Игротерапия, ролевые игры, которые предполагают принятие детьми ролей, разных по содержанию и статусу в игре, как в ведущем  виде деятельности дошкольников.

- Социально-эмоциональное развитие, эмоционально-символические методы,  групповое обсуждение чувств и ценностей.

- Сказкотерапия, которая особым образом воздействуют на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности и является средством отреагирования переживаний, так как дети через сказку очень чутко воспринимают разные модели поведения.

- Одним из важных условий реализации работы по духовно-нравственному воспитанию является создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды. Психологические уголки в группах, насыщенные стимулами для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников. Так, например, наличие в группе уголка уединения позволяет детям «спрятаться» от внешнего мира, посекретничать. Справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию дошкольникам помогают «Подушки-колотушки», «Стаканчики для криков», «Мешочки настроений», «Коврики злости», игры с песком, водой и проволокой. А научить воспитанников разнообразным способам примирения после ссоры, научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам помогут «Коврики дружбы», «Коробочка примирения», «Дерево добрых дел». Здорово, когда  есть «Уголок настроения», который помогает определить эмоциональное состояние каждого ребенка в группе, выделить воспитанников, которым необходима эмоциональная поддержка. Это так же помогает планировать работу по устранению отрицательных воздействий  на ребенка, как в семье, так и в ДОУ.

Все это, несомненно, продуктивно и положительно сказывается на личностном и духовно-нравственном развитии наших воспитанников и является эффективным и важным направлением  в психолого-педагогическом процессе, ежедневно организуемом в детском саду.

           Подводя итог, следует отметить, что развивая образовательные отношения по данной теме на разных уровнях,  обществу необходимо  за основу взять духовно - нравственное  воспитание ребенка, которое является фундаментом Человечности. Увлекательное нравственное познание с детских лет, на примере простых житейских историй, поможет лучше и качественнее развить в ребенке эмоционально – волевую сферу,  стать: рассудительным, внимательным, ответственным, добропорядочным человеком, что должно стать залогом  нравственного оздоровления будущих поколений. [1]

 

 

Литература:

1.                       Авдулова, Т. П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе / Т. П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 2. - С. 12-22.

2.                       Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 3. - С. 18-26.

3.                       Курочкина, И. Воспитание доброжелательно-уважительных отношений в свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования / И. Курочкина /Детский сад от А до Я. - 2015. - № 2. - С. 32-39. 7

4.                       Леонтьев Д.А., Петровский А.В. Духовность// Общая психология: словарь/ ред. Л. А. Карпенко. Т.1. - М.: Per Se; СПб.: Речь, 2005. – С.26.

5.                       Науменко, Ю. Программа духовно-нравственного развития обучающихся с ОВЗ: проектирование содержания / Ю. Науменко, // Коррекционно-развивающее образование. - 2015. - № 2. - С. 19-32.8

6.                       Ткачев А., прот. Душевный труд [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/56418.html

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ".

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ".

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ".

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ".

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ".

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ".

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ".

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ".

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ".

Статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020