Работа с одарёнными детьми старших классов
Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Тема моего плана самообразования «Личностно ориентированный подход на уроках русского языка и литературы». Личностно ориентированный подход- это обучение и воспитание, направленное на развитие личности, а также это процесс обучения и воспитания, который позволяет обеспечивать процессы самопознания и самореализации личности ребёнка, развитие его индивидуальности. Цель данного подхода- заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, необходимые для становления самобытной личности.
Личностно ориентированнаый подход помогает в работе с одарёнными детьми. Планируя работу с одаренными детьми, нужно учитывать черты, характеризующие способного ребенка: хорошая память, высокий уровень интеллекта, развитая речь, большой словарный запас, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всём. Одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями, им необходим высокий темп продвижения, сложность и оригинальность заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. При работе с одарёнными детьми следует учитывать их возрастные и психологические особенности.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
-принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
В своей работе с одарёнными детьми использую дифференцированный подход в обучении. На уроках русского языка предлагаю обучающимся работу по карточкам разного уровня сложности. Например, на уроках по теме «Повторение причастий».
1-й уровень.
1. Продолжи: Причастие – это ...
2. Учитывая спряжение глагола, укажите нужный суффикс: ре...щий, кол…щий, мол...щий, стр...щий, гон...щий, стел..лций.
3. Н или НН?
Поляна пусты(нн, н)а; газон вытопта(нн, н); обстановка торжестве(нн, н)а; лозунги развеше(нн, н)ы; требование зако(нн, н)о.
4. Причастный оборот – это...
Пример: .
5. Выполни морфологический разбор причастия: Освеженные дождем цветы нежно благоухают.
2-й уровень
1. Не с причастиями:
2. Укажите причастие: перепуганный, пуганый, непуганый.
3. Расставьте знаки препинания:
4. Образуй все возможные причастия: уважать –
5. Укажите предложение со страдательным причастием:
3-й уровень.
1. Образуй краткие причастия: зажженный – окрашенный – убранный – оставленный –
2. Определи синтаксическую роль причастия в предложении.
Уже несколько недель город был обложе(нн, н) тесным кольцом оврагов закова(нн, н)ых в железо.
3. Прилагательное или причастие?
Туше...ый картофель, соле...ые в бочке огурцы, мороже.ое мясо, варе.ые овощи, жаре.ая в сметане рыба, поджаре.ая рыба.
4. Один ученик написал: “Необозримы и необходимы просторы нашей страны”. Что он имел в виду под вторым причастием? В чем заключается его ошибка?
4-й уровень
1. Приведите примеры использования причастий во фразеологических оборотах.
В 8 классе тема «Главные члены предложения»
Средний уровень:
Найти в предложениях подлежащие, определить, чем они выражены.
1) Где совесть с правдой обитают?
2) До полюса дошло на лыжах пять человек.
3) Слабенькое гав-гав собачонки никого не пугало.
4) Двое уже обогнали меня.
5) Здравый человек учится на чужих ошибках – глупца ничто не научит.
6) Невидящий лишь то берёт, что видящий ему даёт.
Синтаксический разбор предложения. Объясните вставленные буквы.
З…ря разг…ралась всё больше, краски на камышах и в…де бе…пр…станно менялись, туман завитками плыл вместе с рекой, ивовые листья бл…стели, как лакирова…ые.
В каком наклонении стоят глаголы в предложениях? Подчеркните сказуемые, определите, чем они выражены.
1) Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле.
2) Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной.
3) Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
4) Ещё я долго буду петь.
5) Твоих друзей не канут в лету бесчисленные имена.
Подчеркните грамматические основы предложений, определите, чем выражены сказуемые. Объясните вставленные буквы.
Наступила ненас…ная осень. Листья (с)начал… почернели, а (за)тем и (со)всем опали. Зар…дили бе…пр…станные дожди. Всё небо зат…нули свинцовые тучи. Лес пр…тих, наст….рожился. Но вот нал…тел ре…кий ветер, д…ревья заскр…пели, в их в…ршинах раздался треск.
Высокий уровень: Разберите предложения. Установите, в каких из них подлежащее выражено словосочетанием, а в каких – одним словом.
1) Николай с Денисовым ходили по залам.
2) Комендантша с дочерью удалились.
3) Через пять минут на опустевшей площади остались только Давыдов с Макаром.
4) Отец с сыном шёл в город.
5) Вошла Фенечка с Митей на руках.
6) Розанов с Райнером встретились горячо, по-приятельски.
7) На дороге показался всадник с конём.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Подчеркните главные члены предложения, определите, чем они выражены. Укажите вид сказуемого.
1) Летний вечер тих и ясен.
2) З…л…той метелью мчит…ся ж…лтый лист.
3) Мес…ность р….внин….а, и река (с, з)десь широка и длин…а.
4) Мы медле….о стали пр…бл…жаться к вершине горы.
5) По Северному морскому пути в это лето сновал… великое множество судов.
6) Девочка была огорче…а прои…шедшим.
7) В этом году осень тёплая.
Спишите, поставьте, где необходимо, тире.
1) Простота есть необходимое условие прекрасного.
2) Дело художника рождать искусство.
3) Хороший вкус это прежде всего чувство меры.
4) Сегодня море как небо.
5) Озеро словно зеркало.
6) Очень важное проявление вежливости поздороваться первым.
7) Жизнь нескончаемый экзамен.
8) Для меня жить значит работать.
На уроках литературы использую работу в группах. Одарённый ученик является руководителем группы, выполняет задание повышенной сложности. Например, на уроке в 11 классе по теме «Поэты серебряного века» представляет анализ стихотворения одного из поэтов Серебряного века.
Для развития творческих способностей учащихся необходимо развивать беглость, оригинальность, гибкость, тщательность мышления. В осуществлении этой задачи помогают всевозможные творческие задания.
Одарённые дети активно участвуют и во внеурочной деятельности. Это и предметные олимпиады, и олимпиада-кокурс «Русский медвежонок», и творческие конкурсы. Например, ежегодно принимают участие во Всероссийском конкурсе сочинений.
Разговор по душам
Хорошая ночь. Со стороны моря дул приятный бриз. Трава плавно покачивалась на ветру. Где -то вдалеке слышалась песня цикад. Это была одна из тех немногих ночей, которая так и манила выйти на свежий воздух, лечь на плед где – нибудь на поляне или на крыше и наслаждаться тишиной и покоем. Так и поступил мужчина уже преклонных лет, вальяжно устроившись на одном из небольших холмов за чертой города.
Не думая ни о чём, никуда не торопясь, Александр просто смотрел на звёздное небо. Ночную тишину разорвал звонкий детский смех: по склону взбирался маленький мальчик лет восьми, под ногами которого вертелась собака, мешая подъёму. «Деда, задорно кричал ребёнок, ты мне обещал рассказать историю про ракеты, про звёзды, а сам ушёл. Поэтому я пришёл сам!» Мужчина строго посмотрел на мальчика и молча похлопал рукой по земле. «Садись, - мощным голосом пригласив внука, он продолжил, - начнём же!»
«Люди – самые величайшие, но в то же время самые слабые существа на земле. И именно эта слабость способствует нашему любопытству. Изучение всего неизвестного, тяга к знаниям – лишь способ сделать нас сильнее. Ограниченную территорию Земли человечество исходило вдоль и поперёк, хотя осталось ещё множество неизученных вещей и явлений. Остался только космос. Ещё в древние времена, до первых государств, люди стремились к нему. Космос был для них чем - то божественным, недосягаемым. Позже, с развитием науки, люди стали мыслить более рационально. Многое в мировоззрении человечества рухнуло, но от этого космическое пространство не только не потеряло свою притягательность, но и привлекло к себе ещё больше людей, среди которых множество великих учёных! Космос манил своими бесконечными просторами. Человек мечтал освоить его пространства, использовать его ресурсы. Не зря в мире существует столько научно-фантастических книг. В своих трудах писатели отражали планы, надежды на футуристическое будущее. Космос давал великолепный полёт для фантазии таким авторам, как Ник Горькавый, Эдмонд Гамильтон, Роберт Хайнлайн. Но, пожалуй, ничто не покажет наше стремление к данному пространству, как его прямое освоение. Первый спутник Земли был запущен на орбиту 4 октября 1957 г. Это был колоссальный прорыв! Всего через 4 года, 12 апреля 1961г. ,в космос был отправлен уже человек – Юрий Гагарин.
Сейчас уже никого не удивишь ни спутниками, ни космонавтами. Полёты в космос перестали быть за гранью фантастики. Но, даже несмотря на такие достижения, очень многое предстоит нам открыть, исследовать. Человечество никогда не откажется от своей величайшей мечты – мечты о космосе!»
Александр закончил свой рассказ. Давно он уже с таким жаром и страстью не рассказывал о чём- либо. Чуть скосив глаза в сторону, он внимательно посмотрел на внука. Тот стоял с широко открытым ртом. Единственным незаинтересованным лицом была собака, которая без малейших признаков совести залезла носом в корзинку с бутербродами, заранее принесёнными мальчиком. «Дедааа, - протянул ребёнок, - я мало что понял из твоего рассказа, зато я понял, что, когда я вырасту, я стану научным исследователем! Буду покорять просторы космоса на своём личном межгалактическом корабле!» Мужчина, впервые улыбнувшись за вечер, мягко взъерошил белокурые волосы мальчика, сказал: «Конечно, станешь, главное- поверить!»
ученица 11 класса А.Нестерова
Письмо из прошлого
Капли стучали по крышам, листьям, карнизам. Я, надев капюшон, спешила в астрономический музей, куда недавно устроилась на подработку. Я выбрала именно это место, потому что мне всегда был интересен космос. Он манил своей далью и недоступностью. Работа была «пыльной» в прямом смысле этого слова. Обычно я протирала исторически важные экспонаты. Настроение сегодня было прескверное: я промокла до нитки. Вокруг все ходили понурые, тем самым нагнетая всеобщую хандру. Зайдя в здание музея, как обычно я взяла принадлежности для уборки, поздоровалась с парой сотрудников и уже направлялась в главный зал, как вдруг услышала своё имя. Это был заведующий.
«Анна, я попрошу вас сегодня выполнить свою работу в складском помещении. Эти экспонаты уже давно никто не протирал,» - скороговоркой проговорил он и удалился по своим делам.
«О, как здорово, - с иронией подумала я, - давно мечтала сметать пыль с никому не нужного антиквариата!». Когда я пришла на склад, то первым делам достала плеер и включила музыку. Заиграл приятный джаз. Я взяла в руки тряпку, начала осторожно смахивать пыль – всё-таки здесь есть ценные экземпляры! Продвигаясь к огромному телескопу, я настолько увлеклась его разглядыванием, что не смотрела под ноги и запнулась об один из экспонатов. Это было настолько неожиданно, что я даже не поняла, как оказалась на полу. Потерев ушибленную руку, я начала было вставать, но вдруг увидела рядом с собой аккуратно свёрнутую в трубочку пожелтевшую от времени записку. Любопытство подстёгивало меня, и я развернула её.
«Дорогой Друг!
Здравствуй! Я очень надеюсь, что это письмо дойдет до тебя через века , через время и поколения. Я буду рад, если ты будешь читать моё послание с гордостью за свою страну и мир, ведь сколько важных открытий и изобретений сделано вами – грядущими поколениями!
Меня зовут Генри, я живу вX IX веке, и меня притягивает к себе всё неизведанное и тайное. Наверное, поэтому я занялся астрономией. Астрономия – наука о движении и свойствах небесных тел. Я стараюсь изучать звёзды, планеты, созвездия. Космос притягивает меня к себе с невероятной силой! Если честно, я очень завидую тебе, мой юный друг, ведь к вашему времени будет сделано колоссальное количество открытий, будет выявлена масса законов и закономерностей космоса. Я бы многое отдал за то, чтобы хотя бы немного поучаствовать в этом. Да и сейчас, в моём времени, выдвинуто немало теорий и законов, но многие из них требуют экспериментального подтверждения, чего мы позволить себе не можем. О Боже! Стоит только мне представить, что человечество может покидать родную Землю и может окунаться в просторы космоса, как слёзы восторга наполняют меня! Для нас, людей, живущих в XIX веке, это пока несбыточная мечта. Мы можем только воображать, закрывая глаза, как огромные сложнейшие аппараты будут отрывать человека от Земли и уносить в тёмную, неизведанную даль просторов нашей вселенной. Кстати, недавно учёные-современники выдвинули теорию о том, что наша вселенная – бесконечна. Как бы мне хотелось, чтобы это оказалось правдой! Тогда вы – наши потомки – смогли бы отыскать другие формы и проявления жизни в космосе. Я уверен, что вместе мы могли бы объединиться и дружить, соединять свои знания и бороздить космические просторы! Милый друг, заклинаю тебя беречь нашу Землю! Изучай, люби, твори и побеждай! Я верю в светлое будущее, я верю в человеческую силу и могущество! Знай, что для моего времени дорога в космос – мечта. Вам очень повезло, потому что в ваше время, я думаю, космос уже не мечта, а жизненная реальность. Так цени это и стремись преумножать человеческие знания! Удачи тебе!
С глубоким уважение, Генри».
Я перечитала это послание как минимум раз пять. Поверить невозможно: я получила письмо из прошлого! Из далёкого прошлого! «И почему я раньше всерьёз не воспринимала свою тягу к космосу? Почему считала её всего лишь мимолётным увлечением?» - мысли неслись в моей голове со скоростью света. Бросив работу, так и не начав, я рванула в библиотеку.
ученица 11 класса Е.Шадрина
Принимают участие во Всероссийском конкурсе « Без срока давности».
Герои моей семьи
Великая Отечественная война… Как много печали, слёз и грусти в этом событии. Ни для кого не секрет, что война разрушила миллионы жизней и семей, страшная война зашла в каждый дом, заглянула в лицо каждому, даже детям, а также тем, кто трудился для фронта в тылу. Во многих семьях есть свои герои, но, к огромному сожалению, некоторые из них так и не смогли вернуться с фронта, они навсегда остались в том страшном промежутке времени. Я хотел бы рассказать о том, как война коснулась моей семьи, рассказать про своих героев.
Мой прапрадед Ведерников Кузьма Тимофеевич на своём веку побывал не на одной войне. После того, как его призвали в армию, он воевал на фронтах Первой мировой войны, а после неё был участником революции 1917 года. Когда началась Великая Отечественная война, его снова призвали на фронт. Прапрадед защищал Ленинград. В 1945 году живой вернулся домой. Кузьма Тимофеевич был награждён Орденом Отечественной войны второй степени. Он прожил долгую трудовую жизнь
Орденом Отечественной войны второй степени был награждён и мой прадед Сазонов Пётр Константинович, который был призван в РККА в 1940 году, он охранял восточную границу в то время, когда японские войска пытались её нарушить. Мой прадед служил связистом. В случае прекращения связи Петру Константиновичу и другим связистам приходилось ползти под шквальным огнём для соединения связи. Доползая до обрыва и не имея возможности соединить линию, два конца провода зажимали зубами, и таким образом связь восстанавливалась. И если не успевала подмога, то многие связисты погибали. К счастью, моему прадеду было суждено вернуться, и он жил и трудился всю оставшуюся долгую жизнь.
Но, к великому сожалению, не все вернулись с фронта. Мой прадед Андриянов Дмитрий Николаевич пропал без вести в 1943 году.
Не вернулся с войны и дядя моей бабушки Гаврилов Александр Степанович. Верный воинской присяге, проявив героизм и мужество, получив раны, несовместимые с жизнью, умер в госпитале города Ярославль.
Конечно, не все воевали на фронте, люди, живущие в те суровые времена, не понаслышке знают, что такое война. Моя бабушка Кочеврягина Нина Дмитриевна – ребёнок войны, так же, как и её сестра Андриянова Маргарита Дмитриевна. Первое, что вспоминает бабушка – это голод. В округе не было даже крапивы и лебеды, всё было съедено. Из-за заморозков урожай картошки совсем не уродился, молоко сдавали в приёмный пункт, а то, что оставалось, мать разводила водой, чтобы было больше. Мне бабушка рассказывала, как советские самолёты летели на фронт, их было так много, что казалось- на небе «большая туча». Через Нязепетровск на фронт шёл эшелон с моряками. На некоторое время их расселяли по домам. В доме моей бабушки тоже жило несколько человек, один из них подарил её маме гимнастёрку, из которой она сшила бабушке пальто, на рукаве пальто была звёздочка. Моя бабушка очень ею гордилась. Сейчас моя бабушка живёт в Нязепетровске.
Конечно, война несёт горе, разлуку, разрушение, смерть. Я хочу, чтобы все знали и помнили историю и героев в своей семье и стране. И тогда, возможно, что такое больше никогда не случится. Пока мы помним, ушедшие живут в наших сердцах!
ученик 10 класса В.Кочеврягин
Городской литературный конкурс «Серебряное пёрышко»
Над головой свистели пули
Над головой свистели пули,
В руках мужчин ружье стальное,
Противники в крови тонули,
Они не ведали покоя.
Наступая на захватчиков ордою,
И слыша крики иноземцев,
Русские, закрыв собою,
Не позволяли пройти немцам!!!
Проклятый бой разрушил стены,
Что строили с такой заботой.
От ненависти вздувались вены,
От разрушений, смерти новой.
Все помнят те моменты битвы
И офицеров, что "уснули",
Читая тихо те молитвы,
Пока над головой свистели пули!!!
Мама
Мама… Такое тихое слово,
Но так много значит оно.
Так приятно, когда ты целован,
Так неожиданно и легко.
Спасибо за то, что ты любишь
Даже когда тяжело,
Спасибо тебе, что поддержишь
Разбитое мною крыло.
От души хочу тебе признаться,
Да, возможно, была я плоха,
Но обещаю- буду стараться,
Не совершу в жизни греха.
Спасибо, что вырастила достойно,
Что не оставила в беде,
Говорила: "Ты будешь стойкой,
Не дай другим себя задеть."
Я тебе благодарна,
Настолько, насколько могу,
И покажу тебе я наглядно,
Как сильно тебя я люблю.
ученица 10 класса Н Русинова
Блaгoдaря cиcтeмнoй и плaнoмeрнoй рaбoтe вceгo кoллeктивa coтрудникoв шкoлы oдaрeнныe дeти cтaнoвятcя уcпeшными, cчacтливыми людьми, гaрмoничнo coчeтaющими дeлoвую кaрьeру и личную жизнь.
Литература:
1. Интернет
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.