Разделение труда в управлении общеобразовательной организацией
Сухинина Ольга Николаевна
Заместитель директора по УВР
МОУ г.Горловки «Школа № 21»
Актуальность изучения данной темы определяется тем, что организация труда - это постоянно действующий фактор эффективности любой деятельности. В работе рассмотрим теоретическую информацию о разделении управленческого труда, его классификации по основным признакам. Проработаны общие определения организации труда; уровни организации труда (ОТ) по масштабу реализации. Обоснованы основные вопросы по организации труда преподавательского состава.
Работа состоит из трех основных разделов, включая раздел из личного опыта работы.
Разделение управленческого труда – объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников. Это способствует повышению качества управляющих воздействий. Целью нашей работы является ознакомление со структурой организации, проведение анализа видов разделения труда, из которых основное внимание сосредоточим на функциональном разделении труда. Задачи исследования :
1. Рассмотреть структурный подход к организации
2. Определить особенности функционального разделения труда в управлении.
Объект исследования – структура организации с функциональным разделением труда.
Предмет исследования – функциональное разделения труда в системе управления персоналом.
В настоящее время под разделением труда понимается разграничение производственной деятельности людей в ходе производственных процессов. Правильное разделение труда позволяет расставить всех участников производственного процесса по рабочим местам с учетом их личных особенностей, профессиональных и деловых качеств. Разделение труда означает обособление различных видов труда и закрепление их за участниками производственного процесса. Принцип разделения труда - это базовый принцип организации, в основе которого – невозможность одинаково эффективного выполнения одним человеком комплекса разнородных видов деятельности. С другой стороны, этот принцип – отражение многообразия потребностей отдельных индивидов и общества в целом. На уровне организаций разделение труда предполагает дифференциацию и специализацию трудовой деятельности, вычленение в рамках сложной деятельности более частных видов и подвидов деятельности.
1.1 Обычно управленческий труд классифицируют по шести основным признакам (см. таблицу). Ведущее место среди них занимает функциональное разделение, поскольку именно оно определяет появление других видов.
Признак разделения |
Определение понятия |
Функциональное |
Выделение функций, объективно необходимых для эффективного управления, выполнение которых закрепляется за определенными работниками или подразделениями аппарата управления |
Иерархическое |
Распределение комплексов работ по уровням иерархии управления, закрепление их за определенными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних |
Технологическое |
Дифференциация процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников |
Профессиональное |
Дифференциация управленческих работников в соответствии с их профессиональной подготовкой |
Квалификационное |
Распределение работ по функциям управления и закрепление их за управленческими работниками в соответствии с квалификацией, стажем работы и личными способностями последних |
Должностное |
Распределение управленческих работников в системе управления в соответствии с их компетенцией |
1) Центральное место в управлении занимает руководитель, который возглавляет определенный коллектив работников, наделен необходимыми полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности организации (предприятия) и несет всю полноту ответственности за результаты работы возглавляемого им коллектива. В современной российской экономике все чаще как синоним понятия «руководитель» стало употребляться понятие «менеджер».
2) Специалисты – это работники, выполняющие определенные функции управления. Они анализируют собранную информацию и готовят варианты решений для руководителей соответствующего уровня. К специалистам относятся экономисты, бухгалтеры, юристы, инженеры и др. Главная особенность их деятельности состоит в том, что они работают в условиях жестких ограничений, в качестве которых могут выступать приказы и распоряжения руководителей, технико-технологические нормативы и организационные регламенты деятельности, четкие квалификационные требования относительно специальных знаний.
3) Служащие (технические работники) – это работники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей. Они выполняют информационно-технические операции, освобождая руководителей и специалистов от этой трудоемкой работы.
1.2 Общие определения организации труда. Эффективность развития образовательной организации и образовательной системы в целом обеспечивается высокой производительностью и эффективностью труда. Для достижения высоких показателей труд необходимо рационально организовать.
В общем смысле под организацией труда в образовательном учреждении понимается создание условий, при которых руководители, педагоги, другие работники образовательной организации и обучающие могут рационально взаимодействовать между собой и с производственной средой для достижения целей образовательной организации.
При этом двойственность понятия "организация" предполагает многоаспектность и понятия "организация труда", под которой может пониматься как функциональная система, так и вид деятельности (процесс).
2.1. Можно выделить несколько уровней организации труда (ОТ) по масштабу реализации.
1. На уровне общества (страны, региона, отрасли).
2. В организации (подразделении).
3. На рабочем месте.
Существует два вида определений организации труда: атрибутивное, характеризующее существенный признак, а именно порядок труда, и функциональное, связанное с выполнением определенных действий для
осуществления вышеуказанного порядка. В табл. 4.5 представлен ряд таких определений с перечислением комплекса элементов, входящих в систему организации труда на разных уровнях.
Таблица «Определения организации труда»
Уровень |
Атрибутивное определение |
Функциональное определение |
Элементы |
Обще- |
Обусловленная |
Система |
• обеспечение функционирования |
ство |
экономическим |
управления |
рынка труда; |
|
строем и законодательно регулируемая общегосударственная система использования труда в обществе |
трудом |
• учет, анализ и планирование труда в государственном секторе экономики; • межотраслевое нормирование труда; • организация оплаты и материального стимулирования труда; • охрана труда и техника безопасности и др. |
Орган и- |
Определенный |
Деятельность |
• разделение труда; |
зация |
порядок построе- |
по уста- |
• кооперация труда; |
|
ния и осущест- |
новлению |
• организация рабочих мест; |
|
вления трудового |
и изменению |
• организация обслуживания |
|
процесса, обра- |
порядка вза- |
работников; |
|
зующий систему |
имодействия |
• разработка рациональных прие- |
|
взаимодействия |
работников |
мов и методов труда (способов |
|
работников со |
со средствами |
выполнения работы); |
|
средствами про- |
производ |
• создание безопасных и здоровых |
|
изводства и друг |
ства и друг |
условий труда; |
|
с другом для |
с другом для |
• подбор, подготовка, переподго- |
|
достижения зара- |
успешного |
товка и повышение квалификации |
|
нее поставленной |
достижения |
работников; |
|
цели трудовой |
целей трудо- |
• организация оплаты и матери- |
|
деятельности |
вой деятельности |
ального стимулирования труда; • воспитание дисциплины труда, поддержка трудовой активности и творческой инициативы; • планирование и учет труда |
Организация труда преподавательского состава. Эффективность труда преподавательского состава определяется:
— его численностью и квалификацией;
— распределением и использованием времени, отводимого на выполнение основных видов работ;
— количеством и квалификацией вспомогательного персонала;
— распределением работ между преподавателями, инженерно-техническим составом и вспомогательным персоналом;
— организацией рабочего дня;
— оборудованием и технической оснащенностью рабочих мест.
Исходя из этого, организация труда преподавательского состава охватывает широкий круг вопросов, важнейшими из которых являются разработка научно обоснованной системы планирования работ; исследование и оценка характера педагогического труда; интенсификация трудовых процессов на основе совершенствования нормирования труда; повышение квалификации педагогических кадров и рациональная их расстановка с учетом способностей и склонностей; кооперирование труда между преподавателями и учебно-вспомогательным персоналом; создание оптимальных условий труда, быта и отдыха. Все задачи организации груда преподавательского состава можно разделить на две группы:
— задачи, решаемые руководством образовательной организации, цель которых сводится к тому, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для высокоэффективного труда сотрудников;
— задачи, решаемые лично каждым сотрудником в целях наиболее эффективного использования тех условий, которыми он располагает, для выполнения возложенных на него обязанностей.
Бюджет времени преподавателя и его распределение по основным видам работ. Интенсивность выполнения преподавательским составом каждого вида работ неравномерна и в течение года изменяется в сравнительно широких пределах.
Рабочий день преподавателя регламентируется индивидуальными планами, в которых может предусматриваться выполнение отдельных работ вне образовательной организации. Исходя из этого, рационально при учете выполнения работы исходить не из ежедневных затрат рабочего времени на тот или иной вид работы, а из выполнения преподавателем индивидуального плана, составленного на учебный год на основе поставленных задач и норм затрат времени на отдельные виды работ. Это позволяет учесть все виды деятельности преподавателей в предстоящем учебном году и распределить их с таким расчетом, чтобы суммарные затраты времени на их выполнение у каждого преподавателя не превышали годового бюджета, и все виды работ выполнялись своевременно, качественно и без чрезмерной перегрузки. Основу научного учета и планирования груда преподавательского состава при этом составляют объективный расчет годового бюджета рабочего времени преподавателя, оптимальное распределение его по видам работ и научное нормирование отдельных работ.
Любой процесс труда протекает во времени, поэтому всеобщей мерой труда является рабочее время. Отсюда следует, что установленная, например, продолжительность рабочего дня, недели является уже конкретной нормой труда. Однако этот показатель не является исчерпывающим, гак как фактически затраченное на выполнение какой-либо работы время не всегда является общественно необходимым, а поэтому оно не может служить обоснованной мерой труда. Мерой труда может служить лишь время, действительно необходимое для выполнения данной работы в данных конкретных условиях. Она выражается в норме труда, и главной задачей нормирования является повышение степени ее обоснованности посредством учета условий и внедрения наиболее рациональных приемов и методов труда.
Норма труда является средством регламентации трудовых процессов. Поэтому нормирование обеспечивает рациональную организацию труда, способствует повышению производительности и личной заинтересованности исполнителей в результатах своего труда. Правильная организация и нормирование труда создают объективные предпосылки для успешной работы, в результате чего в коллективе исчезают недомолвки и недовольство, создается здоровая психологическая атмосфера. Наконец, норма труда определяет режим или ритм выполняемой работы.
Основными методами установления нормы времени являются аналитико-расчетный и аналитико-исследовательский, сущность которых заключается в следующем:
работа делится на основные элементы, выделяются факторы, влияющие на продолжительность выполнения элементов и работы в целом;
— проектируется оптимальный состав и структура нормируемой работы на основе рационального сочетания указанных факторов;
- рассчитывается время (аналитико-расчетный метод) или замеряется путем хронометража (аналитико-исследовательский метод) продолжительности выполнения отдельных элементов, составляющих операцию (работу).
В отдельных случаях находит применение опытно-статистический метод нормирования, при котором нормы устанавливаются на основе сбора, обработки и анализа достаточного количества данных о затратах времени на аналогичные работы, выполненные в прошлом.[1; 32с.] Этот метод предусматривает установление нормы времени на вид работы в целом без расчленения ее на части и приводит, как правило, к недостаточно точным результатам, ибо он не учитывает условий, в которых будет выполняться данная работа. При этом методе используются хронометрирование, саморегистрация (самофотографирование), экспертные оценки и другие способы.
Весьма сложной и до сих пор мало исследованной остается проблема оценки уровня сложности умственного труда, хотя, как показывает опыт, по характеру своего воздействия на физиологические функции человека умственный труд не очень существенно отличается от груда физического.[5; 320с.]
Трудность количественной оценки сложности умственного труда состоит в необходимости учета целого ряда факторов, связанных с психическими особенностями и уровнем способностей людей, с творческим характером умственного труда.[3; 108с.]
Научное нормирование всех сторон деятельности преподавательского состава в полном объеме может быть осуществлено лишь на основе глубоких исследований физиологии умственного труда, тогда как в настоящее время научному нормированию поддаются лишь виды работ, относящиеся к основной, информационной стороне педагогического труда.
В целом организация труда призвана повысить производительность труда (экономический аспект) и его содержательность (социальный аспект), создать благоприятные условия труда (психофизиологический аспект) и, по возможности, заменить живой труд машинным (технологический аспект). С этих позиций рассмотрим элементы системы организации труда в образовательной организации. [ 2; 60с.]
Разделение и кооперация труда. В основе разделения труда лежит одноименный закон, сущность которого заключается в необходимости выделять специфические трудовые функции, выполняемые в рамках процессов образовательной организации, и закреплении их в качестве самостоятельных в отдельные периоды (фазы) трудовой деятельности или за отдельными исполнителями (сотрудниками, подразделениями).
Целью разделения и кооперации труда является достижение его максимальной продуктивности и эффективности путем установления четкой ответственности, обеспечения специализации сотрудников и приобретения ими соответствующей квалификации, создание эффективного взаимодействия между работниками образовательной организации.
При этом выделяют два этана разделения труда: первый — разделение труда по функциям и определение организационной структуры; второй — определение личной ответственности сотрудника и его должностных обязанностей в соответствии с его квалификацией и сложностью выполняемых работ. Для грамотного определения места сотрудника в образовательной организации и его возможности гармонично выстраивать отношения как в коллективе в целом, так и в профессиональных группах, важно знать и учитывать уровень его образования, опыт работы, профессиональные и личные качества. Закрепление разделения и кооперации труда осуществляется путем оформления различных локальных актов: положений о структурных подразделениях, должностных инструкций и др.
2.2 Приведу в пример работу коллектива школы, в которой я являюсь заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Коллектив относительно небольшой: всего 16 человек педагогов и 12 человек технического персонала. Работа коллектива слажена. Почему? Есть четкое разделение труда именно в управлении школой. В штате нашей образовательной организации два заместителя директора. Соответственно, директор и два завуча выполняют, согласно приказу о распределении обязанностей, каждый свою работу. Это очень важно в управлении персоналом и дает хорошие результаты. Во-первых, четко распределена методическая и учебная работа, что позволяет лучше осваивать конкретное направление работы. Во-вторых, становится гораздо проще оказывать методическую помощь и консультации педагогам. Они знают, к кому из представителей администрации и с каким вопросом лучше подходить. Бесспорно, разделение должно присутствовать. Управление общеобразовательной организацией - сложный, объемный, трудоемкий процесс. Охватить его одному человеку не просто сложно, а практически невозможно. Не стоит забывать также о техническом персонале. Это тоже неотъемлемая часть коллекции общеобразовательной организации. В работе техперсонала тоже свои тонкости и трудности. Поэтому гораздо лучше, когда есть определенный человек, который мониторит работу этого звена школы. Я в своей школе отвечаю за всё, что связано с тарификацией, а также за кружковую работу, работу с педагогами, работающими с учащимися, находящимися на индивидуальном обучении. В должности завуча работаю первый год, поэтому для крайне важно разделение труда в управлении организацией. Занимаясь конкретно выделенными направлениями работы, есть гораздо большая вероятность того, что человек сможет досконально изучить свою область работы.
Вывод.
Таким образом, организация труда как определенная функциональная система, созданная на уровне образовательной организации, представляет собой совокупность организационных отношений и организационных связей между педагогами (другими сотрудниками), техническими средствами и инфраструктурой, между самими педагогами (работниками), обеспечивающими определенный порядок протекания образовательного процесса и способствующими достижению высокой социально-экономической эффективности приложения педагогического груда.
Организация труда как деятельность — это одна из управленческих функций, часть управления образовательной организацией, направленная на создание, поддержание, упорядочение и развитие системы организации труда, се преобразование на основе нововведений организационного характера.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.