Методическая разработка для проведения открытого урока по МДК 03.01 Организация работы и управление подразделением организации
Оценка 4.7

Методическая разработка для проведения открытого урока по МДК 03.01 Организация работы и управление подразделением организации

Оценка 4.7
doc
математика
03.02.2020
Методическая разработка для проведения открытого урока по МДК 03.01 Организация работы и управление подразделением организации
Метод.р.стрессы.doc

МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УФИМСКИЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка урока

 

по МДК 03.01 «Организация работы и управление подразделением организации»

 

 

тема: «Стрессы, подходы к их управлению»

 

специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин о оборудования (по отраслям)

 

 

 

 

 

Хасанова Айсылу Фануровна

преподаватель специальных

дисциплин

 

 

 

Уфа 2019 г


 

Рассмотрена и рекомендована учебной                                                          (цикловой) комиссией № 2

ГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум»

 

Протокол № ____ от «____» _________ 2019 г.

 

Председатель ПЦК __________ Ефимов Ан.В.

 

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования

по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин о оборудования (по отраслям)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Заместитель директора по УР

 

___________В.Ф.Валеева

 

 

Методические указания к проведению урока по междисциплинарному курсу 03.01 «Организация работы и управление подразделением организации» предназначены для преподавателей специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин о оборудования (по отраслям).

Методическая разработка составлена с учетом современных педагогических технологий и требований к педагогической разработке.

 

Методическая разработка урока содержит материал проведения урока с применением технологии развития логического мышления с элементами креатив технологий (метод - подводящий диалог, «мозговой штурм»). К уроку прилагается сценарий проведения урока, авторская слайд – презентация, упражнение на закрепление пройденного материала, домашнее задание. Цель разработки данного урока - развитие базовых качеств личности, как логическое мышление, рефлексивность, креативность, самостоятельность, ответственность за собственный результат своей деятельности. Может представлять интерес для педагогов специальных дисциплин к проведению занятий.

 

 

 

Разработчик: Хасанова А.Ф., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум».


Содержание

 

Цели методической разработки  4

Формируемые профессиональные компетенции Приобретаемые умения и навыки  5

Задачи занятия  7

Обоснование выбора технологии  8

План учебного занятия  9

Ход занятия  11

Технологическая карта урока  13

Сценарий урока  15

Приложение А   17

Приложение Б  19

Приложение В   20

Приложение Г  23

Приложении Д   24

Приложение Е  27

 

 


Цели методической разработки

 

 

Курс, группа:

третий, 301 ТЭМ

Междисциплинарные курсы

МДК 03.01 «Организация работы и управление подразделением организации»

Специальность:

23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

Тема:

«Стрессы, подходы к их управлению»

Форма занятия:

Комбинированное занятие

 

Цель урока: научиться понимать природу возникновения стресса, различать позитивные и негативные стрессы, знать методы снятия стрессов и уметь предупреждать стрессовые ситуации

 

Цель методическая: создание условий для формирования профессиональных компетенций.


Формируемые профессиональные компетенции
Приобретаемые умения и навыки

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Уметь:

- различать позитивные и негативные стрессы, 

- предупреждать стрессовые ситуации

Знать:

- природу возникновения стресса,

- методы снятия стрессов 

 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 3.1 Организовывать работу персонала по    эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

ПК 3.5 Определять потребность структурного подразделения в эксплуатационных и ремонтных материалах для обеспечения эксплуатации машин и механизмов

ПК 3.6 Обеспечивать приемку эксплуатационных материалов, контроль качества, учет, условия безопасности при хранении и выдаче топливно-смазочных материалов.

Тип урока:

Комбинированное занятие

Мотивация учебной деятельности

Изучение данной темы очень важно, так как является основой для дальнейшего формирования знаний, умений и профессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена; является очень актуальной проблемой всего человечества на современном этапе развития общества.

Типология по основному способу проведения

Лекция первичного ознакомления с материалом, беседа, самостоятельная работа обучающихся, тестирование, решение ситуационных задач.

Методы обучения:

Объяснение, рассказ, активное и пассивное восприятие, фронтальная беседа, демонстрация, практическая работа, опрос, постановка проблемных вопросов, постановка проблемной ситуации, «мозговой штур»,  групповая работа, работа с раздаточным материалом, работа с презентацией, самостоятельная работа студентов, контрольно – коррекционная беседа рефлексия

Формы учебной

работы:

                 опережающая форма обучения.

                 фронтальная работа;

                 тестирование;

                 взаимопроверка знаний;

                 постановка проблемных ситуаций;

                 групповая работа;

                 индивидуальная работа

Приемы обучения:

                 наглядно-визуальный (беседа, слайд-презентация);

                 практический (работа с учебно-методическим обеспечением).

Средства обучения:

Дидактические средства: видеоролик; слайд-презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал, задание для выполнения тестирования на закрепление пройденного материала, домашнее задание для студентов.

Оборудование: персональный компьютер; мультимедийный проектор; экран;

Внутри дисциплинарные связи:

«Цикл менеджмента», «Система методов управления », «Управление конфликтами», «Основы психологии личности», «Мотивация деятельности в менеджменте»

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие дисциплины: «Обществознание», «Основы безопасности жизнедеятельности»

Целесообразность использования медиа продукта на занятии:

 

недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, схем и т.д.);

повышение мотивации и эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений;

формирование информационной культуры и компетентности учащихся.

Задачи занятия

 

1.            Образовательные:

·              объяснить, что означает понятие «стресс»;

·              объяснить причины возникновения и виды неверной реакции на стресс;

·              рассмотреть типы людей по отношению к стрессовой ситуации

·              рассмотреть наиболее распространенные стрессовые ситуации;

·              развивать навыки преодоления стресса

 

2.            Развивающие:

·              развитие активной мыслительной деятельности;

·              развитие логического мышления;

·              развитие познавательной активности и познавательной самостоятельности;

·              развитие умения наблюдать, замечать характерные признаки,

·              развитие логического мышления; внимания; собранности.

·              развитие творческого подхода в решении поставленных задач.

 

3.            Воспитательные:

·              воспитание устойчивого интереса к предмету и будущей профессии;

·              воспитание внимания, чувства ответственности;

·              воспитание умений работать в коллективе, эффективно общаться с преподавателем, друг с другом.

 

4.            Методическая:

·              создание условий для усвоения нового материала через продуктивные методы обучения.

 

5.            Деятельностные:

·              формирование умений предупреждать стрессовые ситуации.


Обоснование выбора технологии

 

Для открытого урока выбрана форма комбинированного урока, так как он позволяет использовать разнообразные методы работы со студентами, способствующими закреплению пройденного материала и изучению на его базе нового. В ходе изучения урока студент должен понять природу возникновения стресса, научиться различать позитивные и негативные стрессы, знать методы снятия стрессов и уметь предупреждать стрессовые ситуации. Использована опережающая форма обучения: студенты группы предварительно провели аутоанализ личного стресса (ведение недельного дневника стрессов), также, подготовили сообщения по теме «Стрессы, подходы к их управлению». 

Цель опережающего обучения – лучшее усвоение теоретического материала, расширение кругозора, развитие навыков самостоятельной работы с материалами из различных источников.

 

Актуальность данной технологии

Опережающее обучение - вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе.

В основу системы опережающего обучения заложены следующие принципы:

- принцип обучения на высоком уровне трудности. Реализация этого принципа предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений;

- принцип ведущей роли теоретических знаний, согласно которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков;

- принцип осознания обучаемыми собственного учения. Этот принцип обучения направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции;

- принцип работы над развитием всех обучаемых. Согласно этому принципу, должны быть учтены индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех.

Таким образом, отличительными чертами системы являются:

- направленность на высокое общее развитие обучаемых (это стержневая характеристика системы);

- высокий уровень трудности, на котором ведется обучение;

- быстрый темп прохождения учебного материала, резкое повышение удельного веса теоретических знаний.

 

Продолжительность занятия – 45 мин.


План учебного занятия

по МДК.03.01. Организация работы и управление подразделением организации

Тема: Управление конфликтами в коллективе.

Специальность: 23.02.05 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

Курс: 3 

Группа: 301 ТЭМ

Цели учебные

иметь представление:

- о понятии «стресс»;

знать:

- позитивные и негативные стрессы;

- знать методы снятия стрессов;       

уметь:

- понимать природу возникновения стресса;

- предупреждать стрессовые ситуации.

Формируемые ОК:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5  Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Формируемые ПК:

ПК 3.1 Организовывать работу персонала по эксплуатации подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования.

ПК 3.2 Осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины при выполнении работ.

ПК 3.3 Составлять и оформлять техническую и отчетную документацию о работе ремонтно-механического отделения структурного подразделения.

ПК 3.4 Участвовать в подготовке документации для лицензирования производственной деятельности структурного подразделения.

ПК 3.5. Определять потребность структурного подразделения в эксплуатационных и ремонтных материалах для обеспечения эксплуатации машин и механизмов.

ПК 3.6. Обеспечивать приемку эксплуатационных материалов, контроль качества, учет, условия безопасности при хранении и выдаче топливно-смазочных материалов.

ПК 3.7. Соблюдать установленные требования, действующие нормы, правила и стандарты, касающиеся экологической безопасности производственной деятельности структурного подразделения.

ПК 3.8. Участвовать в подготовке документации для лицензирования производственной деятельности структурного подразделения.

Место проведения – учебный кабинет

Норма времени       -  2 часа

Тип занятия             - комбинированный урок

Метод обучения - объяснение, рассказ, активное и пассивное восприятие, фронтальная беседа, демонстрация, опрос, постановка проблемных вопросов, постановка проблемной ситуации, брейншторминг, групповая работа, работа с раздаточным материалом, работа с презентацией, самостоятельная работа студентов, контрольно – коррекционная беседа, рефлексия

Наглядные пособия, ТСО, дидактический материал: видеоролик; слайд-презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал, задание для выполнения тестирования на закрепление пройденного материала, домашнее задание для студентов.

 


Ход занятия

 

1. Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности – 1 мин.

Цель этапа: психологический настрой студентов, проверка готовности к уроку, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

               установление рабочей обстановки;

               проверка наличия студентов на начало урока.

 

2.   Актуализация знаний – 5 мин

Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося; повторение изученного материала:

1) повторение изученной темы;

2) проверка домашнего задания (заполнение дневника стресса, подведение итогов)

3) набрасывание идей, предположений по теме (просмотр видеоролика);

4) активизация имеющихся знаний.

На этой фазе образовательного процесса студенты реализуют следующие задачи:

              самостоятельно актуализируют имеющиеся знания, пробуждается интерес к теме.

 

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся –4 мин.

Цель этапа: сформулировать цели и задачи урока, определить их границы знания и незнания, формирование вопросов, вызова, постановка студентами собственных целей:

1)  происходит совместное формулирование темы урока

2) происходит совместное формулирование цели и задач занятия.

На этой фазе образовательного процесса студенты реализуют следующие задачи:

              определяется тема изучения предстоящего учебного материала

              определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Тема урока: «Стрессы, подходы к их управлению»

Цель урока: научиться понимать природу возникновения стресса, различать позитивные и негативные стрессы, знать методы снятия стрессов и уметь предупреждать стрессовые ситуации; создание условий для формирования профессиональных компетенций.


4.   Первичное усвоение новых знаний – 15 мин;

Цель этапа: Последовательное изложение учебного материала по намеченному плану и организация работы студентов по его осмыслению и усвоению.

1) работа со слайд – презентацией;

2) работа с раздаточным материалом;

3) сообщения студентов по теме

5. Первичная проверка понимания и первичное закрепление – 14 мин.

Цель этапа: Применение и первичное закрепление полученных знаний, выработка у студентов умений и навыков

1)            систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков;

2)            выполнение тестовых заданий;

3)            фронтальный опрос

4)            просмотр видеоролика, обсуждение проблемных вопросов

6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция - 2 мин.

Цель этапа: Подведение итогов учебного занятия с выставлением оценок студентам за выполненное упражнение.

 

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 1 мин.

Цель этапа: Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

 

8.  Стадия рефлексия подведение итогов урока – 3 мин.

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы. Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз – вызова и осмысления – технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы.


Технологическая карта урока

 

Этап урока

Время

Цель

Содержание

Методы и приёмы

Объект контроля

1.Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности

1 мин.

Психологический настрой студентов, проверка готовности к уроку, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

 

Проверка наличия студентов на начало урока;

проверка готовности рабочих мест

Постановка проблемной ситуации, «эмоциональное вхождение в урок»

Наличие необходимых дидактических средств и оборудования (оценивает преподаватель)

2. Повторение и актуализация опорных знаний. Актуализация знаний по вопросам, способствующим успешному изучению нового материала

 

5 мин.

Повторение изученного материала с помощью игровой ситуации;

систематизация и воспроизведение наиболее существенных понятий из ранее изученного материала

 

Проверка знаний основных понятий из изученного учебного материала

Устный опрос:

- с использованием карточек в виде постановки проблемных вопросов

 

Анализ, обсуждение оценивает преподаватель совместно со студентами

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4 мин.

Формулировать цели и задачи урока, определение их границы знания и незнания, формирования вопросов, постановка целей

Определение темы и цели учебного занятия

Метод:

- постановка проблемной ситуации (просмотр видеоролика);

- проведение «мозгового штурма»

- фронтальная беседа;

- групповая работа

Оценивание преподавателем работы обучающихся, при решении проблемной ситуации

4. Первичное усвоение новых знаний

15 мин.

Расширение кругозора, повышение учебно-познавательного интереса студентов

Представление презентации по теме: «Стрессы, подходы к их управлению» в программе PowerPoint, сообщения студентов

Метод:

- опережающее обучение;

- анализ заполнения «Дневника личных стрессов»;

- работа с группой

Анализ выполненного домашнего задания, предварительное ознакомление с темой урока, умение правильно анализировать «дневник стресса»

5. Первичная проверка понимания и первичное закрепление

14 мин.

Первичное выявление уровня усвоения теоретических знаний

Анализ полученной информации

- тестирование

- повторный просмотр видеоролика;

- групповая работа

Ответы оценивает преподаватель

6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция

2 мин.

Выявление уровня сформированности умений и навыков по отбору информационного материала; формирование компетенций

Подведение итогов учебного занятия с выставлением оценок студентам за выполненные тесты

Групповая работа

Анализ ответов

7. Постановка задания на дом; инструктаж по его выполнению

1 мин.

Ориентация обучающихся на выполнение работы

Выдача заданий и рекомендаций по его выполнению

Фронтальная беседа

Рекомендации и задания по выполнению домашнего задания

8. Стадия рефлексия

3 мин.

Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов.

Выявление эмоционального настроя студентов

Метод «Закончить фразу», групповая работа

Возврат в начало урока и презентации, сравнение поставленных целей и достигнутых, их сравнение

 

 


Сценарий урока

 

1. Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности – 1 мин.

 

Цель этапа: психологический настрой студентов, проверка готовности к уроку, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, формирование вопросов.

 

Преподаватель: Здравствуйте ребята! (проверка: отсутствующих, готовность студентов к занятию). Сегодня у нас открытый урок, и к нам пришли гости.

 

2. Повторение и актуализация опорных знаний – 5 мин.

 

- Прежде чем приступить к изучению новой темы поговорим о том, чем мы занимались ранее. На прошлом занятии мы с вами прошли тему «Управление конфликтами в коллективе». (Разделение группы на команды, 1 ряд – команда №1, 2 ряд – команда №2). Порядок работы: вытаскиваем карточку и быстро, не задумываясь, отвечаем.

 

Вопросы для контроля «Управление конфликтами»

1. Столкновение взглядов, интересов, отсутствие согласия между участниками обмена мнениями

2. Признаки назревающего конфликта

3. Элементы конфликта

4. Аномальные работники

5. Виды конфликтов

6. Варианты решения конфликтов

7. Компромисс

8. Позитивные последствия конфликтов

9. Негативные последствия конфликтов

10. Причины конфликтов на предприятии

 

- Хорошо. Мы не только повторили пройденную тему, но и подошли к новой, и вам необходимо сформулировать самим тему и цели нашего урока. Для этого давайте посмотрим видеоролик о том, как обучающийся реагирует на методы оценивания преподавателя. (Просмотр первой половины видеоролика).

 

3.     Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 4 мин.

 

Преподаватель ставит проблемные вопросы с целью определения темы учебного занятия.

 

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (О стрессах)

- Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о стрессах, точнее о подходах к их управлению. И так тема нашего сегодняшнего урока: «Стрессы, подходы к их управлению».

Слайд 2. Тема урока.

Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? (Научиться понимать природу возникновения стресса, различать позитивные и негативные стрессы, знать методы снятия стрессов и уметь предупреждать стрессовые ситуации)

Слайд 3. Цель и задачи урока.

 

4. Первичное усвоение новых знаний – 14 мин.

 

Цель этапа: последовательное изложение учебного материала по намеченному плану и организация студентов по его осмыслению и усвоению.

При изучении теоретического материала используется мультимедийная презентация, студенты рассказывают сообщения по каждому пункту темы. Выступления студентов сопровождается показом слайдов. Преподаватель при этом предлагает группе о дополнениях, затем  заканчивает изучение новой темы сообщением о статистике стресса. Конспект занятия находится на рабочих столах у каждого студента. (Слайд 4 – 17).

- Всю прошлую неделю мы с вами заполняли «Дневник личных стрессов». Давайте теперь посмотрим, какие получились у нас результаты. (Слайд 17). В исследовании участвовали 17 обучающихся, из них 12 человек набрали 1-20 баллов, что считается нормальным, но рекомендуется еще раз проверить себя в течение недели; 1 студент – в пределах 21 – 40 баллов, в таком случае ситуация оценивается как не слишком тревожная, но пункты, давшие очки, в скором времени могут перерасти в серьезную угрозу. 3 студента набрали 41-60 баллов, что представляет уже серьезную угрозу и говорит о необходимости менять образ жизни. У двоих свыше 60 баллов, этот результат свидетельствует о серьезнейшей опасности здоровью.

 

5. Первичное проверка понимания и первичное закрепление – 10 мин.

 

Цель этапа: Выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.

Студенты выполняют тестовые задания на первичное закрепление материала. Проверка тестовых заданий методом взаимопроверка, т.е. обучающиеся проверяют работу своего товарища. При этом преподаватель озвучивает каждый вопрос, студенты отвечают и отмечают правильные ответы. Проверка сопровождается слайд – презентацией. (Слайды 18-27)

- Ну а теперь давайте посмотрим видеоролик заново. Скажите, какой вид реакции ученика на стресс? Как он должен был воспринимать раздражающие факторы, зная методы преодоления стресса?

- А теперь давайте досмотрим видеоролик полностью. Как вы можете прокомментировать дальнейшее развитие событий?

 

6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция – 2 мин.

 

Цель этапа: Подведение итогов учебного занятия с выставлением оценок студентам за выполненное упражнение.

 

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 1 мин.

Цель этапа: Домашнее задание и инструктаж по его выполнению

 

Слайд 28. Домашнее задание.

1. Ознакомиться с темой «Планирование и организация личной работы руководителя», Драчева Е.Л. Менеджмент,  стр. 215-217

2.                Повторить пройденную тему «Стрессы, подходы к их управлению», Драчева Е.Л. Менеджмент,  стр.254-268.

 

8. Стадия рефлексия подведение итогов урока – 3 мин.

      

Цель этапа: Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы. Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

      

В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз – вызова и осмысления – технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы.

 

Преподаватель просит студентов закончить фразы:

 

         Больше всего мне сегодня на уроке понравилось………………….

         Сегодня на уроке мне не понравилось………..

         Самым интересным сегодня на уроке было….

         Самым сложным для меня сегодня было…….

         Сегодня я научился…………….

 

Краткий анализ работы группы и отдельных студентов. Оценка. Выставление отметок.

Приложение А

 

Вопросы для контроля «Управление конфликтами»

 

1. Столкновение взглядов, интересов, отсутствие согласия между участниками обмена мнениями

 

2. Признаки назревающего конфликта

 

3. Элементами конфликта

 

4. Аномальные работники

 

5. Виды конфликтов

 

6. Варианты решения конфликтов

 

7. Компромисс

 

8. Позитивные последствия конфликтов

 

9. Негативные последствия конфликтов

 

10. Причины конфликтов на предприятии


Приложение Б

 

Дневник личных стрессов

 

 Фактор риска

Пон

Вт

Ср

Чет

Пт

Суб

Вос

Очки

1.Сон недостаточный или плохой

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Испорченное настроение по дороге на работу (учебу), или домой 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Испорченное настроение на работе (учебе)

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Неприятная работа (учеба)

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Чрезменный шум

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Выпито более 3 чашек крепкого кофе

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Выкурено более 10 сигарет

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Слишком много выпито спиртного

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Слишком мало физической активности

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Слишком много съедено

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Слишком много сладостей

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Личные проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Работа (учеба) за пределами нормального времени

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Испорченное настроение дома

 

 

 

 

 

 

 

 

15.Сомнения в качестве результатов работы (учебы)

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Головная боль

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Сердечная слабость

 

 

 

 

 

 

 

 

18.Боли в желудке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По сумме очков 1-20 положение считается нормальным, но рекомендуется еще раз проверить себя в течение недели. По сумме 21-40 очков ситуация оценивается, как не слишком тревожная, но пункты, давшие очки, в скором времени могут перерасти в серьезную угрозу. Результат в сумме 41-60 очков представляет уже в настоящий момент серьезную угрозу и говорит о необходимости менять образ жизни. Свыше 60 очков – этот результат свидетельствует о серьезнейшей опасности здоровью

 

Критерии оценки

Количество очков

Результаты исследования (количество студентов, попавших в ту или иную группу) человек

Количество, чел.

в % к итогу

Положение нормальное

1-20

15

75

Ситуация не слишком тревожная 

21-40

5

25

Угроза на лицо

41-60

-

 

Здоровье в опасности

Свыше 60

-

 

Итого

 

20

100


Приложение В

 

Материал по теме «Стрессы, подходы к их управлению»

1. Понятие стресса, причины возникновения стрессов

Стресс (англ.stress – давление, нажим, напряжение) - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

Стресс является составной частью жизни каждого человека и его нельзя избежать, как еды и питья. Стресс, по мнению Селье, создает «вкус к жизни». Жизнь не может быть без напряжения, потому что жизнь – это движение, а стресс – обязательный ее компонент. 

Причины стресса связаны с воздействием двух групп факторов:

Организационные факторы (связанных с выполнением профессиональных обязанностей): перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка; неинтересная работа, ролевой конфликт с предъявлением противоречивых требований, плохие условия труда и т.д.

Личностные факторы: смерть близкого человека, привлечение к суду, свадьба, развод, уход на пенсию, увольнение с работы и т.д. 

Признаки стрессового напряжения (поведение, реакция на потребности):

- Невозможность сосредоточиться на чем-то. 

- Частые ошибки в работе, отсутствие возможности вовремя ее закончить . 

- Ухудшение памяти. 

- Слишком частое возникновение чувства усталости. · Довольно частое появление болей (голова, спина, область желудка). 

- Безрадостное отношение ко всему в жизни, работа не доставляет прежней радости. 
· Потеря чувства юмора. 

Причины стресса - в изменениях, которые происходят в жизни и которые человек не в силах контролировать или изменять: 1.служебные проблемы, семейные переживания и финансовые трудности (61%случаев); 2. «психологического» характера (32%); 3. серьезные заболевания (7%). 

2. Виды неверной реакции на стресс. Стрессоустойчивость

Стресс - это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете». Ганс Селье.

В динамике стрессового реагирования Г.Селье выделил 3 фазы:

1) реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;

2) фазу сопротивления (резистентности), позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;

3) фазу истощения, если слишком затянувшаяся интенсивная борьба приводит к снижению способности организма сопротивляться.

Селье ввел понятия «положительный стресс» (эустресс, эвстресс) и «отрицательный стресс» (дистресс).

Эустресс – это стресс, вызванный положительными эмоциями, несильный стресс, мобилизующий организм.

Дистресс – негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым последствиям. Надо этот тип переводить в эустресс.

Различают 4 основных вида неверной реакции на стресс. 

Бездействие. Люди чувствуют себя невинными жертвами, жалуются окружающим, но ничего не предпринимают для изменения ситуации.

Депрессия (от лат. depressio –подавление). Ее жертвы находятся в подавленном, угнетенном состоянии, самоустраняются от реальной жизни, испытывают постоянную усталость, теряют к себе уважение и обвиняют во всем происходящем только себя.

Отрицание. Не признавая серьезности положения, люди делают вид, что все хорошо, стараются казаться бодрыми, при этом превращая эмоциональные проблемы в физические симптомы.

Возмущение. Негодующие по причине стресса люди обвиняют во всем происходящем других, не желая принимать на себя ответственность за происходящее. 

Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Но чрезмерный длительный стресс может оказать крайне разрушительное воздействие на человека.

Стрессоустойчивость - это способность сознательно противостоять длительному стрессу, или сопротивляться стрессу, т.е. не реагировать эмоциональным возбуждением. Стрессочувствительность — показатель, обратный стрессоустойчивости.

3. Типы людей по отношению к работе в стрессовой обстановке 

Стресс – это в любом случае психофизиологическая реакция личности.

В соответствии с этим утверждением различают типы людей по их поведенческому отношению к работе в зависимости от стрессовой ситуации.

1. Честолюбивый тип - относятся люди с сильной потребностью достижения и успеха, карьеристы. Причины стресса - перегрузки, большая интенсивность деятельности и межличностных отношений, недостаточное понимание себя.

2. Спокойный тип – относятся безмятежные и спокойные люди, мечтательные и малоактивные, соблюдающие баланс между работой и домом отличающиеся низкой уязвимостью к стрессу. Причины стресса - другие люди, или требования профессиональной деятельности, которые нарушают размеренное течение жизни.

3. Совестливый тип (средняя степень уязвимости) - объединяет людей мелочных, дотошных, педантичных, тщательных, догматичных и стабильных, консервативных и обязательных, очень чувствительных к изменениям их привычной жизнедеятельности. Причины стресса - другие люди, которые нарушают их планы и стереотипы поведения.

4. Неотстаивающий тип - относятся люди, угождающие другим, избегающие межличностных конфликтов. Причины стресса - внутреннее напряжение на основе межличностных отношений.

5. Жизнелюбивый тип - сильные и энергичные, живущие полноценной жизнью, жаждущие новых событий и впечатлений, импульсивные и рискованные, для них характерна частая смена интересов. Причина стресса - рутинная и скучная работа и чрезмерное внутреннее напряжение.

6. Тревожный тип ( высокая уязвимость к стрессу) – люди с высоким внутренним напряжением при низкой самооценке. Причины стресса - ответственная работа и резкие изменения в жизни.

4. Методы управления стрессами

Чтобы знать, как правильно справиться с «врагом» (стрессом), нужно знать его в лицо.

Стресс – это реакция организма на раздражение. Во время стресса появляется избыток энергии. При возникновении какой-либо опасности мышцы организма напрягаются, и учащается сердцебиение и пульс. Организму необходимо выплеснуть накопившийся «заряд». Чтобы энергия не стала разрушительной, нужно вовремя взять себя в руки и направить ее потенциал в положительное русло. 

Различают пассивную и активную защиту организма. 

Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Меры защиты – алкоголь, никотин, наркотики, слезы. Но они только притупляют ощущения отрицательных эмоций. 

Активная защита от стресса подчинена воле человека. Активные способы повышения общей устойчивости человеческого организма можно разделить на 3 группы:

- включает способы, использующие физические факторы воздействия: занятие спортом, закаливание организма, занятие полезной деятельностью (уборка, стирка, работы в огороде и т. д.);

- аутогенная тренировка, аутоанализ личного стресса (ведение дневника стрессов), релаксация, концентрация, регуляция дыхания, психотерапия, гипноз;

- связана с биологически активными веществами.

Для создания оптимального эмоционального состояния нужны:

1. правильная оценка значимости события;

2.достаточная информированность по данному вопросу, событию;

3. запасные отступные стратегии.

Важный способ снятия психического напряжения – активизация чувства юмора, суметь рассмеяться в трудной ситуации. Смех так могуществен, что Фрей называл его «стационарным бегом трусцой».

5. Статистика стресса

В США (стране, которая первой осознала проблему стресса) 90% населения постоянно находится в состоянии сильного стресса. Из них 60% испытывает стресс 1-2 раза в неделю, 30% - почти каждый день. 

В России, на сегодняшний день, нет столь точной статистики, но по приблизительным оценкам примерно 70% россиян постоянно находятся в состоянии стресса, а треть всего населения - в состоянии сильного стресса. Женщины подвергаются стрессу вдвое чаще мужчин.

Согласно опросу ВЦИОМ, главными причинами стресса россиян являются: рост цен и дороговизна товаров; безработица, преступность; жилищная проблема; здоровье.

Вследствие постоянных стрессов почти 80% людей зарабатывают болезнь синдром хронической усталости. 


Приложение Г

 

Тест для закрепления знаний по теме «Стресс, подходы к их управлению».

 

1. Термин, используемый для обозначения состояния напряжения, возникающего у человека под влиянием сильных воздействий

а) эйфория; б) стресс; в) прострация; г) конфликт.

2. В общем виде можно выделить следующие группы факторов, являющихся причинами стрессов

а) организационные и личностные факторы;

б) экономические и технологические факторы;

в) информационные факторы и коммуникация;

г) социальные и культурные факторы.

3. Какая из перечисленных фаз не входит в динамику стрессового реагирования?

а) фазу истощения; б) фаза резистентности;

в) фаза торможения; г) фаза тревоги.

4. Стресс, вызванный положительными эмоциями, несильный стресс, мобилизующий организм – это

а) дистресс; б) эустресс; в) бистресс; г) правильного ответа нет.

5. Способность сознательно противостоять длительному стрессу, или сопротивляться стрессу, т.е. не реагировать эмоциональным возбуждением называется

а) стрессочувствительность;

б) стрессосочувствие;

в) стрессоустойчивость;

г) состояние «толстой кожи, брони».

6. Какой тип людей характеризуется средней уязвимостью

а) тревожный; б) спокойный; в) совестливый; г) жизнелюбивый.

7. На какие 2 основные группы делятся методы защиты организма от стресса

а) социальные и культурные;

б) активные и пассивные;

в) организационные и личностные;

г) традиционные и нетрадиционные.

8. «Люди чувствуют себя невинными жертвами, жалуются окружающим, но ничего не предпринимают для изменения ситуации». О каком виде неверной реакции на стресс идет речь?

а) бездействие; б) депрессия; в) отрицание; г) возмущение. 

9.Какое утверждение является неверным:

а) стресса можно избежать совсем;

б) стресса нельзя избежать, как еды и питья;

в) активная защита от стресса подчинена воле человека;

г) незначительные стрессы неизбежны и безвредны, чрезмерный  длительный стресс – крайне разрушителен.

10. Сколько процентов россиян приблизительно находится в состояние стресса?

а) 90%; б) 85%; в) 70%; г) 60%.


Приложении Д

 

Презентация

 

 


Приложение Е

 

Фотоотчет

 

                       

 

 

                   


Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

Рассмотрена и рекомендована учебной (цикловой) комиссией № 2

Рассмотрена и рекомендована учебной (цикловой) комиссией № 2

Содержание Цели методической разработки 4

Содержание Цели методической разработки 4

Цели методической разработки

Цели методической разработки

Формируемые профессиональные компетенции

Формируемые профессиональные компетенции

Методы обучения: Объяснение, рассказ, активное и пассивное восприятие, фронтальная беседа, демонстрация, практическая работа, опрос, постановка проблемных вопросов, постановка проблемной ситуации, «мозговой штур», групповая работа, работа…

Методы обучения: Объяснение, рассказ, активное и пассивное восприятие, фронтальная беседа, демонстрация, практическая работа, опрос, постановка проблемных вопросов, постановка проблемной ситуации, «мозговой штур», групповая работа, работа…

Задачи занятия 1.

Задачи занятия 1.

Обоснование выбора технологии

Обоснование выбора технологии

План учебного занятия по МДК

План учебного занятия по МДК

ПК 3.5. Определять потребность структурного подразделения в эксплуатационных и ремонтных материалах для обеспечения эксплуатации машин и механизмов

ПК 3.5. Определять потребность структурного подразделения в эксплуатационных и ремонтных материалах для обеспечения эксплуатации машин и механизмов

Ход занятия 1. Организационный момент

Ход занятия 1. Организационный момент

Первичное усвоение новых знаний – 15 мин ;

Первичное усвоение новых знаний – 15 мин ;

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Первичное усвоение новых знаний 15 мин

Первичное усвоение новых знаний 15 мин

Сценарий урока 1. Организационный момент

Сценарий урока 1. Организационный момент

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (О стрессах) -

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (О стрессах) -

А теперь давайте досмотрим видеоролик полностью

А теперь давайте досмотрим видеоролик полностью

Столкновение взглядов, интересов, отсутствие согласия между участниками обмена мнениями 2

Столкновение взглядов, интересов, отсутствие согласия между участниками обмена мнениями 2

Приложение Б Дневник личных стрессов

Приложение Б Дневник личных стрессов

Приложение В Материал по теме «Стрессы, подходы к их управлению» 1

Приложение В Материал по теме «Стрессы, подходы к их управлению» 1

Бездействие. Люди чувствуют себя невинными жертвами, жалуются окружающим, но ничего не предпринимают для изменения ситуации

Бездействие. Люди чувствуют себя невинными жертвами, жалуются окружающим, но ничего не предпринимают для изменения ситуации

Организму необходимо выплеснуть накопившийся «заряд»

Организму необходимо выплеснуть накопившийся «заряд»

Приложение Г Тест для закрепления знаний по теме «Стресс, подходы к их управлению»

Приложение Г Тест для закрепления знаний по теме «Стресс, подходы к их управлению»

Приложении Д Презентация

Приложении Д Презентация

Методическая разработка для проведения открытого урока по МДК 03.01 Организация работы и управление подразделением организации

Методическая разработка для проведения открытого урока по МДК 03.01 Организация работы и управление подразделением организации

Методическая разработка для проведения открытого урока по МДК 03.01 Организация работы и управление подразделением организации

Методическая разработка для проведения открытого урока по МДК 03.01 Организация работы и управление подразделением организации

Приложение Е Фотоотчет

Приложение Е Фотоотчет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2020