Статья
«Развитие коммуникативных способностей детей в сюжетно – ролевой игре»
Аннотация. В статье рассматривается определяющая роль общения в процессе становления личности ребенка. Процесс социализации невозможен без работы над развитием коммуникативных способностей. В качестве одного из мощных средств формирования умения общаться выступает сюжетно – ролевая игра.
Ключевые слова: ФГОС, общение, коммуникативные способности, социализация.
Человек – существо социальное. Природой в нем заложена потребность в общении. Но общению необходимо учиться. Закладывание основ коммуникации приходятся на дошкольный период.
Особенно актуален этот вопрос в наши дни. В современном мире наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности и речевой культуры. Именно поэтому особенно важно уделять большое внимание развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Период дошкольного детства – это возраст, когда происходит закладка фундамента моральных качеств, проходит становление эмоционально-волевой сферы, формируется опыт повседневного общения.
Развитие коммуникативных способностей детей находит свое отражение в области «Социально – коммуникативное развитие», предусмотренной ФГОС ДО и являющейся важной составляющей основной образовательной программы в ДОУ.
Ведущими педагогами и психологами прошлого доказано, что развитие коммуникативной культуры дошкольника – важный этап его социализации. Особенно остро этот вопрос стоит в преддверии школьного обучения.
По данным статистики современный школьник сталкивается с массой коммуникационных проблем, начиная от проблемы с оформлением дружеских взаимоотношений со сверстниками и заканчивая неумением выступать перед классом. Все это приводит к повышению уровня тревожности, снижению самооценки ребенка. Именно развитие коммуникативности является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением его социально-личностного развития.
Наиболее типичными причинами проблем в общении дошкольников, на наш взгляд, являются следующие:
· ускорение темпа современной жизни;
· дефицит времени на общение членов семьи;
· технический прогресс и широкое распространение гаджетов.
В этих условиях роль воспитателя, проводящего с детьми максимальный отрезок дневного времени, становится еще более ответственной. Существует достаточно большое количество средств развития коммуникативных способностей, но наиболее действенное – сюжетно – ролевая игра.
Сюжетно – ролевая игра создает условия, повторяющие распространенные жизненные ситуации. Творческий подход воспитателя приводит к развертыванию игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Примеряя на себя определенную роль, ребенок ощущает себя социально значимым лицом, учится выстраивать общение со сверстниками, тренируется в разрешении конфликтных ситуаций мирным способом.
Благодаря этому переходит на новый уровень не только интеллект, но и личность ребенка, развивается его воображение, совершенствуется память. Играя, ребенок познает смысл своего существования в обществе, значимость общения в целом. Невозможно заменить ролевую игру на какую – либо другую деятельностью, ведь именно она имеет колоссальное значение для социального развития ребенка - дошкольника. Отсутствие игры приводит к неразвитой социальной мотивации, несформированности главных социальных позиций.
Одной из особенностей сюжетно – ролевой игры является обмен опытом детей друг с другом. Ведь каждый ребенок знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. Благодаря игре дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым.
Погружаясь в сюжет определенной ролевой игры, ребенок учится применять на практике усваиваемые им нормы поведения по отношению к сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.
В игре развивается и рефлексия – способность человека к осмыслению собственных действий, а также потребностей и переживаний окружающих.
Задача воспитателя - подобрать такое содержание сюжетно – ролевых игр, которое провоцировало бы детей на проявление дружеских чувств, внимания и эмпатии друг к другу.
В процессе игрового общения у детей возникают общие цели, переживания и интересы, развивается чувство ответственности за общее дело. Поэтому совершенно разумно назвать игру школой реальных отношений.
Подводя итоги, хочется отметить, что общение имеет определяющее значение для формирования человеческой психики, её развития и становления разумного, культурного поведения. Общаясь друг с другом, люди приобретают все свои высшие познавательные способности и качества. Благодаря активному общению с развитыми личностями, человека сам становится личностью. Учеными доказано, что ребенок, лишенный возможности общаться с другими людьми, никогда не станет цивилизованным, культурно и нравственно развитым.
Совершенствование умения общаться – процесс пожизненный и является результатом социального опыта. Именно поэтому так важно развивать коммуникативные способности, и лучший способ для этого – сюжетно – ролевая игра.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.