Статья "Развитие творческого мышления младших школьников на уроках"
Оценка 4.8

Статья "Развитие творческого мышления младших школьников на уроках"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
15.12.2021
Статья "Развитие творческого мышления младших школьников на уроках"
Статья "Развитие творческого мышления младших школьников на уроках"
статья.docx

Развитие творческого мышления младших школьников на уроках

 

Проблема развития творческого мышления, являясь междисциплинарной проблемой практически всех гуманитарных наук, приобретает особую значимость и актуальность в современных условиях.

Современному обществу требуется личность, умеющая свободно и ответственно выходить за рамки предопределённого, предначертанного, способная к преобразованию себя и окружающего мира к лучшему. Личность должна обладать творческим мышлением, чтобы строить свою жизнедеятельность по законам красоты.

Мы попытались понять, существует ли разница между понятиями «креативное мышление» и «творческое мышление»? Или это один и тот же тип мышления? Мы выяснили, что креативность и творчество — не одно и то же. Творчество — это процесс создания некоего продукта. Поэтому творческое мышление способствует самому процессу создания продукта [3]. Креативность — это генерация принципиально новых, неведомых ранее идей. «Это предрасположенность психики, врождённая человеку от рождения способность к выходу за рамки преопределённого, предначертанного» [3, с. 76].

Креативное мышление рождает идеи, проекты, гипотезы, предположения, способы решения творческой задачи. Творческое мышление затем уже моделирует рожденные креативным мышлением образы и воплощает их в каком-либо сценарии, программе, книге, песне или предмете.

Для развития творческого мышления младших школьников в учебном процессе мы с первого класса применяем систему творческих заданий. Экспериментальная работа представляет собой комплекс игр с элементами драматизации, дидактических задач на развитие творческого мышления, творческой активности, фантазии, воображения учащихся младших классов, работавших в экспериментальном режиме. Преимущественное внимание уделялось нами развитию основных компонентов творческого мышления - фантазии, воображению, а также развитию речи, эмоциональной сферы детей и их творческой активности.

В таблице 1 представлена система творческих заданий, которая не только органично вписывалась в программное обучение младших школьников, развивала творческое мышление, но и делала процесс усвоения программного материала уроков более качественным [2].

Таблица 1 - Система творческих заданий по развитию творческого мышления

в использовании на различных уроках

Русский язык

Чтение

Окружающий мир

ИЗО и технология

«И хорошо, и плохо»

«Представь себе…»

«Представь себе…»

«А что дальше»

«Придумай историю»

«Самое смешное»

«Почемучка»

«Путешествие по облакам»

«Что в кулаке»

«Противоположности»

 

«Настроение в цвете»

«Волшебные круги»

«Дорисуй фигурку»

«Незавершенный рисунок»

«Кляксы»

«Путешествие по облакам»

«Самое смешное»

Математика

Музыка

Риторика

Внеурочные занятия

«Волшебные круги»

«Прямоугольное королевство»

«Дорисуй фигурку»

«Придумай историю»

«На что похожа музыка»

 «Золотые руки»

«А что дальше?»

«Придумай историю»

 «Без слов»

«Пантомима для сообразительных»

«Дорисуй фигурку»

«Незавершенный рисунок»

Школьники систематически выполняли такие творческие задания, как:

1.       Рисуночное изображение героев.

2.       Придумывание и продолжения сюжета изучаемого литературного произведения на свой лад.

3.       Письмо литературному герою.

4.       Сочинение своего рассказа по первой строчке произведения.

5.       Сочинение истории по кругу.

6.       Сочинение рассказа с любыми тремя словами.

7.       Придумывание фантограмм: «Что было бы, если бы дорога поднялась в небо», «Что было бы, если бы в классе появился говорящий крокодил» и пр.

Мы исследовали динамику развития творческого мышления по типу решения творческих задач у детей до и после эксперимента по методике «Дорисовка фигур» (М. Дыченко, А.И. Кирилова) [2].

В таблице 2 дана положительная динамика развития уровня творческого мышления в экспериментальном классе

Уровни

До эксперимента

После эксперимента

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

5 человек 21,8%

3 человека 13 %

6 человек 26 %

5 человек 21,8 %

4 человека 17,4 %

9 человек 39,1 %

7 человек 30,4 %

5 человек 21,8 %

2 человека 8,7 %

0 человек 0%-

 

По результатам этой методики очень высокий и высокий уровни в целом по классу показали 16 человек – 69,5% (очень высокий 5 человек – 21,8%, высокий 3 человека - 13%). Средним уровнем фантазии при придумывании игры обладают 6 человек (26%), низким 5 человек (21,8%), очень низким 4 человека (17,4%). Насколько видно по полученным результатам, увеличилось количество детей с высоким и очень высоким уровнем творческого мышления.

Как показали результаты нашей опытно-экспериментальной деятельности, творческого мышления развивается в процессе определенных действий ребенка в игре, учебной, творческой деятельности и способствует зарождению потребности в изобретательстве, проектировании, программировании, создании духовных и материальных ценностей. Строго регламентированная деятельность традиционной системы обучения младших школьников затормаживает развитие этого типа мышления.

Рисунок 5 - Динамика развития уровня творческого мышления

Как мы можем видеть по данным диаграммы, динамика развития уровня творческого мышления прослеживается очень четко.

Можно сделать вывод, что творческое мышление младшего школьника является очень значимым свойством его психики в будущей творческой жизнедеятельности конструктора, изобретателя, художника, писателя, ученого, музыканта, программиста, учителя и т.д. Оно свойственно ребенку, «врождено» ему как человеческая специфическая особенность, но развитие этого типа мышления «сворачивается», заменяется другими типами в процессе взросления, если не создавать специальные условия для его поддержания [1].

С.Б. Антишина.


Развитие творческого мышления младших школьников на уроках

Развитие творческого мышления младших школьников на уроках

В таблице 1 представлена система творческих заданий , которая не только органично вписывалась в программное обучение младших школьников, развивала творческое мышление, но и делала процесс…

В таблице 1 представлена система творческих заданий , которая не только органично вписывалась в программное обучение младших школьников, развивала творческое мышление, но и делала процесс…

Мы исследовали динамику развития творческого мышления по типу решения творческих задач у детей до и после эксперимента по методике «Дорисовка фигур» (М

Мы исследовали динамику развития творческого мышления по типу решения творческих задач у детей до и после эксперимента по методике «Дорисовка фигур» (М

Рисунок 5 - Динамика развития уровня творческого мышления

Рисунок 5 - Динамика развития уровня творческого мышления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2021