Статья "Роль эстетическое воспитание в целостной системе воспитания младших школьников"

  • docx
  • 17.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Эстетическое воспитание.docx

           Эстетическое воспитание-это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.

            Эстетическое воспитание- понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, быту, искусству. Познание искусства настолько многообразно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть  Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.      

            Эстетическое воспитание- важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает познавательную активность, даже влияет на физическое развитие (развитие моторики рук, пальцев и т. д)

              Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Всё это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность.

            Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. Они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

            Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

            Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено.

            Формирование эстетических взглядов, вкусов воспитуемых осуществляется при помощи различных методов. Методы эстетического воспитания- это система приёмов воспитательной деятельности с целью эстетического развития. Традиционно различают три вида методов: словесные, наглядные и практические.

            Ведущими методами являются: ПОКАЗ, НАБЛЮДЕНИЕ, ОБЪЯСНЕНИЕ, АНАЛИЗ.

            Педагог должен владеть способами выражения чувств (речь должна быть не «сухой», а эмоциональной. Очень важно, чтобы воспитатель умел показывать свои чувства, своё отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтении стихотворения или сказки (колобок шустрый   ,   весёлый  , непослушный)-дети его нарисуют яркими красками с весёлой улыбкой на лице .  Или  :   - А на встречу ему медведь: «колобок, колобок, я тебя съем!» Прочитать эти слова грубым голосом   , возможно изменить мимику лица, тогда дети будут рисовать персонажа большим с поднятыми лапами или злобным видом.

            Общий принцип отбора методов- находить такие методы и приёмы, которые бы поддерживали у детей желание создавать произведение искусства своими руками ( лепить,  рисовать, мастерить, украшать) ,  участвовать в деятельности разных видов.  Если ребёнок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что – то творческое . Потому и нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание.

                       

            ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:

1.беседы

2.кружки по интересам

3.посещение и участие в художественных выставках

4.конкурсы исполнительского искусства.

            В младшем школьном возрасте наши дети многие не умеют рисовать, пользоваться ножницами, поэтому всему их учим мы-педагоги

            «Осенний листопад »  -не все дети смогут нарисовать листья деревьев, поэтому им нужно раздать шаблоны ,чтобы они их обвели и затем вырезали.

Кто- то вырезает аккуратно, а у кого – то не очень получается это делать (  тут на помощь приходит педагог).   

            Рисуем осеннее дерево –тоже видно, у кого то есть способности к рисованию, а у кого нет.

            Поделка «Ёжик» - коллективная работа. Материал заготавливали все вместе, с большим удовольствием, вместе продумывали сюжет(одни клеили колючки из семян цветов, другие вырезали из бумаги солнышко, третьи клеили лучики, из листьев деревьев доделали композицию. В общем  получилось очень даже симпатично!   

 

            И в заключении можно сказать: не всё можно выразить словами. Есть такие оттенки, которые глубже и  полнее могут быть выражены в искусстве. Изобразительное искусство необходимо ребёнку. Оно даёт ему богатые зрительные эмоции и образы.