Роль физической культуры в жизни работников умственного труда
Ванин В.А.,
учитель физической культуры МОУ «СОШ № 43 им. В.Ф. Маргелова»
Начну свою работу с того, что выражу благодарность моим ученикам: Ляпидевской Ольге, Духовой Анастасии и Афанасьеву Илье, которые став студентами, предложили мне доработать их ученический проект по рассматриваемой проблеме. Вот что у нас получилось.
В наши дни широко распространён стереотип о том, что физический и умственный труд являют собой абсолютные противоположности друг другу. Сторонники такого подхода утверждают, что человек, активно занимающийся спортом, едва ли достигнет больших успехов в науке. И наоборот, человек, активно занимающийся исследовательской деятельностью, ни в коем случае не достигнет хотя бы среднестатистического уровня физического развития.
Подобное утверждение, несмотря на всю свою кажущуюся логичность, неверно в корне. Ведь любой человек, будь он учёный, актер или спортсмен должен быть, прежде всего, здоровым.
Физическая культура - это «часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития»[1]. Можно определить её и как «деятельность человека, направленную на укрепление здоровья и развитие физических способностей»[2]. Она призвана помочь людям, напрямую с физическим трудом не связанным, физически развиваться.
Цели работы:
1) Выяснить, с какими проблемами может столкнуться работник умственного труда при отсутствии физической активности.
2) Сделать вывод о роли физической культуры в жизни работника умственного труда.
При выполнении работы используются разнообразные источники: тексты законов Российской Федерации; исследования в области медицины, помогающие лучше понять те проблемы со здоровьем, с которыми чаще всего сталкиваются работники умственного труда; исследования физической культуры как явления.
Помимо указанных источников, в работе используются и материалы различных сайтов, посвящённых тематике физкультуры, образа жизни работников умственного труда, а также их взаимосвязи. Теперь, когда мы определились с целью, а также имеем понятие о том, какого рода информация может нам помочь в исследовании, можем приступить к самой работе.
Обратимся к тем проблемам, которые испытывают из-за своего образа жизни большинство работников умственного труда. К их числу относятся:
1) напряжение мыслительных процессов с высокой динамичностью и силой возбудительно-тормозных процессов в ЦНС;
2) неравномерность нагрузки, необходимость принимать срочные и нестандартные решения, возможность возникновения конфликтных ситуаций;
3) нерегламентированный график, периодически возникающие возрастания степени нервно-эмоционального напряжения;
4) напряжение отдельных анализаторов и внимания;
5) сложность взаимоотношений с окружающими;
6) большой и плотный поток информации, напряжение памяти, внимания, восприятия и воспроизведения новой информации;
7) низкая двигательная активность.[3]
Данные особенности влияют на здоровье крайне негативно, причём влияние это едва ли ограничивается типичными проблемами людей, ведущих малоподвижный образ жизни. Тяжелейшее напряжение обрушивается на всю нервную систему, расшатывая её. В состоянии постоянного стресса находятся органы зрения. Постоянные умственные нагрузки приводят к хроническим переутомлению и бессоннице.
Главной опасностью, связанной с малоподвижном образом жизни, является, естественно, ожирение (лат. obesitas — буквально: полнота, тучность, откормленность.
В эпидемиологических исследованиях показано, что у больных с избыточным весом значительно чаще развиваются заболевания опорно-двигательного аппарата - остеохондроз позвоночника и обменно-дистрофический полиартрит, болезни гепатобиллиарной зоны - дискинезия желчного пузыря, хронический холецистит и желчно-каменная болезнь, опухоли ряда локализаций, в частности рак легкого, рак молочной железы, рак
Гиподинамия также приводит и к ещё одному негативному последствию - плоскостопию.
Плоскостопие – изменение формы стопы, характеризующееся опущением ее продольного и поперечного сводов[4]. В свою очередь, оно приводит к целому ряду весьма неприятных последствий. Это могут быть как сравнительно безобидная усталость стоп после длительных физических нагрузок, так и куда более неприятные головные боли.
Особое значение для работников умственного труда в данном случае имеют такие симптомы, как снижение умственной активности, уменьшение трудоспособности, бессонница, общая слабость. Не будем забывать и об ухудшении состояния зрительного аппарата. Все эти проявления малоподвижного образа жизни оказывают на людей, что призваны работать прежде всего головой, влияние весьма негативное. Эффективность их деятельности снижается в геометрической прогрессии. К тому же, все эти проблемы в совокупности приводят ещё к одной группе опасностей, подстерегающих работников умственного труда. Это
группа проблем, связанных с заболеваниями нервной системы.
Первым примером здесь является нарушение функционирования возбудительно-тормозных процессов в ЦНС. Результаты этого могут быть самыми плачевными, ведь нарушения в процессах торможения в ЦНС, открытым ещё Сеченовым, представляет собой снижение скорости рефлексов. Неумение вовремя отойти, отдёрнуть руку, остановиться при появлении опасности может привести как к обычным неприятностям в духе обрызганных брюк, так и к серьёзным травмам и даже летальному исходу. Нарушение возбудительных процессов в ЦНС же приведёт, в свою очередь, к гипоксии, кислородному голоданию и дальнейшему ухудшению общего состояния здоровья.
Другой специфической особенностью деятельности работников умственного труда является значительный стресс для памяти. В ней приходится хранить по-настоящему огромные объёмы информации, более того – уметь извлекать нужную в конкретный момент и чем быстрее, тем лучше. Для организма подобное является по-настоящему серьёзным стрессом, требующим напряжения всего организма. А ведь экзамены длятся всего-то три недели.
Таким образом, работа умственно трудящихся отнюдь не является столь лёгкой, какой она часто представляется. Отсутствие физического напряжения мало того, что имеет столь отрицательное последствие, как гиподинамия, так ещё и компенсируется серьёзным умственным напряжением. И всё это в совокупности неизменно приводит к проблемам со здоровьем, лечить которые весьма затруднительно. Поэтому приходится задумываться о профилактике – и чем раньше, тем лучше. А одним из наиболее эффективных методов профилактики как раз и является физкультура.
Труд и отдых неразрывно связаны между собой в учебной, производственной и других сферах деятельности человека.
Недостаточный отдых ведет к развитию утомления, а длительное отсутствие полноценного отдыха к переутомлению, что снижает защитные силы организма и может способствовать возникновению различных заболеваний, снижению или потере трудоспособности.
Рациональный режим труда и отдыха позволяет сохранить здоровье и высокую трудоспособность в течение длительного времени. Особенно важным является активный отдых.
Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья; как правило, проходят они в форме активного отдыха. Отдых - состояние покоя или такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности[5].
Начнём, пожалуй, с утренней гимнастики или зарядки. Рекомендации здесь крайне разнятся, и для каждого человека достаточно трудно найти оптимальный набор упражнений. Комплекс, предложенный ниже, базируется исключительно на собственном опыте и упражнениях лечебной гимнастики, рекомендованных автору медицинскими работниками.
1. Медленный бег на дистанцию 600 м – 4 км.
2. Упражнения, выполняемые стоя.
1. Исходное положение: основная стойка. В руках прямой предмет длиной в половину роста выполняющего упражнения. Руки опущены. Фазы упражнения: исходное положение – руки вперёд – руки вверх, ноги приподняты на носках – руки вперёд – исходное положение. Повторять 10 раз.
2. Исходное положение: широкая стойка, тело наклонено вперёд, голова держится прямо. Одним концом прямой предмет опирается на пол, на другом соединены ладони рук. Фазы упражнения: исходное положение – тело прогибается вниз, голова остаётся в исходном положении – исходное. Повторять 20 раз.
3. Исходное положение: широкая стойка, руки на поясе. Фазы упражнения: исходное – наклон тела вперёд, ноги не сгибаются в коленях, ладонями выполняющий пытается дотянуться до правого носка – до пола – до левого носка – исходное. Повторять 10 раз.
4. Исходное положение: тоже. Фазы упражнения: исходное – наклон тела вправо – исходное – наклон тела влево – исходное. Повторять 10 раз.
5. Исходное положение: основная стойка, руки вперёд. Фазы упражнения: исходное положение - левая нога поднимается по диагонали к правой руке – исходное – правая нога поднимается по диагонали к левой руке – исходное. Повторять 10 раз.
6. Исходное положение: основная стойка, руки по сторонам, ладони подняты. Фазы: Исходное положение – правая нога, описывая круг, пытается дотянуться до правой ладони - исходное – левая нога, описывая круг, пытается дотянуться до левой ладони – исходное. Повторять 10 раз.
7. Исходное положение: основная стойка, руки вдоль тела. Фазы: исходное положение – ноги сгибаются, руки в свободном положении, совершается полный присед – исходное. Повторять 5 раз.
Гимнастика для глаз.
Проводится в отдельном от физкультминуток порядке и служит прежде всего для снятия напряжения с визуальных анализаторов и профилактики заболеваний глаз. Существует великое множество самых разнообразных комплексов упражнений. Приведу здесь тот, которым пользуюсь сам.
1. Зажмуриваемся
Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз. Сядьте на стул, крепко зажмурьте глаза на 3–5 секунд, а затем откройте их на это же время. Повторите 6–8 раз.
2. Моргаем
Это упражнение тоже улучает кровообращение. Быстро поморгайте глазами в течение 1–2 минуты.
3. Следим за пальцем
Встаньте со стула, посмотрите прямо перед собой 2–3 секунды, затем вытяните вперед правую руку на расстояние 25–30 см на уровне глаз и посмотрите на указательный палец 3–5 секунд, опустите руку.
Повторите упражнение 10–12 раз. Это упражнение позволит снизить утомление глаз.
Другой вариант этого упражнения тоже делается стоя. Вытяните руку вперед, посмотрите на указательный палец, после чего медленно приближайте его к глазам до тех пор, пока изображение не начнет двоиться. Повторите 6–8 раз.
4. Массаж
Снова сядьте на стул, закройте глаза и помассируйте веки, несильно нажимая пальцем. Это расслабит мышцы и улучшит кровообращение.
5. Бинокль
Упражнение для укрепления мышц обоих глаз и улучшения бинокулярного зрения. Встаньте, вытяните вперед правую руку так, чтобы указательный палец находился в 25–30 см от глаз, и посмотрите на указательный палец обоими глазами в течение 3–5 секунд.
Потом закройте ладонью левой руки левый глаз и и смотрите те же 3–5 секунд на палец. Повторите это упражнение, закрывая правой рукой правый глаз.
6. В стороны
Упражнение для укрепления мышц глаза горизонтального действия и улучшения их координации. Стоя отведите правую руку в сторону, а затем медленно двигайте ее налево и обратно — направо. За указательным пальцем руки проследите глазами, не поворачивая голову. Так же проследите и за левой рукой. Повторить упражнение 10–12 раз.
Жизнь работника умственного труда едва ли является лёгкой – это неоспоримая истина. Количество опасностей, которым он подвергается, огромно. Едва ли не самой худшей из них является малоподвижный образ жизни. Бороться с ним необходимо любыми доступными методами: от утренних пробежек и разминок в перерывах между периодами активной работы мозга до туристических походов во время выходных или отпусков. Только так можно избежать гиподинамии, последствия которой вредят всем системам организма, повышают риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, снижают продолжительность жизни человека.
Таким образом, физкультура играет важную роль в жизни работника умственного труда. Более того – она ему попросту необходима, должна стать естественной и неотъемлемой частью его жизни.
Список литературы:
1. “Физкультура и труд”. А.B.Жеребцов. Москва.1986.
2. “Популярная медицинская энциклопедия”. Б.В.Петровский. Москва. 1981.
3. Васильева А. «Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения». «Крылов», 2011 г.
4. Гинзбург М., Косупица Г., Крюков Н. «Ожирение и метаболический синдром». Самара, 1999 г.
5. Дж. Рассел, Р. Кон «Ожирение». VSD, 2012 г.
6. Текст федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
7. http://www.takzdorovo.ru/profilaktika/obraz-zhizni/gimnastika-dlya-glaz/
8. http://www.ukzdor.ru/fizkult.html
9. https://vk.com/topic-37413688_28831571
Скачано с www.znanio.ru
[1] Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
[2] http://www.ukzdor.ru/fizkult.html
[3] https://vk.com/topic-37413688_28831571
[4] Васильева А. «Плоскостопие. Самые эффективные методы лечения»
[5] Петровский Б.В. «Популярная медицинская энциклопедия»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.