«Роль ЮНАРМИИ в патриотическом воспитании»
А.А. Савватеев
Педагог дополнительного образования
МАУДО «Дом детства и юношества»
Аннотация: в статье рассматриваются основные положения и перспективы военно-патриотического воспитания молодежи на примере общественного движения ЮНАРМИЯ
Ключевые слова: юнармейское движение, военно-патриотическое воспитание, молодёжь, патриотический проект, мотивация
Главной задачей любого государства всегда являлось патриотическое воспитание населения в целях формирования у него чувства любви к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, выполнению конституциональных обязанностей по защите интересов России. Патриотизм прививается человеку с раннего детства и поддерживается в ходе всей его жизни.
Для гармоничного развития личности, а так же формированию нравственных ценностей и ориентиров у ребенка в 2015г. по инициативе Министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», которое и стало прообразом «Юнармии». Создавая «Юнармию», Сергей Шойгу особо отметил, что целью создания новой организации является воспитание поколения патриотов, ведущих здоровый образ жизни и способных в случае необходимости встать на защиту своей родины с оружием в руках. Вступление в «Юнармию» и получение берета «Юнармейца» в настоящее время является целью многих российских школьников.
Основной задачей общественного движения «Юнармия» - воспитание подрастающего поколения в военно-патриотических традициях. Задача решается через обучение ряду военных и спортивных дисциплин, изучение истории родной страны, школьники знакомятся с армейскими профессиями,
Однако возможности движения не ограничиваются только военным и патриотическим аспектами. Правильная организация и грамотный системный подход к деятельности Юнармии должны помочь образовательной организации в развитии личностых и метапредметных компетенций обучающихся. Соединение принципов коллективной деятельности и индивидуальных образовательных (воспитательных) траекторий дают перспективы развития гармоничной, всесторонне развитой личности, умеющей работать сообща, знающей, какие качества, компетенции и навыки необходимо развивать. Юнармия – это, по сути, еще одна среда для прохождения успешной социализации личности, гармонизации ее развития (как индивидуального, так и в коллективе), самосовершенствования и самореализации, раскрытия внутреннего потенциала, проявления гражданской активности, воспитания дисциплины и этикета поведения.
1. Юнармия может стать эффективным средством формирования команды, способной решать любые задачи, как детского коллектива, так и коллектива организации. Очевидны и возможности организации с помощью движения системы самоуправления образовательной организацией.
2. В свободное от учебы время юнармейцы могут вести работу по сохранению мемориалов, обелисков, нести вахты памяти у Вечного огня, заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в крупных культурных и спортивных мероприятиях, смогут получить как дополнительное образование, так и навыки оказания первой помощи.
3.Огромное значение в военно-патриотической деятельности подростков играют военно-спортивные лагеря, где у старших подростков не только формируются патриотические убеждения, но и осуществляется тренировка навыков военно-патриотического поведения.
Одна из форм военно-спортивная игра на местности. Она является исторически сложившимся средством патриотического воспитания детей. Военно-спортивной игре присущи: познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активность действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность. Но вместе с тем военно-спортивная игра имеет свои характерные признаки и особенности. К ним следует, прежде всего, отнести:
· наличие элементов героики и боевой романтики. Рисуя в своем воображении картину боевых действий, ребята непременно примысливают и себя в качестве участников, стремятся быть достойными героев;
· ярко выраженную военно-прикладную направленность знаний и действий в игре: решение тактических задач, передвижения отрядов в четком строю, метания, переползания, маскировка, ориентирование на местности по различным признакам, решение задач на определение расстояний разнообразными способами и других упражнений, ведение разведки, наступление на противника, ведение оборонительного боя, совершение скрытых и быстрых передвижений и маневров на местности, преодоление разнообразных естественных и искусственных препятствий, которые стоят или внезапно возникают на пути к достижению цели и т. п.;
· возможность широко применять в процессе игр компасы, бинокли, топографические карты, схемы, разнообразные средства сигнализации, макеты оружия (орудий, ракет, пулеметов, автоматов, пистолетов и др.), учебное оружие, противогазы, имитационные средства (холостые патроны, взрывпакеты, дымовые шашки и гранаты, сигнальные ракеты и др.);
· в военно-спортивной игре деятельностью коллектива или отдельных ребят руководит командир, он отдает приказы подчиненным, ставит перед ними задачи, планирует и организует их выполнение. Сильное влияние оказывает приказ как общеобязательное требование, которое беспрекословно должен выполнять каждый участник игры;
· важной особенностью военно-спортивной игры на местности является и то, что достижение целей в ней протекает в специфических условиях, в упрощенном виде отражающих характер военных занятий и боевых действий. Выполняя свои обязанности в игре, школьник вынужден мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать свое поведение;
· разнообразные упражнения, применяемые в игре (в ходьбе, беге, прыжках, метании, наблюдательности, следопытстве и ориентировании, первой помощи, навыках походной жизни, строевых упражнениях и пр.), являются по духу спортивными, поводятся обычно в соревновательной форме, что особенно привлекает ребят.
Так, например, с целью агитации и пропаганды военно патриотического воспитания подростков, здорового образа жизни, и подготовки допризывной молодежи, на протяжении нескольких лет проводится военно-спортивная игра «Юнармейский рубеж».
Организация и проведение игры осуществляется благодаря социальному партнерству с Управлением образования и Молодежной политики ЗГО, отделом МВД России по ЗГО и конечно Военному комиссариату Челябинской области по г. Златоуст и Кусинскому району.
В этом году областная спортивная военизированная игра смогла объединить более 150 юнармейцев Челябинской области.
Организационный комитет во главе с начальником городского штаба Юнармии преподавателем школы №36 Александром Филатовым вместе с добровольцами и единомышленниками качественно подготовили этапы для младшей и старшей категории команд, обеспечили работу судейской бригады и объективную оценку готовности участников. В торжественном открытии турнира приняли участие три учредителя регионального отделения Юнармии. Ребятам и их наставникам пожелали успехов в честном соперничестве Герой России Сергей Зяблов, председатель Совета шефов воинских частей, советник руководителя регионального Центра "Авангард" Игорь Михайлов и начальник штаба Юнармии по Челябинской области Алексей Зязев. О важности подготовки к защите Отечества и своих близких напомнил военный комиссар Златоуста полковник Владимир Казимерчук.
Соревнования включали оценку меткости в стрельбе из пневматической винтовки и пистолета, разборки и сборки автомата Калашникова, навыков действий для защиты в случае заражения территории и работы с дозиметрическим прибором, знания топографической карты. Большое число ребят уже сейчас интересуются службой в МЧС и они смогли проверить себя на этапе конкурса действий пожарных, закрепить практику оказания первой медицинской помощи на этапе "Санитарный пост". Командный дух проявлялся в действиях участников на туристическом этапе с различными видами переправ. Игровой характер напряженных состязаний проявился на этапе работы с миноискателем, когда обнаруживали "сладкую мину".
Команды из Златоуста и Каслей, Верхнего Уфалея и Усть-Катава, областного центра дополнительного образования и Челябинска проявили недюженные усилия для достижения победы.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что военнопатриотическое воспитание сложный и многогранный процесс, в котором чаще всего формы и методы переплетаются, а иногда субъекты выступают в роли средств воспитания.
Специфика военно-патриотической деятельности многоаспектна:
- материальный аспект – создается на основе имеющихся возможностей и на достижение конкретной цели, а так же направляются все возможные ресурсы на элементы воспитательного процесса и на реализацию заложенной мной изначально центральной линии «цель-средства-результат».
- В плане моей работы для улучшения материального аспекта прорабатываются возможные условия социального партнерства обеспечение которого возможно в ходе специального организованного переговорного процесса.
- Еще одним немало важным аспектом является работа над созданием уголков боевой славы. Так, например, в планах моего объединения создание уголка боевой и трудовой славы «Богатырская застава».
- Духовный аспект – освоение и созидание духовных ценностей – любви к Родине, жизни, гуманистических общечеловеческих и социальных принципов, выработка норм гражданского и воинского поведения, отношения к военной истории, ее конкретным носителям – ветеранам войны, к современным Вооруженным силам России и т.д. Наиболее важным компонентом духовной сферы военно-патриотического воспитания является социально-коммуникативный аспект.
Для реализации данного аспекта юнармейцами моего объединения запланированы такие мероприятия как:
- Участие во Всемирном Дне призывника;
- Участие юнармейцев в «Уроках мужествах» совместно со Златоустовской организацией «Союза ветарнов Афганистана, Чечни и локальных конфликтов»
Российский патриотизм и интернационализм невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Сегодня сущность военно-патриотического воспитания состоит в выработке гибкой системы, на основании которой следует вести целенаправленную работу по формированию у старших подростков любви и преданности Родине, чувства уважения к ратному труду, воинской службе, к героическим традициям российского народа и его Вооруженных Сил.
Такая выстроенная система позволяет целенаправленно организовывать деятельность в образовательной организации по военно-патриотическому воспитанию старших подростков и способствует решению поставленных задач.
В заключение хочу отметить, что детско-юношеское движение можно считать еще одним шагом к укреплению патриотического сознания населения и готовности защищать интересы личности, общества и нашего государства.
Военно-патриотическое движение «Юнармия» – организация, безусловно, полезная, которая способна научить детей самостоятельности, дисциплине и организованности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.