Статья: Ролевая игра в процессе обучения иностранным языкам.
Оценка 4.6

Статья: Ролевая игра в процессе обучения иностранным языкам.

Оценка 4.6
docx
24.06.2024
Статья: Ролевая игра в процессе обучения иностранным языкам.
Ролевая игра в процессе обучения иностранным языкам.docx

Ролевая игра в процессе обучения иностранным языкам

Этапы проведения ролевой игры.

В проведение ролевой игры на уроке можно выделить четыре этапа: этап подготовки, этап объяснения, этап проведения и этап анализа и обобщения.

На первом этапе происходит разработка сценария ролевой игры, составление списка действующих лиц, а также плана данной игры. При этом учителю необходимо учитывать несколько условий. Во-первых, ситуация должна быть максимально приближенной к жизни, чтобы она реализовывала свою практическую цель. Также роли должны быть понятны ученикам (для этого необходимо принимать во внимания жизненный опыт учащихся). Однако стоит избегать слишком детального описания ролей, так как это лишит учащихся возможности проявить свои творческие способности, свое воображение. Нужно лишь дать некий вектор, направление мысли, от которого исполнитель роли будет отталкиваться. Еще одно необходимое условие – это вовлечение всех учащихся в ролевую игру.

В целом, первый этап – это этап работы учителя над ролевой игрой, ее подготовки для учащихся.

На втором этапе в работу уже включаются учащиеся. Им объясняется ситуация, и распределяются роли. При этом если у учащихся возникают какие-либо вопросы, учитель должен разъяснить их. Также сразу же необходимо создать доброжелательную атмосферу на уроке, чтобы игра происходила в дружественной обстановке.

Третий этап – это непосредственно сама игра. Ее участники действуют, согласно определенным ранее ролям.

На заключительном этапе учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т. е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока, дает свою оценку игры и выставляет отметки. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации.

Лишь соблюдение всех четырех этапов способствует наиболее эффективному и продуктивному проведению ролевой игры на уроках иностранного языка.

Примеры ролевых игр на уроках иностранного языка.

Поскольку уже отмечалось, что ролевые игры могут применяться на различных этапах обучения, то хотелось бы привести примеры для разных уровней обученности. В данном исследовании ролевые игры будут разработаны для учащихся, с учетом того, что они начали изучать английский язык во втором классе школы с углубленным изучением английского языка.

 

Ролевая игра “Organization of the Olympic Games”.

Данная ролевая игра предназначена для учащихся седьмых классов. Ее можно проводить как завершающий этап в изучении темы “Sport in Our Life”. Учащимся предложено организовать организационный комитет по проведению зимних Олимпийских Игр 2014 в Сочи. Учителем и ученикам заранее выбирается председатель комитета, а также назначается, за какой вид спорта будет нести ответственность каждый ученик. Для подготовки к данной ролевой игре учащимся необходимо дома самостоятельно заполнить следующую таблицу (приложение 2).  Также учащимся может быть предложено выполнить презентацию в PowerPoint для подкрепления своей речи наглядностью. Председатель комитета является в этой ролевой игре главным, таким образом, учитель полностью снимает с себя функции руководителя.  В данной ролевой игре учитель может занять место заместителя председателя организационного комитета, чтобы полностью не исключать себя из деятельности коллектива и иметь возможность в конце подвести итоги.

Учитель также может помочь учащемуся, выполняющему роль председателя, составить вступительную речь, которой он будет открывать заседание организационного комитета. Он может выглядеть следующим образом:

Head of the committee: “Today is our first meeting devoted to the twenty second winter Olympic Games in Sochi. I am glad to see the representatives of different kinds of sport here. Today we are going to discuss the details of the organization and problems that we may face during the Olympiad in order to prevent them. I hope that everybody has prepared something to tell us about the sport he/she is responsible for. Before we start I would like once more to point out the importance of these Olympic Games for our country. So try to do your best to reach the best possible results! Now let’s start. Who wants to be the first?”

Первый ученик начинает свой доклад, опираясь на записи на карточке, которые он подготовил дома. В конце доклада председатель, заместитель председателя и другие участники конференции задают вопросы, на которые докладчик должен будет ответить. Таким образом продолжается конференция: все представители по очереди рассказывают о своих видах спорта, другие участники внимательно слушают, уточняют, если что-то непонятно.

В конце конференции, после всех докладов, председатель подводит итог конференции. Его речь может выглядеть следующим образом:

Head: “Thank you very much for your participation in this conference! You all did great work, I am sure that these Olympic Games will be excellently organized, without any problems!”

После этого учитель подводит итог всей ролевой игры: отмечает положительные и отрицательные стороны, выделяет учеников, которые добились большего успеха в своих докладах, дает свою оценку уроку и выставляет отметки. Необходимо отметить, что при анализе данного мероприятия учитель должен начинать с положительных моментов, и только затем переходить к отрицательным, чтобы не отбить желание у учащихся к дальнейшему выполнению подобных заданий.

Данная ролевая игра является хорошим приемом для совершенствования лексических, грамматических и фонетических навыков, а также для развития умений в устной речи (по больше части в монологической, но и также в диалогической) и в аудировании. Благодаря ней производится контроль выученных лексических единиц по пройденной тем. Также она способствует взаимодействию учащихся в коллективе для достижения единой цели, их сотрудничеству. Ученики могут сами выбрать себе роль исходя их своих интересов и предпочтений, что, несомненно, усиливает их мотивацию к участию в данном виде деятельности. Данная ролевая игра была с учетом задействования следующих резервов интенсификации обучения:  применение активных форм и приемов обучения (так как она способствует развитию активности деятельности учащихся и их самостоятельности), развитие общеучебных умений, усиление мотивации к учению (так как она вовлекает учащихся в процесс обучения и вызывает интерес), сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения (так как ролевая игра – это один из самых распространенных приемов нетрадиционного обучения), рациональное использование самостоятельной работы учащихся (так как учащимся дома необходимо спланировать и подготовить свою речь), а также использование современных технических средств обучения (составление презентации в PowerPoint).

 

Список использованной литературы:

  1. Григорьева М.Б. Использование игровых приёмов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 201, №10
  2. Давидова З.М. Игра как метод обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе, 2010, №6
  3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991

 

Ролевая игра в процессе обучения иностранным языкам

Ролевая игра в процессе обучения иностранным языкам

Head of the committee: “Today is our first meeting devoted to the twenty second winter

Head of the committee: “Today is our first meeting devoted to the twenty second winter
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2024