Статья "Социально-психологическая адаптация детей с патологией слуха посредством анималотерапии"
Оценка 4.7

Статья "Социально-психологическая адаптация детей с патологией слуха посредством анималотерапии"

Оценка 4.7
doc
16.10.2021
Статья "Социально-психологическая адаптация детей с патологией слуха посредством анималотерапии"
Моисеева_доклад_АНГЛ.doc

УДК 376.3

 

Raisa Iv. Moiseeva, Olga N. Kopylova

Public Boarding School for Hearing Impaired Children, Tomsk

 

Social-Psychological Adaptation of Hearing Impaired Children through Pet Therapy

 

The report deals with a special way of redressing the disturbed balance between hearing impaired children and environment through internal changes of the individual herself. In education, the effective adaptation depends mainly on the grade art therapy methods are used at. The methods described help children develop necessary social and communication skills, as well as let them experience cooperation and express their emotions and feelings.

 

Adaptation, pet therapy, psychological correction methods, perceptual isolation, hearing impairment.

 

Человека на протяжении всей жизни окружает мир звуков, такой разнообразный, сложный и многоликий. Ребёнок с рождения слышит голос матери, шум ветра, шорох листьев, шелест дождя, пение птиц и т.д. Но если ребёнок, по тем или иным причинам имеет нарушения слуха, то перед ним незримо встаёт преграда, изолирующая его от волшебного мира звуков. Патология слуха – это серьёзная проблема не только для ребёнка, а также и для его родных и близких людей. Однако, при создании определённых условий для развития слухового восприятия, ребёнок достигает достаточно высокого уровня развития слуха и речи.

В процессе всей жизни человек находится в состоянии адаптации, приспособления, прилаживания, т.е. способности сохранять свою целостность при изменении параметров среды к окружающему миру. Лица с психическими и физическими недостатками, т.е. с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в особенности с сенсорно-перцептивной (восприятие) депривацией (дефектами слуха, зрения, речи) испытывают особые трудности, как в социальной, так и в психологической адаптации.

Стоит отметить, что у детей с нарушением слуха процессы адаптации протекают гораздо медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников, а состояние дезадаптации возникает легче [3]. Когда возникают сбои в процессе адаптации, наблюдаются неадекватные психологические реакции: проблемы со здоровьем, проблемы в психическом развитии, при общении и взаимодействии и т.д. Чтобы помочь детям в дальнейшем облегчить или избежать подобных проблем, определили и поставили цель:

адаптировать обучающихся с нарушениями слуха к различным жизненным ситуациям посредством взаимодействия с образами животных, т.е. использовать в педагогической деятельности определённые аспекты анималотерапии, которая теснейшим образом связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, арттерапией, а также применением компьютерных технологий.

Как и у всякого метода у анималотерапии есть широкий инструментарий - это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, маски и т.д.

Сформулированная цель определила следующие задачи:

1)      совершенствовать межличностные коммуникации;

2)      выявлять и раскрывать творческий потенциал;

3)      повышать самооценку;

4)      расширять поведенческие механизмы адаптации;

5)      формировать положительное отношение к себе, окружающим в различных видах деятельности, включающих образы животных;

6)      развивать эмоционально-волевую, когнитивную, социальную, психологическую, духовную сферу.

В условиях школы-интерната нет возможности напрямую взаимодействовать с живыми объектами (домашними животными), а взаимодействие с образами животных через урочную деятельность и внеурочное время вполне приемлемая деятельность и весьма перспективное направление в работе. Данное направление формирует способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, а это необходимые качества для успешного общения, для социально-психологической адаптации.

Сказкотерапия. Почему сказки о животных способствуют социально-психологической адаптации? Почему они так привлекательны для психокоррекции? Потому что в сказках о животных звери-герои (медведь, волк, лиса, заяц, белка), наделены общепринятыми человеческими чертами характера. Образы сказочных животных помогают ребёнку упорядочить свою жизнь, разобраться в себе, в окружающих, в добре и зле. Через характерологические образы животных (заяц трусливый, лиса хитрая, волк жадный, глупый, медведь неуклюжий, добродушный) ребёнок лучше знакомится с жизнью и её проблемами, осознаёт суть победы добра над злом, что и обеспечивает ему психологическую защищённость. Через восприятие сказки ребёнок лучше понимает и усваивает нормы поведения, что явно оказывает положительное влияние на социально-психологическую адаптацию.

При проведении куклотерапии, игрушка, с которой работает ребёнок «участвует» в жизненной ситуации, преодолевает различные препятствия, в нашем случае речевые коммуникации. Кукла успешно справляется с трудностями, не боится допустить ошибку, хозяин её всегда поправит. Ребёнок говорит не от своего лица, а от лица куклы, поэтому ему гораздо легче вербально выражать мысли.

Стоит отметить, что использование дактиля в процессе работы с пальчиковыми куклами невозможно, это способствует большей активизации речемыслительной деятельности.

Куклотерапия эффективна:

1)      для разрешения интраперсональных и интерперсональных конфликтов (внутренних и внешних);

2)      для коррекции детей с эмоциональными травмами; при коррекционной работе с нарушениями поведения;

3)      в конечном счёте, для улучшения социальной адаптации.

Игротерапия. Данный вид терапии эффективен при работе с детьми разной диагностической категории, применяется в первую очередь при  отставании в речевом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, при агрессивности поведения, как средство улучшения эмоционального состояния, нарушений поведения и социальной адаптации у детей. Игра расширяет диапазон общения и жизненного кругозора. Таким образом, спектр применения психокоррекционной игротерапии очень широк.

Арттерапия как метод практически не имеет возрастных ограничений в использовании, не имеет противопоказаний к участию любого ребёнка с особенностями в развитии – нарушениями слуха, помогает устанавливать отношения между людьми, где ребёнок выражает не только себя, но и больше узнаёт о других.

Арттерапия. – творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от переживаний, тревожности, конфликтов, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать свои мысли. Некоторые учёные склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование напрямую связано с важными высшими психическими функциями: зрением, двигательной координации, мышлением. Стоит отметить, что сам процесс рисования координирует конкретно-образное мышление, которое связано с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логического, за которое отвечает левое полушарие, другими словами в процессе рисования происходит согласование межполушарных взаимодействий. Делаем вывод о важности  данного направления в работе.

Арттерапия даёт выход своим чувствам и мечтам, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, и как способ моделирования разных эмоциональных состояний, а это важно для социально-психологической адаптации.

В рамках данного подхода мы используем и компьютерные технологии. На современном этапе развития общества нет необходимости доказывать целесообразность применения компьютерных технологий. Данная область органично взаимосвязана с другими составляющими процесса обучения: целями, формами, методами, деятельностью учителя и учащегося. Разработанные и составленные презентации: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные в жизни человека» и др. наглядно демонстрируют натуральные объекты, поскольку (как выше было сказано), в условиях школы-интерната нет возможности напрямую взаимодействовать школьникам с живыми объектами (животными).

Таким образом, во всех перечисленных видах терапии можно вычленить общий способ воздействия при взаимодействии с образами животных – это проекция и перенос, которые применяются на основе различных арттерапевтических приёмов с целью достижения положительного эффекта – социально-психологической адаптации.

 

Список литературы

1.    Агафонычев В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост – наше лекарство [Текст] / В. Агафонычев. − СПб.: Наука и техника, 2006. − 304 с.

2.    Анималотерапия [Электронный ресурс] сайт. Статья. 2009 – Режим доступа http://animaltherapy.ru/

3.    Коробейников,  И. А. Нарушение развития и социальная адаптация [Текст] /И. А. Коробейников. − М.: ПЕР СЭ, 2002. −192 с.

4.    Крежева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь [Текст] / Н.Л. Крежева.– Ярославль: Академия развития, 2000. −176 с.

5.    Леонгард Э. Социализация неслышащих. [Текст]:  статья./ Э. Леонгард. Режим доступа: http://www.deafworld.ru/index.php/article/archive/3296/

6.    Работа с образами животных [Электронный ресурс]: сайт, статья,2007. Режим доступа: http://elly17.narod.ru/psyc/animther/image.html 


7.    Скачано с www.znanio.ru

УДК 376.3 Raisa Iv . Moiseeva,

УДК 376.3 Raisa Iv . Moiseeva,

Стоит отметить, что у детей с нарушением слуха процессы адаптации протекают гораздо медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников, а состояние дезадаптации возникает легче [3]

Стоит отметить, что у детей с нарушением слуха процессы адаптации протекают гораздо медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников, а состояние дезадаптации возникает легче [3]

Данное направление формирует способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, а это необходимые качества для успешного общения, для социально-психологической адаптации

Данное направление формирует способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, а это необходимые качества для успешного общения, для социально-психологической адаптации

Игротерапия. Данный вид терапии эффективен при работе с детьми разной диагностической категории, применяется в первую очередь при отставании в речевом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, при агрессивности…

Игротерапия. Данный вид терапии эффективен при работе с детьми разной диагностической категории, применяется в первую очередь при отставании в речевом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, при агрессивности…

В рамках данного подхода мы используем и компьютерные технологии

В рамках данного подхода мы используем и компьютерные технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2021