Статья: Современные уроки русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Технологии, используемые на уроках»
Оценка 4.6

Статья: Современные уроки русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Технологии, используемые на уроках»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл—8 кл
29.12.2023
Статья: Современные уроки русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Технологии, используемые на уроках»
Статья: Современные уроки русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Технологии, используемые на уроках»
Статья.docx

Статья: Современные уроки русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Технологии, используемые на уроках»

 Современный урок русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Технологии, используемые на уроках.

Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Реализация ФГОС в большей степени зависит, конечно, от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача наша не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации.

Использование элементов игровой технологии

на уроках русского языка и литературы.

Игра - самое любимое, самое естественное занятие детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт. Я стараюсь использовать нестандартные формы работы, способные заинтересовать учащихся. Важную роль отдаю применению игровым технологиям на уроке русского языка.

В основе игровой деятельности лежит развивающее обучение. В структуру игры как деятельности органично входит:

целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов.

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.

 Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.

 Выделяют следующие виды дидактических игр:

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания.

 3.  Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

      К нестандартным заданиям можно отнести: диктанты на засыпку; предметные (терминологические) диктанты (лингвистический, литературоведческий; математический, исторический), кроссворды, чайнворды, ребусы. Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке. Это такие головоломки и кроссворды, как «Знаете ли вы пословицы»; «Слова на шипящий согласный звук»; «Словесные тесты»; «Раз - рас»; чайнворды: «Местоимение»; «Имя существительное»; игры со словами на досуге: «Пары слов»; «Телеграмма»; «Наборщик»; «Палиндромы»; «Собираем родственников»; «Алфавит»; «Соберем букет» и др. 

Вот лишь некоторые из возможных вариантов:

- «Составь текст и озвучь его». Детям предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащегося – за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы.

 - «Пригласи на обед». Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (подругу). В меню даны слова: тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. По аналогии можно провести игры «Пригласи в гости», «Пригласи в театр» и т.д.

Эффективно использование игр на уроках по теме «Лексика и фразеология»:

 «Собери фразеологизм»; «Угадай-ка»,  «Гонка за лидером», «Переводчик»,  «Кто быстрее?»,  «Найди пару»  «Объясни значение»;  «Прямое и переносное»; «Аукцион»;  «Замени фразеологизмом»;  «Подбери синонимы»;  «Географические названия»; «Имена собственные»;  «Кто больше»;  «Закончи фразеологизм»;  «Угадай профессию»;  «Догадайся»; «Переводчики»;  «Любопытный» и др.

Часто на уроках использую лингвистические «Угадайки». Они во многом напоминают хорошо известную игру-задачу под названием «Кроссворд». При выполнении работы обогащается словарный запас учащихся и грамматический строй речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц. Все это способствует развитию творческих возможностей учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки) и кроссворды.

Целесообразно использовать игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Они пробуждают интерес, активизируют весь класс учащихся. Очень часто я использую игру «Помоги Пете Ошибкину». Начинаю с таких шуточных  слов: «Разве можно без улыбки видеть Петины ошибки. Быстро Пете помогайте да ошибки исправляйте». Она не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.

Например:

В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?

Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.

Проектная технология.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Методика организации проекта, предложенная И.В. Кругловой, начальником Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы:

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

обсуждение возникших идей;

перечисление интересующих учащихся тем проектов;

формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

уточнение намеченной цели и задач;

поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);

интерпретация данных;

сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

систематизация полученных данных;

построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

осмысление полученных данных и способов достижения результата;

обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).

Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашена.

Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.

При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Создаю проблемно-мотивационную среду на уроке разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого стола”, консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

Команды не соревнуются.

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.

План действий учащихся в проекте

Выбор темы проекта (исследования).

Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

Деятельность в проекте можно представить в следующей схеме – плане конспекта, где учтены все необходимые моменты проектной деятельности на уроке и во внеурочной работе.

Мною опробованы разные виды проектов по русскому языку и литературе.

Применяя в 5 классе метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениями:

- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?

- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.

Предлагая такие задания, как «Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам»,

составить словарик фразеологизмов, составить словарик «Из истории фразеологизмов», даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.

Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов по теме – это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт – свой проект.

Проверяю, как понят учебный материал, на основе развития креативных навыков следующим образом: после сообщения о гнездах однокоренных слов, учащиеся показывают сценку “Родственники” (это творческий мини-проект 3 учащихся).

Гусеница. Вы кто такие?

Гусь. Я Гусь, это моя супруга Гусыня, а это наши гусята.

Гусыня. А вы кто?

Гусеница. Я ваша родственница.

Гуси упали в обморок.

Гусеница обращается к классу: “Почему гуси упали в обморок?”

Ребята шутят, что между Гусями и Гусеницами нет внешнего сходства, нет общих предков. Лингвистически точный ответ: Эти слова не являются однокоренными, т.е. родственными.

Гуси. Ребята, найдите наших родственников.

«Мозговой штурм» применяю на уроках, когда необходимо еще раз вспомнить и проанализировать творчество писателя или характер героя, события его жизни.

Примеры «мозгового штурма»: 5 кл. – предложите идею создания оригинального памятника баснописцу И.А. Крылову; 6 кл. – предложите идею создания герба помещиков Троекурова К.П., Дубровского А.Г.

В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что обязательно обсуждается в классе.

Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность. Когда учащиеся освоили основные приемы, необходимые при работе с проектом, можно проводить уроки-проекты.

Технология проблемного обучения.

Положительными моментами этого обучения могут стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития.

Безусловно, верны слова Льва Толстого о том, что «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».
Технология проблемного обучения имеет ряд положительных характеристик и преимуществ:

Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.

В ходе решения проблемы, учащиеся преодолевают все трудности, активность и самостоятельность достигают высокого уровня.

Темпы передачи информации зависят от самих учащихся.

Повышенная эмоциональная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения.

Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Главные цели проблемного обучения:

1.Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

2.Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

3.Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

4.Развитие профессионального проблемного мышления.

Центральные понятия проблемного обучения:
- проблема;
- гипотеза;
- проблемная ситуация;
- проблемный вопрос;
- проблемная задача;
- творческая задача;
- самостоятельная работа.
Методы проблемного обучения:

проблемное изложение знаний;

изложение с проблемным началом;

частично-поисковый или эвристический метод;

исследовательский метод.

Некоторые примеры приемов создания проблемных ситуаций в 5 классе на уроках русского языка:

Учитель сам ставит проблему:

«В жизни всегда есть место подвигам», - говорит М.Горький. Что такое подвиг?

Возможны ли подвиги в повседневном труде?

Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу.

Например, дети в 5, 6 классе познакомились с темой «Толковые словари. Лексическое значение слова».Учитель попросил найти в словаре слово «перст» и объяснить его лексическое значение. Далее следует задание:

Витя и Маша прочитали предложение в книге. Витя согласился с тем, что выделенное слово написано правильно, а Маша решила, что допущена ошибка. А как считаете Вы? Почему? Используйте в ходе работы толковый словарь. Что ввело в заблуждение Витю?

*Анна Ивановна воспитывала Маринку с любовью, поэтому не удивительно, что девушка, даже когда выросла, оставалась наперсницей обожаемой тетушки.

Учащимся предлагаются задания, требующие сравнения фактов.

Исследовательское познание произведения через нравственную оценку героев, выяснения авторского отношения к ним и нашего отношения к отношению автора.
Проблемные задания, стимулирующие исследование языковой ткани произведения в различных аспектах.

Например: привести пример текста-описания, попросить убрать все прилагательные. Сделать вывод о роли прилагательных в тексте.

«Активные» методы обучения и психологические эффекты

на проблемном уроке.

Проблемное обучение требует перенесение акцентов на развитие творческого потенциала учащихся, углубление и развертывание всех их способностей. «Активные методы» - совокупность способов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности и использование таких методов, которые направлены не на сообщение учащимся готовых знаний, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных проблем. К данным приемам обучения в проблемном уроке могут быть отнесены: «коммуникативная атака», опорные схемы, мозговой штурм, моделирование.
Активные методы позволяют на уроке:

формировать собственное мнение. Высказывать его, уметь аргументировать;

учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;

обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;

продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность;

уметь разрешать конфликты в повседневной жизни.

Итак, технология проблемного обучения – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций и организацию самостоятельной активной деятельности учащихся по их разрешению.

Проблемная ситуация – основа проблемного обучения. Это разрыв или рассогласование между целями и возможностями субъекта.


 

Статья: Современные уроки русского языка и литературы с учётом требований

Статья: Современные уроки русского языка и литературы с учётом требований

Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях

Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях

Целесообразно использовать игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм

Целесообразно использовать игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм

Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т

Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т

Команды не соревнуются. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание

Команды не соревнуются. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание

Из истории фразеологизмов», даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а…

Из истории фразеологизмов», даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а…

Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность

Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность

Центральные понятия проблемного обучения: - проблема; - гипотеза; - проблемная ситуация; - проблемный вопрос; - проблемная задача; - творческая задача; - самостоятельная работа

Центральные понятия проблемного обучения: - проблема; - гипотеза; - проблемная ситуация; - проблемный вопрос; - проблемная задача; - творческая задача; - самостоятельная работа

Проблемное обучение требует перенесение акцентов на развитие творческого потенциала учащихся, углубление и развертывание всех их способностей

Проблемное обучение требует перенесение акцентов на развитие творческого потенциала учащихся, углубление и развертывание всех их способностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2023