Средства ИКТ в системе образования
Средствами ИКТ являются программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств транслирования информации и информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, хранению, накоплению, обработке, продуцированию, передаче и использованию информации, а также возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей : устройства для записи визуальной и звуковой информации (фотоаппарат, видеокамера, телефон, планшет), флешка. SSD, интерактивная доска, компьютер, ноутбук, доступ в Интернет, колонки, наушники, проектор, сканер, принтер, телевизор и др. Средства ИКТ подразделяются на аппаратные и программные.
Использование средств ИКТ в образовании позволяет решать следующие задачи
1). Обеспечение деятельности по информированию учащихся и их родителей.
2). Освоение предметной области на разных уровнях (анализа, оценивания).
3). Формирование специальных и общих умений и навыков учебных задач.
4). Развитие способностей к определенным видам деятельности (проектной, исследовательской).
5). Проведение научно-исследовательской и экспериментальной работы на основе мультимедийного лабораторного практикума.
6). Оценивание результатов обучения.
Классификация ИКТ в образовательном процессе
1. По решаемым педагогическим задачам: средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры); вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия); комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
2. По функциям в организации образовательного процесса: информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания); интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции); поисковые (каталоги, поисковые системы).
3. По типу информации: электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты); электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии); электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания). 4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе: урочные; внеурочные 5. По форме взаимодействия с обучаемым: технология асинхронного режима связи – «offline»; технология синхронного режима связи – «online».
Для эффективного использования ИК-технологий в образовании необходимо знать их свойства и функции, чтобы четко определить, для решения каких дидактических задач целесообразно (с точки зрения педагогики и психологии) воспользоваться той или иной из них. Выбор того или иного метода или средства обучения определяется, с одной стороны спецификой учебного предмета, конкретной решаемой дидактической задачей, с другой - дидактическими свойствами конкретных средств обучения. ИК-технологии рассматриваются именно как средства организации познавательной деятельности учащихся.
Но использование только средств информатизации образования недостаточно для полноценного применения ИКТ в образовании. На практике такие средства обязательно должны быть дополнены идеологической базой информатизации образования, а также деятельностью специалистов в различных областях знаний, чье участие необходимо для достижения целей информатизации. Поэтому понятия средств информатизации образования и средств ИКТ оказываются тесно связанными. Во многих случаях эти два понятия означают одно и то же. Но понятие средств информатизации образования является более широким и включает в себя средства ИКТ, дополненные названными выше компонентами.
Использование средств ИКТв образовании имеет следующие преимущества:
1. Позволяет обучающимся самостоятельно выбирать образовательную траекторию: последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний.
2. Формирует умения работать с информацией, развивает коммуникативные способности.
3. Формирует личность информационного общества.
4. Обеспечивает максимальное усвоение учебного материала.
5. Активирует познавательную деятельность.
6. Формирует исследовательские умения и умения самостоятельно принимать оптимальные решения.
ИКТ помогают обучающимся глубже и разнообразнее познавать окружающий мир, эффективнее развивать свой интеллектуальный потенциал.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.