Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
В дошкольном учреждении
Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира.
В современном мире проблема социального развития детей с ограниченными возможностями становится одной из актуальных. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.
М. А. Галагузова определяет социализацию ребенка как процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения).
К сожалению, не всем детям легко социализироваться в жизни. Есть определенная категория детей, которая не может этого сделать - дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это дети, которые имеют либо физические, либо умственные недостатки.
Когда говорят о социализации ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ, то имеют в виду две взаимосвязанные стороны: умение взаимодействовать с окружающими людьми и соблюдение норм поведения. Таким детям приобрести социальный опыт помогает сюжетно-ролевая игра. Через игру дети учатся общаться с окружающими, понятно излагать желания, просьбы, договариваться, формируются навыки культурного поведения.
Сюжетно-ролевые игры создаются самими детьми. Дошкольники воспроизводят то, что видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых.
Особенности сюжетно-ролевой игры:
– Соблюдение правил
– Социальный мотив игр
– Эмоциональное развитие
– Развитие интеллекта
– Развитие воображения и творчества
– Развитие речи
У детей с особенностями в развитии часто наблюдается недоразвитие игровой деятельности, они долго не обнаруживают потребности в игре. Педагоги ДОУ пытаются включить таких детей в игру, но они долго не проявляют интерес к её процессу и игрушкам, действуют безразлично, порой пассивно подчиняясь нашим требованиям. И лишь под влиянием обучения начинают проявляться к 5-7 годам. Дошкольники начинают затевать сами игры, пытаются включиться в игру, предложенную сверстниками или взрослыми, появляется избирательный интерес к игрушкам.
Виды сюжетно-ролевых игр:
– Игры на бытовые сюжеты («дом», «семья» …)
– Игры на производственные и общественные темы («школа», «автобус», «почта» …)
– Игры на героико-патриотические темы («герои войны», «космические полёты» …)
– Режиссёрские игры
– Игры на тему литературных произведений, кино, телепередач («моряки», «лётчики» …)
В обучении дошкольников с нарушением интеллекта важен комплексный подход: ознакомление детей с окружающим миром в процессе их активной деятельности, обучающие игры, организация предметно-игровой среды, общение взрослого с детьми в процессе игры и, конечно, взаимосвязь в работе учителя-дефектолога, психолога и воспитателя.
Обучение игре проводится в совместной деятельности, которая отражается в рабочей программе и соответствует лексическим темам (результат обучения фиксируется в индивидуальных маршрутах).
На начальном этапе педагогами создается эмоциональное отношение к игрушкам, игровой ситуации и формируется ориентировочная деятельность детей (проводится обыгрывание сюжетных игрушек: собачки, зайчики, и конечно куклы). Кукла для детей - это заместитель идеального друга, который всё понимает и не держит зла, поэтому очень важно научить детей конкретным игровым действиям с ней (отобразительные игры: укладывание спать, купать…). Так же здесь происходит усвоение детьми логики развития бытового сюжета. Под руководством педагога дети выполняют последовательные игровые действия, учатся правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку.
Главным моментом в обучении играм является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений («Больница» ситуация «На приёме у врача с больной куклой Машей»…). Для проведения каждой игры требуется подготовка детей: формирование представлений о профессиях, затем подготавливаются атрибуты игры, основное внимание уделяется обучению детей подчинять своё поведение роли, которую он взял на себя.
После проведения игры важно провести беседу: во что они играли? Кто кем был? Что делал? Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным для детей, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке. Например, игра «Доктор»: сначала делают укол, а потом спрашивают, что болит. Дети часто забывают, что следует делать и ждут подсказки педагога.
Дети с нарушением интеллекта в процессе самостоятельных игр воспроизводят отдельные игровые действия и их цепочки. Редко такие детки проявляют свою индивидуальность и вносят что-то от себя, поэтому игры у таких детей шаблонны и стереотипны.
Характерным для детей с нарушением интеллекта является выполнение игровых действий без сопровождения речи. С большим трудом они овладевают речевым содержанием, без которого протекание сюжетно-ролевой игры усложняется. Ролевое общение в процессе игры проходит с помощью заученных реплик. Творчество в этом плане является показателем, насколько сохранён интеллект ребёнка, поэтому принятие роли происходит под руководством педагога, который не только помогает детям вспомнить последовательность развёртывания сюжета и основные действия, совершаемые персонажами, но и сам принимает участие в игре.
Обучение сюжетно-ролевой игре занимает важное место в коррекционно-развивающей работе, поэтому нельзя считать время потерянным, если ребёнок не научился играть самостоятельно и нуждается в помощи взрослого.
Главным является то, что ребёнок выходит из замкнутого мира, у него появляется интерес к окружающему миру и деятельности, и в частности к игре, формируется понимание, возникает положительное эмоциональное отношение к ней и желание участвовать, возникает потребность в налаживании контактов с взрослыми и сверстниками. И даже посильное участие таких детей в игре способствует их психическому и физическому развитию.
Сюжетно-ролевые игры - обязательная программа любого детского сада и важный этап в развитии каждого дошкольника. Позитивное влияние ролевых игр на формирование личности ребенка давно доказано, и не оспаривается уже много лет. И если для воспитателя детского сада сюжетно-ролевые игры - это своего рода таблица умножения, то для родителей - это что-то познающееся только интуитивно. А ведь именно родители должны организовывать сюжетно-ролевую игру в условиях семьи.
Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, её организации в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность в семье претерпевает существенные изменения: занимает всё меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности - просмотром телепередач (мультфильмы, взрослые фильмы и т. д.), компьютерными играми, что отражается на общем развитии дошкольника, его общении с взрослыми и сверстниками. По мнению многих психологов, ученых игра занимает ведущее место в жизни дошкольников.
Родители часто не задумываются о значимости сюжетно-ролевой игры, в жизни своих детей, а иногда даже не умеют в них играть.
Поэтому задачей педагогов ДОУ является:
– Познакомить родителей с особенностями игры детей с ОВЗ;
– Подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребёнка;
– Дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком;
– Вовлечь родителей в игровую деятельность.
Для того чтобы родители получили как можно больше информации о значении игры в развитии детей с нарушением интеллекта педагоги подготавливают консультации для родителей: «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей», «Сюжетно-ролевая игра в развитии детей с нарушением интеллекта»; рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр; памятки для родителей: «В какие игры можно играть дома»; проводят родительское собрание «Организация сюжетно-ролевых игр в семье».
В наиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальше всё зависит от родителей и других взрослых: если они много играют с малышом, его игры постепенно становятся всё более сложными и интересными. Дети с удовольствием включаются в игру, предлагаемую мамой или папой. Играя со взрослым, ребенок подражает ему, эмоционально вовлекается в разыгрываемые взрослым события и благодаря этому постепенно осваивает более сложные формы игрового поведения. Если же взрослые (или старшие дети) мало играют с ребёнком, развитие его игровой деятельности останавливается на одной из ранних стадий. А соответственно, тормозится и развитие его внутреннего мира.
От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом, родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.
Таким образом, любой ребенок, способен воспринимать и понимать окружающий мир, только не всегда может делать это теми способами, которыми пользуется обычно развивающийся сверстник. Нужно приложить максимум усилий, стараний, умений, любви и ставить перед собой и детьми реальные цели и задачи, опираясь на положительные стороны развития таких детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.