Цель мастер-класса: создание условий для обмена профессиональ- ным опытом работы участников мастер-класса по организации и проведению ситуационного классного часа.
- познакомить участников мастер-класса с продуктивными способами работы по подготовке к проведению ситуационного классного часа путем прямого и комментированного показа последовательности действий, мето- дов, приемов и форм педагогической деятельности;
- создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;
- организовать рефлексию по проведенному мастер-классу с целью определения его результативности.
Тип педагогического мастер-класса: имитационная игра
Ожидаемый результат: повышение интереса участников мастер- класса к новым формам проведения воспитательного мероприятия с классом.
Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация, раздаточ- ный, наглядный материал.
1. Теоретическая часть.
- Главная цель классного руководителя – это создание условий для личностного развития каждого ребѐнка. На этом пути стоит много задач, но первая задача, которую надо решить классному руководителю – постараться выстроить гармоничные взаимоотношения с учениками и родителями, а так- же комфортные межличностные отношения в классе между детьми.
Цель моей воспитательной работы: создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, развиваю- щейся, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе.
Особенностью психофизиологического развития детей нашего време- ни, по мнению ученых в области педиатрии (в частности И. М. Воронцова и А. В. Мазурина), является акселерация. Ученые отмечают, что основную роль в данном процессе занимает повсеместная цифровизация, которая в первую очередь отражается на нервно-психическом состоянии подростка,
влияет на физиологические и когнитивные процессы. Одним словом, дети взрослеют раньше.
В моей профессиональной деятельности было семь выпусков детей. Раз в четыре года я прощаюсь с, безусловно, самым лучшим и любимым классом на свете и встречаю новый.
Принимая детей в 1 класс, я стараюсь как можно лучше узнать каждого ученика, принять его таким, какой он есть, создать в классе атмосферу, кото- рая позволила бы ребенку чувствовать себя комфортно, проявить свои инди- видуальные способности, свою уникальность.
Я стараюсь поддерживать связь со своими выпускниками. Через класс- ных руководителей узнаю об успехах и неудачах моих бывших учеников. Из общения с пятиклассниками, их родителями и педагогами выяснилось, что в классе, в котором я была классным руководителем год назад, участились межличностные конфликты. Из своей практики знаю, что длительный, затя- нувшийся конфликт между одноклассниками может надолго «отравить» пребывание ребенка в школе и привести к серьезным психологическим трав- мам. Поэтому считаю, что ни в коем случае нельзя пускать сложившую- ся ситуацию на самотек.
Это послужило поводом для проведения ситуационного классного часа, на котором планировалось через доверительное общение с детьми проанали- зировать собственные эмоции и поведение, и на примере взаимоотношений героев фильма/литературного произведения разработать собственную страте- гию бесконфликтного поведения.
- Тема моего классного часа: «В чѐм сила человека» (по фильму Рола- на Быкова «Чучело», снятого по одноимѐнной повести Владимира Карповича Железникова).
Цель: поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситу- аций со сверстниками на основе анализа фильма Ролана Быкова «Чучело»
- проанализировать фильм Р.Быкова «Чучело» по произведению В.Железникова;
- на примерах поступков героев фильма дать понятие «нравственности» и «безнравственности»;
- научить аргументированно высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения.
Я надеюсь, что в ходе нашей совместной работы вы захотите поделить- ся своими впечатлениями, суждениями, замечаниями.
На разных этапах мастер-класса участникам будут продемонстрирова- ны приѐмы, формы и методы, которые я использовала при проведении ситуа- тивного классного часа в 5 классе.
В начале урока я распределила детей по группам. В связи с тем, что в классе были конфликтующие между собой дети, я не стала распределять их в
группы «по желанию» (могла возникнуть ситуация отторжения, ребѐнок мог остаться один). Также нельзя было распределять детей методом «случайного выбора» (группы могли сформироваться неравномерно, и будет сложно до- стигнуть планируемого результата). И нельзя было распределять жестким руководством с моей стороны.
- Коллеги, мне было бы интересно узнать, какой способ распределения по группам вы бы предложили, учитывая все эти факторы?
Мной был использован прием «Тайный конверт», суть которого за- ключается в том, что учитель сам заранее распределяет детей по группам с учетом их особенностей. Сам конверт имеет «потайной» карман и ученику предлагается открыть нужный отсек с вариантом распределения, который необходим учителю, но детям об этом не сообщается.
Для работы по разрешению проблемной ситуации мной была выбрана такая форма проведения воспитательного мероприятия, как ситуационный классный час. Предлагаемая форма позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опы- те или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Использование дан- ной технологии при проведении классных часов и классных собраний позво- ляет улучшить межличностные отношения и уровень воспитанности обуча- ющихся.
Методика ситуационного классного часа включает в себя следующие технологические компоненты:
Тема → Цель: практическая (для детей) и педагогическая (планируе- мый педагогический результат) + предварительный сбор эмпирического ма- териала с помощью наблюдения / анкетирования / социологического опроса.
→ Информация (по материалам предварительной подготовки).
→ «Я-позиция» и ее причины (участники по кругу высказывают свое отношение к обсуждаемой проблеме).
→ «Я-позиция» и общественно значимая норма (участники с разными взглядами по обсуждаемой проблеме, объединѐнные в группы, вырабатыва- ют общегрупповое решение).
→ Дискуссия (представители групп докладывают результаты коллек- тивной работы; совместное обсуждение проблемы).
→ Рефлексия: рефлексия настроения, рефлексия обсуждаемого вопро- са, рефлексия результатов обсуждения (участники отвечают по желанию).
→ Свободный выбор (слово классного руководителя о двух возможных взглядах на обсуждаемую проблему, советы детям).
→ Мотивация (поддержка учеников, решивших позитивно реагировать на обсуждаемую проблему).
→ Реальный результат (оценка состояния обсуждаемой проблемы в режиме мониторинга).
Предлагаю просмотреть трейлер фильма «Чучело».
- Уважаемые коллеги, учитывая тему и цель нашего классного часа, ка- кой фрагмент вы могли бы предложить для актуализации проблемы?
- С чего начался конфликт? (Звучат ответы и предположения участни- ков мастер-класса).
Я начала с эпизода «Первое знакомство с классом», именно тогда Лена Бессольцева получила прозвище «Чучело», именно тогда было «заложено» зерно конфликта.
- Какие проблемные вопросы мы можем задать по содержанию данного фрагмента? (Участники мастер-класса предлагают варианты вопросов).
Вопросы, которые были заданы детям на данном этапе:
- Как одноклассники относятся к Лене?
- Почему Лена не ответила оскорблением на нанесѐнное ей оскорб- ление?
- Можно ли назвать Лену сильным человеком?
- Лена признает себя предательницей по отношению к дедушке. Поче-
му?
- Как вы относитесь к Димке?
- Почему Димка Сомов боялся признаться в том, что это он рассказал
учителю о срыве урока?
- Почему Лена не назвала его имени, хотя такая возможность у неѐ бы- ла и не раз? Как это еѐ характеризует?
- Какие качества присущи нашей героине?
Сегодня мы с вами говорим о силе человека. Справедливый, сильный, яркий Димка Сомов оказался трусом и предателем. Добрая, доверчивая, ра- нимая Лена Бессольцева смогла выстоять одна против всех, что помогло ей в этом, какими качествами обладала Лена. Для ответов на эти вопросы была организована групповая работа.
Задания каждой группы:
1 группа. Познакомиться с героями фильма для определения их глав- ных личностных качеств и противопоставить их качествам Лены и дедушки.
2 группа. Проанализировать взаимоотношения Лены Бессольцевой с одноклассниками (необходимо подвести детей к тому, что сверстники ви- дят друг в друге только внешние признаки, по которым и дают прозвища, не замечая внутреннюю глубину души человека).
3 группа. Сравнить портрет Маши на картине в доме дедушки и образ Лены Бессольцевой. В чѐм истинная красота человека? (осознание красоты внутреннего мира человека).
4 группа. По подготовленному сценарию показать финальный эпизод фильма (прочувствование тех эмоции, которые пережили герои произведе-
ния, чтобы понять мотивы их поступков. Любой может оказаться на ме- сте Лены).
дачи?
Выслушаем наших коллег по выполненной групповой работе.
- Какие трудности испытали при выполнении задания?
- Получилось ли прийти к единому мнению?
- Как действовали при возникновении неоднозначных мнений?
- Совпали ли запланированный результат и результат реальный?
- Что можно было бы сделать лучше для достижения поставленной за-
По сюжету фильма мы знаем, что в классе произошла очень серьезная конфликтная ситуация, которая могла завершиться трагедией. Лена Бессоль- цева взяла на себя чужую вину, и застенчивая, нерешительная девочка в мо- мент испытаний проявила стойкость и мужество, оставшись наедине с собой, одна против всех.
Несмотря на то, что детей окружали взрослые, они не получили от них ни помощи, ни поддержки. Взрослые не вникали в «детские проблемы», так как были заняты. Самый важный и близкий человек для Лены – дед, малооб- щительный человек, погруженный в свой мир и не замечавший проблемы до определенного момента. Тетя Клава, не имевшая авторитет даже у собствен- ной дочери. Классный руководитель, которая должна была регулировать от- ношения ребят, была занята своей личной жизнью.
Дети учатся социализации. Они ещѐ не вполне способны давать крити- ческую оценку своим поступкам, не могут осознать «правильность» своих действий, найти верный выход из сложившейся ситуации. «Чтобы выросло что-то путевое, рядом должен быть взрослый, который не просто кормит и одевает, а который объясняет, помогает и подаѐт достойный пример, стоит на страже детского счастья» (рецензент А.Казаркина).
Таким примером должен стать классный руководитель - лидер, веду- щий за собой, вызывающий доверие своих воспитанников, помогающий со- ветом и делом на сложном школьном пути, на пути становления личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.