Моисеева Раиса Ивановна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
rimoiseeva@list.ru
Статья
«Традиционные, инновационно-образовательные технологии как
фактор совершенствования детей с ограниченными
возможностями сенсорной сферы в рамках ФГОС НОО»
(Слайд №1) Федеральные государственные
образовательные стандарты
предполагают овладение
учениками с ограниченными возможностями сенсорной
сферы
информационно-коммуникативными, проектными знаниями, поскольку это
является необходимым условием
достижения нового качества образования. В связи
с этим, в процессе работы с
детьми со специальными нуждами, применяем
традиционно-коррекционные, а
также инновационно-образовательные технологии,
способствующие эффективному
прогрессу в обучении и воспитании детей с
особенностями в развитии.
(Слайд №2) Традиционно-коррекционные
педагогические технологии
выступают
как «способ учебной деятельности», способствуют комплексной
реабилитации детей с
сенсорными нарушениями. По теории Гриспана учитель
выступает как сотрудник,
учитывающий тип поведения и характер каждого глухого
и слабослышащего школьника.
Ведь они все такие разные, поэтому коррекционные
технологии осуществляются с
обязательным учётом интеллекта,
психофизиологических
особенностей, речевого развития и уровня слухового
восприятия.
(Слайд №3) Технологии коррекционной направленности являются
необходимым условием для
формирования у ребёнка с нарушениями слуха
полноценных представлений о
лексике родного языка. Ребёнок с сенсорными
нарушениями не воспринимает
речь полноценно, не дифференцирует на слух
близкие по звучанию слова.
Развитие слухового восприятия, развитие речевого
слуха, формирование
произношения организуется в процессе всего периода
обучения, способствует
расширению и пополнению словарного запаса, плавности
речевого высказывания,
интонационной выразительности речи, в конечном итоге
правильному программированию
речевого высказывания, т.е. на это уходят годы
обучения.
(Слайд №4) Здоровьесберегающие технологии выступают в качестве
традиционно-коррекционных.
Остановлюсь на нейропсихологической технологии
А.Л. Сиротюк «Методики
замещающего онтогенеза», поскольку именно эта
технология выступает как
базовая. Нейропсихологическое обследование проводит
Карауш И.С. врач-педиатр,
врач психиатр. Нейропсихология позволяет узнать,
какие зоны мозга и какие
функциональные системы оказались нарушенными или не
сформированными, и тем самым
подойти к причине трудностей, таким образом
организовать
коррекционно-развивающую и формирующую работу, которая
включает
двигательные методики: растяжки, дыхательные, глазодвигательные,
перекрестные телесные
упражнения. Практикуются упражнения для языка и мышц
челюсти, для развития мелкой
моторики рук, релаксация, развитие
коммуникативной и когнитивной
сферы, обязательно упражнения с правилами.
(Слайд №5) Современный образовательный процесс немыслим без поиска
новых, более эффективных
технологий, которые содействуют полноценному
овладению знаниями, развитию
творческих способностей, в целом становлению
личности.
(Слайд №6) Технологии, построенные на
объяснительно-иллюстративном
способе обучения
выступают как традиционные, но инновационновспомогательным аспектом здесь
выступает демонстрационный и раздаточный
материал, изготовленный на
компьютере (адаптированные таблицы, речевые
карточки, иллюстрационный
материал). Использование компьютера при подготовке
демонстрационного материала с
одной стороны облегчает наш труд, позволяя
создавать любое количество
копий, с другой – улучшает качество материала по
сравнению с нарисованным и
изготовленным вручную. Стержнем данной
технологии является
ситуативная речь, т.е. речь с опорой на наглядность, ручную
азбуку, конкретную ситуацию,
являющиеся основой для более лёгкого усвоения
материала.
(Слайд №7) Проектные технологии – это один из эффективных методов
формирования УУД. Такой
подход к обучению позволяет отрабатывать материал с
многообразных позиций,
многократно возвращаться к одной теме в условиях
разных видов деятельности.
Результаты таблицы указывают на то, что чем
выше
становится мотив, тем более деятельностной выступает продуктивность и
эффективность проектной деятельности. Если говорить об общедидактических
методах обучения проектных
технологий, то наиболее приемлемым, продуктивным
в плане осмысления детьми
целей и задач является объяснительно-иллюстративный
метод, далее
частично-поисковый, и только затем проблемный.
(Слайд №8) Контрольно-корректирующие технологии позволяют учитывать
специфические моменты в
работе с глухими и слабослышащими детьми, например:
организация посадочных мест;
планирование работы по заранее разработанной
схеме; алгоритм поведения во
время урока. Данная технология позволяет
организовать индивидуальную
образовательную траекторию обучающегося с
учётом его индивидуальных
особенностей. Например: ребёнок не усвоил учебный
материал, предлагаем ему
варианты: объяснить дополнительно, работать
самостоятельно по
коррекционным карточкам, опорным схемам, выполнить задание
с воспитателем, или в группе
с детьми, хорошо усвоившими этот материал. Как
правило, дети выбирают первый
вариант.
Технология «Портфолио» как система инновационной оценки представлена
Вашему вниманию разделами, их
может быть больше, меньше, на своё усмотрение.
В начальной школе мы
запускаем технологию Портфолио, чтобы в дальнейшем она
применялась в разных сферах и
на разных ступенях обучения. Данная технология
способствует формированию
потребности в адекватной самооценки, у детей
закладываются возможности для
успешной социализации. При работе с Портфолио
выдерживаем основные
принципы:
· принцип
добровольности (если в первом классе ученику сложно начинать
работу, то он может
включиться в течение любого периода начальной школы);
· оказание помощи со
стороны учителя и родителя;
· увлечение
количеством материала (соревновательный дух).
(Слайд №9) Интерактивные технологии обучения своей целью ставят
организацию комфортных
условий обучения, при которых все ученики активно
взаимодействуют между собой.
В структуру урока включаем только элементы
интерактивной модели
обучения, то есть конкретные приёмы и методы,
позволяющие сделать урок
необычным и более насыщенным и интересным.
Моделируем жизненные
ситуации, используем ролевые игры, при постановке
проблемы находим общее
решение, при анализе ситуации находим приемлемый
выход. Как результат – это
активизирует умственные процессы, формирует
внутреннюю речь, дети
понимают ситуацию, выходят на позицию субъекта
обучения, а у педагога
появляется возможность индивидуально взаимодействовать с
каждым ребёнком.
(Слайд №10) Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют обучать
и воспитывать детей с
сенсорными нарушениями на эмоциях, помогают перевести
требования учителя в желание
ребёнка, поэтому мы не столько учим детей с
особенностями в развитии,
сколько развиваем мотивацию к обучению. Грамотное
сочетание
традиционно-коррекционных и инновационно-образовательных
технологий способствует
совершенствованию детей с сенсорными нарушениями,
обеспечивает естественный
переход на ФГОС, а достигнутые результаты дают
позволение с уверенностью
говорить об успешном будущем наших воспитанников.
Источники
q Фоны - Фотоальбомы
- Сергей Важенинsergeywaz.ucoz.ru1024 ×
764Поиск по картинке
q http://www.zrns.ru/2mongr_arhiv_ot3.html
q http://www.twirpx.com/file/178101/
q Нейропсихологическая
коррекция в детском ... - OZON.ru www.ozon.ru › ...
› Нейропсихология
q Семенович А.В.
Нейропсихологическая коррекция в ... www.twirpx.com ›
... › Практическая психология › Психокоррекция
q http://festival.1september.ru/articles/417553/
q http://festival.1september.ru/articles/572575/
q http://terralight.ucoz.ru/publ/31
q http://pedsovet.perm.ru/sections/doc_view.php?did=620
q ФГОС, средняя
общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №1466
имени Надежды Рушевой,
Москваcou1466.mskobr.ru292
× 304Поиск по картинке
q http://www.analizplan.narod.ru/obzortex.html
q http://sulanfort.narod.ru/LSG/Razdel3.htm
q Нейропсихологическое
и
психофизиологическое ... - Куб
www.koob.ru/sirotyuk/neuropsych_learni
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.