Статья "Традиционные, инновационные технологии как фактор совершенствования детей с ограниченными возможстями сенсорной сферы"

  • docx
  • 25.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Традиционные технологии.docx

Моисеева Раиса Ивановна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
rimoiseeva@list.ru

 

 


Статья «Традиционные, инновационно-образовательные технологии как
фактор совершенствования детей с ограниченными возможностями сенсорной сферы в рамках ФГОС НОО»

 

 


(Слайд №1)
Федеральные государственные образовательные стандарты
предполагают овладение учениками с ограниченными возможностями сенсорной
сферы информационно-коммуникативными, проектными знаниями, поскольку это
является необходимым условием достижения нового качества образования. В связи
с этим, в процессе работы с детьми со специальными нуждами, применяем
традиционно-коррекционные, а также инновационно-образовательные технологии,
способствующие эффективному прогрессу в обучении и воспитании детей с
особенностями в развитии.
(Слайд №2)
Традиционно-коррекционные педагогические технологии
выступают как «способ учебной деятельности», способствуют комплексной
реабилитации детей с сенсорными нарушениями. По теории Гриспана учитель
выступает как сотрудник, учитывающий тип поведения и характер каждого глухого
и слабослышащего школьника. Ведь они все такие разные, поэтому коррекционные
технологии осуществляются с обязательным учётом интеллекта,
психофизиологических особенностей, речевого развития и уровня слухового
восприятия.
(Слайд №3) Технологии коррекционной направленности являются
необходимым условием для формирования у ребёнка с нарушениями слуха
полноценных представлений о лексике родного языка. Ребёнок с сенсорными
нарушениями не воспринимает речь полноценно, не дифференцирует на слух
близкие по звучанию слова. Развитие слухового восприятия, развитие речевого
слуха, формирование произношения организуется в процессе всего периода
обучения, способствует расширению и пополнению словарного запаса, плавности
речевого высказывания, интонационной выразительности речи, в конечном итоге
правильному программированию речевого высказывания, т.е. на это уходят годы
обучения.
(Слайд №4) Здоровьесберегающие технологии выступают в качестве
традиционно-коррекционных. Остановлюсь на нейропсихологической технологии
А.Л. Сиротюк «Методики замещающего онтогенеза», поскольку именно эта
технология выступает как базовая. Нейропсихологическое обследование проводит
Карауш И.С. врач-педиатр, врач психиатр. Нейропсихология позволяет узнать,
какие зоны мозга и какие функциональные системы оказались нарушенными или не
сформированными, и тем самым подойти к причине трудностей, таким образом
организовать коррекционно-развивающую и формирующую работу, которая

включает двигательные методики: растяжки, дыхательные, глазодвигательные,
перекрестные телесные упражнения. Практикуются упражнения для языка и мышц
челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксация, развитие
коммуникативной и когнитивной сферы, обязательно упражнения с правилами.
(Слайд №5) Современный образовательный процесс немыслим без поиска
новых, более эффективных технологий, которые содействуют полноценному
овладению знаниями, развитию творческих способностей, в целом становлению
личности.
(Слайд №6) Технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном
способе обучения выступают как традиционные, но инновационновспомогательным аспектом здесь выступает демонстрационный и раздаточный
материал, изготовленный на компьютере (адаптированные таблицы, речевые
карточки, иллюстрационный материал). Использование компьютера при подготовке
демонстрационного материала с одной стороны облегчает наш труд, позволяя
создавать любое количество копий, с другой – улучшает качество материала по
сравнению с нарисованным и изготовленным вручную. Стержнем данной
технологии является ситуативная речь, т.е. речь с опорой на наглядность, ручную
азбуку, конкретную ситуацию, являющиеся основой для более лёгкого усвоения
материала.
(Слайд №7) Проектные технологии – это один из эффективных методов
формирования УУД. Такой подход к обучению позволяет отрабатывать материал с
многообразных позиций, многократно возвращаться к одной теме в условиях
разных видов деятельности. Результаты таблицы указывают на то, что чем выше
становится мотив,
тем более деятельностной выступает продуктивность и
эффективность
проектной деятельности. Если говорить об общедидактических
методах обучения проектных технологий, то наиболее приемлемым, продуктивным
в плане осмысления детьми целей и задач является объяснительно-иллюстративный
метод, далее частично-поисковый, и только затем проблемный.
(Слайд №8) Контрольно-корректирующие технологии позволяют учитывать
специфические моменты в работе с глухими и слабослышащими детьми, например:
организация посадочных мест; планирование работы по заранее разработанной
схеме; алгоритм поведения во время урока. Данная технология позволяет
организовать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося с
учётом его индивидуальных особенностей. Например: ребёнок не усвоил учебный
материал, предлагаем ему варианты: объяснить дополнительно, работать
самостоятельно по коррекционным карточкам, опорным схемам, выполнить задание
с воспитателем, или в группе с детьми, хорошо усвоившими этот материал. Как
правило, дети выбирают первый вариант.
Технология «Портфолио» как система инновационной оценки представлена
Вашему вниманию разделами, их может быть больше, меньше, на своё усмотрение.
В начальной школе мы запускаем технологию Портфолио, чтобы в дальнейшем она
применялась в разных сферах и на разных ступенях обучения. Данная технология
способствует формированию потребности в адекватной самооценки, у детей
закладываются возможности для успешной социализации. При работе с Портфолио
выдерживаем основные принципы:

· принцип добровольности (если в первом классе ученику сложно начинать
работу, то он может включиться в течение любого периода начальной школы);
· оказание помощи со стороны учителя и родителя;
· увлечение количеством материала (соревновательный дух).
(Слайд №9) Интерактивные технологии обучения своей целью ставят
организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно
взаимодействуют между собой. В структуру урока включаем только элементы
интерактивной модели обучения, то есть конкретные приёмы и методы,
позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным.
Моделируем жизненные ситуации, используем ролевые игры, при постановке
проблемы находим общее решение, при анализе ситуации находим приемлемый
выход. Как результат – это активизирует умственные процессы, формирует
внутреннюю речь, дети понимают ситуацию, выходят на позицию субъекта
обучения, а у педагога появляется возможность индивидуально взаимодействовать с
каждым ребёнком.
(Слайд №10) Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют обучать
и воспитывать детей с сенсорными нарушениями на эмоциях, помогают перевести
требования учителя в желание ребёнка, поэтому мы не столько учим детей с
особенностями в развитии, сколько развиваем мотивацию к обучению. Грамотное
сочетание традиционно-коррекционных и инновационно-образовательных
технологий способствует совершенствованию детей с сенсорными нарушениями,
обеспечивает естественный переход на ФГОС, а достигнутые результаты дают
позволение с уверенностью говорить об успешном будущем наших воспитанников.
Источники
q Фоны - Фотоальбомы - Сергей Важенинsergeywaz.ucoz.ru1024 ×
764Поиск по картинке
q http://www.zrns.ru/2mongr_arhiv_ot3.html
q http://www.twirpx.com/file/178101/
q Нейропсихологическая коррекция в детском ... - OZON.ru www.ozon.ru › ...
Нейропсихология
q Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в ... www.twirpx.com ›
... ›
Практическая психология Психокоррекция
q http://festival.1september.ru/articles/417553/
q http://festival.1september.ru/articles/572575/
q http://terralight.ucoz.ru/publ/31
q http://pedsovet.perm.ru/sections/doc_view.php?did=620
q ФГОС, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов №1466 имени Надежды Рушевой,
Москваcou1466.mskobr.ru292 × 304Поиск по картинке
q http://www.analizplan.narod.ru/obzortex.html
q http://sulanfort.narod.ru/LSG/Razdel3.htm
q Нейропсихологическое и психофизиологическое ... - Куб
www.koob.ru/sirotyuk/neuropsych_learni


 

Скачано с www.znanio.ru