Моисеева Раиса Ивановна
учитель-сурдопедагог
Дутова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
ОГБОУ «Школа-интернат
для обучающихся с нарушениями слуха»
г. Томск, Томская область
Воспитание этнической толерантности младших школьников с нарушениями слуха на основе программы «Стирая границы»
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы воспитания этнической толерантности, формирования этно-толерантного поведения при организации учебно-воспитательной работы на основе ценностей многонационального общества Томской области; описываются благоприятные условия для воспитания нравственных чувств у младших школьников с нарушениями слуха. Автор излагает принципы соблюдения прав и свобод человека, базирующиеся на воспитании солидарности и справедливости на национальном и правовом уровне равных возможностей, развитии интереса к человеку другой национальности, стремлении к самовоспитанию и самосовершенствованию.
Ключевые слова: воспитание, нарушения слуха, этническая толерантность, младшие школьники, национальность.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) определены принципы государственной политики в области образования, одним из которых является защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства (раздел 1, статья -2). Гарантируется право человека на получение образования независимо от расы, национальности, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности (раздел 1, статья 5). В 1999 году в России принята Национальная доктрина образования, в 2001 - Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, где одной из важнейших задач воспитания выступает формирование у школьников гражданской ответственности и толерантности как условия повышения качества общего образования.
В сентябре 2001 г. Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Принятая в соответствии с декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) Программа направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения» [2].
В современном обществе существуют разные группы людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одна из многочисленных групп – это люди с нарушениями слуха. Сообщество глухих и слабослышащих людей имеет свою символику, традиции, речь (жестовая речь). Традиции, сформированные в раннем возрасте и поддержанные совместно с родителями, имеют более устойчивый характер формирования духовно-нравственных аспектов. Заложенные ценности в раннем возрасте дают представления и развивают склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние аспекты порядочности.
На современном этапе развития человечества важным аспектом является смысл слова «Толерантность». Какой смысл вложен в слово толерантность? Является ли толерантность признаком высокого духовного и интеллектуально-нравственного развития? Наиболее полную и точную в современной отечественной педагогике трактовку данному выражению дал Б.З. Вульфов. «Толерантность – это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни». Под процессом воспитания он предполагал создание благодатного пространства взаимодействия с другими по интересам, взглядам, поведению людьми, их общинами, сообществами [1, с.5].
Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, миру, признание права каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Непосредственным нормативно-правовым документом по вопросу этнической толерантности является Декларация Принципов Толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 [2, с.3].
Человека необходимо воспитывать так, чтобы он стремился к изменению себя в лучшую сторону, существованию в мире с собой, с обществом, ведь на русском языке толерантность означает – умение принять другого человека таким, какой он есть. Россия многонациональна, есть необходимость поддержания традиций, обычаев и культурных ценностей. Работа в этом направлении по воспитанию детей с аномалиями в развитии слухового анализатора должна начинаться в младшем возрасте с серьёзной поддержкой семьи, родных и близких людей, со знакомства обучающихся с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.
Задача педагога заключается в оказании младшему школьнику с нарушениями слуха необходимой педагогической поддержки, при этом важно соблюдать основные принципы, базирующиеся на:
ü проявлении доброжелательности, терпения;
ü уважительном отношении к ученикам, не возвышая одних, не унижая других;
ü стимулировании полученных знаний, умений и навыков посредством вербального, психо-эмоционального, толерантного взаимодействия;
ü учитывании интересов всех участников воспитания;
ü поощрении и поддерживании самодеятельности обучающихся;
ü формировании паритетных отношений, а не командных.
В работе «Многокультурное образование» профессор Г.Д. Дмитриев выделил следующие уровни развития толерантности в образовании, которые явились определёнными ступенями в процессе составления программы «Стирая границы», далее Программы.
I. Обучение толерантности – первая ступень:
ü развитие у школьников с нарушениями слуха терпимости в отношении культурных особенностей других этносов;
ü формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.
II. Изучение и поддержка другой культуры – вторая ступень:
ü больше узнавать о культуре другой этнической группы через понимание и принятие культурного плюрализма;
ü плавно переходить к следующему уровню много культурности.
III. Уважение культурных различий – третья ступень:
ü становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.
IV. Утверждение культурных различий – четвёртая ступень:
ü формирование поликультурного и культурного становления;
ü понимание необходимости активной позиции в отношении этнической толерантности[3].
Национальный состав населения Томской области достаточно пёстрый:
русские – 950222 – 90,84%;
татары – 20145 – 1,93%;
украинцы – 16726 – 1,60%;
немцы – 13444 – 1,29%;
чуваши – 5881 – 0,56%;
белорусы – 5294 – 0,51%;
азербайджанцы – 4354 – 0,42%;
армяне – 2336 – 0,22%;
башкиры – 1953 – 0,19%;
мордва – 1808 – 0,17%.
Предлагаемая Программа по этническому воспитанию обладает большим воспитательно-образовательным потенциалом, служит основой для разработки урочных и внеурочных занятий, общешкольных мероприятий, организующих досуг младших школьников. Актуальность Программы обусловлена необходимостью учёта традиций национально-этнического воспитания, определена необходимостью формирования этнической идентичности в единстве с гражданской и общечеловеческой позицией, также представляет выработку взглядов, убеждений и привычек, составляющих сущность нравственного воспитания. Для категории детей с особенностями развития слухового анализатора это важно и ценно, поскольку уровень нравственности отражается на поведении ребёнка, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями.
Новизна Программы заключается в направленности на поддержку становления и развития нравственного, творческого, равноправного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника с нарушениями слуха для подержания и формирования своей этической стороны личности, собственной культуры. Направления Программы предусматривают изучение истории, традиций, культуры народов Томска и Томской области, изучение государственной символики своего региона, участие в предметно-практической деятельности, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, национальных праздниках, конкурсах, выставках посвящённых малым народностям Томского края.
С целью интенсификации обучения и воспитания, возрождения и развития национальной культурной специфики современная педагогика, в том числе и коррекционная, требует учитывать в педагогическом процессе особенности культуры, традиций регионов, то есть воспитание в целом должно быть культур сообразным, опираться на народную педагогику. В связи с этим, с 1994 года введён национально-региональный компонент в учебно-воспитательную работу образовательных учреждений Российской Федерации. Учитывая вышеозначенный компонент, реализация Программы заключается, прежде всего, в приобщении детей младшего школьного возраста к народным ценностям. Программа составлена с учётом этнокультурных особенностей народов, проживающих на территории Томска и Томской области, при возможности включения этнокультурных особенностей, в том числе, и в содержание уроков: развития речи, литературного чтения, грамматики, изобразительного искусства, трудового обучения, ознакомления с окружающим миром.
С первых дней обучения педагоги раскрывают этнокультурные особенности народностей, проживающих на территории Томска и Томской области. Например, при изучении темы «Слова-названия», педагог использует материал о национальном составе населения Томска и Томской области. Чтобы соответствующая работа была успешной, педагог систематически применяет на уроках материал, основанный на этнокультурных особенностях своего региона.
На уроках «Внеклассного чтения», параллельно с русскими народными сказками, изучаются башкирские, белорусские, татарские, мордвинские народные сказки. При изучении предмета «Русский язык» ребята пишут, воспринимая речевой материал на слуховой основе – за экраном, диктанты, содержащие информацию о родном Томском крае.
Изучая темы, на уроках «Окружающего мира», дети знакомятся с природными и культурными памятниками Томского региона, бытом национального состава населения. Широкие возможности раскрытия этнокультурных особенностей представляются достижимыми на предмете «Трудового обучения», где младшие школьники не только получают яркие представления о декоративно-прикладном искусстве народов Сибири, Томска и Томской области, а также демонстрируют своё индивидуальное творчество.
Не однозначна роль внеклассных мероприятий, классных часов, школьных праздников. Внеурочная деятельность даёт широкую возможность познакомиться с играми, традициями, обычаями, праздниками малых народов, проживающих на территории Томска и Томской области. Реализация Программы также заключается в приобщении детей к активному участию в конкурсах, викторинах, олимпиадах, культурологических мероприятиях с получением призовых мест.
Таким образом, прогнозируемый результат по вопросам этно-толерантного воспитания младших школьников заключается, прежде всего, в сотрудничестве семьи и школы. Предсказуемые достижения содержатся в документировании учебно-воспитательной деятельности педагогов; включают всю предметно-практическую, культурно-оздоровительную, этно-национальную деятельность глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста. Итоговые достижения кроятся в совершенствовании деятельности школьного музея как эффективного средства духовно-нравственного воспитания обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Список литературы
1. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. -2002 г. - № 6.
2. Декларация Принципов Толерантности, утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 г.
3. Многокультурное образование [Текст] / Г.Д. Дмитриев. - Москва : Нар. образование, 1999. - 208 с. - (Профессиональная б-ка учителя). - Библиогр.: с.192-197. - Б. ц.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.