Воспитание культуры поведения младших школьников.
Культура поведения - одна из актуальных и сложнейших проблем человечества, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям.
Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые, как А.Н.Виноградова. И.Н.Курочкина, О.В.Защиринская, Л.Ф.Островская и другие.
А.М.Виноградова считает, что формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения, неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми.
Основное содержание воспитания культуры поведения младших школьников - это воспитание у них культуры внешнего вида, культуры речи. культуры деятельности и культуры общения в школе, дома, на улице, в общественных местах.
Воспитание культуры поведения начинается с первых уроков, когда учитель знакомит детей с правилами поведения в школе. Далее этот процесс проходит как на уроках, так и во внеурочное время непрерывно. Проведение бесед - одно из часто используемых учителем средств воспитания культуры поведения. Но воспитание культуры не должно сводиться лишь к беседам, связанным с нарушением детьми нравственных норм, к нравоучениям. Работа по воспитанию культуры поведения должна быть целенаправленна и спланирована.
Основы поведения ребёнка закладываются в семье. От того, в какой семье воспитывается ребёнок, зависит уровень культуры его поведения. Поэтому, прежде всего учитель должен познакомиться с семьёй своего ученика. Воспитание культуры поведения основана как на работе с детьми, так и на работе с родителями. Школа должна знать условия семейного воспитания своих учащихся и и добиваться в осуществлении единой линии в воспитательном воздействии на детей. Необходимо проводить родительские собрания, посвящённые этой теме. Родители должны узнать, какую цель ставит перед собой учитель, с какими правилами культуры он познакомил ребят, какая помощь требуется в этом вопросе от родителей. Школа не может ограничить своего влияния на родителей лишь разъяснением требований к ним и их детям - она должна помочь отцу и матери школьника правильно воспитывать своего ребенка.
Насчет семей Макаренко писал: «Я думаю, что с отцами и матерями нужно разговаривать очень много и хорошо, но главное-это действовать на них через детей»
Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора форм и методов работы.
В воспитании культурного поведения одновременно используются требование, убеждение, разъяснение и упражнение, поощрение, наказание, но ведущим методом является упражнение. В систематических и разнообразных упражнениях детей формируются навыки и привычки культуры поведения. В начальных классах упражнения целесообразно проводить в форме игры и драматизации. Игра увлекает детей, вызывает положительные и яркие эмоции, которые способствуют выработке навыка и привычки.
Во всех беседах учителю необходимо связывать конкретные правила культурного поведения с воспитанием у детей гуманного отношения к людям, уважения к личности человека. Человек живёт в обществе и для успешного в нём существования необходимо соблюдать правила культуры. Надо уметь жить среди людей, вежливо и деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. Принципиальное значение имеет осознание детьми, что эти и другие правила культуры и гигиены нужно выполнять постоянно, самостоятельно, на основе самодисциплины, а не только по требованию взрослых. Многие требования к внешнему виду и поведению можно разъяснить детям, используя художественные произведения (К.Чуковский «Мойдодыр», Л.Воронкова «Маша-растеряша» и др.), разыгрывая сценки из жизни («В автобусе», «За столом»). Инсценировками, рисунками дети приучаются выражать своё отрицательное отношение к нарушениям культуры поведения. Надо объяснить ребятам, что культурным человек не рождается, а становится. Нарушающий правила культурного поведения приносит своим поведением неприятности остальным ребятам, сбивает общий ритм работы. От ребят требуется умение самим следить за собой, понимание того, как надо вести себя в разных случаях, не обижаться, если взрослые или товарищи делают замечания, стараться исправить плохое в своём поведении.
Следует подчеркнуть особую роль детского коллектива в укреплении сознательной дисциплины. Учитель повседневно и систематически укрепляет и воспитывает детский коллектив, устанавливая правильные взаимоотношения в нем, используя свое влияние и влияние товарищеского коллектива на отдельных учащихся, необходимо в доступной форме разъяснять детям значение коллектива и необходимость подчиняться установленным правилам коллективной жизни, поднимать авторитет детского коллектива в глазах учащихся. Каждому учащемуся дается поручение, выполнение которого строго контролируется. И это приучает детей к работе на общую пользу. Кроме того, борьба за честь своего класса должна перерастать в борьбу за честь своей школы, а ответственность за учебу и дисциплину отдельных учеников должна перерастать в ответственность за успеваемость и дисциплину учащихся всей школы.
Сочетание систематической работы над правилами, проводимыми на специальных занятиях и повседневной работы учителя - важное условие успешного воспитания культуры поведения.
В настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Высокий уровень заболеваемости, плохая экология, рост социальной агрессии, наркотизация общества, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность – эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями, угрозами естественного процесса развития ребенка в течение значительного периода его жизни в рамках образовательного учреждения.
Искореняя плохую привычку в поведении, следует выяснить, отчего она произошла и действовать против причины, а не против последствий. Успех в искоренении недисциплинированности определяется индивидуальным подходом при определении методов воздействия в каждом отдельном случае, при этом очень важно опереться на те положительные качества, которые имеются у ребенка.
Многие отклонения в поведении детей являются проявлением эмоционального неблагополучия, внутренних конфликтов. Коррекционные воздействия при этом должны быть направлены на смягчение психологического дисбаланса. устранение болезненных переживаний, порождающих негативное.
Ориентируясь на научно-методические основы форм проявления и классификации поведения детей с проявлением девиантного поведения, педагог начальной школы в своей деятельности использует формы и методы, направленные на коррекцию поведения.
Используя специфические методы,
учитель осуществляет коррекционное воздействие прямо (непосредственно) на
недостатки в поведении ребенка. С помощью неспецифических методов коррекционное
воздействие направляется косвенно (опосредованно) – на личность ребенка в целом,
на содержание и смысл его деятельности.
. Выполняя упражнение, ребенок
уясняет содержание желательного поведения, закрепляет его, превращает в
привычное.
Существенные условия эффективности упражнения – сознательная направленность ребенка на преодоление недостатков; понимание причин допущенных ошибок, неудач и способов их преодоления; учет и подкрепление достигнутых результатов взрослыми, сверстниками.
Грамотное применение упражнений способствует устранению недостатков и формированию относительно устойчивого желательного поведения. Однако чрезмерное упование на упражнение может привести к нежелательным последствиям: к вспышкам агрессивности, к стремлению все делать наоборот.
Признавая наказание как способ предупреждения и исправления нежелательного поведения, А.С. Макаренко советовал помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему. «Наказания должны быть настолько редки, чтобы весь коллектив обратил на наложенное наказание внимание. Если же у меня случался такой отрезок времени, когда в коллективе что-то расстроилось, я бил наказанием просто без остановки, пока не наступало изменение»
Неспецифические методы делятся на насколько групп.
Первая группа – методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности; изменение содержания деятельности; изменение смысла деятельности. Важным методом является введение новых, дополнительных видов деятельности.
Вторая группа методов коррекции девиантного поведения младших школьников – методы изменения отношений: личный пример взрослого и сверстника; игнорирование поведения ребенка; «разрешение на поведение»; изменение статуса ребенка в коллективе; педагогическая поддержка.
Важным методом второй группы является личный пример взрослого и сверстника. Взрослый, его слова, чувства, поступки – эталон, образец для подражания ребенка. Поэтому взрослые должны реализовывать желательное, социально одобряемое поведение в общении как с детьми, так и друг с другом. Для младшего школьника примером наряду со взрослым становится и сверстник. Поэтому иногда целесообразно не указывать ребенку на его плохое поведение, а обратить его внимание на одноклассника, который ведет себя хорошо или справился с некоторыми своими недостатками.
Существуют другие формы и методы по преодолению девиантного поведения.
Актуальны многие формы работы с девиантными детьми, но наиболее эффективной для детей младшего школьного возраста – форма игры.
Хорошей формой работы с детьми «группы риска» является использование разного вида игр. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т.д.
Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ. Во-первых, создаются наиболее благополучные условия для личностного роста ребенка, изменяется отношение к своему «Я», повышается уровень самопринятия. Этому способствуют ограничения переноса эмоциональных переживаний ребенка, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность.
Третья группа методов коррекции девиантного поведения младших школьников – изменение компонентов образовательно-воспитательной системы: режима школьной жизнедеятельности детей и личности учителя.
Грамотно продуманный режим дня – это одновременно и средство, и необходимое условие становления произвольного поведения, коррекции его недостатков.
Уважение педагога, доверие к отстающему могут подтолкнуть его к мобилизации всех своих сил, способствовать исправлению. Угроза же и наказание, детальный разбор каждого проступка, чтение нотаций развивают чувства неполноценности, неуверенности в себе.
Показателем эффективности работы является возникновение у учащихся потребности в самовоспитании, ибо культурному человеку свойственна постоянная работа над собой, стремление к неустанному самоусовершенствованию. Самовоспитание - это субъективное отражение и преломление воспитания, в процессе которого цели и задачи воспитания становятся жизненными целями и задачами самосовершенствования, а функции воспитателя передаются воспитуемому. Культурные привычки отрабатываются и шлифуются постоянной тренировкой.
Потребность работать над собой, совершенствовать свою внешнюю и внутреннюю культуру возникает у учащихся не стихийно, а лишь при целенаправленной деятельности воспитателей, так как сами учащиеся нередко считают, что их резкость, грубость, отсутствие такта являются чертами характера, с которыми они якобы не в состоянии справиться. «А что я могу сделать, если у меня такой характер»,- слышишь от некоторых молодых людей. Поэтому, воспитывая культуру поведения у учащихся, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, убеждать в том, что культурному человеку свойственно умение управлять собой. Примером может служить жизнь многих великих людей, в частности А. П. Чехова, который в письме к жене писал: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий. Я вспыльчив и прочее, и прочее, но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает» (Чехов А. П. Собр. соч. в 12-ти т. М., 1964, т. 12, с. 481.).
Литература
1 Боссарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания?: Книга для учителя / А.Б. Боссарт. – М.: Просвещение, 1991. – 180 с.
2 Карпенко А. В. Методическое обеспечение преодоления девиантного поведения младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95647.htm.
3 Ковальчук М.А. Как
организовать работу по профилактике девиантных отклонений в поведении детей
младшего школьного возраста / М.А. Ковальчук // Начальная школа. – 2002. – №12.
– С.31-33.
4. Коррекционная педагогика в начальном образовании; под ред. Г.Ф.
Кумариной. – М.: Академия, 2001. – 307 с.
5. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя
диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.
6. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция,
психопрофилактика / Н.А. Рычкова. – М. 2001. – 96 с.
7. Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика,
психопрофилактика и коррекция / Н.А. Рычкова. – М., 2001. – 416 с. – ISBN
5-9472-3061-1.
8. Степанов В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. – М.:
Академия, 2001. – 336 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.