УДК 374
ВОЗМОЖНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
POSSIBILITIES OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF NATURAL-SCIENTIFIC DIRECTIONS
IN SOLVING CURRENT PROBLEMS OF ECOLOGICAL EDUCATION
Еремина Галина Владимировна,
Кадочникова Елена Николаевна,
Eremina Galina Vladimirovna,
Kadochnikova Elena Nikolaevna,
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Городская станция юных натуралистов», город Нижний Тагил, Российская Федерация
Municipal аutonomous institution of additional education "City station of young naturalists", Nizhny Tagil, Russian Federation
В статье выявлены актуальные проблемы развития школьного биологического и экологического образования, рассмотрены возможности учреждения дополнительного образования естественнонаучной направленности городской станции юных натуралистов города Нижний Тагил в их решении. Приведен пример создания и развития системы дополнительного экологического образования и воспитания в условиях своего учреждения. Раскрыто содержание системы, предполагающее разноуровневое, дифференцированное образование и воспитание, ориентированное на приобретение учащимися персонифицированных результатов. Представлены уровни системы, направления каждого из этих уровней.
The article reveals the actual problems of the development of school biological and ecological education, the possibilities of the establishment of additional education of natural science orientation of the city station of young naturalists of the city of Nizhny Tagil in their solution. The example of creation and development of system of additional ecological education and training in the conditions of the establishment is given. The content of the system, involving multi-level, differentiated education and upbringing, focused on the acquisition of personalized results by students, is revealed. The levels of the system, directions of each of these levels are presented.
Система дополнительного экологического образования и воспитания; уровни системы; проблемы развития образования; управление и диагностика эффективности системы; решение актуальных проблем.
The system of additional ecological education and training; the levels of the system; the problems of education development; management and diagnostics the efficiency of the system; solution of actual problems.
В последнее время школьное естественнонаучное образование претерпевает ряд изменений: сокращаются сроки изучения биологических предметов; уменьшается годовой объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов биологии; становится меньше количество учебных часов на лабораторные и практические занятия; из школьной практики почти полностью «ушли» экскурсии в природу; учебно-опытные участки образовательных учреждений превратились в зеленые зоны; в учебно-воспитательный процесс внедряются современные образовательные технологии. Эти изменения не могли не породить такие проблемы развития биологического и экологического образования в условиях общеобразовательной школы, как
- проблему осуществления качественного биологического и экологического образования и воспитания;
- проблему формирования у учащихся научного мировоззрения;
- проблему не соответствия целей биологического и экологического образования и воспитания и их результатов;
- проблему не соответствия формата единого государственного экзамена и формирование у учащихся ценностного отношения к жизни, приобретения ими опыта творческой деятельности;
- проблему отбора содержания биологического и экологического образования;
- проблему не соответствия структуры и отбора содержания биологического и экологического образования возрастным особенностям обучающихся;
- проблему технологий, форм и методов обучения биологии;
- проблему диспропорции в соотношении объема получаемой и усваиваемой информации и многие другие [1].
Многие из вышеперечисленных проблем могут быть решены путем взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования естественнонаучной направленности. Так, наше муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Городская станция юных натуралистов» города Нижний Тагил имеет подобный положительный опыт взаимодействия. Педагогический коллектив работает над созданием и развитием системы дополнительного экологического образования и воспитания, включающей цели и задачи; содержание образовательной деятельности; технологии, формы и методы; организацию; управление и диагностику эффективности учебно-воспитательного процесса; условия, необходимые для общения детей с окружающей природной средой. Содержание системы предполагает разноуровневое, дифференцированное образование и воспитание, ориентированное на приобретение учащимися персонифицированных результатов образовательной деятельности в освоении дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности; формировании у них основ экологической культуры, экологической компетентности в принятии решений по улучшению природной среды промышленного города. Каждый из уровней обеспечивает формирование системы знаний, представлений об окружающей среде, а также умений и навыков ее защищать. Ознакомительный уровень направлен на приобретение начального опыта экологически грамотного взаимодействия детей с окружающей средой. В процессе освоения ДОП «Экологическая азбука» (5-6 лет), «Ознакомление с экологией родного края» (7-10 лет) учащиеся разрабатывают и представляют детско-взрослому сообществу исследовательские проекты по темам: «Мы построим Экоград- это наш в здоровье вклад», «В нашем городе нам жить, мы должны его любить» и др. Базовый уровень ориентирован на развитие социально-экологической активности и комплексного научно-практического подхода по сохранению природных ресурсов города. Осваивая ДОП «Экологические основы культуры природопользования», «Юные исследователи природы» (11-13 лет) и другие, ребята становятся участниками экологических акций, Дней помощи природе города, социально значимых проектов. Углубленный уровень – проходя обучение по ДОП «Мониторинг окружающей среды и здоровье человека» , «Исследователи природы» (14-17 лет) и другие, старшеклассники разрабатывают и выполняют учебно-исследовательские проекты, принимают активное участие в экспериментальной работе, сотрудничают с предприятиями города. Например, выполняя учебно-исследовательские проекты «Условия выращивания эйхорнии в зимний период», «Применение эйхорнии, пистии и хлореллы в биореабилитации сточных вод НТМК» старшеклассники в течении нескольких лет выращивают на нашей станции растения и передают управлению охраны природной среды ОАО «ЕВРАЗ НТМК» для биологической очистки промышленно-сточных вод, внедряя их в процесс биореабилитации прудка осветителя на реке Вязовка. Учащиеся нашего учреждения имеют возможность стать участниками городских массовых мероприятий, организуемых педагогами станции юных натуралистов. Массовые мероприятия содержат принципы образовательных стандартов: доступность, учет возрастных особенностей, свободу выбора, наглядность, связь с реальностью, занимательность и новизну. Мероприятия способствуют повышению уровня экологической культуры, личностному развитию, социально-экологической активности, предпрофессиональному самоопределению учащихся города. Формами проведения мероприятий в нашем учреждении являются: фестиваль юных натуралистов; экологический сбор детского экологического объединения «Зеленая волна»; природоохранные операции: «Семечко», «Серая шейка», «Елочка», «Кормушка», «Скворечник» и другие; экологические акции: «Остановим загрязнение города твердыми бытовыми отходами», «Марш парков»; выставки: «ЮННАТ-…», «ЮНЭКО-…», и другие; различные конкурсы: литературных работ по экологической тематике «Удивительный мир природы», экологического рисунка «Удивительное рядом» и другие. Разработаны и проводятся многочисленные авторские игры для разных возрастных групп участников: «Экологический бумеранг, лил несколько подарков человека самому себе и своему краю», «Путешествие в страну Ойкос», «Свалка по имени Земля», «Цветы - земной красы начало», «Путешествие в страну Агрос», «Вокруг света по стране Легумии», «Зеленый щит города», «Голубое ожерелье Тагила», «Как получить пятерку за здоровье» и другие. Различные экскурсии в природу, походы, экспедиции, организуемые нашими педагогами, помогают обучающимся не только собирать полевой материал, но и успешно овладевать наблюдением, как методом познания окружающего мира. К средствам решения проблем экологического образования относится ресурсное обеспечение нашего учреждения. Это специализированные учебные кабинеты, лаборатория экологического мониторинга, «Зеленая гостиная», «Минизоопарк» (живой уголок), аквариумистика, музей экологии родного края, учебно-опытный участок, зеленая зона, актовый и выставочный залы, ПК и мультимедийные средства, электронная интерактивная доска, образовательно-методические комплексы (учебные пособия для детей, методические рекомендации к занятиям, иллюстративные, дидактические, раздаточные и контрольно-измерительные материалы) [2]. Для получения данных о результативности системы дополнительного экологического образования и воспитания проводится мониторинг, анализируются достижения участников, оценивается эффективность их участия на основе развития творческой деятельности, познавательных интересов; проводится анкетирование учащихся по выявлению степени удовлетворенности.
Созданная на станции юных натуралистов Нижнего Тагила система дополнительного экологического образования и воспитания формирует у школьников адекватную картину мира, соответствующую системе ценностей, целостному восприятию, познанию и осмыслению природного окружения, что несомненно способствует решению актуальных проблем экологического образования и воспитания учащихся города.
ЛИТЕРАТУРА
1. Еремина Г.В., Кадочникова Е.Н. Возможности взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования в решении актуальных проблем развития эколого-биологического образования/Экология в средней и высшей школе: синтез науки и образования: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2016. 185с.
2. Перспективные направления современного образования: сб. материалов IV общероссийской научно-практической конференции педагогов «Формула успеха»/ИМЦ «Формула успеха». Кемерово: РИЦ «Лира», 2015.350 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.