Времена года в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Горбунова К.С.,
студент факультета
социальных коммуникаций и филологии
ФГБОУ ВО «ГИПУ имени В.Г. Короленко», г. Глазов.
Аннотация. В статье рассматривается роль пейзажных зарисовок в романе И.А. Гончарова «Обломов». Картины природы являются не просто фоном для событий, но помогают более глубоко раскрыть характеры героев, отражают их внутреннее состояние. Автор обращается к символике природных явлений, благодаря которым удается детально воспроизвести движения души того или иного персонажа.
Ключевые слова: Идейный смысл романа, приемы создания образа, функции пейзажа.
Seasons in the novel by I.A. Goncharov "Oblomov"
Gorbunova K.S.
Annotation. The article examines the role of landscape sketches in the novel by I.A. Goncharov "Oblomov". Pictures of nature are not just a backdrop for events, but help to more deeply reveal the characters’ characters and reflect their inner state. The author turns to the symbolism of natural phenomena, thanks to which it is possible to reproduce in detail the movements of the soul of a particular character.
Key words: The ideological meaning of the novel, techniques for creating an image, functions of the landscape.
В романе «Обломов» И.А. Гончаров отводит особое место природе, она у него не застывший пейзаж. С её помощью показывается быт героев и отображается их внутренние состояния, чувства и переживания, и в целом, пейзаж в произведении играет важную роль в раскрытии идейного смысла романа.
Идея романа «Обломов» показать, как губительно действует крепостное право и на господ, и на крепостных. Сам Гончаров воспитывался в подобных условиях, поэтому пейзаж «Сна Обломова» – это ностальгия по благословенным временам. Рисуя идиллическую картину крепостной Обломовки, автор отвечает на вопрос, что такое «обломовщина» и каковы её причины. В этом сказалась противоречивость позиции автора, его размышления по этому поводу. С одной стороны, автор понимает, что крепостная Обломовка – это корень зла, но с другой стороны, это подспудное желание сохранить всё, как было.
Первоначально природа, окружающая Обломовку, описывается через сон Ильи
Ильича. Писатель называет эту деревню «чудным краем» и «благословенным уголком»
[1, 132]. Природа всегда приветлива, времена года сменяют друг друга в
положенный срок, радуя всё теми же повторяющимися и узнаваемыми картинами. Зима
с её холодной красотой «выдерживает свой характер» до весны, не дразня
внезапными оттепелями. Весной бегут ручьи, оживает земля, а лето наполнено
запахами полыни, сосны, черёмухи. Летнее солнце не палит, а ласково греет. «Ни
страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю» – пишет автор [1, 135].
И.А. Гончаровым показана спокойная и размеренная жизнь в тихой деревне, которая
находится вдалеке от шума и суеты городов. По словам автора, поэт или мечтатель
вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности. Вся природа
деревни источает умиротворённость. Обломовка безмятежна и спокойна, в ней неторопливый,
размеренный ритм и ничего не создает треволнений для жизни в ней. Как бы то ни
было, для Ильи Ильича в сельской глубинке каждый день был одинаковым: «вечное
лето, вечное веселье, сладкая еда да сладкая лень» [1, 108].
Во всём пейзаже чувствуется, что жизнь идёт своим чередом и тянется медленно. Это отдельный мир, спрятанный где-то далеко от столичных городов, живущей своей, особой жизнью. Небо в Обломовке «ближе жмётся к земле…чтоб обнять её покрепче, с любовью: оно распростёрлось так невысоко над головой, как родительская надёжная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод» [1, 133]. Солнце светит ярко, даря жителям ясные и тёплые деньки. Монотонность происходящих в природе событий плавно передаётся обитателям Обломовки, жизнь которых так же неспешна. Изба крепостных Сусловых стоит на грани обрыва на протяжении многих столетий, и ничего не предпринимается для исправления. Сама Обломовка живет циклами, а не просто размеренно и медленно. Крестьяне знают время только по сменам времён года и церковным праздникам. Весь день почти идентичен предыдущему. Спокойное течение жизни прерывалось только сменами сезонов года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро уходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы. Как отмечал М.В. Строганов, «жители Обломовки живут в ограниченном мире, поэтому их знания о том, что лежит за его пределами, основаны на домыслах и фантазии» [3,40]. Даже самые незначительные изменения, через которые может осуществиться контакт с окружающим миром, вызывают отторжение у жителей сельской глубинки, поэтому этот мир Обломовки не допускает изменения.
Сон Обломова представляет собой отрывок из его детских воспоминаний и впечатлений. Мечтательный Илья Обломов ещё с малых лет воспринимал мир через призму красоты сонных пейзажей Обломовки, стремился познать свой край и исследовать окружающий мир. Однако родители, которые проявляли чрезмерную опеку над своим ребёнком, сами были ленивыми и разрушили стремление маленького Илюши хоть к какой-то самостоятельности. Это привело к тому, что их сын начал постепенно привыкать к жизни без забот и хлопот, и в итоге стал продолжателем такого образа, последовав примеру родителей. Мы видим, что уже взрослый Илья Ильич стал вести такую же размеренную жизнь. К тому же, в Обломовке как ленились помещики, так и ленились их крестьяне. Обломов и его слуга Захар поздно вставали и не торопились приступать к делам, а вид кабинета Ильи Ильича поражал «господствующею в нём запущенностью и небрежностью», стены и зеркала были в паутине и пыли, а ковры в пятнах [1,28].
Иван Александрович Гончаров в своём очерке «На родине» писал, что в далёком детстве, когда он жил в Симбирске, он тоже был зорким и впечатлительным мальчиком. Но, глядя на это затишье, которое царило вокруг него, «…на сонные окна с опущенными шторами и жалюзи, на сонные физиономии сидящих по домам…» [2,243], ему так и хотелось заснуть самому. Юного Гончарова окружали дома, заросшие полынью и крапивой, деревянные тротуары, с недостающими досками и фигуры «беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья» [2,242]. Следовательно, на такую картину сна, тишины и покоя автор обратил внимание ещё очень давно. В его родном Симбирске царила «обломовщина», природа и жители города были окутаны сном, спокойствием и беззаботностью.
Пейзаж не только изображает повседневную жизнь жителей Обломовки, но и выполняет ещё одну функцию. Природа является отражением внутреннего состояния и души героев романа. Любовь Обломова зарождается тогда, когда просыпается природа. Автор использует приём детали, описывая природу, чтобы показать, что Обломов проснулся и вдруг увидел всю красоту жизни. Гончаров тщательно выписывает и краски, и запахи, и зелень просыпающегося сада, ведь наш герой наконец-то по-настоящему счастлив. Например, символична ветка сирени, сорванная Ольгой во время её прогулки с Обломовым, которая означала начало их отношений. Эта хрупкая веточка сирени олицетворяет не только их взаимную любовь, но и начало весны, и пробуждение чувств. Кроме того, она демонстрирует процесс зарождения новой жизни главного героя — жизни, в которой он превратился в другого человека, готового проявить активность для своей возлюбленной.
Получив письмо Ольги, где она требовала решительных действий, Обломов понял, что он не сможет жить так, как предлагает ему Ольга. Слишком это хлопотное дело, ведь и халат она ему не разрешит носить, и спать на диване днём тоже не придётся. «Любовь – претрудная школа жизни», а Обломов не привык к труду и не сможет сделаться таким, каким мечтает увидеть его Ольга Ильинская [1,295]. Решение приходит само собой. Он не готов к таким переменам, поэтому Гончаров рисует совсем другой пейзаж, отражающий внутреннее состояние наших героев, которые прощаются с несостоявшимся счастьем. Небо стало серым, было дождливо и прохладно. А Ольга видела отцветшую и теперь уже увядшую сирень, будто увяла их любовь. «Сирени... отошли, пропали! ... Вон, видите, какие остались: поблёклые!» [1,321]. Осенняя природа олицетворяет отчуждаемость между влюблёнными, а начавшие облетать листья и появившиеся вороны символизируют собой их расставание, ведь они больше не могут прятаться за зеленью, которой уже нет. Также расставание символизирует и метель, в которой оказался Обломов. Те чувства, о которых говорила сирень, умерли так же, как и сама она под снежным покровом.
Как
сменились времена года, так изменились чувства главных
героев – Ольга «полюбила» Штольца, а Илья «полюбил» Агафью, особенно ему
понравились её локти. Мы видим, что происходит окончательное «умирание» героя.
Наконец-то он нашел приют, где ему хорошо, где никто не требует от него
перемен. Гончаров пишет, что часы его жизни тикали размеренно и тихо
остановились. Недаром, в финальном пейзаже, на котором представлено кладбище,
автор изображает сирень у могилы Обломова, намекая на первую и последнюю весну
в его сердце.
Описание природы, которое имеет крепкую взаимосвязь с главными героями, помогает глубоко раскрыть их характеры – Ольга и Илья умели чувствовать природу и жили ею, радовались каждому её проявлению. А разменяв друг друга на других героев, они утратили это умение – Ольга, выйдя замуж за Штольца, ощутила недостаток романтики, хоть их союз и был крепким, а Обломов, полюбив Агафью, и вовсе скончался.
Порою складывается впечатление, что Обломова можно сравнить с временами года. Иногда он похож на осень, иногда на зиму, потому что большую часть своей жизни он находится в полудрёме, в статичности и в замирании.
Таким образом, описание времён года в романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов» играет важную роль в раскрытии идейного смысла романа, отображении быта жителей Обломовки и отражении эмоционального состояния главных героев. Делая времена года не просто элементом фона, а важным компонентом литературного полотна и неотъемлемой частью картины жизни, Гончаров виртуозно использует описание природы, чтобы передать внутренние переживания своих персонажей.
Список литературы
1. Гончаров И. А. Обломов // Эксмо. – 2006. 640 с.
2. Гончаров И. А. На родине // Гончаров
И. А. Собрание сочинений:
В 8 т. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952—1955. Т. 7. Очерки, повести,
воспоминания. 1954. C.224–315.
3. Строганов М.В. «Обломов» как энциклопедия народной культуры // Обломов: константы и переменные. Сборник научных статей / Нестор-История. – 2011. С.39–53.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.