Статья. Значение музыкальных игр.
Оценка 4.9

Статья. Значение музыкальных игр.

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Взрослым
16.12.2020
Статья. Значение музыкальных игр.
Музыкальные игры и упражнения помогают на уроках хореографии разностороннему развитию музыкальности детей. Они развивают эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, ощущение музыкальной формы, музыкальную память
Статья Значение музыкальных игр.docx

Значение музыкальных игр и творческих упражнений

под музыку

 на уроках хореографии для младших школьников.

 

Музыкальные игры и упражнения помогают на уроках хореографии разностороннему   развитию музыкальности детей. Они развивают эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление пове­дением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

— развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

— коммуникативную: освоение диалектики общения;

— самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

— игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

— диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

— функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

— межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

— социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

— свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

— творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

— эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

— наличие правил, прямых или косвенныхотражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, пла­нирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребле­ние предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

— в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

— как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обшир­ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

     Движения, органически связанные с музыкой, ее характером (содержанием), способствуют целостному ее восприятию. Отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, структуры музыкального произведения, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи.

  Для выполнения определенных творческих задач, надо научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыкального произведения на уроках хореографии. Тогда игры будут способствовать развитию музыкального восприятия и воображения детей, будут радовать их. Движения, связанные с музыкой, всегда сопровождаются эмоциональным подъемом, поэтому так благотворно влияют на физическое развитие детей. На занятиях хореографии основным средством выразительности являются движения, главная цель — развивать у детей способность придавать этим движениям характер,  связанный с музыкальными образами, делать их выразительными, а также способствовать углублению и уточнению музыкального восприятия детей. Каждая игра или музыкальный этюд имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи. Движения во всех упражнениях (их характер, выразительные приемы) продиктованы музыкой. Большинство игр и этюдов учит детей придавать основным движениям (ходьбе, бегу, подскокам, галопу) выразительность, диктуемую музыкой и образами исполняемой игры. Очень важный элемент развития на занятиях хореографии — умение ориентироваться в пространстве, отражая в перестроениях характер и форму музыкального произведения. Выразительность музыкальных произведений помогает развивать у детей умение непринужденно придавать движениям пружинный, плавный, прыгучий, маховый характер.

        Многие игры и творческие упражнения направлены на решение нескольких задач: одни помогают совершенствовать движения, а затем усложняются заданием по ориентированию в пространстве, другие развивают внимание и, наконец, творческие, свободные задания. При выполнении упражнений дети активизируют свою зрительную память, наблюдательность, воображение. Репертуар музыкальных игр и упражнений постепенно становится все обширнее, разнообразнее и сложнее. У детей появляется желание и стремление исполнять движения лучше, выразительнее и правильнее. Все это способствует развитию у детей самостоятельности и творческой активности. В процессе освоения игр и упражнений, каждое движение должно всегда иметь определенное, связанное с музыкой и понятное детям содержание (образ сюжетный, игровой или эмоциональный).

               Разучивание движений без музыкального сопровождения, когда живой ритм музыки заменяется счетом, не может содействовать музыкальному развитию детей. Основой для совершенствования движений и воспитания у детей необходимых музыкальных двигательных навыков является непосредственное воздействие музыки: оно повышает эмоциональный тонус. Движения детей становятся активнее и определеннее. Нередко само название движения — сильный подскок, решительный шаг, мелкий веселый бег — подчеркивает эмоциональный характер движения. Перед выполнением игрового упражнения иногда нужно указывать детям на особенности музыки. При таком методе обучения дети понимают, что их движения становятся по-настоящему выразительными, когда они их исполняют в соответствии с музыкально-двигательным образом. Во многих играх и упражнениях детям надо предоставлять возможность самим находить движение, отвечающее музыке, предлагать детям двигаться, одновременно внимательно слушая музыку.

 

           Задача педагога и концертмейстера — сохранить у детей первоначальный живой интерес к игре, выполняемому упражнению, эмоциональность восприятия и в то же время вызывать у них желание трудиться, совершенствоваться.


 

Значение музыкальных игр и творческих упражнений под музыку на уроках хореографии для младших школьников

Значение музыкальных игр и творческих упражнений под музыку на уроках хореографии для младших школьников

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребле­ние предметов, т

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребле­ние предметов, т

Движения во всех упражнениях (их характер, выразительные приемы) продиктованы музыкой

Движения во всех упражнениях (их характер, выразительные приемы) продиктованы музыкой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2020