Значимость математической статистики в повседневной жизни
Одним из основных разделов науки «математика» является математическая статистика, которая представляет собой отрасль, изучающую методы и правила обработки определенных данных. Иными словами, она исследует способы раскрытия закономерностей, свойственные большим совокупностям одинаковых объектов, основываясь на их выборочном обследовании [1].
Некоторые ученые считают, что математическая статистика является лишь разделом теории вероятности, другие же придерживаются мнения о том, что это абсолютно самостоятельная наука, имеющая собственные задачи, цели и методы. Однако в любом случае ее использование достаточно обширно, и не редко она применяется нами в повседневной жизни. Так как знания, полученные при исследовании методов математической статистики, являются основой, неотъемлемой частью образования высококвалифицированных работников в различных сферах жизни общества [1].
Наиболее полное определение математической статистики, проведенное учеными-исследователя, звучит следующим образом – это раздел математики, занимающийся обработкой статистических данных с целью установления закономерностей, присущих массовым случайным явлениям. В свою очередь статистические данные представляют собой сведения о том, какие значения принял в результате наблюдений тот или иной интересующий признак (случайная величина) [2].
Основная задача математической статистики – по результатам изучения свойств выборки «спроектировать» свойства генеральной совокупности [2].
Из задачи вытекает, что самым распространенным методом математической статистики является выборочный метод. Его суть такова: по сравнительно небольшому количеству статистических данных делаются выводы о рассматриваемом явлении, процессе. Эти выводы – приблизительные оценки вероятностных характеристик изучаемого явления или процесса [3].
Для применения данного метода на практике вначале определим основные понятия математической статистики.
Генеральная совокупность – полное множество некоторых единиц, которые обладают теми или иными общими свойствами, существенными для их характеристики.
Выборочной совокупностью, или проще выборкой, называют совокупность случайно отобранных объектов [4].
Объем генеральной совокупности (N) и объем выборки (n) – число объектов в рассматриваемой совокупности [4].
Соединение элементов случайной выборки, которые расположены в порядке возрастания, называется вариационным рядом [4].
Среднеарифметическим значением вариационного ряда называется среднее арифметическое всех вариантов [4].
Модой вариационного ряда называют значение, которое встречается чаще других, то есть то, которому соответствует наибольшая частота [4].
Частота признака mx – величина, показывающая, сколько раз встречается то или иное значение признака. Относительная частота wx – отношение частоты mx к общему объему выборки n, определяется по формуле 1 [5]:
wx = = , |
(1) |
где: wx – относительная частота;
mx – частота признака;
n – объем выборки.
Наряду с понятиями частоты и относительной частоты, в математической статистике рассматриваются понятия накопленной частоты и накопленной относительной частоты, которые показывают, во скольких наблюдениях признак принял значения не больше заданного значения x, определяются по формуле 2 [5]:
= , = , |
(2) |
где: – накопленная частота;
– накопленная относительная частота;
n – объем выборки
Используя приведенные выше определения, подробно рассмотрим пример применение математической статистики в повседневной жизни, для того чтобы наглядно продемонстрировать ее значимость при решении некоторых задач.
Пример: необходимо составить дискретный вариационный ряд успеваемости школьников (50 человек), сдавших экзамен по курсу «Математика» и определить моду со среднеарифметическим значением.
Исследуемый признак Х – оценки, полученные учениками за экзамен, которые представляют собой следующий набор чисел (таблица 1).
Таблица 1
Оценки, полученные учениками за экзамен
Ученик |
Оценка |
Ученик |
Оценка |
Ученик |
Оценка |
Ученик |
Оценка |
Ученик |
Оценка |
Ученик 1 |
5 |
Ученик 11 |
4 |
Ученик 21 |
4 |
Ученик 31 |
5 |
Ученик 41 |
2 |
Ученик 2 |
3 |
Ученик 12 |
5 |
Ученик 22 |
5 |
Ученик 32 |
3 |
Ученик 42 |
3 |
Ученик 3 |
4 |
Ученик 13 |
3 |
Ученик 23 |
4 |
Ученик 33 |
4 |
Ученик 43 |
4 |
Ученик 4 |
5 |
Ученик 14 |
5 |
Ученик 24 |
5 |
Ученик 34 |
5 |
Ученик 44 |
5 |
Ученик 5 |
4 |
Ученик 15 |
5 |
Ученик 25 |
3 |
Ученик 35 |
5 |
Ученик 45 |
3 |
Ученик 6 |
3 |
Ученик 16 |
2 |
Ученик 26 |
3 |
Ученик 36 |
4 |
Ученик 46 |
4 |
Ученик 7 |
4 |
Ученик 17 |
3 |
Ученик 27 |
2 |
Ученик 37 |
3 |
Ученик 47 |
4 |
Ученик 8 |
5 |
Ученик 18 |
4 |
Ученик 28 |
4 |
Ученик 38 |
3 |
Ученик 48 |
4 |
Ученик 9 |
2 |
Ученик 19 |
5 |
Ученик 29 |
4 |
Ученик 39 |
4 |
Ученик 49 |
5 |
Ученик 10 |
3 |
Ученик 20 |
4 |
Ученик 30 |
3 |
Ученик 40 |
4 |
Ученик 50 |
3 |
Данные сведения образуют выборку, которую надо «организовать». Расположим наблюдавшиеся значения признака в порядке возрастания (ранжирование), то есть построим вариационный ряд, результаты построения приведены в таблице 2.
Таблица 2
Построение вариационного ряда
Оценка (x) |
Количество учеников (частота mx) |
Доля учеников (относительная частота wx) |
Накопленная частота () |
Накопленная относительная частота () |
2 |
4 |
0,08 |
4 |
0,08 |
3 |
14 |
0,28 |
18 |
0,36 |
4 |
18 |
0,36 |
36 |
0,72 |
5 |
14 |
0,28 |
50 |
1 |
Итого |
50 |
1,0 |
- |
- |
Используя полученный вариационный ряд, определим моду и среднеарифметическое значение.
Мода = 4
Среднеарифметическое значение = (2*4+3*14+4*18+5*14)/50 = 4
Как видим, применив на практике один из основных методов математической статистики, нам легко удалось выяснить, что оценка 4 является средним балом по экзамену «математика», а также наиболее часто встречающимся результатом среди учеников.
Таким образом, можно убедиться, что в повседневной жизни мы постоянно используем статистику. Например, при планировании бюджета, расчете потребления бензина автомашиной, определении средней численности, роста, возраста и т.д. – нам постоянно приходится отбирать, классифицировать и упорядочивать информацию, связывая ее с другими данными так, чтобы можно было сделать выводы.
Поэтому одним из важнейших инструментов, применяемых при решении задач, являются методы математической статистики, которые как раз и позволяют [1]:
- собирать данные, которые характеризуют единицы или коллективы;
- определять наличие закономерностей, на основе собранных данных;
- и производить анализ данных и разработку систем наблюдения.
Библиографический список
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.