Статья " Читать -это итересно"
Оценка 4.6

Статья " Читать -это итересно"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русская литература
10 кл—11 кл
25.02.2019
Статья " Читать -это итересно"
Данная статья поможет учителям литературы старших классов. В ней рассказываю о хитростях, мотивирующих к чтению произведений программы десятого и одиннадцатого классов. Перед знакомством с произведениями ставлю обучающихся в жизненную ситуацию, выход из которых, как и у героя произведения, очень сложен.
статья.doc
Читать­ это интересно!                Как   привлечь   студента   к   чтению?   На   эту   тему   ведется   много дискуссий, а проблема до конца не решена.      Студенты не читают – это факт. Раньше проблема заключалась в том, чтобы отправить студента до библиотеки за нужной книгой, а интерес возьмет свое; сейчас же – включить компьютер и не увлечься чем – то другим.   «Тяга   к   чтению»   и   способность   «заставить   себя   не переключиться и дочитать»  ложатся отчасти на плечи педагога.        Как заставить прочитать? Страх плохой отметки особо ни на кого уже   не   действует,   здесь   работает   принцип   «когда   получу,   тогда   и исправлю»,     и   «краткие   содержания»,   всегда   находящиеся   в   легком доступе, не позволят получить «два». А как же оригинальный авторский текст?   Здесь   уже   не   заставить,   если   у   обучаемого   нет   мотивации, педагог идет   на хитрости, приходится сравнивать: будут ли они есть пищу, пережеванную уже кем – то до них? Конечно же, нет!                Эти хитрости опираются на эмоционально – психологическую, творческую компетенции и самосовершенствование.          Особо действенный способ – опираться на близкие эмоциональные впечатления   и   переживания.   Здесь   учитывается,   в   первую   очередь, контингент     девушки), взаимоотношения противоположных полов интересуют каждого, на это и полагаемся.                   При   изучении   романа­эпопеи  «Война   и   мир»  Л.Н.Толстого знакомство   с   героями   начинаю   с   Наташи   Ростовой   ,   спрашиваю   у студентов   их   возраст,   прошу   вспомнить   какими   они   были тринадцатилетними,   некоторые   приносят   свои   фотографии   этого возраста,   студенты   активно   делятся   своими   впечатлениями, воспоминаниями.   Затем   рисуем   общий   портрет   тринадцатилетнего подростка,   его   впечатления,   увлечения,   чувства.   Особо   заостряем внимание   на   чувстве   первой   влюбленности,   на     стремление   быть взрослым. И плавно переходим к знакомству с главной героиней романа. Ставлю вопрос: «Отличается ли подросток   19 века от подростка 21 века?»                  Изучение пьес «Гроза» и «Бесприданница» А.Н.Островского начинаю с рассказа о том, что по дороге в колледж  я была свидетелем интересной   сцены.   Молодая   приятной   внешности   девушка   зашла   в трамвай, но свободных мест не оказалось, многие из мест были заняты (большинство   моих   обучаемых   ­ молодыми   людьми.   Все   юноши     обратили   внимание   на   красотку, всячески   улыбались,   «строили   глазки»,   но   никто   не   уступил   место. Итогом   этой  истории является вопрос к аудитории : «Как  относятся мужчины   к   женщинам     сейчас?».   Обычно   начинаются   бурные обсуждения с примерами. Подвожу студентов к изучению пьес фразой: «Давайте проверим, изменилось ли со временем отношение к женщине.»                   Знакомство   с   романом     «Преступление   и   наказание»   Ф.М. Достоевского   начинаю   со   значения   слова   «преступление».   Что   есть преступление? Привожу пример: «Вы ужасно голодны, денег на обед у вас   нет,   но   в   столовой,   вы   знаете,   можно   незаметно   взять   выпечку. Возьмете   ли   вы?   И   будет   ли   это   преступлением?»   Опять   бурное обсуждение,   аудитория   делится   на   два   лагеря:   первый   –   «украду», второй – «буду голодать». Вторая ситуация расставит все точки над I. Спрашиваю   у   студентов   о   том,   что   всегда   ли   они   ездят,   оплачивая проезд в общественном транспорте, даже если кондуктор их не заметил. Если в первом случае они делились, то здесь однозначно «виновны» все. Является   ли   проезд   «зайчиком»   преступлением?   Почувствовав   себя немного «преступниками», интерес к прочтению романа увеличивается.           Творчество И.А.Бунина  и творчество  А.И.Куприна объединены одной темой – темой любви. Спрашиваю  у студентов влюблены ли они, какое у них чувство, чего бы им хотелось, какова настоящая любовь, какого чувства они хотят для себя, и часто ли наши чувства взаимны. Рассказываю   о   том,   что   сборник   «Темные   аллеи»   И.А.   Бунина     и «Гранатовый   браслет»     А.И.   Куприна   можно   считать   своеобразными учебниками любви.             Знакомство с  А.А. Ахматовой начинаю с выяснения значения понятия «женщина». Беседа строится примерно на таких вопросах:  1) Существует такое понятие как «Мужчина с большой буквы», что оно означает? 2) Почему не употребляем «Женщина с большой буквы»? Перечислите качества женщины ,подходящей под это понятие.  3)   Назовите   имя   женщины,   которую   по   вашему   мнению   можно   так назвать? 4) А можно ли вас назвать «Человеком с большой буквы»?                      Мало заставить прочесть, нужно, чтобы обучаемый   понял, осознал, проанализировал и воспроизвел, а это еще более емкая работа. Целесообразно проводить самостоятельные исследовательские работы и задания, ставить задачи перед чтением, чтобы читающий отдавал себе отчет в том, что и о чем читает; это помогает лучше ориентироваться в тексте.           Аналитическая работа помогает читать вдумчиво, осознавая ,что хотел   показать автор,   а это делать достаточно трудно. Как сказала М.Цветаева:   «Что   есть   чтение,   как   не   разгадывание,   толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов…Чтение прежде всего сотворчество. Устал от моей вещи, значит­хорошо читал и хорошее читал. Усталость читателя не опустошительная, а творческая. Сотворческая».     Вершиной   понятия   и   анализа   авторского   текста студентом   я   считаю   творческую   работу.   Для   развития   творческой компетенции я опираюсь на уже выбранные студентами профессии (у меня   обучаются   стилисты,   визажисты,   парикмахеры,   модельеры). Заключительным   этапом   работы   над   текстом   чаще   всего   является творческая   работа,   выполненная   студентом   с   учетом   его   будущей профессии: для парикмахеров ­ создать и представить прическу героя (рисунок   или фото); для стилистов ­ придумать и представить образ (макияж,   одежду);   для   модельеров   –   создать   и   представить   эскизы одежды. Большим успехом у студентов пользуется,   так называемый между   нами,   проект   «Зеркало   времени».   В   этом   проекте   обучаемые создают два образа одного героя: первый – так ,как они видят его со слов автора ; второй – как мог бы выглядеть этот герой в наше время, т.е. создают проекцию на современность. Созданные образы обучающие поясняют, объясняют.            Творческую работу оцениваю высоко, создаю ситуацию успеха для студента, подвожу к тому, что он сам вычислил, додумал, разгадал, интерпретировал и создал свое на основе прочитанного. Это развивает интерес к новым познаниям, интерес к чтению.

Статья " Читать -это итересно"

Статья " Читать -это итересно"

Статья " Читать -это итересно"

Статья " Читать -это итересно"

Статья " Читать -это итересно"

Статья " Читать -это итересно"
Скачать файл