Любовь и доброта в воспитании детей
Полищук Ирина Анатольевна
учитель начальных классов
МАОУСОШ №2 п.Хвойная
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев
Доброта – это умение замечать других людей и понимать их потребности. Это умение ценить каждого человека. И подобно всем чертам характера любящего человека, доброта гораздо проще и сильнее, чем нам кажется.
Ирония заключается в том, что доброта как образ жизни приносит огромную радость не только окружающим, но и нам самим. Когда мы проявляем доброту, несмотря ни на что, то сразу замечаем, как изменяется наша жизнь.
Если доброта поселилась в семье, то мы видим ее в каждом поступке мамы, папы и, в конечном итоге, в поступках ребенка. Но в настоящее время наступил кризис не только в финансовой сфере , но и в духовно-нравственной сфере. Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Разрушены нравственные представления о браке и семье. Повреждены устои семьи:
- фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
- утрачен традиционный уклад семейной жизни;
– нарушены родовые и семейные связи между поколениями,
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
Утрачено традиционное восприятие родительства и детства. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи
- тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образования . Последнее время сделана попытка изменить ситуацию, но слишком много воды уже утекло, слишком много времени мы потеряли, и сейчас будет очень трудно вернуться к истокам. Очень трудно будет доказать современным детям, что семья –это ,в первую очередь, любовь, уважение, доброта и понимание.
Мы в своей работе придерживаемся немного старых традиций, стараемся чтобы в обучении была команда, где учится не только ребенок, а и семья вместе с ним. Часто бывает , что именно школа, мероприятия в школе, встречи с родителями становятся тем камнем преткновения , который возвращает семьи к перемирию, сближает их. Это огромный труд, в первую очередь, для педагога. Он закладывает доброту в сердцах детей, а они несут ее в семью. В жизни происходит так, что и мы учимся у своих детей, а иногда они бывают мудрее нас, их не проведешь, не обманешь.
Для того, чтобы говорить о природе семьи, посмотрим, как определяют значение понятия "семья" различные источники:
- совокупность близких родственников, живущих вместе [2 ];
– основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [3 ]
Как видим, помимо общности быта членов семьи, указывается и на их взаимные, нравственные обязанности. То, что понятие "семья" имеет не только нравственную, но и духовную природу подтверждают религиозно-философские и богословские исследования.
Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.
В православной традиции, семейная жизнь понимается как "путь ко Спасению", восхождение по которому связано с несением "креста" повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.
Особая роль семьи - "домашней Церкви" в христианской культуре заключается в исполнении исконной функции - духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви "чадородие" (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и "приумножать", содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. Здесь могут только появиться помощники, которые вместе с семьей занимаются воспитанием и становлением ребенка и придерживаются главного правила « не навреди». В нашем случае это стал класс, где все понимают друг друга уже с полуслова, где всё делается сообща, где всегда вместе родители и дети , и их педагог. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, "что такое хорошо и что такое плохо".
В условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании, не помогут разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи.
Вот уже много лет мы занимаемся этим вопросом. Был у нас этап, когда мы преподавали «Основы нравственной культуры» у старшеклассников, где был большой раздел семейное воспитание. Создавали отдельно в каждом классе программы по работе с семьей, и зарождалась система работы, которая давала свой положительный результат. Теперь стараемся проводить родительский всеобуч, где вместе учимся воспитывать детей, закладываем мудрость в сердца родителей, доброту по отношению к деятельности школы к другим семьям в классе, любовь к детям во всех ее проявлениях. Проводим совместные встречи с батюшкой, как для детей, так и для родителей. Если вначале это встречалось в штыки, то теперь это встречается с пониманием и уважением.
Планомерная работа по семейному воспитанию, где во главе стоит доброта, и любовь дает следующие результаты: укрепление семей, возрождение традиций семьи, активизация духовного и культурного, педагогического сознания родителей, снятие напряженности для детей в процессе обучения в школе.
Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!
Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.
И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…
Литература
1.Петрова Л.И Родители- особая профессия-«Феникс»;2010г-319с
2 Балашов Н.В. И сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарии к Социальной Концепции Русской православной Церкви. - М.: 2001. - 96 С.
3 Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. - М.: 1989. - 420 С.
4.РуденкоВ.И Родители и подростки: умные отношения-«Феникс»-2012-219с
5.Слуцкий В Растим вместе: как помочь ребенку стать счастливым-«феникс»2012-364с
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.