Статья « Невербальные коммуникации как способ общения людей» (5 класс, русский язык)
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл
12.03.2019
В учебник 5 класса «Русский язык» под редакцией Е.А.Быстровой введена новая тема, первичные сведения о семиотике (невербальном языке, разделе языкознания о знаках и знаковых системах). Хочется дополнить эти сведения, ведь даже сегодня большинство учителей не знают о существовании такой науки.
стат о семиотике.docx
Статья « Невербальные коммуникации как способ общения людей»
Мария Вишнивецкая,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ города Севастополя
«СОШ №61 имени Героя Советского Союза
А.И. Маринеско»
В учебник 5класса «Русский язык» под редакцией Е.А.Быстровой введена
новая тема, первичные сведения о семиотике (невербальном языке, разделе
языкознания о знаках и знаковых системах).
Пятиклассники узнают, что в устной речи чувства, эмоции, любая
информация могут передаваться при помощи интонации, мимики и жестов.
Без них невозможно устное общение людей. То есть, детям дается готовая
информация, что люди общаются, не пользуясь вербальным языком.
И закрепляется тема творческой работой «О чем могут рассказать жесты и
мимика».
Хочется дополнить эти сведения, ведь даже сегодня большинство
учителей не знают о существовании такой науки. Заинтересовать детей и
взрослых можно такой притчей.
В одной из легендарных саг, которые слагали певцы древних викингов
скальды, рассказывается об одном ученом споре, который затеяли знаменитый
мудрец богослов и храбрый одноглазый викинг.
Мудрец показал один палец. Викинг в ответ показал ему два пальца.
Мудрец три. Викинг в ответ показал ему кулак. Мудрец вынул вишню, съел ее
и выплюнул косточку. Викинг достал крыжовник и проглотил его. Таким
образом, ученый спор длился долго, до тех пор, пока знаменитый мудрец не
признал себя побежденным.
Мудреца спросили: «Почему?» Он ответил на этот раз не на языке жестов,
а на вербальном языке «Мой собеседник истинный кладезь премудрости. Я
показал ему один палец, говоря: «Бог един». Но он мудро возразил мне, показав
два пальца, как бы напоминая, что кроме Богаотца есть Богсын. Тогда я
попытался заманить своего соперника в ловушку. Показав три пальца, я как бы
спросил его: может быть, богов три: Богсын, Боготец и Святой дух? Но он
мудро избежал этой западни, показав мне кулак: Бог един в трех лицах. Тогда я
показал ему вишню, говоря: жизнь сладка, как этот плод. Но он вновь посрамил
меня, съев крыжовник и сказав этим: нет, жизнь лучше, чем сладкий плод, она с
кислинкой, и это делает ее дороже и ценней. Поистине, он самый мудрый из всех
богословов на свете!» сокрушенно закончил свой рассказ мудрец.
«Верно ли рассказал он о вашем споре?» спросили у викинга. «Я и не
думал о Боге говорить, удивленно ответил «самый мудрый богослов». Просто этот наглец показал мне палец, намекая, что вот, мол, у тебя один глаз, а ты еще
пытаешься спорить со мною. Я показал ему два пальца: дескать, мой один стоит
двух твоих. Тогда он показал три пальца: дескать, брось шутки. У нас на двоих
только три глаза. Что мне оставалось делать? Я показал ему кулак: таких
наглецов проучить могут не слова, а только это. Он ответил мне; да я тебя съем,
как эту вишню и кости выплюну! Тогда я проглотил крыжовник, давая понять,
что и костейто от него не оставлю, съем целиком».
В то время как один собеседник вел богословский спор, другой вызывал
его на драку, а знаки жесты были одни и те же.
Как видите, на« языке жестов» не такто легко договориться. Почему?
Потому что спорщики пользовались знаками, не зная кода. Хотя внешне
выражались эти знаки совершенно одинаково.
Изучение жестов составляет основную часть науки о невербальном языке
общения семиотики. Согласно теории Ю.М.Лотмана, под семиотикой следует
понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в
процессах общения.
К невербальной коммуникации относятся следующие средства: жесты,
мимика, телодвижения, межличностная дистанция, копирование поведения и
т.д.
Семиотиками было установлено, что в процессе взаимодействия людей от
60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств
выражения, и только 2040% информации передается с помощью вербальных.
Эти данные заставляют задуматься над значением «невербалики» для общения и
взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и
мимики человека. Особенностью языка телодвижений является то, что его
проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие
возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку
больше, чем вербальному каналу общения. Чтобы ярче подчеркнуть роль
«невербалики» в жизни человека, необходимо вспомнить тот факт, что с
древнейших времен, до появления «языка вербального» как средства общения,
люди использовали именно невербальные каналы.
В двадцатом столетии появился новый тип ученого – лингвиста
семиотика в области «невербалики».
Как орнитолог наслаждается наблюдением за поведением птиц, так и
невербалик наслаждается наблюдением за невербальными знаками и сигналами
при общении людей. Кажется почти невероятным, что более чем за миллион лет
эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно
изучаться только с начала 60х годов прошлого столетия, а общественности стало известно об их существовании только после того, как Юлий Фаст
опубликовал свою книгу «Язык телодвижений» в 1970 году.
Ученые установили, что передача информации происходит за счет
вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон
голоса, интонацию, звук) на 38% и за счет невербальных средств на 55%.
Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный
(вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как
невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений,
а в некоторых случаях используется взамен словесных сообщений. Удивительно,
что человек редко осознает, что его поза, жесты и движения могут
противоречить тому, что сообщает его голос. Когда мы говорим, что человек
чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он обладает
способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти
сигналы с вербальными.
Семиотики выделяют несколько классификаций жестов: врожденные и
приобретенные, открытые и закрытые. Что же касается мимики, то она может
быть условной и неусловной. Большинство жестов невербального поведения
являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно
обусловлено. Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются
друг от друга. Когда люди счастливы они улыбаются, когда печальны они
хмурятся, когда сердятся у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во
всем мире обозначает «да» или утверждение. Похоже, что это врожденный жест,
так как он используется глухими и слепыми людьми. Конечно же, как
вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так
и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой
нации. Например, европейский жест поддразниваниявысовывания языка у
китайцев означает угрозу, в Индии гнев, у народов майя мудрость.
Ключом к правильной интерпретации жестов является учитывание всей
совокупности жестов и конгруэнтность (равенство) вербальных и невербальных
сигналов.
Подводя итог вышесказанному, хочу заметить, что жизнь в современном
обществе, несмотря на стремительное развитие современных средств
телекоммуникации и связи, невозможна без невербальной коммуникации.
Невербальная коммуникация находит применение в самых широких областях
жизни человека: языкознании, психологии, педагогике, бизнесе, политике,
рекламе, криминалистике и других.
Литература 1. Карнеги Д.Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: пер. с англ. Рязань:
Дело, 1990.
2. Лотман Ю.М. Люди и знаки./ Вышгород. 1998. №3
3. Григорьев Р.Г. Даниэль С.М. Структура художественного текста/СанктПетербургский
Дом книги. 1998
Статья « Невербальные коммуникации как способ общения людей» (5 класс, русский язык)
Статья « Невербальные коммуникации как способ общения людей» (5 класс, русский язык)
Статья « Невербальные коммуникации как способ общения людей» (5 класс, русский язык)
Статья « Невербальные коммуникации как способ общения людей» (5 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.