Статья « Невербальные коммуникации как способ общения людей» (5 класс, русский язык)
Оценка 5

Статья « Невербальные коммуникации как способ общения людей» (5 класс, русский язык)

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл
12.03.2019
Статья « Невербальные коммуникации как способ общения людей» (5 класс, русский язык)
В учебник 5 класса «Русский язык» под редакцией Е.А.Быстровой введена новая тема, первичные сведения о семиотике (невербальном языке, разделе языкознания о знаках и знаковых системах). Хочется дополнить эти сведения, ведь даже сегодня большинство учителей не знают о существовании такой науки.
стат о семиотике.docx
Статья « Невербальные коммуникации как способ общения людей» Мария Вишнивецкая, учитель русского языка и литературы   ГБОУ города Севастополя  «СОШ  №61 имени Героя Советского Союза  А.И. Маринеско»            В учебник 5класса «Русский язык» под редакцией Е.А.Быстровой введена новая   тема,   первичные   сведения   о   семиотике   (невербальном   языке,   разделе языкознания о знаках и знаковых системах).                      Пятиклассники узнают, что в устной речи чувства, эмоции, любая информация могут передаваться при помощи интонации, мимики и жестов.            Без них невозможно устное общение людей. То есть, детям дается готовая информация, что люди общаются,  не пользуясь вербальным языком.           И закрепляется тема творческой работой «О чем могут рассказать жесты и мимика».                     Хочется  дополнить  эти  сведения, ведь  даже  сегодня  большинство учителей   не   знают   о   существовании   такой   науки.   Заинтересовать   детей   и взрослых можно такой притчей.            В одной из легендарных саг, которые слагали певцы древних викингов ­скальды, рассказывается об одном ученом споре, который затеяли знаменитый мудрец ­ богослов и храбрый одноглазый викинг. Мудрец   показал   один   палец.   Викинг   в   ответ   показал   ему   два   пальца. Мудрец ­ три. Викинг в ответ показал ему кулак. Мудрец вынул вишню, съел ее и   выплюнул   косточку.   Викинг   достал   крыжовник   и   проглотил   его.   Таким образом, ученый спор длился долго, до тех пор, пока знаменитый мудрец не признал себя побежденным. Мудреца спросили: «Почему?» Он ответил на этот раз не на языке жестов, а на вербальном языке «Мой собеседник ­ истинный кладезь премудрости. Я показал ему один палец, говоря: «Бог един». Но он мудро возразил мне, показав два   пальца,   как   бы   напоминая,   что   кроме   Бога­отца   есть   Бог­сын.   Тогда   я попытался заманить своего соперника в ловушку. Показав три пальца, я как бы спросил его: может быть, богов три: Бог­сын, Бог­отец и Святой дух? Но он мудро избежал этой западни, показав мне кулак: Бог един в трех лицах. Тогда я показал ему вишню, говоря: жизнь сладка, как этот плод. Но он вновь посрамил меня, съев крыжовник и сказав этим: нет, жизнь лучше, чем сладкий плод, она с кислинкой, и это делает ее дороже и ценней. Поистине, он самый мудрый из всех богословов на свете!» ­ сокрушенно закончил свой рассказ мудрец. «Верно ли рассказал он о вашем споре?» ­ спросили у викинга. «Я и не думал о Боге говорить, ­ удивленно ответил «самый мудрый богослов». Просто этот наглец показал мне палец, намекая, что вот, мол, у тебя один глаз, а ты еще пытаешься спорить со мною. Я показал ему два пальца: дескать, мой один стоит двух твоих. Тогда он показал три пальца: дескать, брось шутки. У нас на двоих только   три   глаза.   Что   мне   оставалось   делать?   Я   показал   ему   кулак:   таких наглецов проучить могут не слова, а только это. Он ответил мне; да я тебя съем, как эту вишню и кости выплюну! Тогда я проглотил крыжовник, давая понять, что и костей­то от него не оставлю, съем целиком». В то время как один собеседник вел богословский спор, другой вызывал его на драку, а знаки ­  жесты были одни и те же.  Как видите, на« языке жестов» не так­то легко договориться. Почему? Потому   что   спорщики   пользовались   знаками,   не   зная   кода.   Хотя   внешне выражались эти знаки совершенно одинаково. Изучение жестов составляет основную часть науки о невербальном языке общения ­ семиотики. Согласно теории Ю.М.Лотмана, под семиотикой следует понимать   науку   о   коммуникативных   системах   и   знаках,   используемых   в процессах общения.   К невербальной коммуникации  относятся следующие средства: жесты, мимика,   телодвижения,   межличностная   дистанция,   копирование   поведения   и т.д. Семиотиками было установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60   до   80%   коммуникации   осуществляется   за   счет   невербальных   средств выражения, и только 20­40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют задуматься над значением «невербалики» для общения и взаимопонимания   людей,   обратить   особое   внимание   на   значение   жестов   и мимики   человека.   Особенностью   языка   телодвижений   является   то,   что   его проявление   обусловлено   импульсами   нашего   подсознания,   и   отсутствие возможности   подделать   эти   импульсы   позволяет   нам   доверять   этому   языку больше,   чем   вербальному   каналу   общения.   Чтобы   ярче   подчеркнуть   роль «невербалики»   в   жизни   человека,   необходимо   вспомнить   тот   факт,   что   с древнейших времен, до появления «языка вербального» как средства общения, люди использовали именно невербальные каналы. В   двадцатом   столетии   появился   новый   тип   ученого   –   лингвиста ­семиотика в области «невербалики». Как   орнитолог   наслаждается   наблюдением   за   поведением   птиц,   так   и невербалик наслаждается наблюдением за невербальными знаками и сигналами при общении людей. Кажется почти невероятным, что более чем за миллион лет эволюции   человека   невербальные   аспекты   коммуникации   начали   серьезно изучаться   только   с  начала  60­х   годов   прошлого   столетия,  а  общественности стало   известно   об   их   существовании   только   после   того,   как   Юлий   Фаст опубликовал свою книгу «Язык телодвижений» в 1970 году. Ученые   установили,   что   передача   информации   происходит   за   счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию, звук) на 38% и за счет невербальных средств на 55%. Большинство   исследователей   разделяют   мнение,   что   словесный (вербальный)   канал   используется   для   передачи   информации,  в   то   время   как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторых случаях используется взамен словесных сообщений. Удивительно, что   человек   редко   осознает,   что   его   поза,   жесты   и   движения   могут противоречить тому, что сообщает его голос. Когда мы говорим, что человек чувствителен   и   обладает   интуицией,   мы   имеем   в   виду,   что   он   обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными. Семиотики   выделяют   несколько   классификаций   жестов:   врожденные   и приобретенные, открытые и закрытые. Что же касается мимики, то она может быть   условной   и   неусловной.   Большинство   жестов   невербального   поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы ­ они улыбаются, когда печальны ­ они хмурятся, когда сердятся ­ у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире обозначает «да» или утверждение. Похоже, что это врожденный жест, так   как   он   используется   глухими   и   слепыми   людьми.   Конечно   же,   как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культур, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации.   Например,   европейский   жест   поддразнивания­высовывания   языка   ­у китайцев означает угрозу, в Индии­ гнев, у народов майя­ мудрость. Ключом к правильной интерпретации жестов является учитывание всей совокупности жестов и конгруэнтность (равенство) вербальных и невербальных сигналов. Подводя итог вышесказанному, хочу заметить, что жизнь в современном обществе,   несмотря   на   стремительное   развитие   современных   средств телекоммуникации   и   связи,   невозможна   без   невербальной   коммуникации. Невербальная коммуникация находит применение в самых широких областях жизни   человека:   языкознании,   психологии,   педагогике,   бизнесе,   политике, рекламе, криминалистике и других. Литература 1. Карнеги Д.Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: пер. с англ.­ Рязань: Дело, 1990. 2. Лотман Ю.М. Люди и знаки./ Вышгород. 1998.  №3 3. Григорьев Р.Г. Даниэль С.М. Структура художественного текста/Санкт­Петербургский Дом книги. 1998

Статья « Невербальные коммуникации как способ общения людей» (5 класс, русский язык)

Статья « Невербальные коммуникации как способ общения людей» (5 класс, русский язык)

Статья « Невербальные коммуникации как способ общения людей» (5 класс, русский язык)

Статья « Невербальные коммуникации как способ общения людей» (5 класс, русский язык)

Статья « Невербальные коммуникации как способ общения людей» (5 класс, русский язык)

Статья « Невербальные коммуникации как способ общения людей» (5 класс, русский язык)

Статья « Невербальные коммуникации как способ общения людей» (5 класс, русский язык)

Статья « Невербальные коммуникации как способ общения людей» (5 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019