Статья " Ознакомление пероклассников с задачей"
Оценка 4.8

Статья " Ознакомление пероклассников с задачей"

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
математика
1 кл
10.04.2018
Статья " Ознакомление пероклассников с задачей"
Эта статья я надеюсь поможет молодым специалистам . В статье рассказывается как и с чего начинать работу над задачей в первом классе, когда ученики еще не изучили все буквы и не умеют записывать условие задачи и ответ. Что поможет им оформить задачу?Статья
Ознакомление первоклассников с задачей.doc
Ознакомление первоклассников с задачей  В настоящее время учителя по­прежнему обеспокоены тем, что далеко не каждого ребенка удается научить решать математические задачи. Основная причина, на наш взгляд, заключается в том, что младшие школьники, прочитав задачу, не анализируют ее, а сразу  приступают к решению, не обос­ новывая выбор арифметического знака действия. Что можно посоветовать учителю в этом случае? Как научить ребенка сначала приступать к анализу задачи, составлению плана решения и только потом к ее решению. При знакомстве с задачей, усвоении понятий «условие» и «вопрос», «данные и искомое число», «решение» и «ответ» учащиеся  I  класса испытывают трудности, обусловленные  рядом причин. Первая причина заключается в следующем. На предшествующем данному этапе обучения перед учителем   стоит   цель   —  познакомить   детей   со   смыслом   действий  сложения   и   вычитания. Первоклассники учатся переводить на язык математических символов ситуацию, изображенную на   рисунке,   реальное   жизненное   явление.   Внимание   фиксируется   на   понимании   того,   что обозначают знаками «+» и «—» и как найти результат арифметического действия. Например, по рисункам или схемам (рис. 1) дети учатся объяснять: «К 3 рыбкам приплыла 1, стало 4. Было 3 рыбки, 1 уплыла, осталось 2. 3 рыбки да еще 1, всего 4. (3 без 1 — это 2.) К 3 прибавить 1, получится 4. (Из 3 вычесть 1, останется 2.) 3 плюс 1 равно 4. (3 минус 1 равно 2.) Рис. 1 По   двум   числам,   соединенным   знаком  действия,   они   учатся   находить   результат.  Само действие задано знаками «плюс», «минус» или отражено в рисунке (приплыли,  уплыли).  На рисунке   дается   и   результат,  только его нужно научиться видеть. При этом  у учеников не возникает   особой   необходимости   задаваться   вопросом:   «Сколько   всего  ?»  Или:   «Сколько осталось?» Отличие задачи от такого рода упражнений  заключается в постановке вопроса к тому, что известно   (по   условию),   и   необходимости  определения,   обоснования   и   выполнения арифметического действия — решения задачи для ответа на ее вопрос. Дети зачастую  после формулировки условия задачи вместо того, чтобы ставить вопрос, продолжают условие и дают по сути ответ на не поставленный вопрос. Во­вторых, трудности возникают из­за того, что во время знакомства с задачей детям известны лишь некоторые буквы, они только овладевают умением читать, поэтому многие учителя считают нецелесообразным   записывать   новые   понятия,   слова   на   доске.   Отдается  предпочтение восприятию нового на слух, и ученики лишаются возможности увидеть это новое. Наблюдения показывают, что при таком подходе на следующий день всю работу приходится начинать сначала, поскольку дети не могут вспомнить, из каких частей состоит задача, как ее составить, какие новые понятия они узнали вчера. Для устранения названных трудностей я использую опорные таблицы. Эти таблицы я взяла из книги Лысенковой  «Когда легко учиться». Я  также  использую наглядное пособие «Задача», облегчающее   усвоение   понятия  задача  и   порядка   работы   над   ней.   Это   пособие   особенно эффективно в работе с первоклассниками. Пособие представляет собой таблицу с динамическими элементами — съемными карточками (рис. 2). I Полностью записаны слова ­задача и решение (черный цвет), опорными знаками — большими буквами даны: условие (У), вопрос (В) и ответ (О) (последние две буквы — В и О — красного цвета). Используются еще карточки с цифрами и знаками «+», «—», «=», «?». Основа   наглядного   пособия,   которое   мы   называем   опорной   таблицей   «Задача»,   отражает прежде   всего   тот   факт,   что   задача  состоит   из   условия   и   вопроса.   Первые   два   больших кармашка (синий и зеленый) предназначены для данных в задаче чисел, а третий (красный) — для искомого,  обозначаемого   знаком   «?».   Большие   кармашки  служат  опорой  при анализе задачи, напоминая детям о необходимости выделить из задачи то, что известно — условие, и то, что не известно — вопрос. Маленькие кармашки, расположенные между большими, использу­ ются для записи решения задачи, когда слово задача опорной таблицы прикрывается карточкой «Решение». Остановимся подробно на методике работы с опорной таблицей. Первая, задача подбирается специально так, чтобы можно было установить ассоциации по цвету, продемонстрировать числовые данные и описываемые в задаче действия, но сделать скрытым от детей результат. Учитель составляет задачу, например: «В коробке 3 синих карандаша (учитель показывает и прячет  в красную коробку) и 2 зеленых (показывает  и кладет опять в коробку). Сколько всего карандашей в коробке?» Объяснение нового материала происходит следующим образом: — Давайте   повторим   задачу   и   сразу   отделим   то,   что   мы   знаем,   от   того,   что   не знаем. В этом нам поможет таблица «Задача»  (читают вместе: за­да­ча). Мы знаем, что в коробке   было   3   синих   карандаша   (показывает   карточку   с   числом   3   и   вставляет   ее в синее окошко — кармашек таблицы) и 2 зеленых (вставляет карточку с числом 2 в зеленое окошко). Это известно в задаче, будем говорить — в условии задачи. Учитель указывает на букву У и повторяет  несколько раз с учениками новый для них термин. Затем продолжает: — Повторим вместе условие задачи: «В коробке 3 синих карандаша и 2 зеленых». Учитель держит в руках закрытую коробку и по ходу беседы помещает на нее карточку со знаком «?». — Что в задаче спрашивается? Что мы пока не знаем? — Сколько всего карандашей в коробке. — Это — вопрос задачи. В   красное   окошко   вставляется   карточка   со   знаком   «?»,   и   таблица   приобретает   вид, изображенный на рисунке 3. Учитель, указывая на букву  В,  повторяет с детьми термин «вопрос задачи». — В задаче всегда о чем­то спрашивается, без вопроса нет задачи. Подводится итог: — Итак, задача состоит из условия и вопроса. В условии говорится о данных числах, о том, что известно в задаче, а в вопросе — что не известно. Одновременно   учитель   переводит   указку  с   одного   знака   на   другой,   дети   получают зрительное подкрепление тому, что слышат. — Повторите условие задачи и ее вопрос. — В коробке 3 синих карандаша и 2 зеленых. Сколько всего карандашей в коробке? — У нас получилась задача, которую нужно решить. На таблице слово задача закрывается карточкой со словом решение (рис. 4). Умеющий читать ученик читает это слово, а все остальные повторяют за учителем. — Чтобы решить задачу, нужно выполнить действие с числами 3 и 2. Вспомните вопрос задачи, он подскажет, какое действие нужно выполнить. — Сколько всего карандашей в коробке? Поэтому надо выполнить действие сложения: к 3 прибавить 2. — Поставим карточки со знаком «+» между числами 3 и 2, затем карточку со знаком «=» и посчитаем» сколько получится, если к 3 прибавить 2: 3+2=5. Карточку с числом 5 ставим на знак «?» в красное окошечко. Число 5 — ответ на вопрос задачи. Оно показывает, что в коробке 5 карандашей. Проверим, верно ли мы решили задачу. Посчитаем, сколько карандашей в коробке. — Пять. — Значит, задача решена верно и можно записать ответ. Чтобы создать у детей наглядный образ того, что получен ответ на вопрос задачи, учитель вставляет карточку с буквой  О  в кармашек на букву  В.  Работа над задачей  закончена, таблица приводится в исходное положение (рис. 2) и делается обобщение: — Задача состоит из условия и вопроса. (На таблицу ставится карточка «Решение».) Нужно выполнить решение задачи, т. е. действие над данными числами, и дать ответ на вопрос. Закрепление проводится также с опорой на  таблицу. Детям предлагается приготовить индивидуальные наборные полотна, карточки с цифрами и знаками. Учитель говорит: — Сейчас я дам еще одну задачу. Напомните, что нужно рассказать, чтобы получилась задача (показывает при этом на опорные знаки — буквы У и В). — Условие и вопрос. — В этом конверте лежат 4 открытки. (На углу конверта поставлена карточка с числом 4, которую учитель снимает и вставляет  в синее окошечко.) Это первое данное число, его поставим в синее окошечко. Поставьте на  наборное полотно карточку с первым данным числом. Одну открытку я подарю Алеше (отдает открытку). Покажите карточку с числом, сколько открыток я отдала Алеше. Число  1 — второе _ данное число,  его поставим  в зеленое окошечко, а вы поставьте второе  данное число на наборное полотно справа от первого. Что у нас получилось? (Указывает на букву У.) — Условие задачи. — Повторите условие задачи. — В конверте было 4 открытки, одну открытку отдали Алеше. — Что еще нужно сказать, чтобы получилась задача (указка стоит на букве В? — Вопрос. — Сколько открыток осталось в конверте? (Карточку со знаком «?» учитель ставит на углу конверта.) Повторите вопрос задачи. Переставим карточку со знаком «?» в красное окошко таблицы, а вы поставьте свою карточку на свое наборное полотно правее данных чисел. Теперь у нас получилась задача. Кто может повторить задачу? Когда  ученик рассказывает,  учитель  помогает  ему,  ставя  указку на нужные  числа   и опорные знаки. Далее работа проводится так же, как и с первой задачей, только ученики сначала   «собирают»   решение   на   наборных   полотнах.   Первоклассники­семилетки записывают   решение   в   тетради.   Проверяют   результат   пересчитыванием   оставшихся   в конверте открыток. Заканчивается работа над этой задачей разъяснением: — Данные в условии задачи числа мы будем ставить в синее и зеленое окошечки. Не обязательно,   чтобы   предметы,   о   которых   говорится   в   задаче,   были   синего   и   зеленого цвета. Главное — это то, что мы знаем, сколько предметов: 4 открытки было в конверте, одну отдали. Неизвестное искомое число, о котором сказано в вопросе, будем обозна­ чать знаком вопроса и ставить в красное окошечко. На следующих уроках продолжается работа с таблицей «Задача». Дается задача: «Лена нашла  1   березовый   лист   и   3   кленовых. Сколько всего листьев нашла Лена?» Ученица держит листья так, чтобы нельзя было найти результат пересчитыванием. Проводится беседа по вопросам: — Покажите   первое   известное   число.   (Дети   поднимают   карточку   с   числом   1.)   Что означает в задаче число 1?  .  — Один березовый лист у Лены. — Покажите второе известное число. Что оно означает? (Вставляет число 3 в зеленое окошко.) —. Три кленовых листа нашла Лена. — Что мы сейчас повторили? — Условие задачи. — Какое окошечко осталось пустым? — Красное. — Что в него нужно поставить? — Знак вопроса. — Что не известно в задаче (что спрашивается)? — Сколько всего листьев нашла Лена. — Мы заполнили все окошечки (рассказали условие и вопрос задачи). Уже   на  втором­третьем   уроках  работы  над   элементами  задачи  ученикам   предлагаются задания на составление задач по рисункам учебника. Даются задачи с частичной пред­ метной иллюстрацией или без нее (опора на сюжетный рисунок или представления детей). Таблица «Задача» используется для различных целей: как опора для актуализации знаний об элементах задачи при подготовке к ее составлению, как наборное полотно для записи ее решения, как опора для обобщения последовательности работы над задачей. Фронтальная работа учителя с классом сочетается с индивидуальной ученика у доски, самостоятельной по записи решений в тетради или на индивидуальных наборных полотнах с последующей проверкой схематическим рисунком. Так, задача: «Во дворе играли в мяч 7 мальчиков, 2 ушли. Сколько мальчиков осталось во   дворе?»   —   предлагается   без   иллюстрации,   учитывая   умение   детей   представить описанную ситуацию. После фронтального анализа задачи ее решение ученики записывают в тетради, а один из них набирает на таблице, объясняя выбор действия. Проверка — схематический рисунок (рис. 5). По мере формирования у первоклассников умений, необходимых для решения задачи, я ввожу схему (рис. 6), обобщающую знания о задаче и порядке работы над ней. Учитель разъясняет, как понимать эту схему, сравнивая ее с таблицей «Задача», читает схему сам, дает задание читающим ученикам прочитать ее поочередно вслух и повторяет со   всеми   детьми:   «Задача   состоит   из   условия   и   вопроса.   Мы   должны   решить   задачу, сделать   проверку.   Тогда   получим   ответ   на   вопрос   задачи».   При   этом   указка   учителя помогает ученикам, переходя последовательно с буквы 3 на У, В, затем Р, П, О. Дальнейшая работа выполняется по схеме, служащей опорой ученикам при самостоя­ тельном решении задачи. Иногда схема применяется в сочетании с таблицей «Задача». Формируемые с помощью данных наглядных пособий умения выделять в задаче данные и искомое число, пересказывать ее условие, ставить вопрос, обосновывать выбор действия для решения задачи, формулировать ответ на вопрос и др.— необходимая подготовка к введению более сложных, составных задач.

Статья " Ознакомление пероклассников с задачей"

Статья " Ознакомление пероклассников с задачей"

Статья " Ознакомление пероклассников с задачей"

Статья " Ознакомление пероклассников с задачей"

Статья " Ознакомление пероклассников с задачей"

Статья " Ознакомление пероклассников с задачей"

Статья " Ознакомление пероклассников с задачей"

Статья " Ознакомление пероклассников с задачей"

Статья " Ознакомление пероклассников с задачей"

Статья " Ознакомление пероклассников с задачей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018