Статья " Сопровождение детей с ОВЗ в условиях логопункта сельской местности"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
дефектология
Детсад
29.05.2019
В последние годы увеличилось количество детей, нуждающихся в логопедической помощи. Вследствие этого все больше стало открываться логопунктов в детских дошкольных образовательных учреждениях. И это очень хорошо, так как логопункт имеет возможность охватить большее число детей-логопатов. Но, чтобы коррекция речи в рамках логопункта велась более эффективно, необходимо пересмотреть и изменить некоторые аспекты этой работы.
Сопровождние деей с ОВЗ в уловиях логопукта ДОУ.docx
Сопровождение детей ОВЗ в условиях логопункта ДОУ
сельской местности.
Учитель логопед Гладышева Тамара Александровна,
Богородский городской округ , д. Большое Буньково «Детский
сад №77 «Рябинушка»
В последние годы увеличилось количество детей, нуждающихся
в логопедической помощи. Вследствие этого все больше стало
открываться логопунктов в детских дошкольных образовательных
учреждениях. И это очень хорошо, так как логопункт имеет
возможность охватить большее число детейлогопатов. Но, чтобы
коррекция речи в рамках логопункта велась более эффективно,
необходимо пересмотреть и изменить некоторые аспекты
этой работы.
Работаю в должности учителялогопеда ДОУ в д.Большое
Буньково с 2015 года имею первую квалификационную категорию.
Сразу оговорюсь, что излагаю особенности работы на
логопункте Московской области, поскольку в Москве имеются
отличия «Положения о логопункте ДОУ», в соответствии с
которыми детей в группе до 25 и зачисляются на коррекцию речи
дети только с легкими речевыми нарушениями ФНР и ФФНР.
В дошкольном образовательном учреждении, не имеющем в своем
составе логопедических групп, коррекцию речи воспитанников
проводит учительлогопед (далее логопед) в рамках логопункта.
Работа строится таким образом. В течение учебного
года логопед проводит обследование речи детей от 4х лет. По
итогам обследования проводится отбор заданного количества детей
логопатов от 4, 5 лет и старше на следующий учебный год. Весной, в
конце текущего учебного года, проводится ПМПК (Психолого
медикопедагогическая комиссия, по результатам которой
утверждается списочный состав группы логопункта.. В нашем
детском саду, согласно «Положению о логопункте», численный
состав группы 20 детей с речевым заключением: ФФНР, стертая
дизартрия, ФФНР, ФНР, ОНР (III уровень, ОНР (IV уровень).
Родителям детей, имеющих ОНР, предлагается место
в логопедической группе других детских садов района, но, как
правило, родители (письменно)отказываются от перевода ребенка. Дети остаются в группе логопункта. В результате логопед вынужден
строить работу исходя из наличия большого количества детей
смешанного по речевому заключению состава.
Коррекционная работа с детьми, зачисленными на занятия,
начинается с сентября месяца с углубленного обследования,
согласно стандартному перспективному планированию и
планированию индивидуальной работы и в соответствии со
структурой речевого дефекта. Так как в группе есть дети как с
ФФНР, так и с ОНР, коррекционная работа ведется по двум разным
программам, что составляет определенные трудности для работы
специалиста.
В конце текущего учебного года в ДОУ проводится ПМПК по
выпуску детей из логопункта и набор детей на следующий учебный
год.
В отличие от работы в логогруппе, коррекция речи
на логопункте не подразумевает проведения фронтальных занятий
по формированию лексической стороны речи, развитию
фонематического слуха, подготовке к обучению грамоте. Весь
объем знаний, умений и навыков, помимо коррекции
звукопроизношения, логопед должен дать в рамках индивидуальной
и подгрупповой работы, что, в свою очередь, увеличивает
количество времени на изложение учебного материала. Это тоже
представляет определенные сложности в организации учебно
коррекционного процесса.
Логопед, согласно «Положению о логопункте ДОУ», берет
детей на занятия в первой половине дня, во время всех занятий в
ДОУ, кроме физкультурных и музыкальных. Кабинет логопеда
логопункта располагается в разной удаленности от помещений
групп детского сада. Поэтому трудность для специалиста состоит
еще и в том, что дети, проходящие коррекцию у логопеда,
располагаются в разных группах учреждения. Времени,
требующегося на перемещение ребенка или, тем более, сбор
подгруппы по разным группам детского сада в кабинет логопеда,
уходит значительно больше, чем в условиях
организации логогруппы.
В рамках работы логогруппы программой и соответствующей
системой оплаты труда предусмотрена работа воспитателей группы с детьми по закреплению полученных на логопедических занятиях
знаний, умений и навыков во второй половине дня. В работе
логопункта это не предусмотрено, что также представляет
сложность для работы специалиста.
В дополнение к вышеизложенному должна добавить,
что логопеду катастрофически не хватает времени на полноценное
консультирование воспитателей, родителей детейлогопатов, а
также родителей всех детей, посещающих дошкольное учреждение.
Ведь рабочее время учителя логопеда с 9.00 до 13.00, а
большинство родителей также работают в это время. Программой
и «Положением о логопункте ДОУ?» предусмотрена работа по
этим направлениям, а время выделено исключительно для работы с
детьми. В этих документах указано, что все 20 часов в неделю
учительлогопед обязан работать с детьми. Логопед вынужден
выкраивать время для консультирования из этих 20 часов в неделю
или проводить консультации в свободное от работы, т. е. личное,
время. Этот аспект касается работы всех учителей
логопедов образовательных учреждений.
Таким образом, из всего вышеперечисленного можно ясно
увидеть, как трудно логопеду добиться высокой эффективности
коррекционной работы. На мой взгляд, необходимо внести
изменения в «Положение о логопункте ДОУ», а именно: разрешить
один рабочий день работать во второй половине дня для
консультирования родителей, увеличить численный состав детей,
зачисленных на коррекцию, до 25, но при этом ограничить степень
нарушений речевого развития заключениями ФНР и ФФНР, стертая
дизартрия. Детям же с более тяжелым речевым недоразвитием
оказывать коррекционную помощь только в условиях логогруппы.
В заключение хочется сказать, что, несмотря на все
перечисленные сложности в работе логопеда в условиях логопункта,
большинству специалистов удается добиваться хороших
результатов в работе, что подтверждает их высокий
профессионализм. В этом и состоит их личная заслуга и мастерство.
Статья " Сопровождение детей с ОВЗ в условиях логопункта сельской местности"
Статья " Сопровождение детей с ОВЗ в условиях логопункта сельской местности"
Статья " Сопровождение детей с ОВЗ в условиях логопункта сельской местности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.