Статья Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире.
Оценка 5
Образовательные программы
doc
экология +1
Взрослым
03.02.2017
В статье я представляю свою работу в детском саду "Искорка" по дополнительному образованию детей в области экологии. Называется объединение "Школа Эколят", с дошкольниками я работаю по экспериментальной программе "Наблюдашка". В основе этой программы осуществляется проект "Зимний сад", который помогает детям освоить навыки исследования.
Пузанова Л.Н..doc
Тема: Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире.
На фоне экологических проблем, которые существуют на нашей планете, экологическое
образование детей особенно актуально.
На базе детского сада «Искорка» создано экологическое объединение «Школа Эколят», это
объединение входит в состав Детской экологической районной организации «Берег». С ними я
работаю по ознакомительной экспериментальной программе «Наблюдашка». Программа
участвовала в краевом конкурсе авторским программ и заняла 3 место в 2015 году.
Дошкольный возраст – это самый благоприятный период для воспитания экологической
культуры. Ведь уже в дошкольном возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей
среды, эмоционально воспринимать её, познавать природу и выражать отношение к ней своим
поведением. На занятия по экологии приходят дети, у которых не сформирована правильная
экологическая модель поведения, поэтому и возникла необходимость в создании
экспериментальной ознакомительной программы для дошкольников на основе организации
исследовательской деятельности в области экологии.
Направленность образовательной программы – естественнонаучная, программа
«Наблюдашка» направлена на ознакомление базовых знаний по экологии, которые способствуют
развитию личности ребёнка и привитию бережного отношения к Природе.
Она актуальна, т.к. является подготовительным этапом к базовой программе экокласса
«Белая Ворона», вызывает интерес со стороны родителей, востребована учреждением. Новизна
программы заключается в том, что дошкольники, изучая природу, ещё приобретают навыки
исследовательской деятельности: ежедневные наблюдения за погодой, температурой, участие в
практической деятельности – создание проекта «Зимний сад».
Отличительной особенностью программы по экологии является то, что она
принципиально новая и даёт возможность каждому ребёнку провести исследование, например,
при создании Зимнего сада. Кроме того, дошкольники знакомятся с экологическими датами
благодаря районному проекту «Содружество», где партнёрами выступают ребята ДЭРО «Берег»
и Центральная районная библиотека.
Программа адресована дошкольникам 67 лет. Ребята проходят собеседование, входящую
диагностику и могут быть зачислены в объединение.
Программа составлена с учётом
индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников и ведущей деятельности – игровой,
Поэтому программа построена на
направлена на практикоориентированное обучение.
принципах: природосообразности и гуманизма.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 72 часа.
Формы обучения
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным
подходом. На занятиях используются индивидуальные, групповые и фронтальные формы
организации деятельности.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Формы проведения занятий:
комбинированные, теоретические, практические, диагностические, контрольные и т.п. Занятия
могут быть в виде учебных и практических занятий с использованием мастерклассов,
викторины, игры. Естественно, что такие формы обучения развивают эмоциональное восприятие
детей. Каждое занятие начинается с игрытренинга, например, «Если бы у меня была волшебная
палочка…» и т.п. Далее следует определение погоды: солнечно, пасмурно или дождливо;
1 температуры воздуха. Каждое занятие дошкольники наблюдают за своими посадками, поливают
их, заносят измерения в Листы наблюдения.
Время проведения занятия 30 минут, 2 раза в неделю в со-
ответствии с Уставом учреждения, санитарными нормами и возрастными
особенностями детей.
Цель программы:
формирование у детей первичных навыков исследования через
практическую деятельность.
Задачи:
Образовательная: дать представление о живой и неживой природе через опыты и
исследования;
Воспитательная: сформировать у детей представление о необходимости бережного и
созидательного отношения к природе;
Развивающая: развивать коммуникативные навыки, навыки наблюдений в природе и
способности анализировать их.
понятия живая и неживая природа; времена года; флора, фауна;
измерительные приборы: термометр, барометр, микроскоп и т.д.;
свойства воды, воздуха, почвы;
охраняемые природные территории.
В Программу входят 2 блока:
Блок № 1 Лаборатория неживой природы,
Блок № 2 Лаборатория живой природы.
Планируемые результаты:
Обучаясь по данной программе, обучающиеся должны знать:
Должны уметь:
Определять погоду, температуру воздуха, воды и почвы;
Ориентироваться в пространстве по компасу;
Измерять высоту растения с помощью линейки;
Работать в команде, высказывать свои суждения.
Высаживать растения, ухаживать и наблюдать за их ростом;
Способы определения результативности.
Ребята проходят входящую и выходящую
диагностику. Рекомендуется использовать педагогическое наблюдение, педагогический анализ и
мониторинг. В педагогический мониторинг входят тесты, диагностика личностного роста
дошкольников и ведение журнала участия детей в конкурсах разных уровней.
По диаграмме участия детей в конкурсах разных уровней видно, что в этом учебном году 3
дошкольника приняли участие в районном конкурсе кормушек и скворечников «С новосельем!»,
3 – в краевом конкурсе «Ёлка Эколят друзей и защитников природы», 16 детей во
Всероссийской олимпиаде «Экотропинка». Приложение №1
Во Всероссийской дистанционной олимпиаде «Экотропинка» дошкольники показали высокие
результаты: заняли 2 место 3 человека; 1 место – 13 детей.
Хотя анализ входящей диагностики на сентябрь 2016 был не высоким. Приложение №2
Методическое обеспечение программы
2 В данной программе используются инновационные технологии: игровые и исследовательские.
Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. В игре ребёнок не только
получает информацию об окружающем мире, законах природы, но и учится жить в этом мире,
строить свои отношения, а это требует творческой активности (внимания, логики, эмоциональной
памяти, развитой речи), т.е. умения держать себя в обществе.
Задача исследовательской деятельности – научить детей самостоятельно исследовать
окружающую действительность, уметь ее адаптировать для себя, творчески использовать
полученные знания. Исследование создает:
развивающую образовательную среду для ребенка,
полноту и свободу мыслительной деятельности, творческую атмосферу,
высокую мотивацию интеллектуальной работы,
творческий подход к реализации исследования.
После обучения в Школе Эколят дети продолжают заниматься экологией в экоклассе «Белая
Ворона».
Самое главное исследование – это проект «Зимний сад»
Актуальность проекта «Зимний сад» заключается в том, что очевидна необходимость новых
подходов к экологическому воспитанию в дополнительном образовании детей. Проблема
формирования разносторонней и полноценной личности, обладающей экологической культурой,
посредством исследований приобретает особое значение. Решение этой проблемы требует новой
идеологии и подходов в образовательной и воспитательной деятельности.
Тип проекта – учебный, сроки реализации проекта – 9 месяцев, поэтому он краткосрочный.
Цель: формирование у детей интереса к комнатным растениям через практическую
деятельность.
Задачи:
научить дошкольников высаживать комнатные растения;
развивать активный интерес к исследованиям и уходу за растениями,
воспитывать ответственное отношение к окружающей среде.
Основные мероприятия проекта:
1. Посадка растений;
2.
3.
4.
Подарок детскому саду – аллея выпускников.
Соисполнители проекта родители, юные экологи ДЭРО «Берег», сотрудники библиотеки.
Ожидаемые результаты:
Приобретение знаний о комнатных растениях;
Получение навыков в посадке и уходе за комнатными растениями;
Измерение длины листьев или стебля;
Уход за комнатными растениями;
Наблюдения;
воспитание ответственности и заботы о растениях;
3
реализация творческого потенциала каждого обучающегося в исследовательской
деятельности;
возрастание заинтересованности родителей в успехах своих детей.
ГЛАВНЫЙ ПРОДУКТ – АЛЛЕЯ ВЫПУСКНИКОВ «Зимний сад»
Условия реализации проекта:
1.
2.
Подготовить кашпо, почву и ростки разных комнатных растений;
Каждый ребёнок должен посадить свой цветок;
3.
Для реализации практических навыков, полученных во время проекта, необходимо
использовать их не только во время занятий, но и во внеурочное время, привлекая родителей.
Приложение №3
Таким образом, обучение по программе «Наблюдашка» предполагает соединение
практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых
первоначальных научных знаний в доступной форме. В результате дети не только
получают необходимые знания при исследованиях, но и социальный опыт.
Приложение
1. Диаграмма участия детей в конкурсах разных уровней.
2. Диаграмма анализа входящей диагностики на сентябрь 2016.
3. Фотографии детей в реализации проекта «Зимний сад»
Приложение №1
Диаграмма участия детей в конкурсах разных уровней
Приложение №2
Диаграмма анализа входящей диагностики на сентябрь 2016
4 Приложение №3
Фотографии детей в реализации проекта «Зимний сад»
5 6
Статья Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире.
Статья Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире.
Статья Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире.
Статья Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире.
Статья Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире.
Статья Актуальность экологического образования дошкольников в современном мире.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.