Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"
Оценка 4.7

Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Оценка 4.7
Документация +1
docx
дефектология
1 кл—4 кл
30.01.2017
Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"
В данной статье описаны основные принципы и убеждения, присущие инклюзивному образованию в общеобразовательной школе Республики Казахстан". В ней кратко описаны реализация инклюзивного образования в рамках специального класса для детей с задержкой психического развития: работа дефектологической, логопедической и психологической служб, а также проблемы и недочеты на пути реализации инклюзивного образования в нашей школе.
статья Актулаьные проблемы инклюзивного образования.docx
Научно ­ практическая конференция «Инклюзивное образование: опыт развития в регионе» «Актуальные проблемы инклюзивного образования» О.В.Малахова, Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная средняя школа № 24 г. Темиртау» В процессе планирования инклюзивного образования необходимо не только определить его  общую концепцию, но также составить соответствующий реалистичный план  действий.  С. Стабс  Негативное отношение к инклюзии является настолько серьезной преградой, что уровень  затрачиваемых ресурсов является несоответствующим.   Юзи Майлз  Демократические преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в устойчивом   развитии,   интеграция   в   единое   информационно   ­   образовательное пространство  кардинально изменили требования к образованию. Вхождение   Республики   Казахстан   в   мировое   образовательное   пространство, требует от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения, активизируют инновационную деятельность. В     Послании   Президента     Республики   Казахстан   Н.   А.   Назарбаева   народу Казахстана   «Социально­     экономическая   модернизация   –   главный   вектор   развития Казахстана» [1]особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. В условиях внедрения новой модели образования вновь возрос интерес к обучению и воспитанию как к процессу развития личности. Важнейшей составляющей   становится   личностно­ориентированное   взаимодействие   педагога   и ребенка. В   Государственной   программе   развития   образования   Республики   Казахстан   на 2011­2020   годы   определены   новые   концептуальные   подходы   к   образованию   детей   с ограниченными   возможностями   в   развитии,   внедрению   в   практику   идей интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками [2]. Растет   число   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   всех   категорий, отмечается   и  тенденция  качественного   изменения  структуры  дефекта,  комплексного характера   нарушений   у   каждого   отдельного   ребенка.   Образование   детей   с ограниченными возможностями здоровья и детей­инвалидов предусматривает создание для   них   специальной   коррекционно­развивающей   среды,   обеспечивающей   адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. «Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми­ инвалидами   (далее   –   дети   с   ограниченными   возможностями   здоровья)   образования является   одним   из   основных   и   неотъемлемых   условий   их   успешной   социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в   различных   видах   профессиональной   и   социальной   деятельности.   В   связи   с   этим обеспечение   реализации   права   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не   только   в   области   образования,   но   и   в   области   демографического   и   социально­ экономического развития РК» [5]. В  КГУ   «Общеобразовательной   средней   школе   №   24   г.   Темиртау»    классы инклюзивного образования (классы коррекционно­ развивающего обучения  для детей с задержкой психического развития) образованы в 1994 г. Основные     ценности     и     убеждения,     присущие     инклюзивному     образованию, следующие [4]:   ­ Каждый имеет право на образование.  ­ Все дети могут учиться.  ­ Каждый   может   столкнуться   с   трудностями   в   обучении   в определенных областях или в определенное время.  ­ Каждый нуждается в помощи в процессе обучения.  ­   Школа,     учитель,     семья     и     общество     несут     основную   ответственность   за содействие в обучении, и не только детей.  ­ Различия естественны, ценны и обогащают общество.  ­ Дискриминационное   отношение   и   поведение   должны подвергаться   критике. Необходимо     готовить     детей     к     жизни     в   инклюзивном     обществе,     которому свойственна  толерантность  и которое принимает многообразие.  ­ Учителя  не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной поддержке.  ­ Образование  начинается  с  самого  рождения.  В  раннем  детстве образование особенно важно, но оно не заканчивается в зрелом возрасте ­ этот процесс длится всю жизнь.  Как же реализуется внедрение инклюзивного образования в нашей школе? В классах КРО (коррекционно – развивающее обучение) для детей с ЗПР (задержка психического   развития)   осуществляется   их   социализация;   создание   активной поведенческой     установки   на   уверенное   позиционирование   себя   в   современном обществе;   умение   превращать   свои   недостатки   в   достоинства;   изменение   отношения современного   общества   к   людям   с   ограниченными   возможностями.   Инклюзивная политика ­ это правовая политика, в рамках которой родители должны иметь право выбора школы. Однако, как показывает практика нашей школы, что многие   родители боятся отдавать своих детей в систему коррекционно ­ развивающего обучения (классы КРО) в силу своей некомпетентности в данном вопросе. Мы, учителя – дефектологи ­ Сердюкова Е.В, Карпушова Г.В., Малахова О.В., психолог – Вдовина Н.Ю., логопед – Мавлеева   А.О.   решаем   этот   вопрос   следующим   образом:   приглашаем   родителей     и детей с ОВР (ограниченными возможностями в развитии) не только нашей школы, но и близ лежащих   к нам школ, на День открытых дверей и рассказываем об Организации коррекционно­ развивающего обучения в классах КРО для учащихся с ОВР, разъясняем нормативно­   правовые   аспекты   коррекционно­   развивающего   обучения,   направления нашей коррекционно­ развивающей работы. Логопедический пункт  КГУ «ОСШ № 24» основан в 1994 году.  Логопедический   пункт   –   подразделение   общеобразовательного   учреждения, оказывающее помощь учащимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера в освоении общеобразовательных программ. Цель:  коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них   предпосылок   к   полноценному   усвоению   общеобразовательной   программы   по родному языку. Задачи: ­   Выявление   детей,   имеющих   речевые   нарушения,   путем   диагностики   речевого развития. ­ Разработка дифференцированных методов и средств устранения дефектов речи. ­   Коррекция   недостатков   речевого   развития   учащихся   на   индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях. ­   Профилактика   речевых   недостатков   путем   консультация, информирования всех субъектов коррекционного процесса.   бесед   и ­ Развитие коммуникативных навыков (применение диалогов, тематических бесед и коммуникативных тренингов). Основные направления деятельности логопедической службы Коррекционно­ развивающее 1. Индивидуальная  и групповая работа с учащимися. 2.Коррекция  познавательной  деятельности и  ВПФ. Профилактическое 3.Работа с  родителями. 2.Информирование  педагогов о  результатах работы. 3.Консультирование. Диагностическое 1.Обследование  устной и  письменной речи. 2.Составление  коррекционной  программы. 3.Планирование  логопедических  занятий. Организационно­ методическое 1.Участие в работе  городского и  школьного МО. 2.Проведение  открытых  логопедических  занятий. 3.Повышение  квалификации,  знакомство с  передовым опытом и  т.д. 4.Улучшение  оснащения  логопедического  кабинета. Модель деятельности психолога начальной школы  и классов КРО: Деятельность психолога Сопровождение учащихся Сопровождение семьи Сопровождение учебно­  воспитательного процесса  и педагогических  кадров Виды деятельности Диагностическая деятельность Коррекционно­ развивающая деятельность Просветительская деятельность Консультационная деятельность Программа коррекционно­развивающих занятий для учащихся классов КРО Цель:   сохранение   психического     и   физического   здоровья,                     социализация, нравственное становление личности детей с ЗПР. Задачи: ­ помощь в адаптации к школьным условиям; ­ развитие эмоциональной регуляции поведения; ­ повышение уверенности в себе; ­ формирование коммуникативных навыков; ­ обучение приемам снятия напряжения; ­ снижение тревожности и страхов; ­ формирование позитивной моральной позиции. Программа по развитию и коррекции психических процессов  Цель: повышение уровня развития высших психических функций. Задачи: у учащихся классов КРО ­ Формирование устойчивого  интереса к учению. ­ Создать необходимые условия для преодоления недостатков в развитии внимания. ­ Целенаправленно вырабатывать рациональные приемы умственной деятельности. ­ Тренировать «западающие» виды памяти. Учащиеся   1­х   классов   по   каким­либо   причинам,   не   усвоившим   программу   1­го класса, направляются на обследование в ПНД (психоневрологический диспансер)   г. Темиртау. На данном этапе проводится обследование специалистами: психоневрологом, психологом,   психиатром.     На   основании   справок­   заключений   ВКК   мы   принимаем учащихся в классы КРО, создавая им оптимально возможные на данный период в школе, условия для обучения и развития, согласно образовательной программе, рекомендациям городского   ПНД,   программы сопровождения. В учебный план и план воспитательной работы вводим оздоровительные и коррекционно­развивающие занятия.   разрабатываем   индивидуальные   маршруты, Далее нашей ППС (психолого­педагогической службой)   проводится комплексная диагностика   возможностей   и   способностей   развития   учащегося   для   предупреждения возникновения   проблем   развития   и   обучения.   На   основе   полученных   результатов разрабатывается, составляется  и реализуется индивидуальная программа коррекции  и развития учащегося, адаптация  образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающегося. Организуется  взаимодействие и взаимопонимание между всех участниками  учебно­воспитательного процесса, работающими с учащимися с ОВР. После составления индивидуально­ образовательных и коррекционных маршрутов учащихся   составляются   списки   групповых   и   индивидуальных   занятий   по   уровню развития   познавательных   процессов,   по   ведущему   нарушению     и   «зоны   ближайшего развития» учащихся. На протяжении всего обучения с учащимися с ОВР проводятся групповые   (2   раза   в   неделю,   по   30   минут   для   каждой   подгруппы)   коррекционно   ­ развивающие   занятий   по   развитию   познавательных   способностей,   занятия   по восполнению пробелов в знаниях учащихся по русскому языку, математике и чтению. Такие занятия проводит сам учитель­ дефектолог. Также проводятся 1 раз в неделю 15­ минутные индивидуальные коррекционно ­ развивающие занятия со слабоуспевающими учащимися, с выраженными «западающими зонами в развитии» по предметам.  Занятия индивидуальные   и   групповые   проводит   и   психолог   по   коррекции   и   развитию познавательных   процессов,   ЭВС,   по   преодолению   и   коррекции   поведенческих расстройств,   по   запросу   учителя­   дефектолога.   В   процессе   обучения,   развития   и воспитания учащихся с ОВР учителя­ дефектологи, психологи, логопеды школы вносят при составлении календарно­ тематического планирования коррекционные  компоненты, повышающие эффективность проводимых занятий и уроков, внеклассных мероприятий. На   протяжении   всего   обучения   и   развития   учащегося   действует   слаженная, согласованная   деятельность   всех   заинтересованных   членов   коррекционно­ образовательного  процесса.   Все  участники   коррекционно­  образовательного  процесса ведут и отслеживают динамику каждого учащегося, наблюдают за ним в течение всего учебного занятия, вносят коррективы и рекомендации в программу ИОМ ребенка. 2 раза в год (сентябрь, май) проводится оценка эффективности проводимой коррекционно ­ развивающей     работы   учителями­   дефектологами,   психологами,   логопедами, воспитателем   ГПД.   Проводится   комплексная   оценка     результативность   проведенной коррекционной работы с каждым учащимся, обозначается дальнейшее прогнозирование ИОМ на следующий учебный год, составляется прогноз дальнейшего развития каждого учащегося при выходе из начальной школы в среднее звено. Однако   остается   ряд   нерешенных   проблем   и   барьеров   на   пути   внедрения инклюзивного образования в нашей школе:  ­   Некорректное   отношение   к   детям   с   ОВР   со   стороны   сверстников,   учащихся начальной школы, старшеклассников. ­   Отсутствие   курсов   ПК   учителей­   дефектологов,   учителей   классов   КРО, логопедов, психологов, работающих с учащимися данной категории. ­ Плохая материально­техническая оснащенность учебных кабинетов. Отсутствуют специальные   устройства   и   обучающие   материалы   для   детей,   а   также   методические пособия для учителей.  ­   Барьер   физического   доступа.   Есть   большая   категория   детей   с   ограниченной мобильностью, которые по уровню развития своего интеллекта смогли бы обучаться в общеобразовательной школе и быть успешными. Но пока в нашей школе   не созданы условия для таких детей.  ­   Жесткие   требования   государственного   стандарта.   Введение   широкой варьированной системы оценивания  достижения учащихся, позволил бы   включить в общий поток детей с различными отставаниями от нормы развития в интеллекте.  ­   Отсутствие   нормативно­правовой   базы,   обучающих   материалов   для   учителей­ дефектологов, осуществляющих коррекционно ­ развивающую деятельность.       На   педагогов   коррекционных   ОО   возлагается   организация   просветительской работы,     т.к.   педагогам   общеобразовательных   школ   и   дошкольных   образовательных учреждений   предстоит   овладеть   дефектологическими   знаниями   и   специальными дефектологическими возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями развития. технологиями, обеспечат которые   Организация   инклюзивного   образования   реализовывается   через   тесное взаимодействие и сотрудничество всех заинтересованных в развитии ребенка субъектов: родителей, педагогов, специалистов. В   заключении   хотелось   бы   отметить,   что   поиск   наиболее   оптимальных   путей, средств,   методов   для   успешной   адаптации   и   интеграции   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья   в   общество   –   это   задача   всех   и   каждого.   Ведь   помочь наполнить   черно­белый   мир   «особого   ребенка»   яркими   и   светлыми   тонами   можно только совместными усилиями.  Используемые источники: 1.   «Социально­экономическая   модернизация   –   главный   вектор   развития Казахстана».   Послание   Президента   Республики   Казахстан   Н.А.   Назарбаева   народу Казахстана.   27.01.2012   г.  http://www.akorda.kz/ru/page/poslanie­prezidenta­respubliki­ kazakhstan­n­a­nazarbaeva­narodu­kazakhstana_1339760819  2.Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 07.12.2010 г. №   1118   //Казахстанская   правда.   ­   2010.   ­   №   153­154.   ­   С.   10­12. http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001118  3. http://collegy.ucoz.ru/load/36­1­0­4444  4. http://inclusion.kz/ 5. http://collegy.ucoz.ru/publ/23­1­0­9587 6.Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319­III «Об   образовании»   (с   изменениями   и   дополнениями   по   состоянию   на   18.02.2014   г.) http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747

Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"

Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017