Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"
Оценка 4.7
Документация +1
docx
дефектология
1 кл—4 кл
30.01.2017
В данной статье описаны основные принципы и убеждения, присущие инклюзивному образованию в общеобразовательной школе Республики Казахстан". В ней кратко описаны реализация инклюзивного образования в рамках специального класса для детей с задержкой психического развития: работа дефектологической, логопедической и психологической служб, а также проблемы и недочеты на пути реализации инклюзивного образования в нашей школе.
статья Актулаьные проблемы инклюзивного образования.docx
Научно практическая конференция
«Инклюзивное образование: опыт развития в регионе»
«Актуальные проблемы инклюзивного образования»
О.В.Малахова, Коммунальное государственное учреждение
«Общеобразовательная средняя школа № 24 г. Темиртау»
В процессе планирования инклюзивного образования необходимо не только
определить его общую концепцию, но также составить соответствующий
реалистичный план действий.
С. Стабс
Негативное отношение к инклюзии является настолько серьезной преградой,
что уровень затрачиваемых ресурсов является несоответствующим.
Юзи Майлз
Демократические преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в
устойчивом развитии, интеграция в единое информационно образовательное
пространство кардинально изменили требования к образованию.
Вхождение Республики Казахстан в мировое образовательное пространство,
требует от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи
и способы их решения, активизируют инновационную деятельность.
В Послании Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу
Казахстана «Социально экономическая модернизация – главный вектор развития
Казахстана» [1]особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению
нравственного облика человека. В условиях внедрения новой модели образования вновь
возрос интерес к обучению и воспитанию как к процессу развития личности. Важнейшей
составляющей становится личностноориентированное взаимодействие педагога и
ребенка.
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на
20112020 годы определены новые концептуальные подходы к образованию детей с
ограниченными возможностями в развитии,
внедрению в практику идей
интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии совместно с
нормально развивающимися сверстниками [2].
Растет число детей с ограниченными возможностями здоровья всех категорий,
отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного
характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с
ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов предусматривает создание
для них специальной коррекционноразвивающей среды, обеспечивающей адекватные
условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, лечение
и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную
адаптацию. «Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми
инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования
является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,
обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации
в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим
обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на
образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально
экономического развития РК» [5].
В КГУ «Общеобразовательной средней школе № 24 г. Темиртау» классы
инклюзивного образования (классы коррекционно развивающего обучения для детей с
задержкой психического развития) образованы в 1994 г.
Основные ценности и убеждения, присущие инклюзивному образованию,
следующие [4]:
Каждый имеет право на образование.
Все дети могут учиться.
Каждый может столкнуться с трудностями в обучении в определенных
областях или в определенное время.
Каждый нуждается в помощи в процессе обучения.
Школа, учитель, семья и общество несут основную ответственность за
содействие в обучении, и не только детей.
Различия естественны, ценны и обогащают общество.
Дискриминационное отношение и поведение должны подвергаться критике.
Необходимо готовить детей к жизни в инклюзивном обществе, которому
свойственна толерантность и которое принимает многообразие.
Учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной
поддержке.
Образование начинается с самого рождения. В раннем детстве образование
особенно важно, но оно не заканчивается в зрелом возрасте этот процесс длится всю
жизнь.
Как же реализуется внедрение инклюзивного образования в нашей школе?
В классах КРО (коррекционно – развивающее обучение) для детей с ЗПР (задержка
психического развития) осуществляется их социализация; создание активной
поведенческой
установки на уверенное позиционирование себя в современном
обществе; умение превращать свои недостатки в достоинства; изменение отношения
современного общества к людям с ограниченными возможностями. Инклюзивная
политика это правовая политика, в рамках которой родители должны иметь право
выбора школы. Однако, как показывает практика нашей школы, что многие родители
боятся отдавать своих детей в систему коррекционно развивающего обучения (классы
КРО) в силу своей некомпетентности в данном вопросе. Мы, учителя – дефектологи
Сердюкова Е.В, Карпушова Г.В., Малахова О.В., психолог – Вдовина Н.Ю., логопед –
Мавлеева А.О. решаем этот вопрос следующим образом: приглашаем родителей и
детей с ОВР (ограниченными возможностями в развитии) не только нашей школы, но и
близ лежащих к нам школ, на День открытых дверей и рассказываем об Организации
коррекционно развивающего обучения в классах КРО для учащихся с ОВР, разъясняем
нормативно правовые аспекты коррекционно развивающего обучения, направления
нашей коррекционно развивающей работы.
Логопедический пункт КГУ «ОСШ № 24» основан в 1994 году.
Логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения,
оказывающее помощь учащимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной
речи первичного характера в освоении общеобразовательных программ.
Цель: коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у
них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по
родному языку.
Задачи:
Выявление детей, имеющих речевые нарушения, путем диагностики речевого
развития. Разработка дифференцированных методов и средств устранения дефектов речи.
Коррекция недостатков речевого развития учащихся на индивидуальных,
групповых и подгрупповых занятиях.
Профилактика речевых недостатков путем консультация,
информирования всех субъектов коррекционного процесса.
бесед и
Развитие коммуникативных навыков (применение диалогов, тематических бесед и
коммуникативных тренингов).
Основные направления деятельности логопедической службы
Коррекционно
развивающее
1. Индивидуальная
и групповая работа
с учащимися.
2.Коррекция
познавательной
деятельности и
ВПФ.
Профилактическое
3.Работа с
родителями.
2.Информирование
педагогов о
результатах работы.
3.Консультирование.
Диагностическое
1.Обследование
устной и
письменной речи.
2.Составление
коррекционной
программы.
3.Планирование
логопедических
занятий.
Организационно
методическое
1.Участие в работе
городского и
школьного МО.
2.Проведение
открытых
логопедических
занятий.
3.Повышение
квалификации,
знакомство с
передовым опытом и
т.д.
4.Улучшение
оснащения
логопедического
кабинета.
Модель деятельности психолога начальной школы и классов КРО:
Деятельность психолога
Сопровождение учащихся
Сопровождение семьи
Сопровождение учебно
воспитательного процесса
и педагогических
кадров
Виды деятельности
Диагностическая
деятельность
Коррекционно
развивающая
деятельность
Просветительская
деятельность
Консультационная
деятельность
Программа коррекционноразвивающих занятий для учащихся классов КРО
Цель: сохранение психического и физического здоровья, социализация,
нравственное становление личности детей с ЗПР. Задачи:
помощь в адаптации к школьным условиям;
развитие эмоциональной регуляции поведения;
повышение уверенности в себе;
формирование коммуникативных навыков;
обучение приемам снятия напряжения;
снижение тревожности и страхов;
формирование позитивной моральной позиции.
Программа по развитию и коррекции психических процессов
Цель: повышение уровня развития высших психических функций.
Задачи:
у учащихся классов КРО
Формирование устойчивого интереса к учению.
Создать необходимые условия для преодоления недостатков в развитии внимания.
Целенаправленно вырабатывать рациональные приемы умственной деятельности.
Тренировать «западающие» виды памяти.
Учащиеся 1х классов по какимлибо причинам, не усвоившим программу 1го
класса, направляются на обследование в ПНД (психоневрологический диспансер) г.
Темиртау. На данном этапе проводится обследование специалистами: психоневрологом,
психологом, психиатром. На основании справок заключений ВКК мы принимаем
учащихся в классы КРО, создавая им оптимально возможные на данный период в школе,
условия для обучения и развития, согласно образовательной программе, рекомендациям
городского ПНД,
программы
сопровождения. В учебный план и план воспитательной работы вводим оздоровительные
и коррекционноразвивающие занятия.
разрабатываем индивидуальные маршруты,
Далее нашей ППС (психологопедагогической службой) проводится комплексная
диагностика возможностей и способностей развития учащегося для предупреждения
возникновения проблем развития и обучения. На основе полученных результатов
разрабатывается, составляется и реализуется индивидуальная программа коррекции и
развития учащегося, адаптация образовательных программ, адекватных возможностям и
способностям обучающегося. Организуется взаимодействие и взаимопонимание между
всех участниками учебновоспитательного процесса, работающими с учащимися с ОВР.
После составления индивидуально образовательных и коррекционных маршрутов
учащихся составляются списки групповых и индивидуальных занятий по уровню
развития познавательных процессов, по ведущему нарушению и «зоны ближайшего
развития» учащихся. На протяжении всего обучения с учащимися с ОВР проводятся
групповые (2 раза в неделю, по 30 минут для каждой подгруппы) коррекционно
развивающие занятий по развитию познавательных способностей, занятия по
восполнению пробелов в знаниях учащихся по русскому языку, математике и чтению.
Такие занятия проводит сам учитель дефектолог. Также проводятся 1 раз в неделю 15
минутные индивидуальные коррекционно развивающие занятия со слабоуспевающими
учащимися, с выраженными «западающими зонами в развитии» по предметам. Занятия
индивидуальные и групповые проводит и психолог по коррекции и развитию
познавательных процессов, ЭВС, по преодолению и коррекции поведенческих
расстройств, по запросу учителя дефектолога. В процессе обучения, развития и
воспитания учащихся с ОВР учителя дефектологи, психологи, логопеды школы вносят
при составлении календарно тематического планирования коррекционные компоненты,
повышающие эффективность проводимых занятий и уроков, внеклассных мероприятий. На протяжении всего обучения и развития учащегося действует слаженная,
согласованная деятельность всех заинтересованных членов коррекционно
образовательного процесса. Все участники коррекционно образовательного процесса
ведут и отслеживают динамику каждого учащегося, наблюдают за ним в течение всего
учебного занятия, вносят коррективы и рекомендации в программу ИОМ ребенка. 2 раза
в год (сентябрь, май) проводится оценка эффективности проводимой коррекционно
развивающей
работы учителями дефектологами, психологами, логопедами,
воспитателем ГПД. Проводится комплексная оценка результативность проведенной
коррекционной работы с каждым учащимся, обозначается дальнейшее прогнозирование
ИОМ на следующий учебный год, составляется прогноз дальнейшего развития каждого
учащегося при выходе из начальной школы в среднее звено.
Однако остается ряд нерешенных проблем и барьеров на пути внедрения
инклюзивного образования в нашей школе:
Некорректное отношение к детям с ОВР со стороны сверстников, учащихся
начальной школы, старшеклассников.
Отсутствие курсов ПК учителей дефектологов, учителей классов КРО,
логопедов, психологов, работающих с учащимися данной категории.
Плохая материальнотехническая оснащенность учебных кабинетов. Отсутствуют
специальные устройства и обучающие материалы для детей, а также методические
пособия для учителей.
Барьер физического доступа. Есть большая категория детей с ограниченной
мобильностью, которые по уровню развития своего интеллекта смогли бы обучаться в
общеобразовательной школе и быть успешными. Но пока в нашей школе не созданы
условия для таких детей.
Жесткие требования государственного стандарта. Введение широкой
варьированной системы оценивания достижения учащихся, позволил бы включить в
общий поток детей с различными отставаниями от нормы развития в интеллекте.
Отсутствие нормативноправовой базы, обучающих материалов для учителей
дефектологов, осуществляющих коррекционно развивающую деятельность.
На педагогов коррекционных ОО возлагается организация просветительской
работы, т.к. педагогам общеобразовательных школ и дошкольных образовательных
учреждений предстоит овладеть дефектологическими знаниями и специальными
дефектологическими
возможность
квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями развития.
технологиями,
обеспечат
которые
Организация инклюзивного образования реализовывается через тесное
взаимодействие и сотрудничество всех заинтересованных в развитии ребенка субъектов:
родителей, педагогов, специалистов.
В заключении хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей,
средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными
возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь
наполнить чернобелый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно
только совместными усилиями.
Используемые источники:
1. «Социальноэкономическая модернизация – главный вектор развития
Казахстана». Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу
Казахстана. 27.01.2012 г.
http://www.akorda.kz/ru/page/poslanieprezidentarespubliki
kazakhstannanazarbaevanarodukazakhstana_1339760819
2.Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011
– 2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 07.12.2010 г. № 1118 //Казахстанская правда. 2010. № 153154. С. 1012.
http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1000001118
3. http://collegy.ucoz.ru/load/36104444
4. http://inclusion.kz/
5. http://collegy.ucoz.ru/publ/23109587
6.Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319III
«Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2014 г.)
http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747
Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"
Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"
Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"
Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"
Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"
Статья "Актуальные проблемы инклюзивного образования в общеобразовательной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.