Статья "Актуальные проблемы учителя при работе с одаренными детьми" (из опыта работы)
Оценка 4.7

Статья "Актуальные проблемы учителя при работе с одаренными детьми" (из опыта работы)

Оценка 4.7
Педсоветы +1
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
13.02.2017
Статья "Актуальные проблемы учителя при работе  с одаренными детьми" (из опыта работы)
Работа с одаренными детьми – приоритетная государственная и общественная задача. В статье затрагиваются актуальные проблемы воспитания одаренных детей. Без тесной связи развития одаренности с подлинной, общечеловеческой культурой настоящая самореализация одаренного человека невозможна. Основная проблема работы с одаренными детьми на сегодня состоит как раз в том, что за важными и серьезными задачами развития интеллекта, саморегуляции, отдельных мотиваций напрочь потерялась главная задача – влияние на цели и ценности одаренного ребенка, его отношения к себе и к людям, на его поиски жизненных смыслов.
Одаренные дети-Кудинова.docx
Актуальные проблемы учителя сельской  школы при работе  с одаренными детьми учитель математики высшей квалификационной категории Кудинова Л.Г.,                                                 « В душе каждого ребенка есть невидимые струны.  Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».                                                            В.А. Сухомлинский Работа с одаренными детьми – приоритетная государственная и общественная задача.   В статье затрагиваются актуальные проблемы воспитания одаренных детей. Без тесной связи  развития одаренности с подлинной, общечеловеческой культурой настоящая самореализация  одаренного человека невозможна. Основная проблема работы с одаренными детьми на сегодня  состоит как раз в том, что за важными и серьезными задачами развития интеллекта, саморегуляции, отдельных мотиваций напрочь потерялась главная задача – влияние на цели и ценности одаренного  ребенка, его отношения к себе и к людям, на его поиски жизненных смыслов.  Потребность общества во «властителях дум», в подлинной духовной элите, сейчас, в эпоху  духовного кризиса, стала так велика, что, видимо, одаренные люди должны взять на себя и  определенные лидерские функции.  Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Работа по обучению одарённых  детей  ­  задача,  требующая  совместных   действий  многих   специалистов.  В  школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность,   будущее   которого   ещё   не   определено,   поэтому   важно   создавать   среду   для   его полноценного развития. Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный   подход   в   образовательном   процессе,   т.е.   способности   быть   автором,   творцом активным   созидателем   своей   жизни,   уметь   ставить   цель,   искать   способы   её   достижения,   быть способным   к   свободному   выбору   и   ответственности   за   него,   максимально   использовать   свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на   творческую   его   переработку,   воспитать   способность   мыслить   самостоятельно,   на   основе полученного   материала.   Можно   выделить   три   основные   проблемы   в   организации   работы   с одарёнными детьми:  ­ отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;  ­ функционально ­ целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;   ­   ориентация   школы   на   "уравнивание"   под   "среднего"   без   прогноза   на   индивидуальное развитие.  На   уроках   методы   и   формы   работы   с   одаренными   учащимися,   прежде   всего,   должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться   своеобразием.   Говоря   о   формах   работы   с   одаренными   детьми,   необходимо   сразу оговорить   следующее:   работа   с   такими   учащимися   распадается   на   две   формы   ­   урочную   и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для   максимально   возможного   развития   всех   учащихся   для   выполнения   ими   различного   рода проектной деятельности, творческих заданий. В   работе   с   одаренными   детьми   целесообразно   положить   следующие   принципы педагогической деятельности:  •   принцип   максимального   разнообразия   предоставленных   возможностей   для   развития личности;  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;   • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;  • принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества. Таким   образом,   все   перечисленные   принципы   в   полной   мере   находят   отражение   в основополагающих идеях новых федеральных стандартов. В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий   являются   технологии   продуктивного   обучения   и   компетентностного   подхода.   Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения,   использовать   исследовательские,   частично­поисковые,   проблемные,   проектные   виды деятельности.  У   одарённых   детей   чётко   проявляется   потребность   в   исследовательской   и   поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду   самопознанию.   Хотелось   бы   подробнее   рассмотреть   метод   проектов.   Метод   проектов, относится   к   технологиям   компетентностно­ориентированного   обучения.   Использование   данного метода   на   уроках   и   во   внеурочной   деятельности   даёт   новые   возможности   в   активизации познавательного   интереса   учащихся,   развития   творческих   способностей.   С   учётом   интересов   и уровней   дарования   конкретных   учеников   им   предлагается   выполнить   тот   или   иной   проект: проанализировать   и   найти   решение   практической   задачи,   выстроив   свою   работу   в   режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет   одаренному   ребенку,   продолжая   учиться   вместе   со   сверстниками   и   оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск   решения   проблемы,   но   не   доминирующей   фигурой   в   учебном   процессе.   Главная   задача учителя ­ помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант. Есть   одаренные  ребята,   в  которых   удачно  сочетаются  высокий  интеллект,  творчество   и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят появился еще один стимул ­ побеждать. Хотя цена этих побед ­ долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима  помощь  учителей.  «Технические  достижения  не  стоят   ровным  счетом  ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» ­ отмечает Крейг Барретт, и, с этим невозможно не согласиться. В школе ведется большая работа с одаренными детьми по этим направлениям. Получены  хорошие результаты, работа продолжается… Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из  ведущих мест.  Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих  столетий.  Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными  потребностями.  И,  прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.   Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности  человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения.  И именно высоко   одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо,  как мир.  И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники  хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым  смертным человеком.  Также  давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в  детстве. Поэтому раннее выявление, развитие и воспитание одаренных и талантливых детей составляет  одну их главных проблем совершенствования системы образования.  Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых,  в особом внимании и  руководстве.  Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее  чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к  сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Следует помнить также,  что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно  приучить  к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.  Одаренный  ребенок не  терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно  воспитывать терпение,  усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка,  с  дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого. ОДАРЕННОСТЬ ­ значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в  умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных,  художественных и др.).  Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе  обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.   Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских  лет жизни.  Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное  развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление  интеллекта. Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них  непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного.  Так,  наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению ­ это  внутреннее условие умственного роста.  И не известно,   окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах. Творческие устремления ребенка,  продуцирование им новых ходов мысли также могут быть  отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие.  При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей  человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренной личности. Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности.  Современные исследования в этой области направлены на то,  чтобы с помощью  электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение  биологического и социального в природе одаренности. Одаренные дети,  демонстрирующие выдающиеся способности в какой­то одной области,  иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как  правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально­психологических особенностей:  талантливый человек талантлив во всем.  Имея  30­летний стаж работы в школе, мне посчастливилось  работать со многими одаренными  детьми.  На самом деле эти дети одаренны во всем. Большинству одаренных детей присущи особые  черты, отличающие их от большинства сверстников.  Как правило,  их отличает высокая  любознательность и исследовательская активность.  Психофизиологические исследования  показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Хочу подробнее остановится на интеллектуальной  и социальной одаренности детей , так как в  течении  всех лет работы в школе являюсь классным руководителем. Дети с одаренностью  интеллектуального вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и  сохраняют информацию.  Высоко  развитые  способности переработки информации позволяют им  преуспевать во многих областях знаний.    В школе созданы все условия для развития одаренных детей. Проводятся предметные недели,  участвуем в интернет­олимпиадах и конкурсах.  Большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские  дают возможность реализовывать интересы,  выходящие за рамки школьной программы. В нашей школе хорошо работают кружки. Опыт показывает, что  если интеллектуальная одаренность  не переплетается с социальной  одаренностью, то ребенок может остатся в одиночестве со своим даром.  Что такое социальная одаренность? Это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с  другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в  нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с  другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником.  Таким  образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений,  характеризующихся легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений.   Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую  можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее,  выделить общее черты: интеллект выше среднего; умение принимать решения; способность иметь  дело с абстрактными понятиями, с планированием  будущего, с временными ограничениями;  ощущение цели, направления движения; гибкость; приспосабливаемость; чувство ответственности;  уверенность в себе и знание себя; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.  Перечисленные виды одаренности проявляются по­разному и встречают специфические  барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия  окружения ребенка. Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и  многоаспектную проблему.  Широкое распространение получили всевозможные тесты,  направленные на выявление одаренности. В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном  подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета.  Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной  деятельности        Урочная деятельность К ней относятся следующие виды деятельности: ­ проблемно­развивающее обучение, ­ проектно­исследовательская деятельность, ­ игровые технологии (деловые игры и путешествия), ­ информационно­коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации   развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры), ­ творческие и нестандартные задания.        Проблемно­развивающее обучение Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми, успешно реализуют технологию  проблемного обучения. Учителя создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при  которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться  для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную  деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками,  умениями и развитие мыслительных способностей.        Проектно­исследовательская деятельность Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный  метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный  процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой  информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный  опыт        Внеурочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности: ­ факультативы, ­ предметные недели, ­ театрализованные праздники, ­ олимпиады и конкурсы по предметам.        Факультативы. Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в  малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный  подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с  научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные  потребности и возможности одарённых детей.        Предметные недели. Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие  творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели  начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в  полной мере.        Театрализованные праздники. Театрализованные праздники ­ особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети  имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя  в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить  склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию  и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует  повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе  по самосовершенствованию.        Олимпиады и конкурсы по предметам.  Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе  нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным  областям. Одним из хороших  методов является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя  обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности,  нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему. То есть,  нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда,  например, на уроке или на занятиях кружка организуется нужная для исследования обстановка,  которая является для ребенка совершенно привычной и когда он может и не знать, что за ним  специально наблюдают.  Применяют и так называемое включенное наблюдение, когда сам  наблюдатель является участником происходящего. Некоторые современные исследователи охотно  разрабатывают такие формы эксперимента, в которых важная роль отводится наблюдениям. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется  достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного  возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным. Одаренность ­ «дело штучное», это всегда индивидуальность, и здесь каждый случай требует прежде всего  индивидуального лонгитюда, то есть монографического описания и анализа. Имеется в виду  систематическое наблюдение за испытуемым на протяжении ряда лет. Наблюдение может быть  непрерывным, изо дня в день, а может, и с перерывами.   Большой интерес для изучения одаренности представляет биографический метод. Изучение  жизненного пути стало распространяться как весьма эффективный подход к выяснению  особенностей испытуемого в данный период, а отчасти и к прогнозу на будущее. Разработка биографического метода связана с применением таких способов получения информации, как  опросники, обращенные к самому исследуемому лицу, беседы и интервью с ним, а также опросники для окружающих, изучение продуктов деятельности, дневников, писем и т.д. Среди новых диагностических методик на первый план выходит биографический опросник как  более надежное, чем традиционные тесты, средство выявления творческих возможностей и  прогноза достижений.  Таким образом, выявившаяся недостаточность традиционных тестов  интеллекта и креативности имела следствием повышение интереса к менее формализованным  методам диагностики.  Биографический метод стал применяться и к детям, и к подросткам. При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и  как их учить, как способствовать их оптимальному развитию.  Программы для одаренных должны  отличаться от обычных учебных программ.   Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на  тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного  развития.  Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на  своих одноклассников, и спустя какое­то время его поведение будет похоже на поведение всех  остальных детей в классе. Он  начнет подстраивать  выполнение заданий по качеству и количеству  под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой  ребенок может надолго задержаться в развитии.  Хотелось   бы   подробнее   рассмотреть   метод   проектов.   Метод   проектов,   относится   к технологиям   компетентностно­ориентированного   обучения.   Использование   данного   метода   на уроках   и  во   внеурочной   деятельности   даёт   новые   возможности   в   активизации   познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение   практической   задачи,   выстроив   свою   работу   в   режиме   исследования   и   завершив   ее публичным   докладом   с   защитой   своей   позиции.   Такая   форма   обучения   позволяет   одаренному ребенку,   продолжая   учиться   вместе   со   сверстниками   и   оставаясь   включенным   в   привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы   в   области,   соответствующей   содержанию   его   одаренности.   Учитель   в   этой   ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя ­ помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант. Обучение   талантливого   ребенка   и   выработка   у   него   умения   самостоятельно   усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие   самостоятельности   в   принятии   решений   по   научным   вопросам   и   проблемам,   а   также придумывание ребенком своим, качественно новых идей. Немаловажную   роль   в   этом   играет   реакция   взрослых,   умение   учителя   создать   максимально благоприятные   условия   для   всестороннего   развития   ребёнка,   стимулировать   творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.  Внеурочная работа с одаренными детьми.  В связи с современной насыщенностью учебным материалом образовательного процесса невозможно только на уроке создавать условия для полного совершенствования творческих и интеллектуальных способностей. Эту проблему помогает решить дополнительное образование. Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по­разному. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы, при этом никто не "выпадает" из учебного процесса. Цель организации работы с одаренными детьми:  Создание   благоприятных   условий   для   развития   одаренных   детей   в   интересах   личности, общества и государства  Помощь одаренным учащимся в самораскрытии Всевозможные   формы   и   виды   деятельности   позволяют   поддерживать   и  развивать   их способности и таланты:             классно­урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; научные кружки, общества; различные конкурсы и викторины; проекты по различной тематике. олимпиады по предметам; научно­практические конференции; выступления и доклады; активная внеклассная работа; предметные недели; вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы; организация   развития   творческих   задатков   через   совместные   программы   с   центрами дополнительного образования; обобщение   и   систематизация   материалов   и   результатов   работы   с   одаренными   детьми   ­ «Портфолио». Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в  разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным  стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.  Программы  и УМК по многим предметам в нашей школе соответствуют требованиям для занятий  с одаренными детьми. Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с  использованием ускорения, следующие: 1)  учащиеся  должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и  повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение; 2) дети  должны быть достаточно зрелыми в социально­эмоциональном плане; 3) необходимо  согласие родителей, но не обязательно их активное участие. Считается, что ускорение  ­ наилучшая стратегия обучения детей с математическими  способностями и одаренностью к иностранным языкам. Существуют некоторые формы ускорения,  например, раннее поступление в школу.  С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее  благоприятные стороны ускорения, с другой ­ есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и эмоциональном развитии детей. Ранний прием в  школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей,  когда интеллектуальной  готовности соответствует и личностная зрелость ребенка. В нашей школе ведется  большая работа по выявлению, развитию и воспитанию одаренных  детей. Учителя привлекают их к участию в различных конкурсах, заочных олимпиадах.  Многие  одаренные дети нашей школы учавствовали и стали призерами и победителями международного  математического конкурса «Ребус», конкурса для 2­4 классов «Умка». Конечно же за этими победами и наградами,  стоит огромный труд учителя, педагога, который  не жалеет сил, времени и  энергии, и конечно же большая любовь к детям. В  заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми  ­ это сложный и никогда не прекращающийся процесс.  Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также  тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с  родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости,  умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.  К  сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, только высоко  одаренные  люди способны внести наибольший вклад в  развитие общества, и  не развивать таланты является непозволительной ошибкой для развития  любого государства.         Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие   самостоятельности   в   принятии   решений   по   научным   вопросам   и   проблемам,   а   также придумывание ребенком своим, качественно новых идей. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные   условия   для   всестороннего   развития   ребёнка,   стимулировать   творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество. В   заключение   хотелось   бы   отметить,   что   работа   педагога   с   одаренными   детьми   —   это сложный   и   никогда   не   прекращающийся   процесс.   Он   требует   от   учителя   личностного   роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного   сотрудничества   с   психологами,   другими   учителями,   администрацией   и   обязательно   с родителями.   Он   требует   постоянного   роста   мастерства   педагогической   гибкости,   умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень   точно   высказался   Сократ:   «Учитель,   подготовь   себе   ученика,   у   которого   сам   сможешь учиться».                                                                                                                      Литература 1. Давыдов В.  В. Теория развивающего обучения. М.,1996. 2. Левашов В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и про­ гнозирование? // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. 3. Парето В. Компендиум по общей социологии. М., 2007. 4. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 2003. 5. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 2002. 6. Рубцов В.  В. Социально­генетическая психология развивающего образования:  деятельностный подход. М., 2008. 7. Юркевич В.  С. Одаренные дети и интеллектуально­творческий потенциал общества //  Психологическая наука и образование. 2009. № 4.

Статья "Актуальные проблемы учителя при работе с одаренными детьми" (из опыта работы)

Статья "Актуальные проблемы учителя при работе  с одаренными детьми" (из опыта работы)

Статья "Актуальные проблемы учителя при работе с одаренными детьми" (из опыта работы)

Статья "Актуальные проблемы учителя при работе  с одаренными детьми" (из опыта работы)

Статья "Актуальные проблемы учителя при работе с одаренными детьми" (из опыта работы)

Статья "Актуальные проблемы учителя при работе  с одаренными детьми" (из опыта работы)

Статья "Актуальные проблемы учителя при работе с одаренными детьми" (из опыта работы)

Статья "Актуальные проблемы учителя при работе  с одаренными детьми" (из опыта работы)

Статья "Актуальные проблемы учителя при работе с одаренными детьми" (из опыта работы)

Статья "Актуальные проблемы учителя при работе  с одаренными детьми" (из опыта работы)

Статья "Актуальные проблемы учителя при работе с одаренными детьми" (из опыта работы)

Статья "Актуальные проблемы учителя при работе  с одаренными детьми" (из опыта работы)

Статья "Актуальные проблемы учителя при работе с одаренными детьми" (из опыта работы)

Статья "Актуальные проблемы учителя при работе  с одаренными детьми" (из опыта работы)

Статья "Актуальные проблемы учителя при работе с одаренными детьми" (из опыта работы)

Статья "Актуальные проблемы учителя при работе  с одаренными детьми" (из опыта работы)

Статья "Актуальные проблемы учителя при работе с одаренными детьми" (из опыта работы)

Статья "Актуальные проблемы учителя при работе  с одаренными детьми" (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017