Статья "АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ" (начальная школа, из опыта работы)
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика +2
1 кл—4 кл
18.11.2018
Нормы и критерии традиционной пятибальной отметочной шкалы, традиционной единственной формы количественного выражения результата оценивания, устарели и требуют замены альтернативными. Под альтернативным оцениванием мы понимаем систему слежения за результатами обучения и развития силами самого учащегося, включение его в процесс самоизменения. В связи с модернизацией образования место, роль контроля и оценки в учебном процессе меняются
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.docx
Колобова Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ
города Костромы «Гимназия № 33», высшая категория
Колесникова Ольга Вячеславовна, учитель начальных классов
МБОУ города Костромы «Гимназия № 33», высшая категория
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
(Из опыта работы)
В современных условиях основной задачей образования становится достижение нового
качества его результатов, формирование личности ученика, обладающего компетенциями,
позволяющими ему успешно адаптироваться в окружающей действительности. Современное
образование стоит перед необходимостью пересмотра целевых ориентиров и нормативно
правового их закрепления. Всё это определило необходимость внедрения нового
федерального государственного образовательного стандарта.
Актуальной становится проблема правильного введения нового стандарта в практику
работы начальной школы, приведения образовательного процесса школ в соответствие с
современными требованиями, предъявляемыми к качеству начального образования.
Таким образом, ФГОС нового поколения декларирует изменение парадигмы (цели)
образования: «От усвоения суммы знаний, умений и навыков к развитию личности
учащегося».
В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к
правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию,
актуальной задачей для начального общего образования является формирование учебной
деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и
готовности к обучению в основном звене. Поэтому важное значение имеет контрольно
оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою
деятельность,
устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность
учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности
учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности к
систематизации знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля и
оценки не может ограничиваться утилитарной целью проверкой усвоения знаний и
выработки умений и навыков, но конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя,
критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
«…Способность младших школьников к самостоятельной контрольнооценочной
деятельности…» (один из компонентов УУД, новые стандарты – организационные умения)
Нормы и критерии традиционной пятибальной отметочной шкалы, традиционной
единственной формы количественного выражения результата оценивания, устарели и требуют
замены альтернативными. Под альтернативным оцениванием мы понимаем систему слежения
за результатами обучения и развития силами самого учащегося, включение его в процесс
самоизменения.
В связи с модернизацией образования место, роль контроля и оценки в учебном процессе
меняются в следующих направлениях:
Постепенной передачи контрольнооценочных механизмов от учителя к учащимся
Переход от контроля констатирующего к контролю диагностирующему,
процессуальному, рефлексивному
Сравнительный анализ отдельных характеристик традиционной и альтернативной
системы оценивания учебных достижений школьников
Характеристика
Традиционная система
Типы оценок, шкала
Цель (объект) оценивания
Количественные с
возможностью перевода в
качественную.
Определение степени
присвоения стандарта, ЗУН и
сформированности личности с
заданными свойствами
Альтернативная
система
Качественные с
возможностью перевода в
количественные, накопительные,
содержательные
Способствовать
формированию компетентностей
– способностей применять данное
содержание в условиях реальной
жизни
Субъект оценивания
Степень централизации и
регламентации
Роль
администрации
образовательного учреждения
Педагог: оценивание – его
Ученик (при помощи
функции и ответственность
Для учащегося оценка
является внешней
педагога), обучающийся
самооценке
Централизованная и жёстко
Децентрализованная,
регламентированная
Контроль за реализацией
цели и соблюдением требований
к процедуре
варианты регламентации
(оценочные листы, анкеты, папки,
«портфолио»)
Создание условий для
процесса изменений и мониторинг
сформированности умений,
необходимых для адекватной
самооценки и самоконтроля
Основные принципы альтернативного оценивания исходят из принципов
«безотметочного» обучения:
Критериальность оценивания ( Отметка, как социальный инструмент
манипуляции детьми отменяется, а содержательная оценка работы должна быть предельно дифференцирована, чтобы каждое усилие ребенка было оценено отдельно. Оценка учителя –
это, прежде всего средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики
должны получить от учителя (или выработать совместно) однозначные, предельно четкие
КРИТЕРИИ оценки)
Приоритет самооценки учащегося перед учительской оценкой (Самооценка
ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда оценочные отношения
перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота)
Адекватность и рефлексивность самооценки(Ребенок учится адекватно
оценивать результаты своей деятельности тогда, когда сам активно участвует в производстве
оценки, поэтому сотрудничество между учителем и учеником должно быть направлено на
развитие у учащихся способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей
самообучения.)
Осознанность механизма оценивания учащимся
Гибкость и вариативность
Естественность и систематичность процесса контроля и оценки
Одним из способов формирования адекватной самооценки учебных достижений
младших школьников может стать индивидуальная рефлексия результатов учебной
деятельности. Учитывая необходимость не только формирования, но и совершенствования
навыков самооценки, представляется важным соблюдать некую последовательность в
использовании приемов рефлексии, переходя от простого к сложному:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния,
2. рефлексия содержания учебного материала,
3. рефлексия содержания деятельности,
4. рефлексия результатов учебной деятельности.
В результате правильной организации и ведения безотметочной системы
оценивания у школьников к концу обучения на начальном этапе должна
сформироваться контрольнооценочная самостоятельность, которая является
составной частью учебной самостоятельности, как особой способности личности.
Первый этап формирования контрольнооценочной самостоятельности – 1
класс
Виды контрольнооценочных действий,
Формы оценивания и средства
осуществляемых учеником
Пооперационный
(процессуальный)
контроль
поэлементное
сопоставление своих действий и их результата с
образцом.
как детальное,
Оценивание производится с помощью:
1. Шкал
2,3 Цветных и символических предметов
4.Лесенок
5.Диаграмм
Содержательная
ретроспективная самооценка,
предшествующая учительской
(обнаружение при сопоставлении своих действий с
образцом сходств, различий)
К концу первого года при благоприятных условиях большая часть детей класса
могут:
Сравнивать действие и результат с готовым образцом;
По заданным критериям оценивать свои действия и соотносить свою оценку
с оценкой товарища, учителя;
Предъявлять на оценку свои достижения по заданному критерию;
Отделять известное от неизвестного в знаниях, задавать «умный» вопрос.
В целом, итогом первого этапа контрольно – оценочной самостоятельности есть
выработанные совместно «правила оценочной безопасности» и адекватная самооценка
учащегося.
Второй этап формирования контрольнооценочной самостоятельности – 2
класс
Виды контрольнооценочных действий,
Формы оценивания и средства
осуществляемых учеником
Рефлексивный контроль – контроль за
способом действия.
Дифференциация оценки по различным
критериям, уровням сложности.
Прогностическая
как
предположение учащегося о своих возможностях
перед выполнением задания.
самооценка
Работа с «картой знаний»,
моделью
учащегося, специальными тетрадями, дневником.
Совместная разработка и заполнение
оценочных листов.
учащимися «портфолио».
Совместное составление и предъявление
Оценивание с помощью шкал, в знаковой ( ,
+ , ?, ) и бальной форме ( «3», «5», «10», «12» …)
Ретроспективная самооценка.
На конец второго этапа младшие школьники овладевают умениями:
Определять возможные «ошибкоопасные» места, например, в тексте;
Устанавливать возможные причины возникающих ошибок и намечать план
их индивидуальной ликвидации;
Классифицировать задания по сложности, выбирать уровень сложности
заданий для индивидуальной самостоятельной работы;
Формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на
основе суммы разных умений (по совокупности критериев) Третий этап формирования контрольнооценочной самостоятельности – 3
4 классы
Виды контрольнооценочных действий,
Формы оценивания и средства
осуществляемых учеником
Основной цикл контроля и оценки как
контрольнооценочная
самостоятельность.
Прогностическая и ретроспективная самооценка
умений.
Выработка способов
конвертирования
разных детских оценочных шкал в
общепринятую в социуме пятибальную систему.
То же, что и на втором этапе.
Работа с творческими тетрадями, стендами,
папками.
Проектная деятельность, зачёты.
Самостоятельное
составление
и
предъявление учащимися «Портфолио»
При правильной организации педагогической работы по формированию
контрольнооценочной самостоятельности младшие школьники к концу начальной
школы осваивают основной цикл контрольнооценочной деятельности и могут:
Определять то, что будет проверяться (работа с критериями)
Составлять проверочные задания (в том числе с «ловушками») под
определённые совместно выдвинутые критерии;
Выделять сложность заданий, приписывать баллы сложности;
Создавать (или подбирать) образец для проверки задания (работы);
Сопоставлять полученные данные с образцом;
Давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах;
Составлять
задания,
корректировочные
новую
«индивидуальную» проверочную работу с последующим их выполнением (ключом для
проверки);
(или подбирать)
Переводить (по необходимости) свои формализованные оценочные шкалы в
общепринятую пятибальную систему оценивания.
Индивидуальный лист содержательной оценки
(полностью заполняется учащимся и может быть таким)
Дата:___________
Тема: ___________________
№
Умения
Самооценка
Ретр.
Прогн.
Оценка
учителя
Выводы и рекомендации
1
2
3
Итог: __________________________________
Отдельно хочется отметить, что введение альтернативной системы оценивания в
общеобразовательном учреждении должно проходить по следующим этапам: I Этап. Принятие школой «единой оценочной политики»:
Принятие «Положения о безотметочном обучении»;
Составление «Правил оценочной безопасности»;
Разъяснительная работа среди родителей.
I Этап. Принятие школой «единой оценочной политики»:
Принятие «Положения о безотметочном обучении»;
Составление «Правил оценочной безопасности»;
Разъяснительная работа среди родителей.
III Этап. Работа учителей в режиме АСО:
Проведение стартовых работ;
Фиксация текущих достижений;
Проведение проверочных и диагностических работ с фиксацией качественной и
содержательной оценки;
Аналитическая работа методического объединения;
Обобщение учебных достижений ребёнка в конце года в форме «Оценочного
листа» (табеля);
Проведение «дней открытых дверей», «круглых столов» и собраний родителей;
Организация презентаций «Портфелей достижений учащихся».
Альтернативные способы оценивания образовательных достижений учащихся
направлены на поддержку психологического здоровья учащихся и основаны:
на отказе от принципов традиционной – пятибалльной системы оценки;
на использовании различных оценочных шкал (абсолютной, относительной, ранговой,
дескриптивной и др.);
на стимулировании оценочной самостоятельности учащихся;
на уровневой дифференциации и прогнозировании успешности каждого ученика как
личного достижения.
Использование альтернативных способов оценивания позволяет разрешить
противоречие, между: традиционной ориентацией на оценку знаний, умений и навыков
учащихся, как критерий качества образования и необходимостью более широкого восприятия
результатов обучения, как образовательных достижений учащихся, определяющихся не
только знаниями умениями и навыками, но и его академической и личностной успешностью,
состоянием психологического здоровья.
Практика работы показала, что использование альтернативных способов оценивания
приводит к снижению «негативных эффектов обучения» – страха, тревожности,
неправильного отношения к учебному труду, которые являются традиционными показателями
нарушения психологического здоровья личности.
Для эффективного распространения уже имеющегося опыта внедрения ФГОС
существует новая форма профессионального сотрудничества стажерская площадка,
позволяющая решать задачи внедрения инноваций в практику работы педагогов, обеспечивающая рост профессионального мастерства педагога и способствующая
опережающему развитию образовательных учреждений.
С этой целью на базе муниципального общеобразовательного учреждения города
Костромы «Гимназия № 33»» с 2012 года организована деятельность стажёрской площадки
«Этапы введения альтернативной системы оценивания».
Программа рассчитана на руководителей образовательных учреждений учителей
начальных классов, учителей предметников. Слушатели принимают участие в семинарах
практикумах, мастерклассах с демонстрацией уроков и получают возможность организовать
самостоятельную деятельность по проектированию и составлению технологической карты
введения альтернативных способов оценивания.
Список использованной литературы.
1.Стандарты второго поколения «Оценка достижения планируемых результатов в начальной
школе» в 2 ч.: Ч.1/ под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой – М.,»Просвещение» 2010.
2. Г.А. Цукерман, «Оценка без отметки». – МоскваРига, ПЦ «Эксперимент», 1999.
3. А.Б.Воронцов, «Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности». – М.,
«Рассказов», 2002.
4. Г.Ю. Ксензова «Оценочная деятельность учителя». – М., 1999.
5. Ш.А.Амонашвили «Обучение, оценка, отметка». – М., «Знание», 1980.
Статья "АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ" (начальная школа, из опыта работы)
Статья "АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ" (начальная школа, из опыта работы)
Статья "АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ" (начальная школа, из опыта работы)
Статья "АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ" (начальная школа, из опыта работы)
Статья "АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ" (начальная школа, из опыта работы)
Статья "АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ" (начальная школа, из опыта работы)
Статья "АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ" (начальная школа, из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.