Статья "Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС. Первые шаги"
Оценка 4.6

Статья "Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС. Первые шаги"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
1 кл
03.04.2017
Статья "Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС. Первые шаги"
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она стимулирует учащихся; включает их в самостоятельную оценочную деятельность. Я сама разработала систему оценки в 1 классе и предлагаю вам её для использования.Статья предназначена учителям начальных классов для работы в 1 классе при оценивании работы детей на начальном этапе прибывания в школе.
Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС.docx
Безотметочное оценивание  в 1 классе по ФГОС. Первые шаги.  Самохвалова Ольга Стефановна, МБОУ «Прогимназия №8 г.Шебекино» (Samohvalovasasha    @   yandex    .  ru) Аннотация  Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда  важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного  фундамента для последующего обучения. Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных  достижений: насколько  она стимулирует учащихся; включает их  в самостоятельную оценочную деятельность.  Я сама разработала систему оценки в 1 классе и предлагаю вам  её  для использования. Cистема   оценивания   занимает   особое   место   в   педагогических   технологиях достижения требований федерального государственного образовательного стандарта и планируемых   результатов   освоения   программ   начального   образования.   Оценивание рассматривается   как   одна   из   важных   целей   обучения,   призванных   помочь   учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)1   Я работаю по системе Л.В.Занкова в 1 классе. Как известно,  у первоклассников безотметочное   оценивание,   которое   я   изучала   по   новым   ФГОС   и   хочу   поделиться своими   наработками.   С   первых   уроков     я   давала   возможность   детям   оценивать прошедший урок. На уроках письма и математики они на полях ставили себе кружочки, соответствующие   их   результатам   работы:   красные   ­   превосходно,   синие   ­   хорошо, зелёные ­ не очень хорошо. Затем своё оценивание показывали мне. Для этого была сделана   каждому ребёнку   шкала оценивания: на картонной полоске наклеены три цветные   полоски: красного, синего и зелёного цвета. А сверху надет бегунок. Дети двигают   его,   выбирая   цвет,   соответствующий   их   результату   работы   на   уроке.   Эта рефлексия,   стала после двух месяцев обучения, основой для адекватной самооценки своих учебных действий. Оценивается каждая учебная задача, каждый шаг ребёнка. За 1 «Личный еженедельник первоклассника», с. 123128 (изд. «Баласс»). 1 урок они могут получить несколько кружочков и могут несколько   раз оценить свои действия.   Я     учу    сравнивать   цель   и   результат.  Даю   детям   возможность   оценить содержание своей письменной работы. Раздав тетради с проверенными работами,  веду диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы: – Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? Кто заработал слово « Молодец», «Хорошо», «Превосходно» «Отлично»? – Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено?  Что бы вы сделали по­другому? Затем   перехожу   к   следующему   этапу:     учу   видеть   ошибки,   сравнивать   свою работу с эталоном. Дети пишут на доске буквы, цифры, а я спрашиваю: «Дети, кто заметил неправильное написание или    соединение и может его исправить?» Ученики с удовольствием   выходят   к   доске   компьютера   и   выполняют   сравнение.   Обязательно найдутся   дети,       кто   увидит   неправильно   написанный   элемент   или   недовведенный элемент. При   этом   оцениваются   только   успешные   решения.   В   качестве   «награды»   за решение задачи  я даю ученику кружок  или разрешаю нарисовать его себе  в тетради красного цвета.  Ещё я готовлю детей признавать свои ошибки, не расстраиваться. Многие,  к    концу второго месяца обучения, перестали огорчаться,  а   просто работают и просят  разрешения   на исправление ошибки. ( по математике и письму). В случае признания ошибки,  кружок в тетради  закрашивают  не полностью, при этом доля закрашенного значения не имеет.      Конечно, были случаи, когда ребёнок совсем не справился с учебной задачей, в таком случае он себе рисует пустой кружочек. Но таких уже нет.  Когда   я научила  детей   самооценке,  я  перестала     проговаривать   все  вопросы алгоритма   самооценки   и   предложила   ученикам   самим   задавать   себе   эти   вопросы   и отвечать на них.    Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы ученики  включались в контрольно­оценочную   деятельность,   приобретая   навыки   и   привычки   самооценки, самоконтроля и взаимопомощи. Оцениваю только результаты деятельности ученика и процесс их  формирования, но не  личные его качества. Оцениваю только то, чему учу. Оценивание   может   быть   критериальным.     Именно   так     оценивался   мониторинг­ обследование уровня готовности первоклассников к обучению в школе. Каждое задание имело свой критерий оценивания. В итоге: высокий уровень готовности показали 15 2 обучающихся из 27 человек и 12  обучающихся–средний уровень готовности к школе. Все эти данные, вместе с критериями, были обработаны и размещены в «Портфеле достижений первоклассника», которые мы завели  с  первого дня обучения.  При   введении   курса   русского   языка,   я   научила   детей     на   уроке   прогнозировать успешность выполнения  задания. До выполнения  задания дети ставят на полях знаки: !­справлюсь !?­сомневаюсь ?­не справлюсь Затем провожу проверку по эталону, самооценку.  ­Посмотрите,   какой   значок   вы   поставили   на   полях     пред   выполнением   задания. Подтвердились ли ваши ожидания? Поставьте рядом новый знак. ­У кого знаки до начала работы и после окончания совпали? У кого не совпали? Как вы думаете, почему? Опрашиваю  учащихся:  ­Какое   задание   выбрал?   Подтвердились   ли   твои   ожидания?   Какую   цель   поставишь перед собой? Теперь на уроках мы с детьми ставим уже не разноцветные кружочки, а   плюсы и минусы. Нет ошибок – делай отметку на самом верху, все ошибки – в самом низу,  интересно, когда два ребенка отмечают свои достижения на одной линеечке. Если я   согласна, то  обвожу  достижения ученика.  (Отличие линеечек от стандартных оценок в том, что их нельзя накопить, сделав предметом сравнения). Самооценка ученика всегда предшествует оценке учителя. Несовпадение  оценок является предметом здорового обсуждения – самооценка ученика  дифференцируется. Ребенок учится видеть свою работу как сумму многих  умений. В процессе самооценки ребенок учится себя контролировать. Ввожу  задания обучающие ребенка сличать свои действия с образцом. ++ Ребенок имеет право на сомнения и незнание. Это право оформляется не только  устно, но и вводятся знаки «сомнения», которые очень высоко оцениваются.  Необходимо учить ребенка отделять известное от неизвестного, иногда возможно  давать оценку высших достижений: «самый быстрый», «самый грамотный», но с этой  системой нужно быть очень осторожным, так как атмосфера соревновательности  иногда выходит во вред.  3 Лесенка успеха ! + х ? ! отлично (повышенная  сложность) + хорошо, норма х ниже нормы ? доработать Работа над лесенкой проходит быстро, весело и с большой пользой для детей. А  учитель создает условия для эффективной самооценки работы на уроке При введении безотметочной системы оценивания пользуюсь советами  Г.А.Цукермана: 1. не скуплюсь на похвалу; 2. хвалю исполнителя, критикую только исполнение (давай в этом примере  найдем две ошибки); 3. ставлю перед детьми только конкретные цели и не более одной задачи; Стараюсь не употреблять выражения: «не думал», «не старался», лучше  обходится репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем  других». Соблюдение таких принципов способствует воспитанию таких качеств личности  ребенка, как уверенность в своих силах, правильная оценка возможностей, развивается  подлинный познавательный интерес к учению. При работе с учащимися заполняется карта индивидуального развития, лист  индивидуальных достижений, индивидуальная карта оценки (самооценки), лист  предметной деятельности учащихся. Все это помогает в работе, отслеживает результат не только учитель, но и  большую работу оказывают родители, видят, как идет развитие их ребенка и на что  следует обратить внимание.     Помимо   привычных   контрольных   работ,   самостоятельных,   я   провожу диагностические   работы,   требующие   от   ученика   познавательных,   регулятивных   и коммуникативных  учебных действий.       4 Приведу   примеры   формирования   метапредметных   УУД,     которые   тоже находятся в «Портфеле достижений обучающегося». Данные листы наблюдений дети заполняют  сами. Перед уроком я им раздаю и после каждой учебной задачи мы вместе оцениваем  результаты деятельности и отмечаем в листах наблюдений.  После урока, по каждому ученику делаю краткий вывод.  Дата  наблюдения_2.10.12____________   1 класс. Лист наблюдений  за  формированием коммуникативных УУД  (представляются только положительные результаты)   Предмет:_чтение___________________________________ ______ Схема фиксирования результатов наблюдения: № п/п ФИО обучающег ося 1 класса 1 Столбцова  Юлия Числ о отве тов (разм ышле ний) учени ка в ходе диску ссии («+/­» Логии чные/ нет ) ++++ ++ Число вопросов ученика в ходе дискуссии («+ + +») Стиль поведения в обсуждении (вежливость, грубость, внимание/невни мание к чужому мнению) + Вежлива Действия в  конфликтной  ситуации  столкновения  мнений и  интересов  (реакция на  критику, форма критики  чужого мнения, проявление  способности к  компромиссу,  выработке и  признанию  общего решения и т.п.) Активна в  диалоге,  доказывает  свою точку  зрения ВЫВОДЫ по каждому обучающемуся Речь развита по  возрасту. Дата  наблюдения__8_.10.12___________        1 класс. Лист наблюдений  за формированием  регулятивных   УУД  (представляются только положительные результаты) Предмет:__письмо_____________________________________ ___ Схема фиксирования результатов наблюдения: 5 Умение  учиться  определят ь цель  деятельно сти на  уроке с  помощью  учителя Умение  проговар ивать  последов атель ность  действий на уроке Умение  учиться  высказыв ать своё  предлож ение  (версию) Умение работа ть по предло женно му плану Умение  давать  эмоцианал ьную  оценку  деятельно сти класса на уроке Умение  отличат ь верно  выполнен ное  задание  от  неверного + + + + + + № п/ п 1 ФИО обучаю щегося  1 класса Силюти н  Владим ир ВЫВОД Ы по  каждому  обучающ емуся Формули рует  учебную  задачу,  активен. Дата  наблюдения___3.10.12___________        1 класс.     Лист наблюдений  за  формированием познавательных   УУД  (представляются только положительные результаты) Предмет:__математика_______________________________ _________________ Схема фиксирования результатов наблюдения: Умение отлича ть новое от уже извест ного с  по­ мощью  учител я Умение  находить  ответы на вопросы,  используя  учебник,  информа цию,  полученну ю на уроке Умение ориен тиро ваться  в  учебни ке Умение делать выводы в результа те совмест ной работы всего класса Умение сравнив ать и  группир овать  предме ты Умение  называть последов ательнос ть  простых  знакомы х  действий Умен ие  перес казыв ать  небол ьшие  текс ты + + + + + + № п/п ФИО обучаю щегося 1 класса 1. Белоусо ва  Стелла ВЫВ ОДЫ по каждо му обуча ющем уся  На  уроке  актив на Для оценивания предметных учебных действий мною заведён «Рабочий журнал», в   котором   отражены   основные   разделы   пройденной   темы.   За   каждое   задание, выполненное учеником по  письму, математике,  я ставлю « +»­ превосходно и обвожу в кружок, «+» хорошо усвоен  материал, «?» есть  неточности, ошибки,  и «­»не знает, требует внимания и работы по данной теме.  По литературному чтению я  разработала график «Я расту», в котором  с  сентября по май месяц будет отражена техника осмысления прочитанного. Технику  чтения, вместе с родителями,  мы  отметили на графике. Эта работа продолжится  в  6 течение года.  Постепенно ввожу средства, позволяющие самому ребенку и его  родителям видеть динамику учебной успешности (график успешности по навыку  чтения, количество ошибок в диктанте, счете и т.д.) 60 50 40 30 20 10 0 скорость чтения   На основе обобщения результатов строю аналитическую работу, определяю  направление корректировки в дальнейшей работе, планирую изучение следующей  темы  содержательного блока. Результативность безотметочного обучения. 1. дети отличаются заметным уровнем креативности; 2. более низкий уровень фоновой  тревожности, как у детей, так и у  родителей; 3. обращает на себя внимание психологический климат в классе, где  установка на взаимопомощь, сотрудничество; 4. отмечается более сплоченный и активный состав родителей 5. необходимость сопоставления внутренней самооценки с внешней 6. индивидуализация обучения (фиксация положительных реальных  достижений в сравнении с предыдущими результатами) 7. повышение мотивации обучения. Правильно организованную оценочную деятельность следует рассматривать как  основу для формирования ученической самооценки и саморегуляции. Учителю начальных классов необходимо иметь чёткое представление о системе оценивания,   чтобы   сформулировать   свои   вопросы   к   ней,   которые   необходимо разрешить в процессе внедрения системы.  Школа и раньше решала такие задачи, но в основе были все же знания. И  обучение оценивалось на основе того, овладел ли ученик этими знаниями. Теперь же  разработаны механизмы, позволяющие оценивать эффективность обучения на  основании личностных результатов. И поэтому логичным становится переход на  7 Безотметочное обучение – иначе сложно оценить результаты по сформированности  универсальных учебных действий. Безотметочная система позволяет ребенку видеть собственное продвижение.  Если он «вырос» на три балла, то оценка еще не поменялась, но рост­то заметнее! Литература: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования . 2.Примерная программа начального общего образования Система Л.В.Занкова 3.Положение о системе оценивания по ФГОС. 4.Г.С. Ковалёва,О.Б.Логинова , Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе, М.,Просвещение, 2011, часть 1, 2, 3.           5. http://school­collection.edu.ru          6. http://nsc. 1september.ru/urok 8

Статья "Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС. Первые шаги"

Статья "Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС. Первые шаги"

Статья "Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС. Первые шаги"

Статья "Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС. Первые шаги"

Статья "Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС. Первые шаги"

Статья "Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС. Первые шаги"

Статья "Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС. Первые шаги"

Статья "Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС. Первые шаги"

Статья "Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС. Первые шаги"

Статья "Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС. Первые шаги"

Статья "Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС. Первые шаги"

Статья "Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС. Первые шаги"

Статья "Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС. Первые шаги"

Статья "Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС. Первые шаги"

Статья "Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС. Первые шаги"

Статья "Безотметочное оценивание в 1 классе по ФГОС. Первые шаги"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017