Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"
Оценка 4.8

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"

Оценка 4.8
Лекции
docx
библиотека +1
Взрослым
02.04.2017
Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"
В данной статье рассказывается об актуальности библиотечного обслуживания определенной категории граждан. Здесь рассматривается библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями в библиотеках разных городов России, а также новизна, уровень и виды библиотечного обслуживания для данной категории людей. Приводится опыт библиотек разного уровня.
библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями.docx
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» ОТДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ  ИНВАЛИДОВ И ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ  Программа профессиональной переподготовки  «Библиотечно­информационная деятельность»                                                                      Выполнил: Моор Елена Валерьевна ПЕТРОПАВЛОВСК 2014             Обслуживание инвалидов ­ проблема, которой во всем мире придается  огромное значение. Бытующее в обществе отношение к одиноким,  престарелым, инвалидам варьируется от жалости к ним, до полного  равнодушия и неприятия, от неумения оказать помощь до нежелания это  делать. Социальная реабилитация инвалидов ­ средство возвращения больного к нормальной жизни, труду в пределах его возможностей. Основная цель  социальной реабилитации ­ интеграция инвалида в общество.               В последние годы идеи интегрированного библиотечного обслуживания  активно продвигаются в отечественном библиотековедении и находят все  более широкую поддержку. В частности, в «Модельном стандарте публичной  библиотеки», основывающемся на принципе общедоступности, отмечается,  что библиотека предоставляет услуги и материалы в доступной форме тем,  кто по каким­либо причинам не может посещать ее в обычном режиме,  и вносит свой вклад в социокультурную реабилитацию особых групп  населения.                 Какова же роль библиотеки в системе учреждений занимающихся  реабилитацией? Деятельность библиотек в помощь социальной интеграции  инвалидов заключается прежде всего в оперативном предоставлении  инвалидам общественно­значимой информации, в подборе, рекомендации и  доставке книг, пользующихся повышенным спросом. Библиотекарь может с  помощью книги переключить внимание и интересы человека, имеющего  физический недостаток, на доступную для него деятельность, выбор  соответствующего его интересам занятия. Каждая общедоступная библиотека должна гарантировать свободное обращение к своим фондам всем гражданам, проживающим в зоне ее обслуживания, включая инвалидов и людей  преклонного возраста. Поэтому, определяя приоритеты в своей работе,  библиотеки  должны понимать, что самым гуманным направлением  деятельности является приоритетное обслуживание лиц с ограниченными  возможностями пользования библиотекой.              Многие библиотеки страны имеют опыт обслуживания инвалидов,  включающий предоставление справочной информации и изданий, организацию массовых мероприятий, различных акций, способствующих самореализации,  развитию творческих способностей и др. В ряде мест создаются даже  специальные структурные подразделения по работе с инвалидами,  разрабатываются целевые программы, устанавливаются партнерские  отношения с заинтересованными учреждениями. Сегодня публичные  библиотеки принимают ответственность за доведение книги до инвалидов  в зоне своего обслуживания, но в то же время сталкиваются и с рядом  проблем. С развитием цивилизации становится все более очевидным, что люди с  физическими ограничениями, не имеющие возможности самостоятельно  обучаться и переучиваться, вытесняются за грань условий жизни, достойных  человека. И если прежде причины социального неравенства связывали с  происхождением и наличием гражданских прав, собственностью и доходами,  положением в социальной структуре общества, сегодня фактором расслоения  становится уровень информационной культуры. А это означает, что уже в  самое ближайшее время судьба каждого конкретного человека будет зависеть  от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно  воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.                         В последние годы становится видно, как меняется представление о роли  общедоступных библиотек в социальной реабилитации инвалидов.  Так,  Новоалтайская центральная городская библиотека имени Л.С. Мерзликина с  2003 года начинает комплексно подходить к этой непростой проблеме.  Исходя из того, что физические дефекты, отсутствие мобильности людям с  ограниченными возможностями не дают доступа к информации в полной мере, публичная библиотека ставит перед собой задачу – разрушить барьеры и  сделать свои ресурсы наиболее доступными и полноценными для различных  групп инвалидов. И в этом направлении библиотекой ведется активная работа уже несколько лет – это библиотечные встречи, обзоры периодических  изданий, посиделки, познавательные программы, мультвикторины, беседы,  информационные минутки, праздники, выставки­хобби, поэтические вечера и  т.д.          Первоначальный опыт работы библиотеки в обслуживании инвалидов и  детей с ограниченными возможностями показал, что особенные посетители не  должны быть отделены от остальной читающей аудитории. Поэтому при  проведении различных мероприятий очень важно относиться к инвалидам как  к равноправным участникам, не акцентируя внимания собравшихся на их  присутствии. Стремясь к изменению стереотипов по отношению к ним, в  библиотеке организовали «Уроки доброты», цель которых – познакомить с  понятием «толерантность», а также показать различные аспекты жизни  инвалидов, имеющих активную жизненную позицию.         Программа социокультурной поддержки молодых людей Новоалтайска с  ограничениями жизнедеятельности получила название «Мир надежд  открывает книга», основными целями которой являются: создание  безбарьерной  библиотечной среды, в которой человек с физическими  недостатками чувствовал бы себя комфортно; организация обслуживания  людей с ограниченными возможностями здоровья, доведение книги до  каждого инвалида; компенсация дефекта с помощью книги и библиотеки,  содействие социальной интеграции. Также особенностью реализованных  программ является включение широких слоев местного сообщества,  волонтеров в решении проблем данной категории молодых людей. Почти десятилетний опыт Новоалтайской центральной городской библиотеки имени  Л.С. Мерзликина по обслуживанию инвалидов и людей с ограниченными  возможностями показал, что сам факт приобщения к миру книг данной  категории пользователей приобретает исключительное значение (3, с.2­5).         Сколько всего вокруг создано для интеллектуального развития и  организации досуга детей. Клубы по интересам, спортивные секции,  творческие мастерские открывают свои двери ребятам, позволяя им на  практике реализовывать свои способности, развивать таланты. Но в обществе  есть и такие дети, для которых общепринятый формат кружков не подходит.  Это малыши и подростки с нарушениями интеллекта. В России для них  разработаны специальные учебные программы: важно, чтобы ребенок мог сам  о себе позаботиться, обслужить себя. Но на этом его развитие не должно  заканчиваться, однако часто родители не знают, где еще могут помочь в  обучении их сыну или дочери. Липецкая областная детская библиотека давно  стала важным звеном социальных институтов, работающих с такими детьми,  ведь именно здесь собран большой фонд специализированной литературы.  демонстрационного материала, книжных, аудио­ и медиаизданий. А в её  читальных залах царит спокойная, располагающая к беседе обстановка. Также библиотекой была разработана программа «Искусство перевоплощения», цель которой – помочь детям с интеллектуальной недостаточностью  адаптироваться в обществе посредством знакомства с различными видами  искусства.               В 2012 году программа была преобразована в другую – под названием  «Чудеса рукотворные».  Познавательно­практические занятия способствуют  развитию творческих способностей детей, расширяют их кругозор, развивают  уверенность в своих силах и способностях. Библиотека плюс театр –  содружество, способное приносить плоды в области культурно­ информационной среды, помогающее сформировать у читателей  художественный вкус, содействующее развитию их образного восприятия и  отражения. Театрализованные представления способствуют и  воспроизведению определенных жизненных ситуаций, прививают потребность  в познании прекрасного,  прокладывают новые тропинки к книге. А также  уроки театрального искусства помогают детям с интеллектуальной  недостаточностью адаптироваться в обществе. После трех лет работы  Липецкой областной детской библиотекой было проведено анкетирование для того, чтобы выяснить эффективность проделанной работы и выстроить план  программы на следующий календарный год. Проанализировав полученные  ответы, было решено разнообразить содержание следующих занятий  подвижными играми, разминками, интересными заданиями. Исследование  показало, что работа библиотекарей с учениками коррекционной школы  является продуктивной и полезной для детей. Поэтому дальнейшее  сотрудничество будет обязательно продолжено (1, с. 22­23). Библиотека как социальный институт помимо прочих своих  обязанностей призвана также содействовать процессу адаптации в обществе  детей с ограниченными возможностями. Более 75 лет назад в Башкирии была  создана библиотека для слепых (БРСБС), работающая в тесном контакте со  специализированными и общедоступными учреждениями. Её сотрудники  всегда уделяли большое внимание учащимся специальной школы­интерната.  Они приглашают детей – инвалидов на библиотечные праздники, для них  проводятся экскурсии и викторины. Казалось бы, для этой категории  читателей в библиотеке созданы все условия. Но в последние годы  специалисты стали замечать, что приоритет в обслуживании отдаётся  взрослым. Проанализировав ситуацию, библиотека пришла к выводу, что  сегодня есть все возможности для более качественной работы с детьми, что  необходимо по – новому взглянуть на отношения библиотеки и ребенка­ инвалида. В связи с этим организовали групповую работу по социокультурной реабилитации детей, стимулирующую их творчество и применили  индивидуальный подход. Началом совместной деятельности послужило  создание первой комплексной книги. Она включала в себя несколько  носителей информации – укрупненный шрифт, шрифт Брайля и аудиокнигу.  Такое издание доступно как человеку с обычным зрением, так и незрячему. В  подборе произведений участвовали сами ребята и принимали  непосредственное участие в создании звуковой книги. Эта совместная работа  подтвердила, что для детей­инвалидов всегда принципиально важно, чтобы их понимали и воспринимали как равных, без лишних опеки и принижения их  возможностей.            Но данный опыт показал и другое: библиотека может и должна  участвовать в развитии творческих способностей детей­инвалидов по зрению,  а также раскрывать их потенциал в коллективной деятельности. Для  реализации этой идеи была создана программа «Преодолеть ступень». которая нацелена на то,  чтобы поставить ребенка выше его отдельных недостатков,  увидеть и оценить в нем индивидуальные черты. Именно такая творческая  работа может стать источником укрепления здоровья ребенка, она показывает ему способ выражения его способностей и раскрытия личности, открывает  возможность соучастия в общем деле. В данной библиотеке проводятся  ежегодные республиканские конкурсы творчества детей с ограниченными  возможностями в жизнедеятельности.  В них принимают участие дети с  различной степенью инвалидности. Такие мероприятия позволяют им  формировать свой внутренний мир доступными средствами: книгой и  творчеством. И все же эта работа не решала проблему создания комфортной  среды для маленьких читателей, так как не носила системного характера.  Требовался переход на новый уровень отношений БРСБС и ребенка­инвалида. Получив грант, библиотека смогла оборудовать комнату психологической  разгрузки. Это создало особую среду, изменило духовно­нравственный микроклимат библиотеки, повысило у особых детей творческие возможности,  обеспечило их право на доступную среду для социально­психологической  адаптации.            Следующим этапом задуманных библиотекой преобразований стало  создание в 2013 году детского центра, который призван координировать  библиотерапевтическую деятельность по развитию особого ребенка и его  адаптации в обществе.  Использование интерактивных форм и методов для  продвижения книги и чтения среди детей с ограниченными возможностями  здоровья, участие их в реализации программ социально­психологической  реабилитации способствуют интеграции детей­инвалидов в общество,  стимулирует и активизирует их познавательную деятельность (2, с. 12­15).                   Одна из приоритетных направлений в практике Самарской областной  юношеской библиотеки – это работа с детьми­инвалидами, с подростками  группы риска, с маломобильными гражданами. В год молодежи стартовал  проект «Доступная библиотека», целью которой является создание для такой  категории читателей условий доступа в библиотеку и максимально возможная интеграция её в информационную среду. Программа осуществляется в тесном контакте с организациями, работающими с данной категорией пользователей:  школы­интернаты, специализированные школы для глухих и слабослышащих  детей, Самарская общественная организация инвалидов­колясочников и т.д.   Чтобы реализовать проект, в библиотеке в течение нескольких лет  проводились ремонтные работы по подготовке помещения к обслуживанию  маломобильных граждан. К 2009 году здание ОЮБ было оборудовано  пандусами, расширены дверные проемы, в отделе абонементного  обслуживания расстояние между стеллажами теперь рассчитано на движение  инвалидной коляски. Активно ведется работа с подростками­инвалидами.  Для них были организованы дни открытых дверей. Традиционно встречи с  учащимися специализированных школ для глухих и слабослышащих  проводились с участием сурдопереводчика.             Проект «Доступная библиотека» работает с районными центрами  «Семья». Волонтеры данного центра проводят выездные мероприятия по  области, акции на улицах города, круглые столы, конференции для молодежи. особую социальную значимость данный проект приобрел на этапе работы с  маломобильными гражданами. Для библиотеки было важно раскрыть этим  людям возможности современной библиотеки. Особое внимание было  обращено на сайт библиотеки и её виртуальную справочную службу. С первых дней знакомства первые пользователи стали частыми посетителями этого  сайта и теперь активно принимают участие во всех мероприятиях библиотеки. Члены ассоциации инвалидов­колясочников также частые посетители ОЮБ.  Все они, как правило, очень активные и творческие люди, поэтому им удается  успешно вести большую работу по формированию у молодежи позитивного  отношения к жизни. На главной странице официального сайта библиотеки поместили баннер «Доступная библиотека», где размещается не только  информация о библиотечных мероприятиях, но и полезные сведения о  социальной защите граждан с ограниченными возможностями. Кроме того, на  сайте можно найти новые поступления в фонд библиотеки. Эта информация  дается ежемесячно, и пользователи имеют возможность запросить и отложить  необходимую литературу по телефону.              За создание безбарьерной среды жизнедеятельности и организации  свободного доступа к информации маломобильным гражданам Самарская  областная юношеская библиотека получила благодарственное письмо от  городской ассоциации «Десница». В настоящее время библиотека ведет  переговоры по организации передвижного пункта выдачи литературы. В  октябре 2010 года ОЮБ получила сертификат, подтверждающий, что  библиотека является объектом социальной инфраструктуры – она  оборудована в соответствии  с требованиями доступности для маломобильной категории населения ( 5, с.14­16).             В отличие от библиотек, имеющих большой опыт по работе с  инвалидами и людьми с ограниченными возможностями, Псковская областная универсальная научная библиотека только начинает набирать опыт в данном  направлении. Впервые здесь прошел круглый стол на тему «Социокультурная  реабилитация людей с иными возможностями». Его цели – формирование  профессионального сообщества, занимающегося социокультурной  реабилитацией инвалидов, полное и равное соблюдение прав человека и  участие нетрудоспособных людей в жизни общества. Когда инвалид не может  посетить библиотеку или музей, получить образование – такие факты следует  характеризовать не просто как равнодушие и невнимательность, но и как  прямое нарушение Конституции страны. Ведь проблема занятости инвалидов  крайне важна и актуальна. Работники библиотеки выразили надежду, что  круглый стол положит начало большого дела, которое, возможно, перерастет  в целый проект.  В рамках состоявшегося мероприятия прошли презентации  тематических изданий, авторами которых выступили специалисты ОУНБ.  Среди этих работ – «Люди дождя» ­ аннотированный указатель, в котором  собрана информация в помощь родителям и наставникам людей, страдающих  аутизмом; «Преодоление. Хочу жить!» ­ буклет, раскрывающий тему  ограниченных возможностей здоровья в художественной литературе;  «Законные права инвалидов» ­ список действующих законодательных и  нормативных актов Российской Федерации и Псковской области;  «Справочник государственных и общественных организаций, работающих с  инвалидами на территории Псковской области». Там же состоялась  презентация сетевого проекта «ВИСС» ­ Виртуальная информационная  социальная служба на портале библиотеки. Идея о создании такой службы  пришла после подведения итогов проведенного ранее исследования. По итогам круглого стола было принято решение о создании социокультурного  совета при Псковской ОУНБ (4, с. 6­7).                   Подводя итоги, можно сказать ­ очень важно, чтобы библиотекари,  не зависимо от места работы, осознавали не только социальную значимость  обслуживания инвалидов, но и свою органичную причастность к этому  процессу. Важно сформировать и в обществе адекватное отношение  к инвалидам, понимание проблем инвалидности. Интеграция инвалидов  в социальную жизнь, их реабилитация во многом зависят от готовности  общества принять их как равноправных членов, имеющих специфические  потребности.           В последние годы, с ростом внимания к проблемам инвалидов в стране,  стало появляться все больше публикаций и о библиотечной работе в их адрес.  Однако, число их еще не очень велико. В результате большая многообразная  работа остается неизвестной профессиональному сообществу.  Необходимо наладить регулярную подготовку публикаций о деятельности  библиотек, обслуживающих инвалидов, готовить обзоры, использовать  различные профессиональные мероприятия для распространения  соответствующей информации. Заслуживает внимания зарубежный опыт,  основывающийся на принципе mainstream — обслуживание всех посетителей  «в едином потоке».         Систематически повышать квалификацию библиотечных работников. Библиотекарям необходимы специальные знания для обслуживания  инвалидов разных категорий, которых сегодня они не получают в рамках  основного образования. Даже среди тех, кто имеет многолетний опыт, только  чуть более половины считают, что их сотрудники готовы к такой работе.  Эта работа требует особого внимания, систематичности.  При наличии  достаточно большого количества читателей, нуждающихся в особых ресурсах  и услугах, имеет смысл создавать специализированные подразделения, как это уже сделано в ряде библиотек. Возможно выделение кафедры на абонементе,  отдела или сектора специальных видов изданий, специализированного  филиала.             Активно использовать в работе с читателями — инвалидами  специальные виды изданий, а также новые технологии, обеспечивающие  доступность информационных ресурсов для всех категорий пользователей. Издания специальных форматов, предназначенные для инвалидов по зрению,  имеют высокий потенциал использования в работе с другими категориями  инвалидов; особенно это касается крупношрифтовых и озвученных книг.  Развивать взаимодействие публичных и специальных библиотек. Региональные специальные библиотеки имеют большой опыт по организации  информационно­библиотечного обслуживания инвалидов, который может  быть использован другими библиотеками. Вести разработку региональных  программ и проектов, нацеленных на оказание информационно­библиотечной поддержки людям с ограничениями в жизнедеятельности.  Одним из важных  условий является формирование единых подходов и принципов  библиотечного обслуживания инвалидов, выработка единых стандартов для  библиотек всех типов.  Список использованной литературы 1. Вараксина, М.  От вдохновения рождается творение / М. Вараксина//  Библиополе. – 2013. ­ № 9. – С. 12­13 2. Евдищенко, М. Особый подход к особому ребенку / М. Евдищенко//  Библиополе. – 2014. ­ № 3. – С. 12­15 3. Конохина, О. Шаг навстречу / О. Конохина // Библиополе. ­2012. ­ № 8.  – С. 2­5 4. Королева, И. От круглого стола до сетевого проекта «ВИСС», / И.  Королева// Библиополе. – 2011. ­ № 8. – С. 6­7 5. Косолапова, С. За жизнь без барьеров / С. Косолапова// Библиополе. –  2011. ­ № 1. – С. 14­16 6. Кукатова, Г.И. Роль библиотеки в социальной реабилитации инвалидов.  Состояние проблемы и пути ее решения./ Г.И. Кукатова//  http://www.gpntb.ru/win/inter­events/crimea97/doc/s6/s6doc7.html

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"

Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017