Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"
Оценка 4.8
Лекции
docx
библиотека +1
Взрослым
02.04.2017
В данной статье рассказывается об актуальности библиотечного обслуживания определенной категории граждан. Здесь рассматривается библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями в библиотеках разных городов России, а также новизна, уровень и виды библиотечного обслуживания для данной категории людей. Приводится опыт библиотек разного уровня.
библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями.docx
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
ОТДЕЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ИНВАЛИДОВ И ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Программа профессиональной переподготовки
«Библиотечноинформационная деятельность»
Выполнил:
Моор Елена Валерьевна ПЕТРОПАВЛОВСК 2014
Обслуживание инвалидов проблема, которой во всем мире придается
огромное значение. Бытующее в обществе отношение к одиноким,
престарелым, инвалидам варьируется от жалости к ним, до полного
равнодушия и неприятия, от неумения оказать помощь до нежелания это
делать. Социальная реабилитация инвалидов средство возвращения больного
к нормальной жизни, труду в пределах его возможностей. Основная цель
социальной реабилитации интеграция инвалида в общество.
В последние годы идеи интегрированного библиотечного обслуживания
активно продвигаются в отечественном библиотековедении и находят все
более широкую поддержку. В частности, в «Модельном стандарте публичной
библиотеки», основывающемся на принципе общедоступности, отмечается,
что библиотека предоставляет услуги и материалы в доступной форме тем,
кто по какимлибо причинам не может посещать ее в обычном режиме,
и вносит свой вклад в социокультурную реабилитацию особых групп
населения.
Какова же роль библиотеки в системе учреждений занимающихся
реабилитацией? Деятельность библиотек в помощь социальной интеграции
инвалидов заключается прежде всего в оперативном предоставлении
инвалидам общественнозначимой информации, в подборе, рекомендации и
доставке книг, пользующихся повышенным спросом. Библиотекарь может с
помощью книги переключить внимание и интересы человека, имеющего
физический недостаток, на доступную для него деятельность, выбор
соответствующего его интересам занятия. Каждая общедоступная библиотека
должна гарантировать свободное обращение к своим фондам всем гражданам,
проживающим в зоне ее обслуживания, включая инвалидов и людей
преклонного возраста. Поэтому, определяя приоритеты в своей работе,
библиотеки должны понимать, что самым гуманным направлением
деятельности является приоритетное обслуживание лиц с ограниченными
возможностями пользования библиотекой.
Многие библиотеки страны имеют опыт обслуживания инвалидов,
включающий предоставление справочной информации и изданий, организацию
массовых мероприятий, различных акций, способствующих самореализации,
развитию творческих способностей и др. В ряде мест создаются даже
специальные структурные подразделения по работе с инвалидами,
разрабатываются целевые программы, устанавливаются партнерские
отношения с заинтересованными учреждениями. Сегодня публичные
библиотеки принимают ответственность за доведение книги до инвалидов
в зоне своего обслуживания, но в то же время сталкиваются и с рядом
проблем. С развитием цивилизации становится все более очевидным, что люди с
физическими ограничениями, не имеющие возможности самостоятельно
обучаться и переучиваться, вытесняются за грань условий жизни, достойных
человека. И если прежде причины социального неравенства связывали с
происхождением и наличием гражданских прав, собственностью и доходами,
положением в социальной структуре общества, сегодня фактором расслоения
становится уровень информационной культуры. А это означает, что уже в
самое ближайшее время судьба каждого конкретного человека будет зависеть
от того, насколько он способен своевременно находить, получать, адекватно
воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.
В последние годы становится видно, как меняется представление о роли
общедоступных библиотек в социальной реабилитации инвалидов. Так,
Новоалтайская центральная городская библиотека имени Л.С. Мерзликина с
2003 года начинает комплексно подходить к этой непростой проблеме.
Исходя из того, что физические дефекты, отсутствие мобильности людям с
ограниченными возможностями не дают доступа к информации в полной мере,
публичная библиотека ставит перед собой задачу – разрушить барьеры и
сделать свои ресурсы наиболее доступными и полноценными для различных
групп инвалидов. И в этом направлении библиотекой ведется активная работа
уже несколько лет – это библиотечные встречи, обзоры периодических
изданий, посиделки, познавательные программы, мультвикторины, беседы,
информационные минутки, праздники, выставкихобби, поэтические вечера и
т.д.
Первоначальный опыт работы библиотеки в обслуживании инвалидов и
детей с ограниченными возможностями показал, что особенные посетители не
должны быть отделены от остальной читающей аудитории. Поэтому при
проведении различных мероприятий очень важно относиться к инвалидам как
к равноправным участникам, не акцентируя внимания собравшихся на их
присутствии. Стремясь к изменению стереотипов по отношению к ним, в
библиотеке организовали «Уроки доброты», цель которых – познакомить с
понятием «толерантность», а также показать различные аспекты жизни
инвалидов, имеющих активную жизненную позицию.
Программа социокультурной поддержки молодых людей Новоалтайска с
ограничениями жизнедеятельности получила название «Мир надежд
открывает книга», основными целями которой являются: создание
безбарьерной библиотечной среды, в которой человек с физическими
недостатками чувствовал бы себя комфортно; организация обслуживания
людей с ограниченными возможностями здоровья, доведение книги до
каждого инвалида; компенсация дефекта с помощью книги и библиотеки,
содействие социальной интеграции. Также особенностью реализованных
программ является включение широких слоев местного сообщества,
волонтеров в решении проблем данной категории молодых людей. Почти десятилетний опыт Новоалтайской центральной городской библиотеки имени
Л.С. Мерзликина по обслуживанию инвалидов и людей с ограниченными
возможностями показал, что сам факт приобщения к миру книг данной
категории пользователей приобретает исключительное значение (3, с.25).
Сколько всего вокруг создано для интеллектуального развития и
организации досуга детей. Клубы по интересам, спортивные секции,
творческие мастерские открывают свои двери ребятам, позволяя им на
практике реализовывать свои способности, развивать таланты. Но в обществе
есть и такие дети, для которых общепринятый формат кружков не подходит.
Это малыши и подростки с нарушениями интеллекта. В России для них
разработаны специальные учебные программы: важно, чтобы ребенок мог сам
о себе позаботиться, обслужить себя. Но на этом его развитие не должно
заканчиваться, однако часто родители не знают, где еще могут помочь в
обучении их сыну или дочери. Липецкая областная детская библиотека давно
стала важным звеном социальных институтов, работающих с такими детьми,
ведь именно здесь собран большой фонд специализированной литературы.
демонстрационного материала, книжных, аудио и медиаизданий. А в её
читальных залах царит спокойная, располагающая к беседе обстановка. Также
библиотекой была разработана программа «Искусство перевоплощения», цель
которой – помочь детям с интеллектуальной недостаточностью
адаптироваться в обществе посредством знакомства с различными видами
искусства.
В 2012 году программа была преобразована в другую – под названием
«Чудеса рукотворные». Познавательнопрактические занятия способствуют
развитию творческих способностей детей, расширяют их кругозор, развивают
уверенность в своих силах и способностях. Библиотека плюс театр –
содружество, способное приносить плоды в области культурно
информационной среды, помогающее сформировать у читателей
художественный вкус, содействующее развитию их образного восприятия и
отражения. Театрализованные представления способствуют и
воспроизведению определенных жизненных ситуаций, прививают потребность
в познании прекрасного, прокладывают новые тропинки к книге. А также
уроки театрального искусства помогают детям с интеллектуальной
недостаточностью адаптироваться в обществе. После трех лет работы
Липецкой областной детской библиотекой было проведено анкетирование для
того, чтобы выяснить эффективность проделанной работы и выстроить план
программы на следующий календарный год. Проанализировав полученные
ответы, было решено разнообразить содержание следующих занятий
подвижными играми, разминками, интересными заданиями. Исследование
показало, что работа библиотекарей с учениками коррекционной школы
является продуктивной и полезной для детей. Поэтому дальнейшее
сотрудничество будет обязательно продолжено (1, с. 2223). Библиотека как социальный институт помимо прочих своих
обязанностей призвана также содействовать процессу адаптации в обществе
детей с ограниченными возможностями. Более 75 лет назад в Башкирии была
создана библиотека для слепых (БРСБС), работающая в тесном контакте со
специализированными и общедоступными учреждениями. Её сотрудники
всегда уделяли большое внимание учащимся специальной школыинтерната.
Они приглашают детей – инвалидов на библиотечные праздники, для них
проводятся экскурсии и викторины. Казалось бы, для этой категории
читателей в библиотеке созданы все условия. Но в последние годы
специалисты стали замечать, что приоритет в обслуживании отдаётся
взрослым. Проанализировав ситуацию, библиотека пришла к выводу, что
сегодня есть все возможности для более качественной работы с детьми, что
необходимо по – новому взглянуть на отношения библиотеки и ребенка
инвалида. В связи с этим организовали групповую работу по социокультурной
реабилитации детей, стимулирующую их творчество и применили
индивидуальный подход. Началом совместной деятельности послужило
создание первой комплексной книги. Она включала в себя несколько
носителей информации – укрупненный шрифт, шрифт Брайля и аудиокнигу.
Такое издание доступно как человеку с обычным зрением, так и незрячему. В
подборе произведений участвовали сами ребята и принимали
непосредственное участие в создании звуковой книги. Эта совместная работа
подтвердила, что для детейинвалидов всегда принципиально важно, чтобы их
понимали и воспринимали как равных, без лишних опеки и принижения их
возможностей.
Но данный опыт показал и другое: библиотека может и должна
участвовать в развитии творческих способностей детейинвалидов по зрению,
а также раскрывать их потенциал в коллективной деятельности. Для
реализации этой идеи была создана программа «Преодолеть ступень». которая
нацелена на то, чтобы поставить ребенка выше его отдельных недостатков,
увидеть и оценить в нем индивидуальные черты. Именно такая творческая
работа может стать источником укрепления здоровья ребенка, она показывает
ему способ выражения его способностей и раскрытия личности, открывает
возможность соучастия в общем деле. В данной библиотеке проводятся
ежегодные республиканские конкурсы творчества детей с ограниченными
возможностями в жизнедеятельности. В них принимают участие дети с
различной степенью инвалидности. Такие мероприятия позволяют им
формировать свой внутренний мир доступными средствами: книгой и
творчеством. И все же эта работа не решала проблему создания комфортной
среды для маленьких читателей, так как не носила системного характера.
Требовался переход на новый уровень отношений БРСБС и ребенкаинвалида.
Получив грант, библиотека смогла оборудовать комнату психологической
разгрузки. Это создало особую среду, изменило духовнонравственный микроклимат библиотеки, повысило у особых детей творческие возможности,
обеспечило их право на доступную среду для социальнопсихологической
адаптации.
Следующим этапом задуманных библиотекой преобразований стало
создание в 2013 году детского центра, который призван координировать
библиотерапевтическую деятельность по развитию особого ребенка и его
адаптации в обществе. Использование интерактивных форм и методов для
продвижения книги и чтения среди детей с ограниченными возможностями
здоровья, участие их в реализации программ социальнопсихологической
реабилитации способствуют интеграции детейинвалидов в общество,
стимулирует и активизирует их познавательную деятельность (2, с. 1215).
Одна из приоритетных направлений в практике Самарской областной
юношеской библиотеки – это работа с детьмиинвалидами, с подростками
группы риска, с маломобильными гражданами. В год молодежи стартовал
проект «Доступная библиотека», целью которой является создание для такой
категории читателей условий доступа в библиотеку и максимально возможная
интеграция её в информационную среду. Программа осуществляется в тесном
контакте с организациями, работающими с данной категорией пользователей:
школыинтернаты, специализированные школы для глухих и слабослышащих
детей, Самарская общественная организация инвалидовколясочников и т.д.
Чтобы реализовать проект, в библиотеке в течение нескольких лет
проводились ремонтные работы по подготовке помещения к обслуживанию
маломобильных граждан. К 2009 году здание ОЮБ было оборудовано
пандусами, расширены дверные проемы, в отделе абонементного
обслуживания расстояние между стеллажами теперь рассчитано на движение
инвалидной коляски. Активно ведется работа с подросткамиинвалидами.
Для них были организованы дни открытых дверей. Традиционно встречи с
учащимися специализированных школ для глухих и слабослышащих
проводились с участием сурдопереводчика.
Проект «Доступная библиотека» работает с районными центрами
«Семья». Волонтеры данного центра проводят выездные мероприятия по
области, акции на улицах города, круглые столы, конференции для молодежи.
особую социальную значимость данный проект приобрел на этапе работы с
маломобильными гражданами. Для библиотеки было важно раскрыть этим
людям возможности современной библиотеки. Особое внимание было
обращено на сайт библиотеки и её виртуальную справочную службу. С первых
дней знакомства первые пользователи стали частыми посетителями этого
сайта и теперь активно принимают участие во всех мероприятиях библиотеки.
Члены ассоциации инвалидовколясочников также частые посетители ОЮБ.
Все они, как правило, очень активные и творческие люди, поэтому им удается
успешно вести большую работу по формированию у молодежи позитивного
отношения к жизни. На главной странице официального сайта библиотеки поместили баннер «Доступная библиотека», где размещается не только
информация о библиотечных мероприятиях, но и полезные сведения о
социальной защите граждан с ограниченными возможностями. Кроме того, на
сайте можно найти новые поступления в фонд библиотеки. Эта информация
дается ежемесячно, и пользователи имеют возможность запросить и отложить
необходимую литературу по телефону.
За создание безбарьерной среды жизнедеятельности и организации
свободного доступа к информации маломобильным гражданам Самарская
областная юношеская библиотека получила благодарственное письмо от
городской ассоциации «Десница». В настоящее время библиотека ведет
переговоры по организации передвижного пункта выдачи литературы. В
октябре 2010 года ОЮБ получила сертификат, подтверждающий, что
библиотека является объектом социальной инфраструктуры – она
оборудована в соответствии с требованиями доступности для маломобильной
категории населения ( 5, с.1416).
В отличие от библиотек, имеющих большой опыт по работе с
инвалидами и людьми с ограниченными возможностями, Псковская областная
универсальная научная библиотека только начинает набирать опыт в данном
направлении. Впервые здесь прошел круглый стол на тему «Социокультурная
реабилитация людей с иными возможностями». Его цели – формирование
профессионального сообщества, занимающегося социокультурной
реабилитацией инвалидов, полное и равное соблюдение прав человека и
участие нетрудоспособных людей в жизни общества. Когда инвалид не может
посетить библиотеку или музей, получить образование – такие факты следует
характеризовать не просто как равнодушие и невнимательность, но и как
прямое нарушение Конституции страны. Ведь проблема занятости инвалидов
крайне важна и актуальна. Работники библиотеки выразили надежду, что
круглый стол положит начало большого дела, которое, возможно, перерастет
в целый проект. В рамках состоявшегося мероприятия прошли презентации
тематических изданий, авторами которых выступили специалисты ОУНБ.
Среди этих работ – «Люди дождя» аннотированный указатель, в котором
собрана информация в помощь родителям и наставникам людей, страдающих
аутизмом; «Преодоление. Хочу жить!» буклет, раскрывающий тему
ограниченных возможностей здоровья в художественной литературе;
«Законные права инвалидов» список действующих законодательных и
нормативных актов Российской Федерации и Псковской области;
«Справочник государственных и общественных организаций, работающих с
инвалидами на территории Псковской области». Там же состоялась
презентация сетевого проекта «ВИСС» Виртуальная информационная
социальная служба на портале библиотеки. Идея о создании такой службы
пришла после подведения итогов проведенного ранее исследования. По итогам круглого стола было принято решение о создании социокультурного
совета при Псковской ОУНБ (4, с. 67).
Подводя итоги, можно сказать очень важно, чтобы библиотекари,
не зависимо от места работы, осознавали не только социальную значимость
обслуживания инвалидов, но и свою органичную причастность к этому
процессу. Важно сформировать и в обществе адекватное отношение
к инвалидам, понимание проблем инвалидности. Интеграция инвалидов
в социальную жизнь, их реабилитация во многом зависят от готовности
общества принять их как равноправных членов, имеющих специфические
потребности.
В последние годы, с ростом внимания к проблемам инвалидов в стране,
стало появляться все больше публикаций и о библиотечной работе в их адрес.
Однако, число их еще не очень велико. В результате большая многообразная
работа остается неизвестной профессиональному сообществу.
Необходимо наладить регулярную подготовку публикаций о деятельности
библиотек, обслуживающих инвалидов, готовить обзоры, использовать
различные профессиональные мероприятия для распространения
соответствующей информации. Заслуживает внимания зарубежный опыт,
основывающийся на принципе mainstream — обслуживание всех посетителей
«в едином потоке».
Систематически повышать квалификацию библиотечных работников.
Библиотекарям необходимы специальные знания для обслуживания
инвалидов разных категорий, которых сегодня они не получают в рамках
основного образования. Даже среди тех, кто имеет многолетний опыт, только
чуть более половины считают, что их сотрудники готовы к такой работе.
Эта работа требует особого внимания, систематичности. При наличии
достаточно большого количества читателей, нуждающихся в особых ресурсах
и услугах, имеет смысл создавать специализированные подразделения, как это
уже сделано в ряде библиотек. Возможно выделение кафедры на абонементе,
отдела или сектора специальных видов изданий, специализированного
филиала.
Активно использовать в работе с читателями — инвалидами
специальные виды изданий, а также новые технологии, обеспечивающие
доступность информационных ресурсов для всех категорий пользователей.
Издания специальных форматов, предназначенные для инвалидов по зрению,
имеют высокий потенциал использования в работе с другими категориями
инвалидов; особенно это касается крупношрифтовых и озвученных книг.
Развивать взаимодействие публичных и специальных библиотек.
Региональные специальные библиотеки имеют большой опыт по организации
информационнобиблиотечного обслуживания инвалидов, который может
быть использован другими библиотеками. Вести разработку региональных
программ и проектов, нацеленных на оказание информационнобиблиотечной поддержки людям с ограничениями в жизнедеятельности. Одним из важных
условий является формирование единых подходов и принципов
библиотечного обслуживания инвалидов, выработка единых стандартов для
библиотек всех типов.
Список использованной литературы
1. Вараксина, М. От вдохновения рождается творение / М. Вараксина//
Библиополе. – 2013. № 9. – С. 1213
2. Евдищенко, М. Особый подход к особому ребенку / М. Евдищенко//
Библиополе. – 2014. № 3. – С. 1215
3. Конохина, О. Шаг навстречу / О. Конохина // Библиополе. 2012. № 8.
– С. 25
4. Королева, И. От круглого стола до сетевого проекта «ВИСС», / И.
Королева// Библиополе. – 2011. № 8. – С. 67
5. Косолапова, С. За жизнь без барьеров / С. Косолапова// Библиополе. –
2011. № 1. – С. 1416
6. Кукатова, Г.И. Роль библиотеки в социальной реабилитации инвалидов.
Состояние проблемы и пути ее решения./ Г.И. Кукатова//
http://www.gpntb.ru/win/interevents/crimea97/doc/s6/s6doc7.html
Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"
Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"
Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"
Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"
Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"
Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"
Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"
Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"
Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"
Статья "Библиотечное обслуживание инвалидов и людей с ограниченными возможностями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.