Сегодня мир стоит перед глобальной проблемой, как привить интерес к чтению как к ведущей деятельности человека. Все меньше детей и подростков стало проводить свое свободное время за чтением. Современные дети не хотят читать, их не интересуют книги, а когда-то мы были самой читающей страной в мире. В статье говорится об опыте одной из самарских детских библиотек по привлечению детей к чтению.
Читающие дети.docx
Читающие дети – наше будущее
Сегодня мир стоит перед глобальной проблемой, как привить интерес к
чтению как к ведущей деятельности человека. Все меньше детей и подростков
стало проводить свое свободное время за чтением. Современные дети не
хотят читать, их не интересуют книги, а когдато мы были самой читающей
страной в мире.
Книга служит не только источником информации, но и пищей для души,
средством общения с миром. А дошкольникам с речевыми нарушениями
особенно трудно общаться с окружающими, так как у них ограничен
словарный запас, высказывания бедны и аграмматичны, зачастую не понятны
окружающим людям. Как помочь этим детям?
У дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо сформировать
способность слушать литературные произведения, вслушиваться в
художественную речь, обогащать пассивный словарь. Благодаря
формированию этих навыков у них будет развиваться своя образная,
красочная, грамматически оформленная речь. А помочь нам в этом может
тесное общение с книгами. Но как приобщить ребенка к чтению, когда
компьютерные технологии и телевидение вытесняют книги?
Конечно, необходимо организовать тесное сотрудничество с библиотекой в
рамках социального партнерства. Школа и библиотека – две родные сестры.
Оказалось, что проблема падения интереса к чтению глубоко волнует не
только педагогов, но и библиотекарей.
Мы библиотекари МБУК «ЦСДБ» г.о.Самара филиала №3, периодически
приходим и приглашаем к себе воспитанников ближайших детских садов
города Самара. Для того чтобы поддерживать и развивать потребность в
книге и интерес к ней, мы стараемся использовать все доступные и понятные
дошкольному возрасту средства. Одним из этих средств является игра как
средство познания и приобщения к миру книг. А начинается она с самого
первого посещения библиотеки. Знакомство детей с библиотекой повторяется
каждые два года (именно столько дети находятся в логопедической группе).
С каждым годом мы стараемся совершенствовать прежние и применять более
современные формы совместной работы. Воспитатель с детьми, а также
родители регулярно посещают библиотеку. Особенно нравятся детям
мероприятия в библиотеке, ребята готовятся и ждут, когда же вновь пойдут в гости. Встречи стали регулярными и способствуют освоению лексических
тем.
За время сотрудничества библиотеки и детского сада с воспитанниками
группы проведено множество разнообразных совместных мероприятий:
– беседаэкскурсия: «Мир начинается с книги»;
– играпутешествие «По сказкам А.С. Пушкина»;
– викторина «Загадки из бабушкиного лукошка»;
– «Мурэстафета»;
– маршрутная игра «По дорогам войны»;
– книгоиздательство «Перелетные птицы»;
– поэтическая гостиная «Золотая осень в стихах поэтов»;
– интерактивная игра «Семья!»;
– играсоревнование «Богатыри»;
– викторина «Творчество С. Михалкова»; – интерактивнаяэкскурсия «Наш город Самара» и др.
Для детей были оформлены привлекающие внимание выставки: «Книги из
бабушкиного сундука», «Героиземляки», «Книги и твои сверстники», «Для
самых маленьких», «СемьЯ», «По дорогам войны», «Братья наши меньшие».
Наши воспитанники являются участниками многих читательских акций и
конкурсов, проводимых библиотекой МБУК «ЦСДБ» г.о.Самара филиалом
№3, имеются грамоты и дипломы.
Все мы знаем, что формирование личности ребенка осуществляется в семье.
Роль семьи в приобщении ребенка к книге очень велика. В наше время семья
рассматривается во всем мире как социальная ценность. Большое влияние на
формирование личности оказывает организация семейного досуга, передача
от поколения к поколению лучших традиций, в том числе и традиций
семейного чтения. Так как детская библиотека имеет особую ауру и является
нашим необходимым помощником в возрождении традиции семейного чтения,
приобщении ребенка к миру книг, то именно в библиотеке нами были
проведены совместные родительские встречи. Цель этих встреч в том, чтобы
объединить усилия детского сада, библиотеки и семьи, попытаться найти
ответы на волнующие родителей вопросы, а также оказать помощь семье в
организации детского чтения и привитии интереса к книге.
Вначале это были беседы о своих детях, о том, что они любят читать, слушать
и что рекомендуется читать в этом возрасте. Затем знакомство семей:
рассказы родителей о своих домашних библиотеках, о семейных традициях, о
семейных праздниках и о семейных чтениях. Нами устраивались конкурсы,
игры, миниконцерты детей для родителей по малым фольклорным жанрам.
Очень нравится детям такая форма работы, как интервью: дети задают
вопросы родителям, а родители тут же дают ответы. Итог: литературный
вечер «Чтение в семье», где каждая семья презентует свой опыт. А мы
предоставили родителям фотоотчет из фотографий, сделанных нами в
библиотеке и в группе во время наших встреч за два года.
В этом году с новыми родителями мы организовали встречу в библиотеке
«Войдем в мир книги вместе». Библиотекари провели обзор книг по теме
«Новые имена», где представили информацию о современных детских писателях и их творчестве. Для родителей в группе создан «Уголок семейного
чтения». Взрослые всегда обращают внимание на такие книжные выставки,
как «Мудрость родительской любви», «Читаем вместе с мамой», «Скоро в
школу!», «Как хорошо уметь читать!» и др. Сотрудниками библиотеки для
родителей составлены памятка «Научите ребенка любить книгу», списки
детской литературы для домашнего чтения «С детства дружбой дорожи»,
«Что за прелесть эти сказки!», «Книги современных писателей» и др.
В конце хочется отметить, что благодаря совместной работе с родителями
произошло возрождение семейного чтения, у детей сформировалось
определенное представление об окружающем мире и детской литературе, они
стали проявлять стремление к самовыражению, творчеству.
Статья: "Читающие дети – наше будущее"
Статья: "Читающие дети – наше будущее"
Статья: "Читающие дети – наше будущее"
Статья: "Читающие дети – наше будущее"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.