В статье представлен психологическийй портрет ребенка с аллергопатологий и бронхолегочной патологией, показаны причины социальной дезадаптации таких детей. А также игры направленные на профилактику социальной дезадаптации у детей с аллергопаталогией, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми.
ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
С АЛЛЕРГОПАТОЛОГИЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
Катерина Любовь Валентиновна
педагогпсихолог
МДОУ «Д/С №10»
Ярославская обл
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос ранней социализации
детей, имеющих психосоматические расстройства. Автором представлен опыт
работы дошкольного образовательного учреждения для детей с
аллергопатологией,
с
неорганизованными детьми и их родителями в период подготовки ребенка к
детскому саду.
Ключевые
заболевания, аллергопатология.
слова: адаптация, дезадаптация, соматические
реализующего
комплекс
мероприятий
Процесс адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного
учреждения остается актуальной проблемой дошкольного воспитания.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка
детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством с
новым окружением и новыми требованиями.
В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей,
поступающих в дошкольное учреждение с первых лет жизни. Научные
исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста
является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния
здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе.
С каждым годом в дошкольных образовательных учреждениях отмечается
рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья,
испытывающих трудности психологической адаптации вследствие
хронических соматических
заболеваний. Среди психосоматических
заболеваний у детей наиболее распространены аллергические заболевания –
бронхиальная астма и атопический дерматит. Ученые отмечают, что дети с
соматическими заболеваниями составляют вторую по распространенности
группу (после повреждений центральной нервной системы), у которых
наблюдается замедленная динамика психосоциального развития (Л.В.
Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др., 2002; О.Н. Усанова, 2006).
Аллергические заболевания, как и другие хронические заболевания,
негативно влияют на развитие личности ребенка. Как ограничения в развитииребенка,выделяют нарушение физической, эмоциональной сферы, а также
нарушение адаптации больного ребёнка к условиям социальной среды.
Факт нарушения здоровья ребенка вызывает у родителей острый
эмоциональный ответ, поэтому родители таких детей сами отличаются
повышенной тревожностью. Также следует отметить, что они не обладают
достаточной психологопедагогической грамотностью в вопросах воспитания
и развития соматически ослабленных детей. По данным Ю.Ф. Антропова,
Ю.С. Шевченко в семьях, воспитывающих детей с психосоматическими
заболеваниями, дисгармоничный тип воспитания отмечаются в 58% случаев, а
нарушение в системе матьдитя – 65% больных детей.
Все выше перечисленное определяет актуальность данной темы и
обуславливает необходимость разработки и реализации комплекса
мероприятий по профилактике дезадаптации соматически ослабленного
ребенка раннего возраста к детскому саду в условиях ДОУ на этапе
подготовки его к посещению детского сада.
Разработка и реализация мероприятий проводилась на базе МДОУ
«Детского сада №10» города Ярославля с 2010 года.
Дошкольное учреждение посещают дети с хроническими заболеваниями,
стоящие на диспансерном учете. Основной процент составляют заболевания:
аллергопатология – 95,6%, заболевания бронхолегочной системы – 60,8%.
Согласно данным последнего медицинского обследования, дети имеют
желудочнокишечного тракта – 37,5%,
сопутствующие заболевания:
патологию органов мочевыводящей системы – 13,3%,
хронические
заболевания ЛОР органов – 80%, патологию сердечнососудистой системы –
12,5%, патологию нервной системы – 25,8%, патологию зрения – 18,3%,
ортопедическую патологию – 75,8%, эндокринную патологию – 15%,
нарушения речи – 62,5%.
С сентября 2004 года и на сегодняшний день, дошкольное образовательное
учреждение – клиническая база кафедры педиатрии ФПК и ППСЗ ЯГМА.
С 2006 года на базе учреждения открыт организационнометодический центр,
как структура Городского Центра развития образования, для обучения
педагогов дошкольного образования города.
Работа проводилась в несколько этапов.
На первом этапе изучалась литература, проводились беседы, опросы,
анкетирование родителей.
В психологопедагогической литературе изучены и охарактеризованы
факторы, затрудняющие адаптацию дошкольников и приводящие к
дезадаптации личности (А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова
Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др.). В научной литературе представлены разныегруппы факторов: внешние и внутренние, биологические и социальные,
которые зависят и не зависят от педагогов и ДОУ. Значительное внимание
проблеме приспособления детей к условиям общественного воспитания
уделяется в исследованиях стран Западной и Восточной Европы (К. Грош,
М. Зейдель, А. АтанасоваВнукова, В. МановаТомова, Э. Хабинакова)
Труды Л.С. Выготского ориентируют не только на теоретическое
осмысление соотношения биологического и социального факторов в развитии
личности, на осмысление причин отклонения в развитии, но также и на поиск
адекватных этим отклонениям организации и содержания образовательного
процесса для детей с аллергопатологий.
В исследованиях О.Л. Алексеева,
В.И. Лубовского,
М.Н. Назаровой,
Ю.А. Резенковой,
В.В. Коркунова
подчеркивается,
что ранняя коррекционнопедагогическая работа
способствует предупреждению и профилактике отклонений в развитии и
положительно влияет на становление личностных качеств ребенка,
формирование основ адекватного поведения и гармоничной социализации.
Э.И. Леонгард,
Е.А. Стребелевой,
Также в исследованиях Н.В. Антакова, Н.В. Волкова есть частные
рассуждения о работе с детьми, имеющими диагноз «бронхиальная астма», а в
исследованиях Г.И. Безуглой, М.А. Беляевой, В.П. Быковой, О.Н. Коган –
упоминания о специфике педагогического воздействия на ослабленных детей
с нарушением органов дыхания. Также в современных исследованиях
достаточно полно освещены вопросы взаимодействия дошкольных
образовательных учреждений с семьями воспитанников (У.Т. Воробьева,
В.П. Голованов, О.И. Давыдова и др.). Большинство исследователей
утверждает, что правильно поставленное, адекватное возрасту и условиям
взаимодействие необходимо для развития личности ребенка (Ю.К. Бабанский,
М.А. Данилов, Х.И. Лийметс, В.Д. Семенов, С.Г. Молчанов, Е.В. Коротаева).
В процессе него определяются условия, отвечающие особенностям развития
ребёнка, подбирается содержание воспитания и обучения детей с
использованием педагогических средств, определяются способы, методы и
приёмы, отрабатываются совместные усилия специалистов и семьи по
восстановлению физического и психического здоровья детей.
Анкетирование родителей было направлено на выявление социального
статуса семьи, общей осведомленности об условиях, в которых воспитывается
ребенок, его привязанностях, отношения родителей к детскому саду, влияние
медицинских показателей на адаптацию и развитие ребенка в дальнейшем и
др. В результате анализа проводимых бесед, опросов, анкетирования
родителей было выявлено следующее:
родители сами часто психологически не готовы к тому, чтобы отдать
своего ребенка комуто; у них присутствует тревожность за то, что ребеноктакой слабый, его будут обижать, он будет болеть; малыш ничего не умеет
делать;
родители не обладают достаточной психологопедагогической
грамотностью в вопросах воспитания и развития соматически ослабленных
детей, не знают, как подготовить ребенка к детскому саду;
в настоящее время имеется достаточное количество печатного материала,
но разобраться в этом море информации родители не могут, а зачастую,
стремление самостоятельно повышать уровень педагогической культуры
вообще отсутствует;
родители уже работают, дети находятся с нянями и бабушками, поэтому
взрослые заинтересованы лишь в том, чтобы как можно быстрее отдать
малыша в детский и их не интересует, сколько времени и как он будет к нему
привыкать; родители не задумываются о последствиях дезадаптации ребенка
к дошкольному учреждению, том, как процесс адаптации к детскому саду
повлияет на адаптацию к школьной жизни.
Исходя из этого нами были определены задачи профилактики
дезадаптации детей в ДОУ:
содействовать ранней социализации детей и облегчить детям адаптацию к
условиям дошкольного учреждения;
создать условия для повышения педагогической компетентности
родителей;
снизить эмоциональную напряженность и тревожность родителей по
поводу пребывания ребенка в группе;
помочь родителям самим подготовиться к детскому саду и помочь в этом
собственному ребенку;
выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и
семье.
Основываясь на полученных данных, на втором этапе мы разработали
комплекс мероприятий и начали реализовывать его в детском саду.
На третьем этапе проанализировали эффективность проводимых
мероприятий, внесли некоторые корректировки в содержание педагогической
деятельности и в настоящее время продолжаем их реализацию в рамках
работы консультационного пункта ДОУ.
Осуществляют данную деятельность следующие специалисты: педагог
психолог, учительлогопед, музыкальный руководитель, привлекаются
специалисты ЯГМА. Ответственным за это направление деятельности
является педагогпсихолог.Контингент:
имеющих
аллергопатологию, и стоящие на очереди в наш д/сад, дети до 3х лет.
Формирование контингента проводится на начало учебного года.
родители неорганизованных детей,
Формы работы: совместные интегрированные занятия с детьми и
родителями, праздникиразвлечения, индивидуальные и подгрупповые
консультации, беседы, практикумы, семинары для взрослых; презентации,
наглядная информация (памятки, письменные консультации, буклеты и пр.);
тестирование, анкетирование; телефонное информирование.
Работа проводится на основании плана работы на учебный год.
Тематика консультаций педагогапсихолога:
«психологические
особенности детей раннего возраста», «особенности развития эмоциональной
сферы детей – аллергиков», «играем вместе с детьми», «особенности
адаптации детей раннего возраста с аллергопатологией к детскому саду»,
«общаемся с ребенком – как?» и др.
Тематика консультаций учителялогопеда: «причины и признаки
нарушений речевого развития», «органы речи, их охрана и роль в развитии
речи ребенка», «профилактическая работа по предупреждению нарушений
произносительной стороны речи», «средства, способствующие пополнению
пассивного словаря детей, формированию и развитию лексического и
грамматического строя речи».
Тематика консультаций музыкального руководителя: «музыка вместе с
мамой», «подготовка и проведение досуговой деятельности с детьми», «роль
потешки в речевом развитии детей»
Используется наглядность виде памяток, информации на сайте: «как
подготовить ребенка к детскому саду», «режим дня в детском саду»,
«комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики», «формируем
речевое дыхание», «колыбельные песни для моего малыша», «музыкальные
игры от рождения до трех лет» и др.
Специалисты медицинской академии (в рамках сотрудничества) проводят
«Аллергошколу» для родителей. Это цикл занятий со следующей тематикой:
«понятия «аллергия» и «псевдоаллергия», «причины развития аллергических
заболеваний», «питание при аллергических заболеваниях», «уход за кожей при
аллергическом поражении», «профилактика и лечение острой аллергической
патологии органов дыхания», «профилактика острых вирусных инфекций
органов дыхания».
С целью предварительного прогноза адаптации проводится анкетирование
«Предварительная готовность ребенка к д/саду» (по методике Печора), по
результатам которой выявляется проблематика,
составляются
индивидуальные рекомендации подготовки ребенка к детскому саду.Педагогомпсихологом, музыкальным руководителем и учителем
логопедом разработан цикл совместных комплексных занятий и развлечений с
детьми и родителям.
Задачи:
1. Развивать у детей: интерес к совместной деятельности в коллективе
взрослых и детей; умение принимать правила взаимодействия в группе;
речевую активность,
двигательные навыки,
эмоциональную отзывчивость на музыку; сенсорные представления, интерес к
продуктивным видам деятельности
слуховое восприятие,
2. Привлечь родителей к совместной деятельности и игре с детьми
3. Психологопедагогическое просвещение родителей.
Занятия имеют четкую структуру: вводную часть, в процессе которой
налаживается эмоциональный контакт с детьми; основную часть, в ходе
которой проводятся игры на развитие общей, мелкой, артикуляционной
моторики; игры, воспитывающие умение слушать музыку, передавать
простейшие игровые и плясовые движения, двигаться в соответствии с
характером музыкального произведения; игры, обучающие действиям с
предметами; игры, которые знакомят с сенсорными эталонами (цвет, размер,
форма); лексические игры, на которых дети усваивают простые слова,
накапливают пассивный словарь;
звукоподражания,
продуктивную
деятельность и заключительный ритуал – завершения занятия.
По окончании каждого занятия родителям выдаются памятки: комплексы
артикуляционной и пальчиковой гимнастики, стихотворения для выполнения
самомассажа дома, двигательные упражнения и игры и пр.
Занятия проводятся во второй и четвертый вторник каждого месяца с
сентября по май. Так, в течение предыдущего года проведено 14 занятий и 2
развлечения: «Здравствуй, елка» и выпускной «Вот и стали мы на год
взрослей». Одно из занятий представлено на конкурс «Мудрое слово».
В прошедшем году, количество семей, с которыми проводилась работа –
15. Все семьи имеют детей, не посещающих дошкольные образовательные
учреждения в возрасте до 3х лет с аллергопатологией. По опросам родителей
(анкетирование) все семьи на 100% удовлетворены качеством работы
специалистов.
В результате на конец года:
у детей отсутствует тревожность по отношению к взрослым и
сверстникам; дети проявляют интерес к занятиям, к слушанию музыки,
подпеванию; двигаются под музыку, выполняют игровые действия, активно
реагируют на сказочных героев; повысилась речевая активность детей; детиучаствуют в продуктивных видах деятельности; различают сенсорные эталоны
(форма, размер);
удалось вовлечь родителей в совместную игровую деятельность с детьми,
что помогло воспитанию элементарных коммуникативных навыков, развитию
эмоциональной отзывчивости на музыку,
игру, совершенствованию
двигательных навыков (ходьба, ходьба по кругу, кружение в парах);
родители имеют более полное представление о способах, приемах
проведения артикуляционной и пальчиковой гимнастик (как самим придумать
сказку, подобрать разные движения на одно и то же стихотворение, включить
упражнения в текст читаемой, например, русской народной сказки); о
способах мотивации детей для проведения упражнений на развитие
дыхательного аппарата, умения передавать простейшие игровые и плясовые
движения, двигаться в соответствии с характером музыка, песни, потешки и
пр.; познакомились с использованием нетрадиционных техник в продуктивных
видах деятельности;
в целом,
повысилась психологопедагогическая грамотность
родителей: родители имеют более полный объем информации по всем
представленным направлениям и обеспечены интересующей их информацией в
виде памяток;
родители стремятся воспринимать ребенка как целостную личность, в
воспитании стараются ориентироваться на психологический комфорт
малыша, что является одним из факторов благополучного привыкания
ребенка к детскому саду, когда он, настроен на взаимодействие, активен в
игре.
Таким образом, проведение комплекса мероприятий с неорганизованными
детьми и их родителями в период подготовки к детскому саду позволяет
перевести на более высокий уровень сотрудничество с семьей, добиться
снижения эмоциональных расстройств у детей и тревожности у родителей, в
значительной мере содействует социализации детей, существенно облегчает
протекание адаптационного периода, о чем свидетельствует анализ
результатов адаптации детей к детскому саду за три года (за этот период у
детей наблюдалась адаптация легкой и средней степени тяжести; тяжелой
степени тяжести нет). Также, следует отметить, что среди родителей, меньше
обращений по поводу дезадаптации детей в детском саду. Преимущественно,
цель обращений к психологу, носит просветительский характер.
Основные
представлены
результаты данного опыта
в
рамках организационнометодического центра для обучения педагогов
дошкольного образования города и кафедры педиатрии ФПК и ППСЗ ЯГМА
для медицинских работников ДОУ.Список литературы
1. 1. Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства у детей и
подростков / Ю.Ф. Антропов. – М.: Эксмо, 2005г. с.60
2. 2. Арина Г.А. Часто болеющие дети. Какие они? / Г.А. Арина,
Н.А. Коваленко // Школа здоровья. – 2005. – Т. 2. – №3. – С. 350.
3. 3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования /
Л.С. Выготский. – М.: Наука, 1956. – 526 с.
4. 4. Гуров В.Н. Содержание и организация социальной адаптации
личности ребенка в дошкольном учреждении / В.Н. Гуров. –
Ставрополь, 1999.
5. 5. Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей:
Пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина,
Н.М. Степина. – М: АйрисПресс, 2004.
6. 6. Жданова Л.А. Профилактика и коррекция нарушений адаптации
детей к образовательным учреждениям / Л.А. Жданова [и др.]. –
Иваново, 2000. – 52 с.
7. 7. Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания
у детей. Неврозы у детей и подростков / В.Е. Каган. – М., 2002. – С. 213.
8. 8. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей
в ДОУ / Н.В. Кирюхина. – М.: Айрис Пресс, 2005.
9. 9. Назарова Н.М. Специальная педагогика: В 3 т. / Н.М. Назарова,
Г.Н. Пенин. – М., 2007.
10.10. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику /
В.В. Николаева. – М., 2000. – С. 38.
11.11. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях:
Пособие для педагогов дошк. учреждений / К.Л. Печора,
Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Владос, 2003.
12.12. Соколова Е.Т. Особенности личности при пограничных
расстройствах и соматических заболеваниях / Е.Т. Соколова,
В.В. Николаева. – М., 2005. – С. 25.
13.13. Тихомирова О.В. Педагогическое сопровождение развитие ребенка,
не посещающего ДОУ: Методические рекомендации к программе /Сост. О.В. Тихомирова, Е.В. Коточигова. – Ярославль: ГОУ ЯО ИРО,
2010. – Ч. 1.
14.14. ТонковаЯмпольская Р.В. Социальная адаптация детей в
дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. ТонковойЯмпольской,
Е. ШмидтКольмер, А. АтанасовойБуковой. – М.: Педагогика, 1980. –
122 с.