Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)
Оценка 4.7

Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)

Оценка 4.7
Игры +1
docx
психологическая работа +2
Детсад
23.04.2017
Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)
В статье представлен психологическийй портрет ребенка с аллергопатологий и бронхолегочной патологией, показаны причины социальной дезадаптации таких детей. А также игры направленные на профилактику социальной дезадаптации у детей с аллергопаталогией, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми.
Профилактика дезадаптации дтей с аллергопатологией.docx
ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С АЛЛЕРГОПАТОЛОГИЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Катерина Любовь Валентиновна  педагог­психолог  МДОУ «Д/С №10» Ярославская обл Аннотация: в   данной   статье   рассматривается   вопрос   ранней   социализации детей, имеющих психосоматические расстройства. Автором представлен опыт работы   дошкольного   образовательного   учреждения   для   детей   с аллергопатологией, с неорганизованными детьми и их родителями в период подготовки ребенка к детскому саду. Ключевые заболевания, аллергопатология. слова: адаптация, дезадаптация, соматические реализующего   комплекс   мероприятий       Процесс   адаптации   ребенка   к   условиям   дошкольного   образовательного учреждения   остается   актуальной   проблемой   дошкольного   воспитания. Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством с новым окружением и новыми требованиями. В   последние   годы   наметилась   тенденция   к   увеличению   числа   детей, поступающих   в   дошкольное   учреждение   с   первых   лет   жизни. Научные исследования   показали,   что   характер   адаптации   ребенка   раннего   возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. С каждым годом в дошкольных образовательных учреждениях отмечается рост   численности   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья, испытывающих   трудности   психологической   адаптации   вследствие хронических   соматических   заболеваний. Среди   психосоматических заболеваний у детей наиболее распространены аллергические заболевания – бронхиальная   астма и   атопический   дерматит. Ученые   отмечают,   что   дети с соматическими   заболеваниями   составляют   вторую   по   распространенности группу   (после   повреждений   центральной   нервной   системы),   у   которых наблюдается   замедленная   динамика   психосоциального   развития   (Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др., 2002; О.Н. Усанова, 2006). Аллергические   заболевания,   как   и   другие   хронические   заболевания, негативно влияют на развитие личности ребенка. Как ограничения в развитии ребенка,выделяют   нарушение   физической,   эмоциональной   сферы,   а   также нарушение адаптации больного ребёнка к условиям социальной  среды. Факт   нарушения   здоровья   ребенка   вызывает   у   родителей   острый эмоциональный   ответ,   поэтому   родители   таких   детей   сами   отличаются повышенной  тревожностью.  Также  следует  отметить, что  они  не  обладают достаточной психолого­педагогической грамотностью в вопросах воспитания и   развития   соматически   ослабленных   детей.   По   данным Ю.Ф. Антропова, Ю.С. Шевченко   в   семьях,   воспитывающих   детей   с   психосоматическими заболеваниями, дисгармоничный тип воспитания отмечаются в 58% случаев, а нарушение в системе мать­дитя – 65% больных детей. Все   выше   перечисленное   определяет   актуальность   данной   темы   и обуславливает   необходимость   разработки   и   реализации   комплекса мероприятий   по   профилактике   дезадаптации   соматически   ослабленного ребенка   раннего   возраста   к   детскому   саду   в   условиях   ДОУ   на   этапе подготовки его к посещению детского сада. Разработка   и   реализация   мероприятий   проводилась   на   базе   МДОУ «Детского сада №10» города Ярославля с 2010 года. Дошкольное учреждение посещают дети с хроническими заболеваниями, стоящие на диспансерном учете. Основной процент составляют заболевания: аллергопатология –   95,6%,   заболевания   бронхолегочной   системы –   60,8%. Согласно   данным   последнего   медицинского   обследования,   дети   имеют   желудочно­кишечного   тракта –   37,5%, сопутствующие   заболевания: патологию   органов   мочевыводящей   системы –   13,3%,   хронические заболевания ЛОР органов – 80%, патологию сердечно­сосудистой системы – 12,5%,   патологию   нервной   системы –   25,8%,   патологию   зрения –   18,3%, ортопедическую   патологию –   75,8%,   эндокринную   патологию –   15%, нарушения речи – 62,5%. С сентября 2004 года и на сегодняшний день, дошкольное образовательное учреждение –   клиническая   база   кафедры   педиатрии   ФПК   и   ППСЗ   ЯГМА. С 2006 года на базе учреждения открыт организационно­методический центр, как   структура   Городского   Центра   развития   образования,   для   обучения педагогов дошкольного образования города. Работа проводилась в несколько этапов. На   первом   этапе   изучалась   литература,   проводились   беседы,   опросы, анкетирование родителей. В   психолого­педагогической   литературе   изучены   и   охарактеризованы факторы,   затрудняющие   адаптацию   дошкольников   и   приводящие   к дезадаптации   личности   (А.И. Жукова,   Н.И. Добрейцер,   Р.В. Тонкова­ Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др.). В научной литературе представлены разные группы   факторов:   внешние   и   внутренние,   биологические   и   социальные, которые зависят и не зависят от педагогов и ДОУ. Значительное внимание проблеме   приспособления   детей   к   условиям   общественного   воспитания уделяется  в исследованиях стран Западной  и  Восточной Европы (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова­Внукова, В. Манова­Томова, Э. Хабинакова) Труды Л.С. Выготского   ориентируют   не   только   на   теоретическое осмысление соотношения биологического и социального факторов в развитии личности, на осмысление причин отклонения в развитии, но также и на поиск адекватных этим отклонениям организации и содержания образовательного процесса для детей с аллергопатологий. В   исследованиях О.Л. Алексеева,   В.И. Лубовского, М.Н. Назаровой,   Ю.А. Резенковой,   В.В. Коркунова подчеркивается,   что   ранняя   коррекционно­педагогическая   работа способствует   предупреждению   и   профилактике   отклонений   в   развитии   и положительно   влияет   на   становление   личностных   качеств   ребенка, формирование основ адекватного поведения и гармоничной социализации.   Э.И. Леонгард,   Е.А. Стребелевой, Также   в   исследованиях Н.В. Антакова,   Н.В. Волкова   есть   частные рассуждения о работе с детьми, имеющими диагноз «бронхиальная астма», а в исследованиях Г.И. Безуглой,   М.А. Беляевой,   В.П. Быковой,   О.Н. Коган – упоминания о специфике педагогического воздействия на ослабленных детей с   нарушением   органов   дыхания.   Также   в   современных   исследованиях достаточно   полно   освещены   вопросы   взаимодействия   дошкольных образовательных   учреждений   с   семьями   воспитанников   (У.Т. Воробьева, В.П. Голованов,   О.И. Давыдова   и   др.).   Большинство   исследователей утверждает,   что   правильно   поставленное,   адекватное   возрасту   и   условиям взаимодействие необходимо для развития личности ребенка (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Х.И. Лийметс, В.Д. Семенов, С.Г. Молчанов, Е.В. Коротаева). В процессе него определяются условия, отвечающие особенностям развития ребёнка,   подбирается   содержание   воспитания   и   обучения   детей   с использованием   педагогических   средств,   определяются   способы,   методы   и приёмы,   отрабатываются   совместные   усилия   специалистов   и   семьи   по восстановлению физического и психического здоровья детей. Анкетирование   родителей   было   направлено   на   выявление   социального статуса семьи, общей осведомленности об условиях, в которых воспитывается ребенок, его привязанностях, отношения родителей к детскому саду, влияние медицинских показателей на адаптацию и развитие ребенка в дальнейшем и др.   В результате   анализа   проводимых   бесед,   опросов,   анкетирования родителей было выявлено следующее: ­ родители   сами  часто   психологически   не  готовы   к  тому,  чтобы   отдать своего ребенка кому­то; у них присутствует тревожность за то, что ребенок такой слабый, его будут обижать, он будет болеть; малыш ничего не умеет делать; ­ родители   не   обладают   достаточной   психолого­педагогической грамотностью в вопросах воспитания и развития соматически ослабленных детей, не знают, как подготовить ребенка к детскому саду; ­ в настоящее время имеется достаточное количество печатного материала, но   разобраться   в   этом   море   информации   родители   не   могут,   а   зачастую, стремление   самостоятельно   повышать   уровень   педагогической   культуры вообще отсутствует; ­ родители уже работают, дети находятся с нянями и бабушками, поэтому взрослые   заинтересованы   лишь   в   том,   чтобы   как   можно   быстрее   отдать малыша в детский и их не интересует, сколько времени и как он будет к нему привыкать; родители не задумываются о последствиях дезадаптации ребенка к дошкольному учреждению, том, как процесс адаптации к детскому саду повлияет на адаптацию к школьной жизни. Исходя   из   этого   нами   были   определены   задачи   профилактики дезадаптации детей в ДОУ: ­ содействовать ранней социализации детей и облегчить детям адаптацию к условиям дошкольного учреждения; ­ создать   условия   для   повышения   педагогической   компетентности родителей; ­ снизить   эмоциональную   напряженность   и   тревожность   родителей   по поводу пребывания ребенка в группе; ­ помочь родителям самим подготовиться к детскому саду и помочь в этом собственному ребенку; ­ выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье. Основываясь   на   полученных   данных,   на   втором   этапе   мы   разработали комплекс мероприятий и начали реализовывать его в детском саду. На   третьем   этапе   проанализировали   эффективность   проводимых мероприятий, внесли некоторые корректировки в содержание педагогической деятельности   и   в   настоящее   время   продолжаем   их   реализацию   в   рамках работы консультационного пункта ДОУ. Осуществляют   данную   деятельность   следующие   специалисты:   педагог­ психолог,   учитель­логопед,   музыкальный   руководитель,   привлекаются специалисты   ЯГМА.   Ответственным   за   это   направление   деятельности является педагог­психолог. Контингент:   имеющих аллергопатологию,   и   стоящие   на   очереди   в   наш   д/сад,   дети   до   3­х   лет. Формирование контингента проводится на начало учебного года.   родители   неорганизованных   детей, Формы   работы: совместные   интегрированные   занятия   с   детьми   и родителями,   праздники­развлечения,   индивидуальные   и   подгрупповые консультации,   беседы,   практикумы,   семинары   для   взрослых;   презентации, наглядная информация (памятки, письменные консультации, буклеты и пр.); тестирование, анкетирование; телефонное информирование. Работа проводится на основании плана работы на учебный год. Тематика   консультаций   педагога­психолога:   «психологические особенности детей раннего возраста», «особенности развития эмоциональной сферы   детей –   аллергиков»,   «играем   вместе   с   детьми»,   «особенности адаптации   детей   раннего   возраста   с   аллергопатологией   к   детскому   саду», «общаемся с ребенком – как?» и др. Тематика   консультаций   учителя­логопеда:   «причины   и   признаки нарушений речевого развития», «органы речи, их охрана и роль в развитии речи   ребенка»,   «профилактическая   работа   по   предупреждению   нарушений произносительной   стороны   речи»,   «средства,   способствующие   пополнению пассивного   словаря   детей,   формированию   и   развитию   лексического   и грамматического строя речи». Тематика   консультаций   музыкального   руководителя:   «музыка   вместе   с мамой», «подготовка и проведение досуговой деятельности с детьми», «роль потешки в речевом развитии детей» Используется   наглядность   виде   памяток,   информации   на   сайте:   «как подготовить   ребенка   к   детскому   саду»,   «режим   дня   в   детском   саду», «комплексы   артикуляционной   и   пальчиковой   гимнастики»,   «формируем речевое дыхание», «колыбельные песни для моего малыша», «музыкальные игры от рождения до трех лет» и др. Специалисты медицинской академии (в рамках сотрудничества) проводят «Аллергошколу» для родителей. Это цикл занятий со следующей тематикой: «понятия «аллергия» и «псевдоаллергия», «причины развития аллергических заболеваний», «питание при аллергических заболеваниях», «уход за кожей при аллергическом поражении», «профилактика и лечение острой аллергической патологии   органов   дыхания»,   «профилактика   острых   вирусных   инфекций органов дыхания». С целью предварительного прогноза адаптации проводится анкетирование «Предварительная готовность ребенка к д/саду» (по методике Печора), по результатам   которой   выявляется   проблематика,   составляются индивидуальные рекомендации подготовки ребенка к детскому саду. Педагогом­психологом,   музыкальным   руководителем   и   учителем­ логопедом разработан цикл совместных комплексных занятий и развлечений с детьми и родителям. Задачи: 1. Развивать   у   детей:   интерес   к   совместной   деятельности   в   коллективе взрослых   и   детей;   умение   принимать   правила   взаимодействия   в   группе; речевую   активность,   двигательные   навыки, эмоциональную отзывчивость на музыку; сенсорные представления, интерес к продуктивным видам деятельности   слуховое   восприятие, 2. Привлечь родителей к совместной деятельности и игре с детьми 3. Психолого­педагогическое просвещение родителей. Занятия   имеют   четкую   структуру:   вводную   часть,   в   процессе   которой налаживается   эмоциональный   контакт   с   детьми;   основную   часть,   в   ходе которой   проводятся   игры   на   развитие   общей,   мелкой,   артикуляционной моторики;   игры,   воспитывающие   умение   слушать   музыку,   передавать простейшие   игровые   и   плясовые   движения,   двигаться   в   соответствии   с характером   музыкального   произведения;   игры,   обучающие   действиям   с предметами; игры, которые знакомят с сенсорными эталонами (цвет, размер, форма);   лексические   игры,   на   которых   дети   усваивают   простые   слова,   накапливают   пассивный   словарь; звукоподражания,   продуктивную деятельность и заключительный ритуал – завершения занятия. По окончании каждого занятия родителям выдаются памятки: комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики, стихотворения для выполнения самомассажа дома, двигательные упражнения и игры и пр. Занятия   проводятся   во   второй   и   четвертый   вторник   каждого   месяца   с сентября по май. Так, в течение предыдущего года проведено 14 занятий и 2 развлечения:   «Здравствуй,   елка»   и   выпускной   «Вот   и   стали   мы   на   год взрослей». Одно из занятий представлено на конкурс «Мудрое слово». В прошедшем году, количество семей, с которыми проводилась работа – 15.   Все   семьи   имеют   детей,   не   посещающих   дошкольные   образовательные учреждения в возрасте до 3­х лет с аллергопатологией. По опросам родителей (анкетирование)   все   семьи   на   100%   удовлетворены   качеством   работы специалистов. В результате на конец года: ­ у   детей   отсутствует   тревожность   по   отношению   к   взрослым   и сверстникам;   дети   проявляют   интерес   к   занятиям,   к   слушанию   музыки, подпеванию; двигаются под музыку, выполняют игровые действия, активно реагируют на сказочных героев; повысилась речевая активность детей; дети участвуют в продуктивных видах деятельности; различают сенсорные эталоны (форма, размер); ­ удалось вовлечь родителей в совместную игровую деятельность с детьми, что помогло воспитанию элементарных коммуникативных навыков, развитию эмоциональной   отзывчивости   на   музыку,   игру,   совершенствованию двигательных навыков (ходьба, ходьба по кругу, кружение в парах); ­ родители   имеют   более   полное   представление   о   способах,   приемах проведения артикуляционной и пальчиковой гимнастик (как самим придумать сказку, подобрать разные движения на одно и то же стихотворение, включить упражнения   в   текст   читаемой,   например,   русской   народной   сказки);   о способах   мотивации   детей   для   проведения   упражнений   на   развитие дыхательного аппарата, умения передавать простейшие игровые и плясовые движения, двигаться в соответствии с характером музыка, песни, потешки и пр.; познакомились с использованием нетрадиционных техник в продуктивных видах деятельности; ­ в   целом,   повысилась   психолого­педагогическая   грамотность родителей: родители   имеют   более   полный   объем   информации   по   всем представленным направлениям и обеспечены интересующей их информацией в виде памяток; ­ родители   стремятся   воспринимать   ребенка   как   целостную   личность,   в воспитании   стараются   ориентироваться   на   психологический   комфорт малыша,   что   является   одним   из   факторов   благополучного   привыкания ребенка к детскому саду, когда он, настроен на взаимодействие, активен в игре. Таким образом, проведение комплекса мероприятий с неорганизованными детьми  и  их  родителями  в  период  подготовки  к  детскому  саду  позволяет перевести   на   более   высокий   уровень   сотрудничество   с   семьей,   добиться снижения эмоциональных расстройств у детей и тревожности у родителей, в значительной мере содействует социализации детей, существенно облегчает протекание   адаптационного   периода,   о   чем   свидетельствует   анализ результатов адаптации детей к детскому саду за три года (за этот период у детей   наблюдалась   адаптация   легкой   и   средней   степени   тяжести;   тяжелой степени тяжести нет). Также, следует отметить, что среди родителей, меньше обращений по поводу дезадаптации детей в детском саду. Преимущественно, цель обращений к психологу, носит просветительский характер. Основные   представлены     результаты   данного   опыта в рамках организационно­методического   центра   для   обучения   педагогов дошкольного образования города и кафедры педиатрии ФПК и ППСЗ ЯГМА для медицинских работников ДОУ. Список литературы 1. 1. Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства у детей и  подростков / Ю.Ф. Антропов. – М.: Эксмо, 2005г. с.60 2. 2. Арина Г.А. Часто болеющие дети. Какие они? / Г.А. Арина,  Н.А. Коваленко // Школа здоровья. – 2005. – Т. 2. – №3. – С. 350. 3. 3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования /  Л.С. Выготский. – М.: Наука, 1956. – 526 с. 4. 4. Гуров В.Н. Содержание и организация социальной адаптации  личности ребенка в дошкольном учреждении / В.Н. Гуров. –  Ставрополь, 1999. 5. 5. Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: Пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина,  Н.М. Степина. – М: Айрис­Пресс, 2004. 6. 6. Жданова Л.А. Профилактика и коррекция нарушений адаптации  детей к образовательным учреждениям / Л.А. Жданова [и др.]. –  Иваново, 2000. – 52 с. 7. 7. Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания  у детей. Неврозы у детей и подростков / В.Е. Каган. – М., 2002. – С. 213. 8. 8. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина. – М.: Айрис Пресс, 2005. 9. 9. Назарова Н.М. Специальная педагогика: В 3 т. / Н.М. Назарова,  Г.Н. Пенин. – М., 2007. 10.10. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику /  В.В. Николаева. – М., 2000. – С. 38. 11.11. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях:  Пособие для педагогов дошк. учреждений / К.Л. Печора,  Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Владос, 2003. 12.12. Соколова Е.Т. Особенности личности при пограничных  расстройствах и соматических заболеваниях / Е.Т. Соколова,  В.В. Николаева. – М., 2005. – С. 25. 13.13. Тихомирова О.В. Педагогическое сопровождение развитие ребенка,  не посещающего ДОУ: Методические рекомендации к программе / Сост. О.В. Тихомирова, Е.В. Коточигова. – Ярославль: ГОУ ЯО ИРО,  2010. – Ч. 1. 14.14. Тонкова­Ямпольская Р.В. Социальная адаптация детей в  дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой­Ямпольской,  Е. Шмидт­Кольмер, А. Атанасовой­Буковой. – М.: Педагогика, 1980. –  122 с.

Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)

Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)

Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)

Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)

Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)

Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)

Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)

Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)

Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)

Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)

Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)

Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)

Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)

Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)

Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)

Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)

Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)

Статья «Давайте познакомимся» (профилактика социальной дезадаптации у детей с аллергопатологией)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017