Статья "Детский совет"

  • Педсоветы
  • docx
  • 17.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья посвящена внедрению в практику педагогами ДОУ технологии «Детский совет», применение которой позволит педагогам повысить профессиональную состоятельность – умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы; а детям - проявить инициативу и самостоятельность, почувствовать свою значимость.
Иконка файла материала Детский совет.docx
Детский совет Чуркина Е.Я.,  старший воспитатель  МБДОУ № 66 «Аистёнок». Особое внимание ФГОС дошкольного образования  уделяет поддержке детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в   основных   принципах   дошкольного   образования,   реализовать   которые позволяет   технология   «Детский   совет»,   построенная   на   основе международной   программы   «Сообщество»   и   адаптирована     для   работы   с дошкольниками     кандидатом   педагогических   наук   Лидией     Васильевной Свирской. Что такое «детский совет»? Это технология, которая объединяет детей и   взрослых   вокруг   событий   и   совместных   дел,   то   есть   предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект­субъектном»   подходе,   именно   детям   принадлежит   роль инициаторов,   активных   участников,   а   не   исполнителей   указаний   взрослых. Технология   «детский   совет»   дает   возможность   развивать   познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО. ДЕТСКИЙ   СОВЕТ  –         общий   круг   детей   и   взрослых,   где   каждый свободно   высказывается   по   вопросам   актуальных   событий   жизни   группы, решению проблемных ситуаций, выбору темы проекта, своих планах на день и т. д. ЗАДАЧИ  ДЕТСКОГО  СОВЕТА • Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон». • Создать   условия   для   межличностного   и   познавательно­   делового общения детей и взрослых. • Развивать эмпатию. • •   Учить   выбирать   из   личного   опыта   наиболее   значимые,   интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.   Учить   формулировать   суждения,   аргументировать   высказывания, отстаивать свою точку зрения.  Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта. • • Разработать план действий. • •  Учить детей делать осознанный ответственный выбор.   Развивать   умение   договариваться   о   совместной   деятельности, распределять роли и обязанности и др. «Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем   и   принятии   решений.   Каждый   ребенок   может   учиться   участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать своемнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО СОВЕТА. В целом детский совет может длиться, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. Жесткой   рамки   нет.   Все   будет   зависеть   от   того,   насколько   всем   хорошо вместе, насколько детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема   интересна   и   важна   и   что   составляет   главную   задачу:   выбор   темы планирование или текущее самоопределение детей в делах и действиях. СТРУКТУРА ДЕТСКОГО СОВЕТА «Единственно   верной   структуры   НЕТ.     Детский   совет   НЕ   занятие,   а общение.  Участие в нем НЕ может быть принуждением» ­ Свирская Л.В. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. К таким смысловым частям можно отнести:  Ритуал  Обмен новостями, впечатлениями  Планирование   Подведение итогов  Ритуал.  Дети   по   своей   природе   ритуальны.   Они   любят   свою чашечку, свое место за столом, определенным образом приготовленную еду. Поэтому введение в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей   на   совместную   деятельность   и   не   тратить   усилий   на   дисциплину. Ритуалом   может   быть:     особое   приветствие   (пожелания,   комплименты, подарки и т.д.),   игра, тренинг, пение, слушание и т.п.  Приветствия.   Прежде   чем   включать   эту   часть   в   структуру   детского совета,   стоит   сделать   анализ   ситуации.   Если   дети   без   напоминания   утром приветствуют   взрослых   и   друг   друга,   если   у   воспитателя   нет   специально поставленной   цели   значительно   разнообразить   формы   приветствий   или «окультурить» их, то эту часть можно пропустить, ограничиваясь улыбкой и короткой приветливой фразой «Я рада вас видеть», «Я рада, что мы снова все вместе».   Особое   внимание   может   быть   уделено   тому   ребенку   (детям), который, например, вернулся после болезни или отпуска («Как здорово, что Артем   снова   с   нами.   Мы   очень   ждали   тебя»).  Иное   дело,   когда   культуре приветствий нужно учить… Обмен   новостями  или   философствование   с   детьми.   Обмен новостями   во   время   детского   совета   –   место   легитимного   высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык.  Новости:   не регламентируются (только по одной короткой новости)   не селекционируются (только хорошие новости),    не   вытягиваются   насильно   («Сережа,   мы   еще   не   слышали   твоих новостей»),  не запрещаются («Нет­нет, об этом мы не говорим, это стыдно, маленькие дети не должны об этом думать и говорить»).   новости принимаются как факт. Таким образом, мы принимаем новости такими какие они есть и только тех детей, которые хотели бы ими поделиться. Планирование.   Планирование   –   одна   из   ведущих   и   одна   из   самых сложных составляющих детского совета.  Направления  планирования:  первое направление – выбор темы образовательного проекта        события, акции;    второе направление – разработка плана проекта,               образовательного события, акции;   третье направление – планирование дел и действий на текущий день Прилагая максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей,  обсуждение возможных  вариантов  действий и в итоге к выбору темы образовательного проекта, акции, праздника или иного события, взрослые   поддерживают   их   инициативу   и   креативность,   демонстрируют партнерский   стиль   взаимоотношений,   позитивный   эмоциональный   настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий. Важно удержать баланс инициатив взрослых и детей.  Все идеи детей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых. В ходе и в результате   совместного   обсуждения   идей   дети   и   взрослые   вырабатывают совместный план действий.  С целью решения педагогических задач, педагог предлагает детям свои мероприятия: «Хотите организовать выставку картин русских художников, на которых изображены птицы?», «А сделать птичью азбуку?» Что характерно, активный ребенок, не значит пассивный педагог. При выборе ситуаций, надо выбирать те, которые, во­первых, позволят сочетать педагогическую работу с детским   опытом,   во­вторых,   предоставят   детям   достаточно   свободы   для конкретных видов деятельности.  И еще, потому как очень важно:  Планируя работу вместе с детьми, взрослые получают самостоятельно, а значит,   осознанно   и   ответственно,   выбранные   ими   дела   и   действия,   и теперь не нужно придумывать мотивацию – мотивация уже есть, причем внутренняя, самая важная и устойчивая.  Дети до начала действия уже знают, чем они могут заняться сами и чем планируют   заняться   другие.   Это   придает   образованию   в   целом   и конкретному   дню определенность и продуманность.  И   взрослые,   и   дети,   всегда   могут   обратиться   к   записям   и   посмотреть, насколько   реальны   те   дела   и   планы,   о   которых   договорились.   Что выполнено,   что   осталось   нереализованным.   Это   придает   осмысленность всей жизни группы. Записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать, что взрослые и увидят, если будут это делать вместе с ними постоянно.   У   педагогов   подтверждающее индивидуализацию   образовательной   работы   с   детьми,   и   примеры «индивидуальной работы».   накапливается   содержание, Совместное   планирование,   вовлечение   детей   в   планирование свидетельствуют   о   профессиональной   состоятельности   воспитателей   – умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать   их   интересы,   раскрывать   содержание   образовательной   работы, используя   необходимый   комплекс   форм   и   методов,   индивидуализировать работу. Подведение итогов, или что у нас получилось? Использование этой формы   позволяет   подвести   итоги   и   наметить   перспективы,   поддерживать стремление   детей   поделиться   своими   достижениями   и   неудачами, обеспечивает место и время формирования сложных и очень важных навыков рефлексивности. Его основная задача – анализ деятельности: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что   мешало   в   достижении   цели.   И   еще   одна   задача,   не   менее   важная,   но скрытая от детей, – заразить энтузиазмом («Смотри, какие интересные работы получились у Ани, Юры»), вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят. Очень   важный   момент,   на   который   хотелось   бы   обратить   ваше внимание, это ­ как помочь ребенку заговорить. Как правило, проблема не в том,  как   «разговорить»,   а   в   том,   как   удержать   разговоры   в   приемлемых рамках: • Внимание к повседневным разговорам (наблюдения). • Волшебный сундучок (от каждого молчуна по 1 вещице). • «Секретик» (взрослый кооперируется с ребенком). • Договаривание за ребенка, формулирование идеи от лица ребенка. Стоит   ли   всеми   силами   «побуждать»   молчащих   детей   к   «публичным выступлениям»?  Нет. Все   эти     смысловые   части,   входящие   в   структуру   детского   совета целесообразно использовать, по необходимости   их можно варьировать так, как вам удобно. Чёткой структуры – нет.    В   нашем   детском   саду   второй   год   технология   «Детский   совет» внедряется   как   форма   выбора  темы   и   разработки   плана   проекта   или образовательного   события   и   называется   «Проектный   час».   Каждый понедельник во всех группах дошкольного возраста в 9.00 час. начинается проектный час, на котором дети совместно с педагогами определяют тему предстоящей   недели   и   планируют   чем   бы   они   хотели   заняться   в   рамках данной темы или анализируют, что они уже сделали и что ещё предстоит им сделать.Итак, детский совет дает ребенку возможность: • проявить инициативу и самостоятельность, • чувствовать свою значимость,  • учиться выбирать себе род занятий и партнеров, • учиться договариваться, •  учиться осознавать и формулировать свои мысли, чувства, желания. Таким образом, когда мы вместе с детьми выбираем тему (или обсуждаем то, что знаем и хотим узнать), когда вместе решаем что и где будем делать ­ мы решаем основные  задачи ФГОС дошкольного образования! Список литературы:   В.   Михайлова­Свирская  Индивидуализация   образования   детей Л. дошкольного возраста: пособие для педагогов/ Москва. Просвещение 2015 г Л.   В.   Михайлова­Свирская  Метод   проектов   в   образовательной   работе детского сада: пособие для педагогов/ Москва. Просвещение 2015 г Материалы Фестиваля дошкольного образования Красноярского края 2016 г. Л. В. Свирская  Детский совет: методические рекомендации для педагогов / Москва. Издательство «Национальное образование», 2015 г. http://ped­kopilka.ru/blogs/irina­vjacheslavovna­makarova/detskii­sovet­kak­ forma­vzaimodeistvija­s­detmi.html