Использование диалогового обучения на школьных уроках русского языка и литературы. Изучение того, как в диалоге развивается способность критически мыслить, как создаются условия для взаимодействия. Рассмотреть, как диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования.Использование диалогового обучения на школьных уроках русского языка и литературы. Изучение того, как в диалоге развивается способность критически мыслить, как создаются условия для взаимодействия. Рассмотреть, как диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования.
Диалоговое обучение.docx
Учитель русского языка и литературы
Железинской ОСШ №1
Брулевич Ольга Викторовна
Диалоговое обучение как своеобразная технология усвоения
эмоциональноценностного опыта.
«Ребёнок это не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который нужно зажечь».
Дистервег.
Диалог — это подтверждение для личности ее ценности и, как следствие,
рождение желания стать еще лучше. Следовательно, предмет диалога всегда лежит
в контексте личностных целей, интересов собеседников. Чем в большей мере это
справедливо и для учителя, и для ученика, тем естественнее и продуктивнее
их диалог.
Как учителю – филологу мне важно, чтобы дети совершенствовали навыки
грамотной речи, именно диалоговое обучение позволило достигнуть данной цели.
Диалог — это не просто разговор. Это — совместное «дело», сотрудничество.
Диалог выступает как своеобразная технология усвоения эмоционально
ценностного опыта, опыта смыслопоисковой деятельности при изучении различных
предметов.
Многие исследователи обращают внимание на взаимодействие участников
диалогического общения, их речевую активность, их воздействие друг на друга
в процессе совместной учебной деятельности.
Именно диалог, как особый уровень коммуникативного процесса, отвечает
потребности человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге
развивается способность критически мыслить. В беседе, в спрашивании создаются
условия для взаимодействия понимающих сознаний. Диалог выступает сегодня
не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным
принципом образования.
Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может
способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативность
в обучении. Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой
частью обучения учеников.
Опираясь на все это, разрабатываю такие уроки, где диалог занимает ведущую
роль. При таком подходе взаимодействие между учителем и учениками является
интерактивным, духовным, продуктивным, событийным, а значит — диалоговым.
При работе в парах и группах дети активно включаются в диалог, составляют
вопросы, задают их друг другу.
В процессе диалог — сложный метод обучения, который реализует иерархию
целей личностноориентированного обучения: на дидактическом уровне он обеспечивает овладение различными методами,
способами решения задач, их обобщение и систематизацию, интегрирование знаний
и умений;
на развивающем уровне диалог обеспечивает развитие познавательных,
исследовательских умений, обеспечивает истинное представление об изучаемом
предмете;
на личностном уровне диалог будит мысль, обеспечивает возможность пережить
неожиданность решений, их оригинальность, вызывающие удивление, потрясение
и восторг.
На уроках использую все типы бесед (исследовательская, кумулятивная,
дебаты). Особо отметить хотелось бы результативность исследовательской беседы,
которая позволяет:
каждому предлагать уместную информацию;
идеи каждого расценивать как полезные, но эти идеи проходят тщательную
оценку;
участники задают друг другу вопросы;
составляют вопросы по таксономии Блума.
Во время исследования на уроке мы вместе с детьми создаем такую ситуацию,
которая требует разрешения со стороны самих учащихся.
Таким образом, возникает мотивация на разрешение этой проблемы. Ученики
под руководством учителя формируют гипотезу.
Для того, чтобы результат был более эффективным, класс делится на группы.
На уроке каждой группе предоставляется возможность в течение отведенного
времени обсудить возможные способы получения информации, указав при этом,
какая именно информация требуется в данном случае, из каких источников и как
следует эту информацию получить и обработать, чтобы доказать выдвинутую
гипотезу. Учитель в это время оказывает необходимую консультационную
поддержку группам.
Работу в группах и активный диалог использую на всех уроках. Ученики
активно участвуют в дискуссии, учитель же в случае необходимости, корректирует
и направляет их мысли.
Эта работа, отмечаю для себя, позволяет лучше узнать детей, понять, в какой
помощи они нуждаются, учит учителя направлять мысли учащихся в нужное русло.
Сделала вывод, что дети от урока к уроку все лучше могут высказать свои
мысли, овладевают большей информацией по предмету.
Из положительных моментов, доказывающих эффективность диалогового
обучения, хочу отметить то, что двое учеников с языковыми барьерами смогли их
преодолеть.
У одного ребёнка небольшой дефект речи, которого он стесняется, поэтому
чаще предпочитает отмалчиваться, но в процессе обсуждения настолько
увлекается, что забывает о нём. Другой ученик, с небольшим словарным запасом,
ему часто не хватает слов, чтобы выразить свои мысли. В групповой работе при
диалоговом обучении он перестал испытывать дискомфорт, т. к. стал видеть, что к Анализируя уроки, отмечаю, что в процессе диалогического обучения
его мнению прислушиваются (одно из правил работы в группе). И на следующих
уроках он уже выходил с выступлением от группы.
Вопросы во время урока повышают мыслительную деятельность учащихся,
позволяют высказаться каждому. Вопросы стимулируют ребенка к размышлению,
анализу, выбору вариантов ответа, доказательству, а также дают возможность
другим ученикам участвовать в дискуссии. Здесь не стоит забывать о вопросах
высокого и низкого порядка.
Обучение с помощью проблемных вопросов (элементов диалога), используемых
мною во время уроков, позволило учащимся осмыслить изучаемый материал
и овладеть им на более глубоком смысловом уровне, т.к. жизненные представления
школьников не всегда совпадают с научными фактами.
Предлагаю ребятам практические задания, в ходе выполнения которых, они
обязательно допускают ошибку. Это позволяет вызвать удивление, заострить
противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их на решение проблемы.
прослеживаются следующие достижения учеников:
стала улучшаться специальная речь учеников в монологе, стали грамотно
применять термины,
в диалогах сформировалось умение воспроизводить учебный материал для
партнера, слушать его, объяснять ему,
появилась тенденция приводить свои, а не книжные примеры.
ученики стали спокойно вступать в диалоги со взрослыми, не боясь задавать
вопросы, правильно их формулировать, причем не только по моим предметам,
но и из других областей знаний,
изменились ценностные ориентации в учебной группе в сторону приоритета
образованности и культуры общения;
приобрело новое значение слово «контроль». Теперь для детей это
не выставление оценки, а постоянная и непрерывная коррекция письменной
и устной речи, практических навыков.
Уроки, проводимые по методике диалогового обучения повышают интерес
школьников к предмету, расширяют кругозор, повышают их общую культуру и,
главное, углубляют понимание изучаемого материала. Диалог помогает ученикам
научиться слушать и слышать друг друга, дополнять информацию и анализировать
ее.
Статья "Диалоговое обучение".
Статья "Диалоговое обучение".
Статья "Диалоговое обучение".
Статья "Диалоговое обучение".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.