Статья «Духовно-нравственное воспитание личности будущего гражданина России».
Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
русская литература
9 кл
09.04.2017
Что следует называть духовно-нравственным воспитанием школьников, учащихся государственной и муниципальной общеобразовательной школы? Воспитание на основе определенного мировоззрения и соответствующей системы морали или усвоение любых совокупностей, наборов ценностей, взглядов на мир, нравственных норм? Духовно-нравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие личности, обязательно включающее освоение духовных ценностей.Что следует называть духовно-нравственным воспитанием школьников, учащихся государственной и муниципальной общеобразовательной школы? Воспитание на основе определенного мировоззрения и соответствующей системы морали или усвоение любых совокупностей, наборов ценностей, взглядов на мир, нравственных норм?
Духовно-нравственное воспитание школьников Статья Кубышкина.docx
«Духовнонравственное воспитание личности будущего гражданина
России».
Что следует называть духовнонравственным воспитанием школьников,
учащихся государственной и муниципальной общеобразовательной школы? Воспитание на
основе определенного мировоззрения и соответствующей системы морали или усвоение
любых совокупностей, наборов ценностей, взглядов на мир, нравственных норм?
Представляется более обоснованным связывать духовнонравственное воспитание
школьников с приобщением к определенной системе взглядов на мир и соответствующей
системе морали. Различительным знаком здесь может служить слово «система»:
приобщение к системе взглядов на мир и системе морали, а не просто совокупности,
набору некоторых взглядов, ценностей, нравственных установок, который может
периодически изменяться.
Духовнонравственное воспитание предполагает мировоззренческое развитие
личности, обязательно включающее освоение духовных, т.е. высших смысложизненных
ценностей, наиболее значимых представлений в мировоззрении данного типа, усвоение
этого мировоззрения (как возможный итог) и выработку соответствующих нравственных
качеств, духовнонравственной культуры также определенного типа. Результатом духовно
нравственного воспитания является определенный образ жизни человека. В таком
понимании духовнонравственное воспитание детей в государственной и муниципальной
школе может быть только вариативным и добровольным.
Духовнонравственное воспитание школьников заключается в освоении в процессе
обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих
нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей
семьи, народа, мировоззренческой социальнокультурной группы, социализации в
современном обществе. Духовнонравственное воспитание учащихся в школе, проводимое
с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей их семьи, также
не должно противоречить общим гражданским ценностям и нормам, общепринятой в
российском обществе морали.
Духовнонравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным,
многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и
противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурноисторической эпохи, формирующей образ жизни народа и
сознание человека.
Духовнонравственное развитие и воспитание личности начинается в семье.
Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют
непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье
проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения
человека.
Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие
личностью традиций, ценностей, особых форм культурноисторической, социальной и
духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью,
родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются
конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная
земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовнонравственного развития гражданина России
является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской
Федерации.
Программы духовнонравственного развития и воспитания школьников,
разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с
должны обеспечивать полноценную и
другими субъектами социализации,
последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурнорегиональным
сообществом, многонациональным народом Российской Федерации,
Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание,
социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, поэтому
в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить готовность
и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке,
пониманию смысла своей жизни, к реализации творческого потенциала в духовной и
предметнопродуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на
основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовнонравственной
установки «становиться лучше» и т.д. В сфере общественных отношений духовнонравственное развитие и воспитание
обучающихся должно обеспечить осознание себя гражданином России с развитым
чувством патриотизма и гражданской солидарности; понимание и поддержание таких
нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о
младших и старших, ответственность за другого человека; бережное отношение к жизни
человека, забота о продолжении рода и т.д.
В сфере государственных отношений духовнонравственное развитие и
воспитание обучающихся должно содействовать формированию мотивации к активному
и ответственному участию в общественной жизни, повышению доверия к государственным
институтам со стороны граждан и общественных организаций; повышению эффективности
усилий государства, направленных на модернизацию страны; укреплению национальной
безопасности и т.д.
Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России (далее — Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных
посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.
Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального
государственного образовательного стандарта общего образования.
Концепция представляет собой ценностнонормативную основу взаимодействия
общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй,
учреждениями
общественными организациями,
религиозными объединениями,
дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно
нравственного развития и воспитания обучающихся.
Концепция определяет:
характер современного национального воспитательного идеала;
цели и задачи духовнонравственного развития и воспитания детей и молодежи;
систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно
нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социальнопедагогические условия и принципы духовнонравственного развития
и воспитания обучающихся.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота,
раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в
высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны
постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими
субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной
школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие
которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших
общенациональных задач.
Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе
фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними.
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же
важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество
лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть
общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному
языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих
предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное
богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой
нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Духовнонравственное развитие и воспитание гражданина России – это ключевой фактор
развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных
ценностей, политической и экономической стабильности.
Нельзя создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние
и качество его внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от
гражданской позиции человека, его мотивационноволевой сферы, жизненных приоритетов,
нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовноразвитой личности, любви к своей
стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного
развития России.
Статья «Духовно-нравственное воспитание личности будущего гражданина России».
Статья «Духовно-нравственное воспитание личности будущего гражданина России».
Статья «Духовно-нравственное воспитание личности будущего гражданина России».
Статья «Духовно-нравственное воспитание личности будущего гражданина России».
Статья «Духовно-нравственное воспитание личности будущего гражданина России».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.