Статья "Духовное наследие родных истоков на уроках литературного чтения".
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
чтение
4 кл
25.02.2018
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно – нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а так же успешность изучения других предметов в начальной школе.
Добрынина О.М..docx
Духовное наследие родных истоков на уроках литературного чтения.
Добрынина Ольга Михайловна
Учитель начальных классов
Постановка проблемы: малоизученность славянской мифологии, на этапе духовно
нравственное становления личности на уроках литературного чтения.
Цель: определение роли духовного воспитания на уроках литературного чтения.
Задачи:
Изучение приоритетов духовного воспитания на уроках литературного чтения;
Знакомство с формами организации урочной и внеклассной работы;
Целенаправленное формирование
гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности,
способности к успешной социализации в обществе.
Новизна: необходимость мер, направленных на повышение воздействия духовного –
нравственного воспитания на уроках литературного чтения.
Вывод:
Продолжить улучшение психологической и социальной комфортности в едином
воспитательном пространстве;
Формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности,
способности к успешной социализации в обществе;
Развитие творческой активности каждого ребёнка;
Создание системы ценностей, традиций класса и школы;
Внедрение эффективных форм организации учёбы и отдыха, оздоровления и занятости
детей.
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе
начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого,
эмоционального, духовно – нравственного развития младших школьников, их умения
пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает
достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения
программы литературного чтения, а так же успешность изучения других предметов в
начальной школе.
Мифология это одна первых форм сознания, которое выражало отношение народов к
миру. Миф (от древнегреческого mythos означает «слово», «предание»), а мифология это
собрание преданий. Изучение славянской мифологии дело сложное и кропотливое.
Мифология славян известна нам лишь фрагментарно и связана с языческими верованиями.
Сам термин «язычество» имеет славянское происхождение от древнеславянского слова
«язык», т.е. «народ». Мифологическое сознание любого народа непосредственно связано с его этническими характеристиками хозяйственными занятиями, общественным устройством,
обычаями и языком.
Впервые в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века» автора Л.А. Ефросиной
при изучении темы: «Мифы народов мира» учащиеся работают с текстом славянского мифа
«Ярило – Солнце». Материалы даются как дополнительное чтение, в сравнении с
древнеиндийскими мифами «Творение» и «Создание ночи». Работа со славянским мифом
предполагает: слушание, беседа, выполнение заданий в учебнике, словарная работа. Задание
на дом: подготовить выразительное чтение мифа и выполнить задания в рабочей тетради.
Согласно народным представлениям, земля – это одна из основных составных частей
мироздания, наряду с водой, воздухом и огнем. «Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже.
Мертва была – ни света. Ни тепла, ни звуков, никакого движения… И пламень взора светлого
Яра в одно мгновение пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшей Землёю…»
Мать Сыра Земля – самый любимый и важный персонаж в славянской мифологии с
древнейших времён и до наших дней. Земля представлялась воображению язычника,
обожествлявшего природу, живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники,
деревья казались ему её пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости; цепкие
корни деревьев заменили жилы, кровью земли была сочившаяся из её недр вода. И, как живая
женщина, она рождала существ земных. Уподобление земли живому существу основано на
том, что зимой земля засыпает — весной пробуждается.
Землю почитали как мать, считали чистой и святой. Давая клятву, клали кусок земли на
голову, целовали или ели землю. Клятву землей считали самой надежной. Уезжая в далекий
путь, люди часто брали с собой горсть родной земли и носили ее на груди в ладанке как
оберег, защищающий от возможных несчастий. В случае смерти на чужбине землю клали
вместе с умершим в могилу. Остатки ритуала сохранились до наших дней. Вернувшись из
изгнания, многие, вставая на колени, целуют землю. Известно, что подобным образом всегда
поступает Папа Римский, первый раз приезжая в какуюлибо страну. Матери погибших на
чужбине советских солдат также рассыпали на могилах сыновей землю с Родины. После
принятия христианства образ Матери земли сблизился с образом Богородицы — страдание
земли и одновременно её любовь к человеку — и постепенно сложился в культ Богородицы
земли. Он отчетливо виден в старинном благопожелании земле: «Будь здорова, как рыба,
красива, как вода, весела, как весна, трудолюбива, как пчела и богата, как земля святая».
Считалось, что у земли есть именины, которые отмечали в Духов день, когда категорически
запрещалось пахать, боронить и вообще заниматься какимилибо земляными работами.
Меня заинтересовала эта тема, которая переросла в исследовательскую работу с
учащимися моего класса. Цель работы: показать связь славянской мифологии с историей
русской культуры, познакомить учащихся с основными мифологическими персонажами
славян, обычаями и обрядами наших предков; формирование у учащихся заинтересованности
в изучении мифологии и культуры славян, способностью постичь гармонию с миром и самим
собой; воспитание у учащихся уважения и интереса к своей национальной мифологии и
культуре. Новейшие данные археологии, климатологии и генетики предлагают новый,
революционный взгляд на истоки Древней Руси.
Два вопроса: «Кто мы? и «Откуда мы?» На эти два вопроса человечество много раз
отвечало, причём ответы были разные. Прав мудрец Лао цзы в том, что знающие не говорят,
говорящие не знают. История русского государства насчитывает не 1200 – 1500 лет, как
умалчивают учёные, а в 10 раз больше! Мы почти ничего не знаем о своём собственном народе
тех времён. Мифы и предания помогут передать правду скрываемую веками.
Статья "Духовное наследие родных истоков на уроках литературного чтения".
Статья "Духовное наследие родных истоков на уроках литературного чтения".
Статья "Духовное наследие родных истоков на уроках литературного чтения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.