Статья "Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов"
Оценка 4.7
Лекции
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
10.02.2019
Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика порождают у школьников состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения. На мой взгляд, целесообразно основной целью в начальной школе, ставить именно становление эмоционального здоровья младшего школьника. Термин «эмоциональное здоровье» был впервые применён Л.В. Тарабакиной (д.п.н., профессор) и определяется ей как составная часть психологического здоровья человека; эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания…» Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков. Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с одном стороны, активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой - тормозить, рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а следовательно, сказываются на нашем здоровье.
Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей школьного возраста можно выделить:
1. Внутри личностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности ( Кочубей Б.И., Новикова Е.В. и др.).
2. нарушения внутрисемейного и или внутри школьного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками (Захаров А. И., Прихожан А.М., 1998; Спиваковская А.С.).
3. Соматические нарушения (Щербатых Ю. В., Ивлева П.И.).
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации конфликта, вызванного:
1. негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;
2. неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
3. противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями, школой, сверстниками.
В целом, школьная тревожность является результатом взаимодействия личности с ситуацией. Это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций - ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды.
Таким образом, комфорт ребенка во внутришкольной среде позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание радости, удовольствия и удовлетворения от пребывания во внутришкольной среде.
Эмоциональное здоровье (3).docx
Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов.
Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на
становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки
деятельности ученика порождают у школьников состояния эмоционального перенапряжения,
что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения. На мой
взгляд, целесообразно основной целью в начальной школе, ставить именно становление
эмоционального здоровья младшего школьника. Термин «эмоциональное здоровье» был
впервые применён Л.В. Тарабакиной (д.п.н., профессор) и определяется ей как составная
часть психологического здоровья человека; эмоциональное здоровье позволяет сохранять
целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции
и порождать положительно окрашенные переживания…» Эмоции и чувства пронизывают всю
жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных
действий и поступков. Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с одном
стороны, активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой
тормозить, рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать. Эмоции влияют на
функции органов и тканей организма, а следовательно, сказываются на нашем здоровье.
На эмоциональное состояние школьников также влияет тревожность, беспокойство, страх.
Изучением тревожности занимались (Е.Ю.Брель,
Е.В.Новикова, А.М.Прихожан).
Р.В.Кисловская,
Б.И.Кочубей,
По определению, которое дал Еникеев М. И. «тревожность это чувство эмоционального
дискомфорта, вызываемое постоянным ожиданием грозящей опасности, состояние
диффузного (безобъектного) страха; склонность индивида к переживанию состояния тревоги;
характерна для лиц с отклоняющимся поведением субъективное проявление личностного
неблагополучия". Немов определял тревожность как свойство человека приходить в
состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических
социальных ситуациях. По определению А.В. Петровского: “Тревожность склонность
индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения
реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность
обычно повышена при нервнопсихических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у
здоровых людей, переживающих последствия психотравмы , у многих групп лиц с
отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности”. Неуверенность
порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют
соответствующий характер.
Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей школьного возраста
можно выделить:
1. Внутри личностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной
успешности в различных сферах деятельности ( Кочубей Б.И., Новикова Е.В. и др.).
2. нарушения внутрисемейного и или внутри школьного взаимодействия, а также
взаимодействия со сверстниками (Захаров А. И., Прихожан А.М., 1998; Спиваковская А.С.). 3. Соматические нарушения (Щербатых Ю. В., Ивлева П.И.).
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации
конфликта, вызванного:
1. негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое
положение;
2. неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
3. противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями, школой,
сверстниками.
В соответствии с онтогенетическими закономерностями психического развития, можно
описать специфические причины тревожности на каждом этапе дошкольного и школьного
детства).
У младших школьников тревожность является результатом фрустрации потребности в
надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого
возраста). Таким образом, тревожность в этой возрастной группе представляет собой
функцию нарушения отношений с близкими взрослыми. В отличии от дошкольников, у
младших школьников таким близким взрослым, помимо родителей, может оказаться учитель.
Школьная тревожность это самое широкое понятие, включающие различные аспекты
устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении,
повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к
себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.
Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в
правильности своего поведения, своих решений.
В целом, школьная тревожность является результатом взаимодействия личности с
ситуацией. Это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса
ситуаций ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной
образовательной среды.
Чувство тревоги в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается
тревогой. Познание это всегда открытие чегото нового, а все новое таит в себе
беспокоящую человека неопределенность. Устранить эту тревогу, по сути, означает
нивелировать все трудности познания, которые являются необходимым условием успешности
усвоения знаний.
Практически все перечисленные формы проявления школьной тревожности сохраняются на
протяжении дальнейшего обучения в начальной школе.
Для описания феномена школьной тревожности, необходимо отметить следующее:
1. Школьная тревожность это специфический вид тревожности, проявляющейся во
взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и
закрепляющейся в этом взаимодействии. В ее формировании можно условно выделить как ситуационные (собственно взаимодействие с компонентами образовательной среды), так и
индивидуальные (темперамент, самооценка и т.д.) предпосылки.
2. Тревога является неотъемлемой частью учебного процесса, и поэтому не может
рассматриваться как однозначно негативное состояние. Дезорганизующее влияние на учебную
деятельность оказывает только частые и или интенсивные тревожные состояния, которые
свидетельствуют о нарушении процесса школьной адаптации.
3. Школьная тревожность на различных этапах обучения неоднородна; она вызвана
различными причинами и проявляется в различных формах, хотя некоторые из них можно
считать «возрастное универсальными».
4. Школьная тревожность младшего школьника является очевидным признаком затруднений
в процессе школьной адаптации. Начиная с подросткового возраста, она может
формироваться и закрепляться в рамках личностной тревожности как психического свойства
учащегося.
5. Повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности
независимо от того, осознается она самим ребенком или нет.
В целом, школьная тревожность является результатом взаимодействия личности с ситуацией.
Это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций
ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной
среды.
Таким образом, комфорт ребенка во внутришкольной среде позволяет максимально
сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности,
поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание
радости, удовольствия и удовлетворения от пребывания во внутришкольной среде.
Для того, чтобы узнать какие эмоции испытывают обучающиеся начальных классов в
школе, дома и в кругу друзей (сверстников), было проведено исследование на тему
«Эмоциональное состояние младших школьников», и получены следующие результаты: для
80% детей в школе и дома свойственны благоприятные состояния (радость, веселье,
спокойствие). Однако остальная часть учащихся отмечает, что нередко испытывает такие
состояния, как грусть, печаль, страх, обида. Ко второму классу на первом месте попрежнему
остаются состояния радости, спокойствия, но часть детей выделяет такие присущие им
состояния, как грусть, обида. Состояния агрессии и страха, как отмечают учащиеся, им
свойственны редко. У младших школьников, обучающихся в третьем и четвертом классах с
большим преимуществом лидируют состояния радости и спокойствия, далее состояния
располагаются в следующей последовательности: грусть, агрессия, обида, страх.
Проанализировав результаты можно сделать вывод, что причины возникновения
неблагоприятных эмоциональных состояний лежат как в сфере отношений «ребенок—
учитель» (у 37% детей), так и в системе отношений «ребеноксверстник» (у 18% школьников)
и «ребенок—родители» (у 45% учащихся).
Опрос детей на тему «Мой личный способ изменить плохое настроение» •Подойдите и посмотрите на себя в зеркало. Пусть это будет всего несколько секунд, но
даже этого вполне достаточно. С улыбкой скажите себе чтонибудь приятное и
жизнерадостное. «Ты молодец, ты просто умница! Я тебя обожаю!» Попробуйте, и вы сами
убедитесь, как это поднимет вам настроение.
•Подумать о том, что (или кто) приносит тебе радость, улучшает настроение (мороженое,
игра на компьютере, родной человек, летний отдых и т.п.).
•Отвлечься, заняться другим делом. Например, заняться спортом, поговорить с друзьями,
вымыть посуду, почитать книгу, пойти поспать и т.п.
•Для того, чтобы твое настроение улучшилось, попробуй выразить то, что с тобой
происходит. Например, нарисовать с помощью линий, символов, различных цветов и т.п. свое
настроение на бумаге.
•Хороший способ вести дневник, где можно записывать события, произошедшие за день,
мысли и чувства по поводу этих событий. Тогда ты заметишь, почему изменяется твое
настроение и поведение. Когда поймешь причины плохого настроения и неуверенности в себе,
тебе будет легче изменить свое поведение, ты поймешь, с чем тебе надо «работать».
•Думайте о хорошем, и Вы, вероятно, станете чувствовать себя счастливыми.
•Шоколад поднимает настроение.
•Делайте комплименты и вы получите вознаграждение.
•Потопайте ногами (Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней
уйдет и злость.)
•Выскажите свои чувства. (Расскажите комунибудь о своем плохом настроении:
родственникам, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.)
•Спойте бодрую песенку, спляшите быстрый танец.
•Набейте злостью шарик. (Надуйте шарик, завяжите и бросьте его в воздух с ним ваше
плохое настроение улетит далеко.)
•Заведите журнал благодарности. Записывайте все, что вы сделали хорошее в жизни и что
хорошее получили от неё. В минуты, когда вам необходимо поднять настроение, вы сможете
обратиться к своим записям.
•Проведите время с друзьями и семьей. Наиболее остро чувство любви и счастья человек
испытывает находясь в кругу близких людей.
•Плохое настроение, это повод побаловать себя. Сделайте чтонибудь для себя, просто
потому, что вы заслужили это.
•Запишите на листе бумаги красными чернилами или маркером всё плохое, что вас тревожит,
все поводы, которые привели к плохому настроению, чем вы не довольны в жизни, скомкайте
этот листок бумаги и бросьте в реку. На следующий день вам станет легче. •Обнимите когонибудь, физический контакт усиливает положительные эмоции, вы
осознаете, что не одиноки во вселенной.
Рекомендации и советы для учащихся:
Почаще улыбайтесь. Радостные эмоции помогают любить жизнь, повышают силу жизненных
процессов: дыхание становится глубоким, пульс ровным, проходит усталость. Врачи говорят:
«Оптимисты быстрее выздоравливают».
Ведь общее стремление к поддержанию в себе и окружающем мире положительного
эмоционального состояния — это залог здоровья, бодрости, красоты и счастья. Будьте
оптимистами и не забывайте, что ключи к здоровью находятся в ваших руках.
Быть весёлым – значит быть здоровым.
Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка.
Основными факторами, влияющими на эмоциональные нарушения, являются: природные
особенности (тип темперамента), социальные факторы (тип семейного воспитания, отношение
учителя, отношения окружающих. Таким детям требуется доброжелательное и понимающее
общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к
ребенку Понять. Принять. Помочь. Именно такими я вижу воспитательные цели как семьи,
так школы. Под пониманием я подразумеваю умение видеть ребёнка изнутри, умение
взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей и ребёнка. Принятие означает,
безусловно, положительное отношение к ребёнку, независимо от того радует он взрослых в
данный момент или нет, признание его уникальности. Помощь заключается в праве ребёнка на
решение тех или иных проблем. А роль взрослого поддержать его при этом. Помочь значит
свести к минимуму риск, сгладить, а не подчеркнуть различия. Помочь значит суметь
отыскать в человеке источник его собственных сил и затем действовать в соответствии с ним.
Вывод: Таким образом, эмоциональное здоровье – это именно та категория, без которой
трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать
негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни. В школьные годы становление
эмоционального опыта напрямую зависит от организации учебновоспитательного процесса.
Поэтому каждый ребенок вправе рассчитывать на школу и семью как на место, где его научат
быть победителем, верить в себя. Целью воспитательной системы в начальных классах можно
определить как сохранение и укрепление эмоционального здоровья детей. Задачами является
обучение младших школьников техникам “жизнетворчества”, то есть таких значимых
изменений в себе, как расширение спектра эмоциональных реакций, понимание своих эмоций
и свободное их выражение; как:
1.понимание эмоций других людей, принятие их;
2.эмоциональное реагирование на эмоции других людей, способствующее взаимопониманию;
3.осознание неадекватности некоторых своих эмоциональных реакций; 4.коррекция и творческое преобразование негативных эмоций.
Если ребёнок, очарованный красотой полей, мерцанием звёзд, бесконечной песнью
кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой
гармонии тела и духа”.
Литература:
1. Ш.А. Амонашвили “Как живете, дети?”
2. Новолодская Е. Г. Уроки здоровья // Нач. шк., №5, 2001.
3. Н.В.Самоукина “Игры в школе и дома”, М.; Новая школа, 1993.
4. Л.В. Тарабакина “Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве”
Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
5.Щелчкова Л. А. Наша программа здоровья // Нач. шк., №10, 2007
Статья "Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов"
Статья "Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов"
Статья "Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов"
Статья "Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов"
Статья "Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов"
Статья "Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.