Статья "Факторы успешности коррекционно-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития"
Оценка 4.9

Статья "Факторы успешности коррекционно-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
дефектология +1
Взрослым
10.08.2019
Статья "Факторы успешности коррекционно-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития"
Любые отклонения в физическом и психическом становлении ребёнка приводят к нарушению его общего развития, оказывают отрицательное влияние на формирование устной речи, ведут к существенным отклонениям в общем речевом развитии – нарушению произносительной стороны речи – вторичному дефекту. Систематические специальные занятия по развитию слухового восприятия и речевого слуха – это обязательное условие в обучении детей с нарушениями слуха. Неудовлетворительно и малоубедительно надеть детям слуховые аппараты – их необходимо научить слышать, слушать и понимать речь окружающих.
Факторы успешности коррекционно-педагогического сопровождения.doc
Моисеева Раиса Ивановна ОГБОУ «Школа­интернат для обучающихся  с нарушениями слуха» Томск, Россия   .  ru ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ КОРРЕКЦИОННО­ПЕДАГОГИЧЕСКОГО rimoiseeva    @   list   СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В  соответствии   с   Конституцией   Российской   Федерации   и  законом  «Об образовании», обучающиеся с ограниченными возможностями  здоровья (ОВЗ) имеют   равные   с   другими   детьми   права.  Глухота,   снижение   слуха,   по определению Л.С. Выготского, – это первичный, органический дефект, а его следствием является отсутствие у детей речи. С помощью слуха ребёнок воспринимает речь окружающих, подражает ей, учится   самостоятельно   говорить,   усваивая,   при   этом,   не   только   правильное звукопроизношение,   но   и   лексико­грамматические   средства   языка.   Слух помогает человеку контролировать собственную речь и сравнивать её с речью окружающих,   таким   образом,   сохранный   физический   слух   является необходимым условием интеллектуального и речевого развития ребёнка, служит неоспоримым   фактором   успешности   для   овладения   всеми   предметными дисциплинами в процессе обучения в школе.  Любые   отклонения   в   физическом   и   психическом   становлении   ребёнка приводят к нарушению его общего развития, оказывают отрицательное влияние на формирование устной речи, ведут   к существенным отклонениям в общем речевом развитии – нарушению произносительной стороны речи – вторичному дефекту. Искажённая речь   ребёнка с нарушениями слуха влечёт за собой ряд отклонений, в том числе в психическом развитии, нарушаются познавательные процессы,   коммуникативное   общение,   ограничиваются   возможности   познания окружающего мира, что приводит к торможению процесса овладения знаниями, умениями и навыками в школе. В   настоящее   время,   перед   отечественной   сурдопедагогикой   стоит проблема   разработки   новой   концепции   специального   образования   детей   с недостатками   слуха,   основанной   (по   обозначению   А.А.   Комаровой) на множественности   подходов, на   сотрудничестве   и   взаимообогащении   всех существующих направлений в обучении и воспитании. Школа­интернат для обучающихся с нарушениями слуха – единственная в Томской   области   образовательная   организация,   где   дети   получают   основное образование   общегосударственного   цензового   уровня.   Обучающиеся представляют   собой   разнородную   группу,   характеризующуюся   не   только степенью тугоухости (II, III, IV) и характером (сенсоневральная, кондуктивная, смешанная   тугоухость),   а   также   временем,   в   котором   произошли   нарушения слуха   и   уровнем   речевого   развития,   наличием   отклонений   в психофизиологическом развитии.  Школьники   с   нарушениями   слуха   различаются   не   только   состоянием остаточного слуха и степенью его использования, уровнем речевого развития и навыками   чтения   с   губ,   но   и   уровнем   знаний   и   умений,   познавательной активностью,   самостоятельностью,   работоспособностью.   То,   что   доступно одному ученику, может быть недоступно другому. В каждом классе обучаются дети   со   сложной   структурой   дефекта,   имеющие   задержку   психического развития (ЗПР), интеллектуальную недостаточность (ИН), есть дети с диагнозом детского   церебрального   паралича   (ДЦП),   с   нарушениями   зрения,   поэтому наполняемость класса – 5­6 обучающихся.  Для каждого ребёнка составляем адаптированную (авторскую) программу, обеспечивающую гарантии в получении обязательного минимума образования в соответствии   с   его   психофизическими   особенностями   и   возможностями; направленную,   на   развитие   слухового   восприятия,   речевой   деятельности, формирование   познавательной   активности   на   основных   принципах полисенсорного («многочувственного») восприятия, с целью расширения знаний и представлений об окружающей действительности.  Развитие слухового восприятия выстраивается в комплексе с развитием когнитивных   процессов,   базируется   на   основе   словесного   языка   во   всех   его формах,  дифференцируется   не   только   в   зависимости   от   степени   нарушений слуха, но и с неукоснительным учётом наличия или совершенного отсутствия у ребёнка   речи.   Вследствие   этого,   ученику   крайне   сложно   осмыслить последовательность   действий,   переработать   информацию,   понять   смысл обычных явлений, применить речевые средства для их описания, следовательно, по   этой   причине   вопросы   со   стороны   ребёнка   отсутствуют.   Исходя   из вышесказанного,  коррекционно­педагогическое   сопровождение   организуем   по трём основным направлениям:   весь педагогический процесс выстраиваем  на слухозрительной основе;  формируем и развиваем языковую способность, речевую деятельность;  подготавливаем к усвоению основных закономерностей языка. Обучающийся     наблюдает   за   явлением,  с  нашей   помощью   (объяснение, разъяснение, пояснение, показ и др.) его обдумывает, пытается делать выводы и старается выразить личное отношение через речь, на первых порах пользуется речевыми   карточками.  В   ходе   такой   деятельности   развивается   интерес, расширяется   кругозор,   нарабатывается   индивидуальный   опыт.   Наступает момент,   когда   особенного   ребёнка   захватывают   и   поражают   своей необыкновенностью,   удивительностью   те   или   иные   явления,   он   начинает задавать   простые   вопросы,     только   тогда   можно   говорить   о   внушительном, изрядном шаге на пути формирования познавательных интересов.  В   качестве   второстепенных   аспектов   коррекционно­педагогического сопровождения обучаем дактильной (пальцевой) азбуке (дактили – это жесты, обозначающие   буквы   словесного   языка,   в   русском   языке   33   буквы   – соответственно, дактилей столько же) и речи на основе зрительного восприятия, развиваем фонематический звук совместно с коррекцией звукопроизношения. При   коррекции   звукопроизношения   базируемся   на   зрительно­ кинестетических   представлениях   о   звуках   с   опорой   на   ощущения артикуляционных движений и зрительный образ букв. На основе разработанной программы   для   глухих   и   слабослышащих   детей   –   автором   выступает   Э.И. Леонгард, деятельность выстраиваем по следующим аспектам:  развитие слухового восприятия, формирование произношения;  организация условий для формирования речи (понимание устной речи и мимико­жестовой речи);  формирование мышления (наглядно­действенного, наглядно­образного, логического);  организация условий для игровой деятельности, развития движений. Особенные дети видит мир несколько по­иному, совсем не так  как дети с нормой слуха, поэтому условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха отличаются от традиционного образования. Систематические специальные занятия по развитию слухового восприятия и речевого слуха – это обязательное условие   в   обучении   детей   с   нарушениями   слуха.   Неудовлетворительно   и малоубедительно надеть детям слуховые аппараты – их   необходимо научить слышать, слушать и понимать речь окружающих. В   урочное   и   внеурочное   время   создаём   речевую,   коррекционно­ развивающую   среду,   обеспечиваем   получение   достойного   образования, оздоровления, реабилитацию и социализацию на базе:  комплексов упражнений для проведения фоноритмики  (авторы: Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт, А.Я. Мухина);   элементов дыхательной гимнастики (автор А.Н. Стрельникова);   пальчиковой гимнастики (авторы: В. Цвынтарный, Л.П. Савина);  технологии   дифференцированного   обучения   речи  (авторы:   В.В. Фирсов, Н.П. Гузиков);   индивидуальных, групповых и коллективных способов обучения речи (авторы: И.Б. Первин, В.К. Дьяченко). Данные   факторы   успешности   коррекционно­педагогического сопровождения   помогают   обучающимся   с   ОВЗ   проявить   себя:   преодолеть трудности, совершить личный подвиг, развить возможности, необходимые для успешного обучения, пусть даже на минимальном уровне – выучить новое слово и применить его на практике, сопроводить какое­либо действие речью, показать   находчивость,   умелость,   трудолюбие.   Каждый   особенный   ребёнок свою   нуждается   в   организации   специфического   коррекционного   воздействия,  без которого   его   продвижение   и   дальнейшая   социализация   в   обществе   будут замедленными и недостаточно успешными. Таким   образом,   коррекционно­педагогическое   сопровождение   детей   с проблемами   слуха   –   это   сложный   процесс,   требующий   от   педагогов знаний   о душевности,   определенного   круга     добросердечности, психофизиологических   особенностях   и   возможностях   детей   с   особыми образовательными потребностями.   Интернет­источники: 1. http   ://   pedlib    /2/0169/2_0169­72.  shtml    .  ru   /  Books    #  book  _  page  _  top.       2. http   _  detei  ://   www   .  libma      _  s  _  otklonenijami  /  pedagogicheskie    .  ru   /  pedagogika  /  p  5.   php.  _  v  _  razvitii       spitanija    _  sistemy  _  obuchenija  _  i  _  vo      ://   forum  3. http  4. http://otvet.mail.ru/question/19656564.  .  schoolpress    .  ru   /  article    /90/1244. 5. http://www.sluhnet.ru/info.phtml?c=24&id=987. 6. http://palomnic.org/filosofiya/pedagog/pirogov/. 7. http://vk.com/pages?oid=­18335384&p=%. 8. http://www.sdo­journal.ru/journalnumbers/gluhie­i­slaboslyshashhie­ malyshi.html 9. Леонгард   Э.И.   Глухие   и   слабослышащие   малыши   в   образовательном пространстве.

Статья "Факторы успешности коррекционно-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития"

Статья "Факторы успешности коррекционно-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития"

Статья "Факторы успешности коррекционно-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития"

Статья "Факторы успешности коррекционно-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития"

Статья "Факторы успешности коррекционно-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития"

Статья "Факторы успешности коррекционно-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития"

Статья "Факторы успешности коррекционно-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития"

Статья "Факторы успешности коррекционно-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития"

Статья "Факторы успешности коррекционно-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития"

Статья "Факторы успешности коррекционно-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития"

Статья "Факторы успешности коррекционно-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития"

Статья "Факторы успешности коррекционно-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.08.2019
Посмотрите также: