Статья "Формирование активной жизненной позиции младших школьников через организацию внеурочной деятельности"
Оценка 5

Статья "Формирование активной жизненной позиции младших школьников через организацию внеурочной деятельности"

Оценка 5
Образовательные программы +2
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
14.06.2018
Статья "Формирование активной жизненной позиции младших школьников через организацию внеурочной деятельности"
Часто ли вам приходится слышать или говорить самим фразы: «Мне все равно», «Не знаю», «Без разницы»? Казалось бы, на что может повлиять такая мелочь? Однако ничто не случайно. Обычно то, что мы говорим – это не просто слова. Наши слова, действия, жесты в большинстве своем - это отражение нашего внутреннего мира. Излишне частое употребление фраз безразличности («Мне не важно», «мне все равно», «я не знаю…») может говорить о страхе или неумении желать, настаивать на своих желаниях, отсутствии уверенности вправе желать и добиваться исполнения своих желаний. Один из секретов самореализации и успеха – это активная жизненная позиция, смелость инициативы и готовность действовать. Но чтобы эта инициатива появилась, нам нужен двигатель, который заведет и будет двигать нас вперед. В школе сложилась система взаимодействия педагогов различных подразделений и служб, направленная на развитие здоровьесозидающей информационной среды. Эффективность перечисленных ниже форм взаимодействия участников образовательного процесса проверена на практике и имеет преимущественно социальную направленность: на познание своего жизненного пространства, его природной, социальной и культурной специфики; на осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, что позволяет каждому человеку почувствовать себя индивидуумом, личностью, активно и продуктивно взаимодействовать с этим окружающим его миром, чувствовать себя комфортно, уверенно в нем, понимать его проблемы и видеть возможные пути решения этих проблем.Статья. Материал из опыта работы. Активная жизненная позиция должна присутствовать как у педагогов и воспитателей, так и у учащихся. Ее наличие означает чрезвычайно большую степень ответственности всех участников педагогического процесса за взаимные действия и поступки, за качество поддерживаемых и совершенствуемых отношений его участников, за результаты учебно-воспитательной деятельности. Особую значимость приобретает активная жизненная позиция педагогов и учащихся в сложных условиях государственных, экономических политических преобразований в обществе, когда происходят серьезные изменения и трансформации в общественном и индивидуальном сознании, во всей системе связей и отношений между людьми. Общество всегда должно быть заинтересовано в постоянном воспроизводстве и совершенствовании активности и ответственности педагогов и учащихся в их подходе к образованию, обучению и воспитанию.
Ивасык_391_Формирование активной жизненной позиции.docx
Формирование активной жизненной позиции младших школьников через организацию внеурочной деятельности Часто ли вам приходится слышать рядом с собой, или говорить самим фразы «Мне все равно», «Не знаю», «Без разницы»? Казалось бы, на что может повлиять такая мелочь? Однако ничто не случайно. Обычно то, что мы говорим – это не просто слова. Наши слова, действия, жесты в большинстве своем   ­   это   отражение   нашего   внутреннего   мира.   Излишне   частое употребление фраз безразличности («Мне не важно», «мне все равно», «я не знаю…») может говорить о страхе или неумении желать, настаивать на своих желаниях, отсутствии уверенности вправе желать и добиваться исполнения своих желаний.  Один из секретов самореализации и успеха – это активная жизненная позиция,   смелость   инициативы   и   готовность   действовать.   Но   чтобы   эта инициатива появилась, нам нужен двигатель, который заведет и будет двигать нас вперед. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно­нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего   образования,   где   развитие   и   воспитание   обеспечено   всем   укладом школьной жизни. Активная жизненная позиция личности должна формироваться с детства. Она   вырабатывается   в   течение   продолжительного   времени   в   процессе обучения   и   воспитания   людей,   в   результате   преодоления   повседневных трудностей, овладения социальным опытом, профессиональным мастерством. Активная   жизненная   позиция   человека  ­   это   обусловленная конкретными социальными обстоятельствами устойчивая форма проявления идейно­нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек,   оказывающая   регулирующее   воздействие   на   его   поведение   и деятельность. Стержнем   активной   жизненной   позиции,   ее   фундаментом является мировоззрение личности, нравственные   убеждения и отношение   к общественному долгу. Основными   структурными компонентами активной   жизненной позиции являются:  нормативно­оценочный, включающий   в   себя   устойчивые   и всесторонне развитые знания, убеждения, отношения личности;  мотивационно­побуждающий, содержащий   социально­   и   лично значимые ведущие потребности, установки, склонности, идеалы и т.п. характеристики личности;  практически­действенный, отражающий   постоянную   готовность человека к действиям на благо общества, его устойчивые волевые усилия и высокую эмоциональную выдержанность. Показателями проявления активной жизненной позиции выступают:  целеустремленность   и   сознательность   в   действиях   и   поступках человека;  ответственность   и   активность   в   различных   видах   деятельности независимо от условий, в которых они осуществляются;  результаты   деятельности   и   общественной   активности   человека, соответствующие требованиям деятельности и условиям жизни в обществе;  реальные действия, поступки и образ жизни личности. У каждой возрастной группы свои особенности, и живёт она по своим законам. Например, школьный класс – это не просто определённое количество мальчиков   и   девочек.   Группа   не   равна   простой   сумме   индивидуумов.     Её члены связаны между собой сложными и разноплановыми отношениями. У   детей  9­10  лет   значительно   расширяется   сфера   общения:   они   чаще посещают учреждения культуры, собираются группами, проводят свободное время   без   участия   взрослых.   Усложняются   и   контакты   с   окружающими людьми;   отношения   с   ними   становятся   не   только   эмоциональными,   но   и содержательными.   Общение   сопровождает   учебную   деятельность,   поэтому открывает   новые   возможности   для   школьника   в   процессе   познания   мира. Весьма   важной   потребностью   выступает   общение   со   сверстниками.   Эта потребность   удовлетворяется   как   в   процессе   деловых   занятий   (учебная деятельность), так и в часы досуга. Мы     рассматриваем   педагогику   как   науку,   посвящённую   общению. Такой   подход     помогает   разобраться,   при   каких   условиях   это   общение становиться   и   результативным,   и   нравственно   облагораживающим участвующих   в   нём   людей:   и   больших,   и   маленьких.   Можно   начать продуктивно   исследовать   те  «элементарные   ситуации   общения»,   когда люди учатся друг у друга жить на этом свете разумно, успешно, радостно: 1. Первое   условие   успеха   –   нравственная   организация   процесса обучения. 2. Второе условие успеха – опора на коллектив. 3. Третье условие успеха – разноуровневость организации обучения. 4. Запасное условие успеха – за кадром урока. Мы   ориентированы   на   то,   что   находится    за   «кадром   урока». Организация процесса внеурочной деятельности может служить бесценным опытом   освоения   новыми   поколениями   того,   что   было   использовано предыдущим,   старшим   поколением,   только   на   новом   этапе   развития информационного общества. Конечно, у школьников 3­4 классов навыки взаимодействия развиты ещё недостаточно,   носят   аморфный   характер   и   часто   требуют   вмешательства взрослого.  Таким   образом,   задача   педагога   организовать   систему   внеурочной деятельности   класса   таким   образом,   чтобы   она   с   одной   стороны   давала ребятам   возможность   общаться,   а   с   другой   стороны   способствовала формированию активной жизненной позиции. Современные школьники отличаются от детей 15­20 – летней давности любознательностью   и   большей   информированностью.   К   сожалению,   эти знания детей, как правило,   не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений,   с   которыми   мы   общаемся   опосредованно.   Благодаря   телевизору, компьютеру и книгам ребята могут узнать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах. Резко возросла информированность детей. Поэтому   информационно­образовательная   среда   образовательной организации должна включать в себя не только технологические средства и программные   продукты,   но   и   «культурные   и   организационные   формы информационного   взаимодействия»,   а   также   компетентность   участников образовательных   отношений»   в   решении   учебно­познавательных   и профессиональных  задач с применением информационно­коммуникационных технологий. Педагогами   школы   разработана   система   внеурочной   деятельности, направленная на решение задач взаимодействия участников образовательного процесса в построении открытой информационной среды. Делается упор на реализацию социальных проектов, в этом направлении накоплен определённый опыт («Как я бабушку люблю!», «Новый год для всех» для дошкольников и детей микрорайона, обучающихся   начальных   классов,  «Школа – это мы: вчера, сегодня, завтра» и т.д.). Система интерактивных детско­родительских собраний помогают решению коммуникативных задач. Построение системы внеурочной деятельности для взаимодействия участников   образовательного   процесса   в   условиях   информационной здоровьесозидающей   среды   начальной   школы   (материалы   из   опыта работы) Образовательный   процесс   как   один   из   видов   деятельности представляет   собой   целенаправленное   информационное   взаимодействие   в системе   педагогической   коммуникации.   При   этом   предпосылкой   развития информационной   культуры   является   культура   коммуникативная,   поэтому происходит интеграция коммуникативной и информационной культуры.  Информационно­коммуникативная   культура,   как   и   «культура», вообще, сугубо индивидуальна и проявляется в своих носителях. Культура – это всегда творчество, она рассчитана на адресата, на диалог, а «усвоение» есть процесс личностного открытия.  Таким   образом,  информационно­коммуникативная   культура личности  пронизана   информационно­коммуникативной   деятельностью,   т.е. процессом,  в   ходе   которого   личность   познаёт   и   преобразует   окружающую среду, тем самым,  становясь деятельным субъектом.  Принцип   деятельностного     подхода  означает,   что   в   процессе развития ИКК личности педагог пытается поставить обучающегося в позицию пользователя,   потребителя,   интерпретатора,   передающего   информацию, определяющуюся   теми   информационно­коммуникативными   задачами, которые ребёнок должен решить в ходе своей учебной деятельности. В   школе   сложилась   система   взаимодействия   педагогов   различных подразделений   и   служб,   направленная   на   развитие   здоровьесозидающей информационной   среды.   Эффективность   перечисленных   ниже   форм взаимодействия     участников   образовательного   процесса   проверена   на практике и имеет преимущественно социальную направленность: на познание своего   жизненного   пространства,  его   природной,  социальной   и   культурной специфики;   на   осознание   процессов,   происходящих   в   непосредственной близости,   что   позволяет   каждому   человеку   почувствовать   себя индивидуумом, личностью, активно и продуктивно взаимодействовать с этим окружающим   его   миром,   чувствовать   себя   комфортно,   уверенно   в   нем, понимать его проблемы и видеть возможные пути решения этих проблем. интерактивные родительские собрания открытые уроки и мастер-классы детско-родительские собрания учебно-исследовательская и проектная деятельность социальные проекты детско-родительские конференции Схема «Основные формы взаимодействия в открытой информационной среде начальной школы» Педагогами   школы   разработана   система   включения   родителей   в творческую   жизнь   детского   коллектива   через,   особым   образом, организованную внеурочную деятельность. Эта работа направлена на решение задач   взаимодействия   участников   образовательного   процесса   в   построении открытой информационной среды.  Внеурочная   деятельность   –   инициативные   действия   учащегося, направленные на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей   и   интересов   в   разных   видах   деятельности.   Именно   во внеурочной   деятельности   возможна   полноценная   работа   над   проектами (социальными, информационными и т.д.).  Так   как   мы   работаем   над   созданием   информационной   среды,   во внеурочной деятельности нам важны следующие направления, которые между собой тесно взаимосвязаны:  «Событийно­праздничный   цикл»  (разработка   и   постановка экологических спектаклей, реализация проектов по ЗОЖ: и т.д.);  «Всё   узнаю,   всё   смогу»  (подвижные   игры   на   свежем   воздухе, коллективные настольные игры, навыки общения);  «Школа юного журналиста» (навыки работы с информацией) Для обучающихся это возможность погрузиться в уникальную творческую атмосферу, попробовать себя в разных видах деятельности. Для педагогов – стимул к совершенствованию работы, которая находится «за кадром» урока. Отправной точкой нашей работы над  социальными проектами  стала организация   внеурочной   деятельности,   связанная   с   традициями формирующегося   детского   коллектива.   Проект   «Как   я   бабушку   люблю» направлен   на   укреплении   связей   между   поколениями   в   семье.   Вскоре родилась   идея   выхода   с   продуктами   творческой   деятельности   детей   и родителей   (постановка   спектаклей   «Кошкин   дом»,   «Наш   новый   год»)   за пределы школьных стен ­ сотрудничество с дошкольными образовательными учреждениями   района.   Такая   форма   взаимодействия   способствует формированию активной гражданской позиции, развитию ценностной сферы личности   обучающегося.   Родители   будущих   первоклассников   оставляют положительные отзывы о детских спектаклях и имеют возможность увидеть перспективу развития своего ребёнка в данном образовательном учреждении. Среди   образовательных   программ,   реализуемых   во   внеурочное   время, особое   место   занимают   программы   с   элементами   исследовательской деятельности («Всё узнаю, всё смогу», «Школа юного журналиста»). Опыт организации в районе конкурса проектных и исследовательских работ   обучающихся   начальной   школы   «Первые   шаги   в   науку»   натолкнул педагогов школы на мысль об организации детско­родительских конференций: 2013 – 2014 Первые шаги в науку «Здоровый образ жизни моей семьи» 2014 – 2015 «Чтобы помнили…» (к 70­летию Победы) 2015 – 2016 Школа – это мы: вчера, сегодня, завтра» 2016 ­ 2017 КОАПП (2017 – год экологии) Подготовка к каждой конференции – это долгосрочный проект. Важно понять,   что   ценен   сам   процесс   подготовки   от   рождения   замысла   и предвосхищения   продукта   деятельности   до   получения   ценного   опыта взаимодействия участников. Речь не идёт о проектах, в которых все этапы деятельности полностью выполняются родителями или сторонними лицами. Мы   положительно   относимся   к   участию   родителей   в   работе   с   детским проектом, но при условии, если эта работа будет в дружной команде: дети, руководитель проекта, члены семьи. В этом случае деятельность родителей тоже управляема и подчинена общей цели. Использование   проектирования   в   процессе   обучения   школьников трудно переоценить. Это возможность максимального раскрытия творческого потенциала   всех   субъектов   проектирования:   ученика,   учителя,   родителей. При этом формальное отношение к ученическому проектированию со стороны взрослых, отсутствие обоснованного методического обеспечения проектной деятельности,   игнорирование   возрастных   возможностей   школьников   могут порождать   опасные   тенденции   в   практике   применения   метода   проектов. Поэтому мы практикуем такие формы работы с родителями как, открытые уроки   и   мастер   –   классы   для   родителей   микрорайона   и   интерактивные родительские собрания (см. приложение). Обратная связь Анализ   проведения   каждого   мероприятия   даёт   нам   векторы дальнейшего   развития.   Построить     систему   обратной   связи   возможно   на основе обмена мнениями с использованием современных технических средств, но не менее ценными являются результаты анкетирования. Вывод:  Активная   жизненная   позиция   должна   присутствовать   как   у педагогов и воспитателей, так и у учащихся. Ее наличие означает чрезвычайно большую степень ответственности всех участников педагогического процесса за   взаимные   действия   и   поступки,   за   качество   поддерживаемых   и совершенствуемых   отношений   его   участников,   за   результаты   учебно­ воспитательной   деятельности.   Особую   значимость   приобретает   активная жизненная   позиция   педагогов   и   учащихся   в   сложных   условиях государственных, экономических политических преобразований в обществе, когда происходят серьезные изменения и трансформации в общественном и индивидуальном   сознании,   во   всей   системе   связей   и   отношений   между людьми.   Общество   всегда   должно   быть   заинтересовано   в   постоянном воспроизводстве   и   совершенствовании   активности   и   ответственности педагогов и учащихся в их подходе к образованию, обучению и воспитанию.

Статья "Формирование активной жизненной позиции младших школьников через организацию внеурочной деятельности"

Статья "Формирование активной жизненной позиции младших школьников через организацию внеурочной деятельности"

Статья "Формирование активной жизненной позиции младших школьников через организацию внеурочной деятельности"

Статья "Формирование активной жизненной позиции младших школьников через организацию внеурочной деятельности"

Статья "Формирование активной жизненной позиции младших школьников через организацию внеурочной деятельности"

Статья "Формирование активной жизненной позиции младших школьников через организацию внеурочной деятельности"

Статья "Формирование активной жизненной позиции младших школьников через организацию внеурочной деятельности"

Статья "Формирование активной жизненной позиции младших школьников через организацию внеурочной деятельности"

Статья "Формирование активной жизненной позиции младших школьников через организацию внеурочной деятельности"

Статья "Формирование активной жизненной позиции младших школьников через организацию внеурочной деятельности"

Статья "Формирование активной жизненной позиции младших школьников через организацию внеурочной деятельности"

Статья "Формирование активной жизненной позиции младших школьников через организацию внеурочной деятельности"

Статья "Формирование активной жизненной позиции младших школьников через организацию внеурочной деятельности"

Статья "Формирование активной жизненной позиции младших школьников через организацию внеурочной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2018