Статья «Формирование экологической культуры у школьников на уроках биологии, во внеклассной и внешкольной работе»
Оценка 4.9

Статья «Формирование экологической культуры у школьников на уроках биологии, во внеклассной и внешкольной работе»

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
биология
Взрослым
16.04.2017
Статья «Формирование экологической культуры у школьников на уроках биологии, во внеклассной и внешкольной работе»
Российское общество переживает сложную эпоху преобразований. Эти преобразования, в первую очередь социально – экономической жизни естественным образом отражаются в сфере образования. Изменения в сфере общественных отношений активно воздействуют на образование, требуя от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа. Современный этап развития образования характеризуется научно-техническим прогрессом, стремительным ростом учебной информации. Все новинки технологического процесса с особым восторгом встречают дети. Поэтому я использую любознательность и высокую познавательную активность для целенаправленного развития их личности. Формирование познавательного интереса учащихся имеет принципиальное значение для осознанного усвоения курса биологии.
выступление.docx
«Формирование экологической культуры у школьников на уроках биологии, во внеклассной и внешкольной работе» Я работаю в школе с 2008 года. Мой профессиональный выбор, оправдан  большой любовью к предмету биология, и желанием передать эту любовь учащимся. Я никогда не сомневалась в выборе своей профессии.  Сегодня   приоритетной   задачей   образования   становится   развитие   личности,   ее познавательных   и   созидательных   способностей,   поэтому   результатом   деятельности учителя   должна   стать   не   только   система   знаний,   а   набор   ключевых   компетенций, позволяющих   эти   знания   добывать,   овладевать   умениями,   развивать   познавательные интересы,   интеллектуальные   и   творческие   способности,   а   также   использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни. Цели моей   профессиональной   деятельности   вижу   в   следующем: 1)   формирование   на   базе   усвоенных   знаний   и   умений   научного   мировоззрения; 2)   формирование   экологической   грамотности   учащихся,   установление   гармонических отношений   с   природой,   со   всем   живым   как   главной   ценностью   наЗемле; 3)   создание   среды   для   развития   творческой   личности   ребенка,   через   интегрирование учебной деятельности в процессе формирования экологической компетенции учащихся;  4)  гигиеническое воспитание, формирование здорового образа жизни. В   настоящее   время   работаю   над   методической проблемой:   «Формирование экологической культуры школьников на уроках биологии, во внеклассной и внешкольной работе».     Российское общество переживает сложную эпоху преобразований. Эти преобразования, в первую очередь социально – экономической жизни естественным образом отражаются в сфере образования. Изменения в сфере общественных отношений активно воздействуют на образование,   требуя   от   него   мобильности   и   адекватного   ответа   на   задачи   нового исторического этапа. Современный этап развития образования характеризуется научно­ техническим   прогрессом,   стремительным   ростом   учебной   информации.   Все   новинки технологического процесса с особым восторгом встречают дети. Поэтому я   использую любознательность и высокую познавательную активность для целенаправленного развития их   личности.   Формирование   познавательного   интереса   учащихся   имеет   принципиальное значение для осознанного усвоения курса биологии. Решая   главную   задачу   –   формирование   экологической   культуры   школьников   на уроках биологии, я разработала на основе авторской программы, «Программу внеурочной деятельности»   «Экологическая   грамотность»   для   5­7   классов.   Она   стала   основой   для учителей кафедры естественных наук. Внесены коррективы в рабочие программы 5­9 классов. Это связано с отсутствием в учебном плане предмета экологии.  Для   раздела   «Человек»   (Биология   8   класс)   мною   предложены   следующие рекомендации по изучению материала в следующей последовательности. 1.     На   первых   уроках   раскрывается   биосоциальная   природа   человека, определяется   место   человека   в   природе,   раскрывается   предмет   и   методы   анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. 2.     На   последующих   уроках   дается   обзор   основных   систем   органов,   вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. 3.     На   последних   занятиях   рассматривается   индивидуальное   развитие, наследственные   и   приобретенные   качества   личности.   В   заключении   изучения   каждой системы   органов   предусматривается   урок   гигиены   соответствующих   систем   органов, расширяющий   и   углубляю   щий   знания   о   факторах,   влияющих   на   здоровье   человека, изучение зависимости здоровья от состояния окружающей среды. по   предмету   ­   Внеурочная   деятельность   компонент  образовательной   деятельности.   Внеклассная   работа   по   биологии   привлекательна   как средство реализации всех педагогических идей, которые невозможно воплотить на уроках из­за   плотного   графика   подачи   программного   материала,   недостатка   времени,  необходимого   для   проведения   мероприятий   для   нескольких   классов.   Во   внеклассной работе то, что для урока является препятствием, ­ преимущество.  необходимый   Работая над темой, я стараюсь научить своих учеников не только добывать знания, но и применять их в незнакомых, нестандартных ситуациях. Это возможно только при хорошей организации внеклассной и внешкольной работы.  Внеклассная   работа   по   биологии   охватывает   не   только   отдельных   любителей природы,   а   всех   учащихся.   Она   развивает   исследовательские   способности.   Так   мои ученики ежегодно принимают участие в научно –практической конференции по экологии «Природа встречает друзей». В ноябре 2016 года ученица 6 класса Константинова Яна участвовала в 11 районной эколого­краеведческой конференции учащихся «Путешествие к истокам». Ребята   из   естественных   классов   регулярно   проводят  исследования   при   изучении различных тем, согласно «Рабочей программе». В теме «Семя» наблюдали за прорастанием семян   фасоли   и   влиянием   табачного   дыма   на   рост   и   развитие   растения.   Наглядно убедились о пагубном действии табачного дыма на растительный организм. Несколько человек выбрали вести наблюдения за развитием насекомых (бабочек). Наиболее   популярной   темой   среди   школьников   стала   «Наблюдение   за   домашними животными». В   процессе   внеклассной   работы   не   стесненной   рамками   уроков,   происходит экологизация   биологии   на   основе   экологического   воспитания.   Формирование экологической культуры у детей осуществляется в тесной связи учебной деятельности  и внешкольной работы. Как   бы   ни   были   обширны   знания   почерпнутые   из   книг,   они   не   могут   заменить собственных наблюдений, самостоятельного творчества. Немаловажным   этапом   моей   работы   является   подготовка   к   олимпиадам.   Это соревнования, которые проверяют способности решать различные задачи, которые требуют от   участника   интереса,   творчества,   находчивости   и   настойчивости.   Эти   качества   я развиваю следующими приемами: эвристический, проблемный и метод проектов.  В 2015г. – призер по экологии­ Ковпак Дарья (7Д кл) В   2016г.   –   призеры   по   биологии:1.   Пчелинцева   Анастасия   (7Д),   2.   Мещерякова Полина (7Д), 3. Барабулькин Сергей (8К). Все   чаще   дети   становятся   участниками   онлайн­олимпиад   «Фоксфорд»     и «Инфоурок». Важное   место   в   моей   практике   занимают  проблемно­поисковые   технологии  обучения. Эти  технологии  основаны  на  продуктивной  деятельности  учащихся  в  ходе  решения   проблем.   Так,   например,   активную   мыслительную   деятельность   учащихся  вызывают  вопросы, требующие  установления  сходства  и  различия. Причем, чем  меньше  они   выражены,   тем   интереснее   для   ребят   их   находить.   При   рассмотрении   темы  «Кровь», рассказывая  о  ее  строении, прошу  найти  общее  между  строением  трубчатой  кости   и   клетками   крови,   выполняющими   транспортную   функцию   в   организме  человека.   А   на   уроках   по   изучению   органов   чувств   прошу   учащихся   определить  общие   черты   в   строении   глаза, уха, языка. При   этом   обращаю   внимание   на   полное  внешнее   различие   этих   органов. Одна   из   форм   умственного   поиска – установление  причинно­следственных   связей. Практически   во   всех   темах   использую   задания   типа  следующих: 1.Спасая   жизнь   человека,   врачи   делают   переливание   крови,   но   больному  становится  хуже. О  чем  свидетельствует  этот  факт  и  каковы  его  последствия? 2.Многие  подростки  не  вынимают  изо  рта  жевательную  резинку  на  протяжении  всего  дня. Какой  опасности  и  почему  они  себя  подвергают? 3.Почему   после   переохлаждения   ног   чаще   всего   развивается   простуда,   а  охлаждение  рук  к  простуде  не  ведет. Большой   интерес   вызывают   вопросы, стимулирующие   поисковую   деятельность, например, на  нахождение  чьих­либо  ошибок. Это  полезно  не  только  для  активизации  умственной  работы, но и  для  воспитания  внимательности  во  время  урока. Использование   элементов  проблемного   обучения   позволяет   создать   на   уроке  условия   для   творческой   мыслительной   работы   учащихся.   Автоматически   отпадает  необходимость   необдуманного,   неосмысленного   запоминания   большого   объема учебного   материала. Уменьшается   время   на   подготовку   домашнего   задания, а   самое  главное – сохраняется  интерес  к  изучению  предмета. Широко  использую  в  своей  практике  такую  форму  как  "Ковер идей". Перед  учащимися  ставится  проблема. Тема  урока  тоже  может  быть  проблемой, например,   «Техногенное   загрязнение   почвы».   Учащиеся   образуют   группы   по   4  человека. Каждая  группа  обсуждает  эту  проблему  по  четырем  этапам: I.        этап  «Почему  такая  проблема  существует?» ­ понимание  проблемы. II.     этап  «Что  нужно  сделать, чтобы  изменить  ситуацию?» ­ поиск  решения. III.  этап  «Что  я  могу  сделать, чтобы  изменить  ситуацию?» ­ индивидуализация. IV. этап    «Что   я   сделаю   обязательно   или   попробую   сделать?»   ­   присвоение  проблемы. В  заключении  каждая  группа  предлагает  свой  вариант  решения  этой  проблемы. На протяжении ряда лет я стараюсь активно участвовать в ШМО, посещаю курсы повышения квалификации: 1. Март 2016г. – «Курсы классных руководителей» 2. Сентябрь 2016г. – дистанционные курсы «Работа с одаренными детьми на уроках биологии» 3. Октябрь   2016г.   –   дистанционные   курсы   «Проектная   и   исследовательская деятельность» 2013г. – публикация моей статьи в сборник «Актуальные вопросы экологического и биологического образования» Март 2012г. –участие  в областном Экологическом форуме, г. Владимир. Являюсь   активным   пользователем   сети   интернет.   Состою   в   нескольких педагогических сообществах и имею личные сайты (nsportal.ru  и  infourok.  ru) где регулярно размещаю свои разработки.

Статья «Формирование экологической культуры у школьников на уроках биологии, во внеклассной и внешкольной работе»

Статья «Формирование экологической культуры у школьников на уроках биологии, во внеклассной и внешкольной работе»

Статья «Формирование экологической культуры у школьников на уроках биологии, во внеклассной и внешкольной работе»

Статья «Формирование экологической культуры у школьников на уроках биологии, во внеклассной и внешкольной работе»

Статья «Формирование экологической культуры у школьников на уроках биологии, во внеклассной и внешкольной работе»

Статья «Формирование экологической культуры у школьников на уроках биологии, во внеклассной и внешкольной работе»

Статья «Формирование экологической культуры у школьников на уроках биологии, во внеклассной и внешкольной работе»

Статья «Формирование экологической культуры у школьников на уроках биологии, во внеклассной и внешкольной работе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2017