Формирование функциональной грамотности на уроках географии и биологии

  • Педсоветы
  • docx
  • 09.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Функциональная грамотность -это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания, для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания , основанных на научных доказательствах. Она включает в себя понимание основных закономерностей влияния естественных наук на материальные , интеллектуальные и культурные сферы общества.
Иконка файла материала функцион грам.docx
Формирование функциональной грамотности на уроках географии и биологии «… необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших  детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно , чтобы наши дети были  адаптированы к современной жизни». Послание Президента Н.А. Назарбаева Функциональная грамотность ­это способность человека осваивать и использовать  естественнонаучные знания, для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать  новые знания , основанных на научных доказательствах. Она включает в себя понимание  основных закономерностей влияния естественных наук на материальные ,  интеллектуальные и культурные сферы общества. Развитие функциональной грамотности на уроках географии и биологии поставлено через  технологию развития критического мышления (ТРКМ). В основе развития критического  мышления лежат три последовательных  стадии: вызов – осмысление новой информации –  рефлексия, и на каждой стадии используются различные приёмы в зависимости от темы  урока,  от учебных возможностей класса. Мной используются следующие приемы: «Инсерт». Задания на соответствие.  Кластер.  Эссэ.  Таблицы вопросов.  Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.    Творческие задания.  Дискуссии.  Фишбоун  Дерево предсказаний  Верные –неверные утверждения   Корзина идей   Денотатный граф   РАФТ и др ЗХУ Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя — в основном координирующая. Школьник, умеющий критически мыслить, чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Он более успешен в изучении предмета и  легче адаптируется в жизни.   Результаты работы: У учащихся заметно повысился интерес к моим предметам; Учатся вырабатывать собственное мнение, осмысливая информацию; Научились делать выводы , логически мыслить; Вырос интерес к творческим заданиям и заданиям с повышенной трудностью; Повысилась культура общения. Повысился процент качества знаний. Даже слабые дети включаются с интересом в работу Учитель географии и биологии Дерун Н.Н.