Использование современных образовательных технологий
Оценка 4.8

Использование современных образовательных технологий

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
биология
17.12.2023
Использование современных образовательных технологий
Обобщение своего педагогического опыта
Использование современных образовательных технологий.docx

Использование современных образовательных технологий
на уроках   биологии и внеурочных занятиях в условиях ФГОС -3

Попугаева Л.И., учитель биологии.

 

Китайская мудрость гласит - «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». 

 

             Сегодня    выдвигаются   новые  требования  к  образованию, что  заставляет  с  иных позиций оценивать его эффективность. В   связи  с  этим  назрела необходимость создания обновленного Федерального     государственного     образовательного    стандарта    третьего  поколения.

    ФГОС   ориентирует  образование  на  достижение  нового  качества,  адекватного  современным  запросам  личности,  общества и государства.

           Исходя из концепций современного образования при реализации ФГОС в школе основной задачей учителя - предметника является создание на уроках и во внеурочное время таких условий, которые позволят обучающимся реализовать свои способности, активизировать творческие познавательные возможности в процессе  обучения. Так же особенностью ФГОС общего образования является системно - деятельностный подход, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося, что естественно привело к принципиальным изменениям деятельности учителя.

Образовательный стандарт ориентирует учителя  биологии на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной,  информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности.  Почему самостоятельной работе?

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь. Такой девиз я использую в своей работе. Самостоятельно выполняя работу, ученик приобретает знания при выполнении  конкретных действий, а не с абстрактными символами. Существует несколько видов памяти по мнению, академика А.А.Смирнова, моторная память (память с  достижениями опорно-двигательного аппарата) эволюционно самая древняя и самая совершенная, затем идет образная (запоминание с помощью органов чувств), а самая поздняя – словесная (вербальная) память. Сочетание всех видов памяти резко повышает эффективность обучения.

Урок все также остается неотъемлемой частью образовательного процесса. В свою очередь, современный урок - это не только результат взаимодействия учителя и обучающегося. На сегодняшний день учитель перестаёт быть информатором, источником знаний, а является организатором и руководителем учебной деятельности обучающихся на уроке.  Обучающийся становится активным участником учебного процесса. Современный урок – это постоянный поиск ответа на вопрос о том, как сделать так, чтобы заинтересовать обучающегося своим предметом, чтобы он увлечённо работал на уроке. К современному уроку предъявляют самые высокие требования. В педагогической практике существует множество различных приёмов и технологий развития познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время. Хотелось бы представить основные из них, которые я как учитель  биологии использую на своих уроках:

       1.Технология дифференцированного обучения и воспитания, способствующая осуществлению личностного развития обучающихся и подтверждающая сущность и цели биологического образования, что так же соответствует концепции модернизации современного образования.

        Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям окружающей среды.

 Уровневую дифференциацию обучающихся я осуществляю через:

дифференциацию обучающихся по степени обученности;

групповую организацию процесса обучения и по парам (слабый-сильный, сильный - сильный)

дифференциацию домашних заданий (дети с ОВЗ) 

дифференциацию заданий для контроля знаний 

организацию деятельности для одаренных обучающихся - участие в олимпиадах ,конкурсах

 2.Технология проблемного обучения. Опыт применения проблемного обучения на уроках показывает, что оно способствует формированию познавательной активности учащихся, обеспечивает глубокое усвоение учебного материала и является эффективным средством развития. Проблемное обучение является одним из видов развивающего обучения. Методы развивающего обучения направлены на развитие творческой личности: лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что- то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Цель проблемно–развивающего обучения: формирование универсальных учебных действий, развитие теоретического мышления, познавательной активности, любознательности, эрудиции, творческого мышления и других личностно значимых качеств.

 

Методические приёмы создания проблемных ситуаций на уроках  биологии: 1. Изложение различных точек зрения гипотез на один и тот же вопрос.

2. Побуждение к сравнению, сопоставлению фактов, обобщению, выводам. 3. Постановка проблемных задач и др.

     

       3.Технология проектного обучения. Наиболее удачной формой моей деятельности стали информационные, исследовательские, творческие, игровые, познавательные, практико-ориентированные проекты

 

Практико-ориентированные проекты предусматривают деятельность обучающихся по   выполнению социально значимых проектов. Они служат реальному улучшению, например, экологического состояния своего окружения, экономии природных ресурсов, формированию экологического сознания детей.  На сайте сайте Экокласс.рф  ежегодно провожу внеурочные мероприятия ,с целью формирования экологического сознания и вовлечения ребят в ряды волонтеров. Проектная деятельность позволяет сформировать у обучающихся самостоятельную позицию в образовательной деятельности (ставить цели, задачи, определять методы и средства, и мн.др)

Познавательные проекты. Выполнение этих проектов на уроках и во внеурочной деятельности, делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а обучающихся – ответственными и целеустремленными. Темы следующие: «Самые зубастые животные на Земле», «Микропластик – что это такое?», «Удивительные рыбы», «Самые ядовитые лягушки», «Интересное о медузах», «Осьминог – мастер маскировки», «Лягушка – синоптик», «Насекомые Красной книги» и многие другие.

Творческие проекты. Такой проект реализуется обучающимися и на уроках, и во внеклассной работе. Форма проекта очень разнообразна: стенгазета, видеофильм, кроссворды, викторины, сказки, стихотворения и т.д. Выполнены проекты «Эти забавные животные», проведен брейн - ринг «Природа и мы»   и т.д.  Проекты направлены на формирование экосознания, любви к красоте родной природы.

В проектной исследовательской деятельности и на уроках я также применяю и  учебный эксперимент, микроскоп, готовые микропрепараты и самостоятельно приготовленные. Так как биология  это прикладная наука. Сюда относятся   лабораторные и практические работы по биологии. Выполняя лабораторную работу, обучающиеся получают субъективно новые знания, приобретают навыки наблюдения, фиксирования и правильного оформления результатов, анализа полученных данных, делают выводы. Цель проведения подобных работ — совершенствование умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности. Учебный эксперимент – это один из продуктивных методов обучения, используемый в моей практической деятельности.

Виды исследовательской деятельности   во внеурочное время, применяемые мною: 1. Подготовка и участие в школьных, всероссийских, международных конкурсах и олимпиадах. 2.Участие в   природоохранных мероприятиях и акциях. 3.Выполнение мини-исследований. 4. Создание проектов («Насекомые нашей деревни») 5. Создание презентаций.

Задания исследовательского характера увлекают ребят. 

Для мотивированных обучающихся предусматриваю летние задания: 1) Составить гербарий (различных семейств покрытосеменных растений, виды сложных листьев у растений, виды жилкования листьев у растений и др.2) Составление коллекций (коллекция раковин брюхоногих или двустворчатых моллюсков и др.)

Итогом исследовательской проектной деятельности является   выступление на уроках, занятиях кружка.

 Подводя итог всему выше  перечисленному можно сделать вывод, что:

      Проектная исследовательская деятельность обучающихся, организуемая мною, способствует лучшему усвоению учебного материала

      Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.

      Проектная исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы обучающихся, творческого подхода к решению проблем.

      Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.

       Работая по плану действий, обучающийся меняет виды деятельности (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению.

       4. На уроках я   использую и учитываю следующие критерии здоровьесберегающих технологий: 1)обстановку и гигиенические условия в классе; 2) количество видов учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования; 3) наличие методов, способствующих активизации;

4) длительность  применения  мультимедийных  презентаций и использование ИКТ; 5) поза обучающегося, чередование позы;

      Использованию данной технологии отводится большое внимание. Такая  наука как биология позволяет сделать пропаганду здорового образа жизни понятной для обучающихся, доступной, наглядной и аргументированной. Мною проводятся здоровьесберегающие внеурочные мероприятия :

 - Лекция о вреде курения, алкоголизма.

- Классный час «Мы – за здоровый образ жизни».

-Беседа «Быть здоровым значит быть красивым»

- Беседа «Правила поведения в школе и на улице»

- «Твое здоровье в твоих руках»

- .Ситуативный практикум «Наркотики – путь в никуда»

- «Здорово, что есть..!»,  проводимой в рамках областной антинаркотичекской акции «Вместе против наркотиков».

-«Спасибо, не курю!»;

- « СПИДу – НЕТ!» и т.д.,). В ходе уроков применяю различные приемы здоровьесбережения. Все используемые технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья обучающихся, развитию их творческого потенциала.  

       5. Игровые технологии. Нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия также проводятся мной в течение учебного года (урок-презентация, урок-дискуссия, урок-путешествие, урок-исследование, урок - конференция). На параллели 5 классов проведена викторина «Знатоки природы». В 5-8 классах проведен всероссийский урок «Сила климата», «Экология эковакансий» и т.д.».; -путешествие по биологии в 7 классах проведен по   теме: «В мире простейших», урок – конференция в 7 классах по темам «Разнообразие и значение насекомых», «Многообразие земноводных » и мн. другие. Ребятам самостоятельно готовятся к конференции по плану.

       6. Информационно-коммуникационные технологии обучения занимают особое место в моей урочной и внеклассной деятельности. Эффективному внедрению ИКТ в образовательный процесс также способствует современная материально-техническая база учебного кабинета биологии. В кабинете имеется  мультимедийный проектор, компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска. Формы информационно-коммуникативных технологий используемые мною следующие: мультимедийные технологии (презентации), интерактивные (энциклопедия Кирилла и Мефодия), тестовые, интернет - технологии (видео - фрагменты), ЦОР и ЭОР. Также использую Интернет-ресурсы для подготовки проектов, организации самостоятельной работы обучающихся, для подготовки и участия в дистанционных олимпиадах и конкурсах. Ведение организации исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями при изучении биологии позволяет мне: интенсифицировать все уровни образовательного процесса, изучать явления и процессы внутри сложных биологических систем, представлять в удобном для изучения масштабе времени различные биологические процессы. У меня появляется возможность в большей степени использовать естественный интерес и любопытство детей, потребность в общении и игре, а самое главное помогает заложить основу человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение   всей жизни.

      7.Технология критического мышления. Основные приемы, которые используются   мною следующие: «Дополни определение», «Установление соответствие», «Верно – неверно», «Кластер», «Задай вопрос» (дети задают вопросы отвечающему), сопоставление/нахождение сходств и различий. 

       В заключение обобщения своего педагогического опыта хотелось бы сказать, что используемые технологии позволяют сделать следующие выводы: «Учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям. Показателями качества образовательного процесса являются педагогическая и социальная результативность. В ходе своей педагогической деятельности я непрерывно повышаю свой профессиональный уровень путем самообразования и прохождения курсов повышения квалификации. Дидактический аспект моей деятельности выражается в использовании современных образовательных технологий в качестве средства развития обучающихся и формирования личностного образовательного пространства для них.

 


 

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и внеурочных занятиях в условиях

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и внеурочных занятиях в условиях

Обучающийся становится активным участником учебного процесса

Обучающийся становится активным участником учебного процесса

Методические приёмы создания проблемных ситуаций на уроках биологии: 1

Методические приёмы создания проблемных ситуаций на уроках биологии: 1

Учебный эксперимент – это один из продуктивных методов обучения, используемый в моей практической деятельности

Учебный эксперимент – это один из продуктивных методов обучения, используемый в моей практической деятельности

Твое здоровье в твоих руках» -

Твое здоровье в твоих руках» -

В заключение обобщения своего педагогического опыта хотелось бы сказать, что используемые технологии позволяют сделать следующие выводы: «Учительский труд является творческим трудом

В заключение обобщения своего педагогического опыта хотелось бы сказать, что используемые технологии позволяют сделать следующие выводы: «Учительский труд является творческим трудом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2023