"Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО"
Целью моего выступления является общее знакомство с активными методами обучения и с конкретными примерами применения этих методов на уроках биологии для развития творческого потенциала обучающихся в условиях внедрения ФГОС. Ребёнок должен жить в мире творчества.
ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться».
Творческие способности проявляются тогда, когда обучающиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, делать выводы, выразить свое отношение к нему.
Структура и содержание программы школьной биологии претерпели особенные изменения, в связи с переходом на ФГОС.
Стремлюсь на уроках и во внеурочное время создать условия для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.
Чтобы каждый обучающийся на уроке смог продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы, уделяю внимание активным методам обучения, а выбор этого метода зависит от цели занятия, уровня знаний учеников, от внешних условий, творчества учителя.
В своей практике применяю такие активные методы, как:
· Работа в малых группах – решение занимательных биологических задач;
Например: Найдите биологические ошибки и неточности в отрывке
·
Сказки-игры, сказки загадки применяю для закрепления материала или при повторении
домашнего задания.
1. В некотором царстве жила была очень дружная семья Розоцветных, они
были очень хорошо воспитаны и сказочно красивы. Об этом узнала злая колдунья.
Она была очень злая, завистливая и страшно некрасивая. Решила она внести смуту
и разлад в их семью. Украла самое драгоценное – семейную формулу.
Задание: Составить формулу цветка.
· На уроках биологии широко использую загадки, пословицы, поговорки, легенды. Произведения устного народного творчества делают урок более интересным, познавательным, насыщенным. Позволяют ученикам глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней.
· мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.
Например: "Что произойдет, если на Земле исчезнут все бактерии?";
Творческие задания – исправить ошибки в научном тексте, придумать сказку на тему…, составить кроссворд, синквейн и др.;
· Работа с учебником: обучающиеся самостоятельно читают текст и преобразовывают его в план, схему, таблицу. Такая работа эффективно активизирует и развивает логическое мышление учеников. Это позволяет дифференцировать работу с обучающимися, позволяет сочетать индивидуальную, групповую и фронтальные формы организации учебной деятельности.
· методы проблемного обучения. Их использование позволяет подвести школьников к противоречию и самим найти способ его разрешения. Метод проблемного изложения, достаточно сложен, но я обычно при постановке проблемы размышляю вслух и побуждаю обучающихся к логическому мышлению и соучастию в решении проблемного вопроса.
· метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по виртуальному музею или ботаническому саду. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах
· практический эксперимент
Правильное сочетание теоретического материала с организацией опытно-практической работы, с последующим обсуждением результатов и выводами обучающихся также способствует активизации учебной деятельности на уроке. При проведении опыта, наблюдения, эксперимента обучающиеся получают практические навыки и привлекаются к осмыслению материала, усвоению научных понятий, выявлению причинно-следственных связей, биологических закономерностей.
Интересным приемом при проведении лабораторной работы или опыта является сообщение цели работы без сообщения результата. Я демонстрирую опыт, затем совместно с обучающимися мы пытаемся объяснить полученный результат.
Например, при изучении Царства грибов ставим следующие задачи:
1.Показать строение шляпочного гриба ;
2.Рассмотреть многообразие грибов на нашей
планете;
3.Ввести в понятия определения «грибница»,
«гифа», «плодовое тело».
4. Развитие познавательной и творческой
активности, умение наблюдать;
5.Повысить интерес к предмету биология;
5. Воспитание любознательности, бережного
отношения к природе.
И в процессе изготовления гриба из пластилина и картона дети знакомятся со строением шляпочных грибов.
· обучение с использованием компьютерных обучающих программ. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации обучающихся. Одним из достоинств применения данной технологии является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии безусловно является новым методом организации активной и осмысленной работобучающихся, делает занятия более наглядными и интересными. Использование ИКТ на уроках биологии способствует развитию зрительной памяти, сосредоточению внимания на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. Презентация позволяет комбинировать одновременно несколько компонентов: текст, рисунок, анимацию, звуковое сопровождение и другие элементы. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
· метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость.
Наибольшие возможности для проведения системной исследовательской работы обучающихся, развития их творческих и познавательных способностей предоставляет им внеурочная исследовательская деятельность: олимпиады, конкурсы, научно-исследовательские конференции,
Повышение познавательного интереса к изучаемому предмету очень часто происходит и в результате участия обучающихся в дистанционных конкурсах, викторинах и олимпиадах.
С особым интересом ребята принимают участие в научно-практической конференции школьников, выступают с работами, которые для них познавательны, интересны и важны.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним.
Да,можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.