Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО
Оценка 4.6

Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
биология
30.12.2023
Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО
Целью моего выступления является общее знакомство с активными методами обучения и с конкретными примерами применения этих методов на уроках биологии для развития творческого потенциала обучающихся в условиях внедрения ФГОС
Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения ФГОС ООО.docx

 

"Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках   внедрения   ФГОС ООО"

 

Целью моего выступления является общее знакомство с активными методами обучения и с конкретными примерами применения этих методов на уроках биологии   для развития творческого потенциала обучающихся в условиях внедрения ФГОС. Ребёнок должен жить в мире творчества.

ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться». 

Творческие способности проявляются тогда, когда обучающиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, делать выводы, выразить свое отношение к нему.

Структура и содержание программы школьной биологии претерпели особенные изменения, в связи с переходом на ФГОС.

Стремлюсь на уроках и во внеурочное   время создать условия для сознательного, активного участия   школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

 Чтобы каждый обучающийся на уроке смог продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы, уделяю внимание активным методам обучения, а выбор этого метода зависит от цели занятия, уровня знаний учеников, от внешних условий, творчества учителя.

 В своей практике применяю   такие активные методы, как:

·        Работа в малых группах – решение занимательных биологических задач;

Например: Найдите биологические ошибки и неточности в отрывке

·        Сказки-игры, сказки загадки применяю для закрепления материала или при повторении домашнего задания.
1. В некотором царстве жила была очень дружная семья Розоцветных, они были очень хорошо воспитаны и сказочно красивы. Об этом узнала злая колдунья. Она была очень злая, завистливая и страшно некрасивая. Решила она внести смуту и разлад   в их семью. Украла самое драгоценное – семейную формулу.
Задание:   Составить формулу цветка.

·        На уроках биологии широко использую загадки, пословицы, поговорки, легенды.  Произведения устного народного творчества   делают урок более интересным, познавательным, насыщенным.  Позволяют ученикам глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней.

·        мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.

Например: "Что произойдет, если на Земле исчезнут все бактерии?";

Творческие задания – исправить ошибки в научном тексте, придумать сказку на тему…, составить кроссворд, синквейн и др.;

·        Работа с учебником: обучающиеся самостоятельно читают текст и преобразовывают его в план, схему, таблицу. Такая работа эффективно активизирует и развивает логическое мышление учеников. Это позволяет дифференцировать работу с обучающимися, позволяет сочетать индивидуальную, групповую и фронтальные формы организации учебной деятельности.

·        методы  проблемного обучения. Их использование позволяет подвести школьников к противоречию и самим найти способ его разрешения. Метод проблемного изложения, достаточно сложен,   но я обычно при постановке проблемы размышляю вслух и побуждаю обучающихся к логическому мышлению и соучастию в решении проблемного вопроса.

·        метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по виртуальному музею или ботаническому саду. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах

·        практический эксперимент

            Правильное сочетание теоретического материала с организацией опытно-практической работы, с последующим обсуждением результатов и выводами обучающихся также способствует активизации учебной деятельности на уроке. При проведении опыта, наблюдения, эксперимента обучающиеся получают практические навыки и привлекаются к осмыслению материала, усвоению научных понятий, выявлению причинно-следственных связей, биологических закономерностей.

Интересным приемом при проведении лабораторной работы или опыта является сообщение цели работы без сообщения результата. Я демонстрирую опыт, затем совместно с обучающимися мы пытаемся объяснить полученный результат.

 Например, при изучении Царства грибов ставим следующие задачи: 

1.Показать строение шляпочного   гриба ;
2.Рассмотреть многообразие грибов на нашей планете;
3.Ввести в понятия определения «грибница», «гифа», «плодовое тело».
4. Развитие познавательной и творческой активности, умение наблюдать;
5.Повысить интерес к предмету биология;
5. Воспитание любознательности, бережного отношения к природе.

И в процессе изготовления гриба из пластилина и картона дети знакомятся со строением шляпочных грибов.

·        обучение с использованием компьютерных обучающих программ. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации обучающихся. Одним из достоинств применения данной технологии является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии безусловно является новым методом организации активной и осмысленной работобучающихся, делает занятия более наглядными и интересными. Использование ИКТ на уроках биологии способствует развитию зрительной памяти, сосредоточению внимания на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. Презентация позволяет комбинировать одновременно несколько компонентов: текст, рисунок, анимацию, звуковое сопровождение и другие элементы. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. 

·        метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость.

Наибольшие возможности для проведения системной исследовательской работы обучающихся, развития их творческих и познавательных способностей   предоставляет им внеурочная исследовательская деятельность: олимпиады, конкурсы, научно-исследовательские конференции,

 Повышение познавательного интереса к изучаемому предмету очень часто происходит и в результате участия обучающихся в дистанционных конкурсах, викторинах и олимпиадах.

С особым интересом ребята принимают участие в научно-практической конференции школьников, выступают с работами, которые для них познавательны, интересны и важны.  

         Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним.

Да,можно усадить детей  за   парты,  добиться  идеальной   дисциплины.  Но  без  пробуждения   интереса,  без  внутренней  мотивации   освоения  знаний  не  произойдёт,   это  будет  лишь  видимость   учебной  деятельности.

На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.


 

Скачано с www.znanio.ru

Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения

Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках биологии в рамках внедрения

Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым

Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым

Развитие познавательной и творческой активности, умение наблюдать; 5

Развитие познавательной и творческой активности, умение наблюдать; 5

На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, стиль общения, а также настроение самого ученика

На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, стиль общения, а также настроение самого ученика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2023