Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"
Оценка 4.8

Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"

Оценка 4.8
Документация
docx
биология +1
Взрослым
05.06.2019
Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"
Кандидат педагогических наук Валерий Данилович Лобашев в своей работе «Дидактические функции учебных текстов» утверждает, что «сегодня учитель дол-жен уметь «развернуть» закодированные науками до знаковых систем … элементы учебной новизны, раскрыть их в реальностях предметного и социального мира … в формах, адекватных этим реальностям» Этот путь неповторим и обусловлен именно необходимостью авторизации каждым учителем преподаваемого курса, перевода с абстрактного языка науки в конкретный мир ощущений и действий обучаемых, для которых виртуальный мир компьютерных программ уже стал не менее реальным, чем предметный и социальный мир. Данная работа является результатом совместной деятельности учителя биологии и информатики.
Статья по детям с ОВЗ.docx
Тема: Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора Кандидат педагогических наук Валерий   Данилович Лобашев в своей работе «Дидактические функции учебных текстов» утверждает, что «сегодня учитель должен уметь «развернуть» закодированные науками до знаковых систем … элементы учебной новизны, раскрыть их в реальностях предметного и социального мира … в формах, адекватных этим реальностям» Этот   путь   неповторим   и   обусловлен   именно   необходимостью   авторизации каждым   учителем   преподаваемого   курса,   перевода   с   абстрактного   языка   науки   в конкретный   мир   ощущений   и   действий   обучаемых,   для   которых   виртуальный   мир компьютерных программ уже стал не менее реальным, чем предметный и социальный мир.  Данная   работа   является   результатом   совместной   деятельности   учителя биологии и информатики. Не смотря на различия в преподаваемых дисциплинах, мы столкнулись   с   определенными   трудностями.   Детей   с   ОВЗ   отличает   низкая   общая способность   к   обучению,   низкая   поисковая   активность,   слабая   речевая   регуляция действий, недостаточная их осознанность и контроль. Внимание детей характеризуется неустойчивостью, неравномерной работоспособностью, память ограничена по объёму, отличается   невысокой   прочностью   запоминания,   неточностью   воспроизведения. Снижены и речевые возможности: словарный запас  ограничен, знания об окружающей действительности   скудны, наблюдается отставание всех видов мышления (наглядно­ действенного,   наглядно­   образного   и   словесно­   логического)   от   возрастной   нормы. Анализ педагогической работы и прогнозируемых результатов позволил выявить общие проблемы в преподавании учебных дисциплин биологии и информатики для учащихся с ОВЗ: это  Низкий уровень познавательного интереса учащихся; Большая перегрузка детей; Разный  уровень сформированности  общеучебных умений и навыков учеников внутри класса; Недостаточное   развитие   аналитических   способностей,   и,   как   следствие, низкий уровень работы с текстом как с источником информации. Для   решения   данных   проблем   возможно   использовать   различные   приемы, методы и формы организации учебной деятельности. Мы предлагаем организацию на уроках   биологии   сравнительно­аналитической   работы   с   предварительно   отобранной учителем   информацией   средствами   электронного   документа   (например,  Microsoft Word, Open Office Writer или любого другого текстового редактора).  Итак, основная метапредметная   цель работы ­ формирование информационной компетенции учащихся с ОВЗ; Для   достижения   цели   мы   строим  иерархическую   систему     решения метапредметных и предметных задач, в структуру которых входят: 1. Формировать умение опознавания и определения информации (это умение точно   интерпретировать   и   детализировать   вопрос,   идентифицировать термины и понятия); 2. Формировать   умение   организации   информации   (включающее   умение классифицировать информацию, использовать схемы для структурирования информации); 3. Формировать   умение   обработки   информации   (это   умение   исключить несоответствующую   и   несуществующую   информацию,   умение   выбирать   и устанавливать критерии для отбора информации) 4. предметные задачи разделяем на задачи : a. для   учителя   биологии,   включающие   повышение   уровня предметной   усвояемости   учащихся   и   мотивационной составляющей; b. учитель   информатики   преследует   следующую   задачу   ­ формирование навыков работы в текстовом редакторе. При   таком   подходе   возможны   следующие   варианты   решения   указанных проблем: Проблема    низкого уровня познавательного интереса учащихся решается с использованием информационных технологий и метода парного или микрогруппового взаимодействия   ,   применение   которых   традиционно   активизирует   познавательную активность учащихся. Возможности текстового редактора визуализации информации:(схемы, таблицы, списки, графы)  позволяют  быстро и более качественно усвоить материал без большой перегрузки учащихся. Применение   метода   личностной   ориентации,   индивидуальный   подход,   уровень разноуровневое   обучение   способствует   скомпенсировать сформированности общеучебных умений и навыков учащихся.  разный   Недостаточное   развитие   аналитических   способностей   преодолевается использованием на уроках сравнительно­аналитического метода Особенностью   предлагаемой   системы   работы   является   ее   интеграционная составляющая,   построенная   на   межпредметных   связях   двух   предметов.   Бинарное участие учителей разных дисциплин в организации уроков позволяют учащимся легко включаться в новый блок информации, что снимает монотонность урока и позволяет переключать   внимание,   а   это   обеспечивает   высокую   активность   и   поддерживает интерес к учению.  Данные уроки совместно готовят учителя биологии и информатики, но, в нашем случае,   проводит   урок   только   учитель   биологии.   Роль   учителя   информатики   –   в разработке алгоритма действий при работе с текстовым редактором. Предлагаемая методическая разработка используется на уроках биологии в 7 классе Г для обучающихся с ОВЗ, при изучении курса «животные». Считаем, что использование персонального компьютера для работы учащихся без участия учителя информатики возможным при выполнении следующих условий: a. Первоначальными навыками работы с компьютером владеют все учащиеся; b. Ограниченное   количество   компьютеров   в   классе   (8   единиц)   предполагают использование парного или микрогруппового метода проведения урока, что подразумевает систему взаимодействия между учащимися, в том числе и по вопросам приемов работы над текстом; c. Каждой   группе   выдается   детальный   алгоритм  действий   для   работы   с текстовым редактором; d. Учитель   биологии   является   уверенным   пользователем   персонального компьютера, при необходимости возможна помощь учителя. Методическое обеспечение работы включает в себя a. Электронный текст на Рабочем столе персонального компьютера; b. Задание для работы с текстом; c. Каточку   с   алгоритмом   тех   действий   в   текстовом   редакторе,   которые необходимы для выполнения задания. На проводимых  уроках   учитель сначала определяет порядок работы; раздает папки с алгоритмами действий в текстовом редакторе;  Учащийся (группа учащихся) выполняют задания и в зависимости от целей данного этапа работы подводятся итоги их деятельности. Данный   метод   обучения   можно   применять   строго   в   соответствии   с дидактическими   принципами   развивающего   обучения   и   безопасностью образовательного процесса: 1. На этапе первоначального самостоятельного изучения темы школьниками; 2. При закреплении изученного материала; 3. В качестве самостоятельных и проверочных работ. В итоге урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной   учебной   деятельности   с  различными   источниками   информации,  то есть, используя информационные технологии, расширяется образовательный процесс, он становится более творческим. Для системы работы электронный текст несет большую нагрузку и выполняет две   основные   функции:   является   источником   учебной   информации;   и   выступает средством обучения и организации образовательного процесса Поэтому   при   отборе   информационного   блока   к   урокам   руководствуюсь следующими дидактическими требованиями: ­отобранный материал должен быть посилен для учащихся; ­работа с материалом начинается с обстоятельного объяснения учителя; ­учитель сопровождает весь процесс работы; ­работа   с  электронной   информацией   должна   занимать   на   уроке   не   более  20 минут. Рассмотрим   приемы    работы   с   электронной   информацией   с   использованием возможностей   ТР.  Определение   значимой   информации   (работа   с   терминологией, отделение значимой информации от второстепенной) предполагает различные способы выделения фрагментов текста; Составление   логически   структурированного   текста   достигается   путем расстановки абзацев, копирования/вырезания фрагментов текста; Такой прием как структурирование и визуализация информации предполагает работу с  таблицами, списками с учетом уровня детализации, схемами; Работа с графическими объектами текстового редактора формирует алгоритм составления формально­логической модели. Таким образом, обобщая вышесказанное можно отметить, что упор делается не только и не столько на формирование знаний и технологических умений, сколько на формирование умственных навыков высокого уровня при работе с информацией, при этом акцент делается на обобщение познавательных и технологических навыков. В каждой работе есть риски. Например, при проведении уроков возможны:  Риски групповой работы –  когда ученик­«лидер» берет на себя выполнение всей работы; Существует  Риск   незавершенной   работы  –   учащиеся   не   всегда   успевают выполнить весь объем работы; Естественно,  технические   риски  –   сбои   компьютера   –   от   которых   никто   не застрахован. Задача найти пути минимизации рисков. Так, для уменьшения рисков групповой работы учитель должен предусмотреть распределение   объема   работы   между   учащимися;   контролировать     ход   выполнения работы и практиковать перераспределение групп. Снизить риск незавершенной работы можно путем подбора небольших по объему текстов и контролем   хода выполнения работы;   необходимо   так   же   использовать   для   таких   уроков   ситуационное, динамическое планирование. Прогнозируем следующие результаты работы: 1. Формирование информационных компетенций школьников; учебных действий и навыков, необходимых для проектно­исследовательской деятельности; 2. Повышение   мотивационной   и   когнитивной   составляющей   при   изучении предметов биологии и информатики; 3. Рационализацию учебного процесса, направленную на   снижение перегрузки детей, связанную с получением большого объема информации. Данный  способ   организации   урока  применим  не   только   на  уроках   биологии. Возможно использовать алгоритмы работы с текстовым редактором на уроках любого естественно­гуманитарного   цикла,   а   так   же   возможно   апробировать   данную методическую разработку для учащихся 5, 6 классов. Данная   методическая   разработка   апробируется   в   2015/2016   уч.   году   в   7   Г классе. Объектами контроля и оценки результатов работы выступают: a. знания  (при   их   проверке   определяется  объем   усваиваемого   материала; полнота,   прочность,   осознанность   усвоенного   материала;   способность применять изученный материал при решении познавательных и практических задач); b. умения (как интеллектуальные, так и практические); c. навыки самостоятельной работы; d. способы познавательной деятельности. Контрольно­оценочная   деятельность   осуществляется   в   форме   текущего контроля. В   перспективе,   для   учащихся   8класса   в   настоящее   время   разрабатывается материал по использованию электронных таблиц при изучении темы «Пищеварение. Обмен веществ».  Желаем вам успеха в вашей интеллектуально­творческой работе. Спасибо за внимание. Спесивцева О.А. Легарева Т.В.

Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"

Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"

Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"

Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"

Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"

Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"

Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"

Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"

Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"

Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"

Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"

Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2019