Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"
Оценка 4.8
Документация
docx
биология +1
Взрослым
05.06.2019
Кандидат педагогических наук Валерий Данилович Лобашев в своей работе «Дидактические функции учебных текстов» утверждает, что «сегодня учитель дол-жен уметь «развернуть» закодированные науками до знаковых систем … элементы учебной новизны, раскрыть их в реальностях предметного и социального мира … в формах, адекватных этим реальностям»
Этот путь неповторим и обусловлен именно необходимостью авторизации каждым учителем преподаваемого курса, перевода с абстрактного языка науки в конкретный мир ощущений и действий обучаемых, для которых виртуальный мир компьютерных программ уже стал не менее реальным, чем предметный и социальный мир.
Данная работа является результатом совместной деятельности учителя биологии и информатики.
Статья по детям с ОВЗ.docx
Тема: Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ
на уроках биологии средствами текстового редактора
Кандидат педагогических наук Валерий Данилович Лобашев в своей работе
«Дидактические функции учебных текстов» утверждает, что «сегодня учитель должен
уметь «развернуть» закодированные науками до знаковых систем … элементы учебной
новизны, раскрыть их в реальностях предметного и социального мира … в формах,
адекватных этим реальностям»
Этот путь неповторим и обусловлен именно необходимостью авторизации
каждым учителем преподаваемого курса, перевода с абстрактного языка науки в
конкретный мир ощущений и действий обучаемых, для которых виртуальный мир
компьютерных программ уже стал не менее реальным, чем предметный и социальный
мир.
Данная работа является результатом совместной деятельности учителя
биологии и информатики. Не смотря на различия в преподаваемых дисциплинах, мы
столкнулись с определенными трудностями. Детей с ОВЗ отличает низкая общая
способность к обучению, низкая поисковая активность, слабая речевая регуляция
действий, недостаточная их осознанность и контроль. Внимание детей характеризуется
неустойчивостью, неравномерной работоспособностью, память ограничена по объёму,
отличается невысокой прочностью запоминания, неточностью воспроизведения.
Снижены и речевые возможности: словарный запас ограничен, знания об окружающей
действительности скудны, наблюдается отставание всех видов мышления (наглядно
действенного, наглядно образного и словесно логического) от возрастной нормы.
Анализ педагогической работы и прогнозируемых результатов позволил выявить общие
проблемы в преподавании учебных дисциплин биологии и информатики для учащихся
с ОВЗ: это
Низкий уровень познавательного интереса учащихся;
Большая перегрузка детей;
Разный уровень сформированности общеучебных умений и навыков учеников
внутри класса;
Недостаточное развитие аналитических способностей, и, как следствие,
низкий уровень работы с текстом как с источником информации.
Для решения данных проблем возможно использовать различные приемы,
методы и формы организации учебной деятельности. Мы предлагаем организацию на
уроках биологии сравнительноаналитической работы с предварительно отобранной
учителем информацией средствами электронного документа (например, Microsoft
Word, Open Office Writer или любого другого текстового редактора).
Итак, основная метапредметная цель работы формирование информационной
компетенции учащихся с ОВЗ; Для достижения цели мы строим иерархическую систему
решения
метапредметных и предметных задач, в структуру которых входят:
1. Формировать умение опознавания и определения информации (это умение
точно интерпретировать и детализировать вопрос, идентифицировать
термины и понятия);
2. Формировать умение организации информации (включающее умение
классифицировать информацию, использовать схемы для структурирования
информации);
3. Формировать умение обработки информации (это умение исключить
несоответствующую и несуществующую информацию, умение выбирать и
устанавливать критерии для отбора информации)
4. предметные задачи разделяем на задачи :
a. для учителя биологии, включающие повышение уровня
предметной усвояемости учащихся и мотивационной
составляющей;
b. учитель информатики преследует следующую задачу
формирование навыков работы в текстовом редакторе.
При таком подходе возможны следующие варианты решения указанных
проблем:
Проблема низкого уровня познавательного интереса учащихся решается с
использованием информационных технологий и метода парного или микрогруппового
взаимодействия , применение которых традиционно активизирует познавательную
активность учащихся.
Возможности текстового редактора визуализации информации:(схемы, таблицы,
списки, графы) позволяют быстро и более качественно усвоить материал без большой
перегрузки учащихся.
Применение метода личностной ориентации, индивидуальный подход,
уровень
разноуровневое обучение способствует скомпенсировать
сформированности общеучебных умений и навыков учащихся.
разный
Недостаточное развитие аналитических способностей преодолевается
использованием на уроках сравнительноаналитического метода
Особенностью предлагаемой системы работы является ее интеграционная
составляющая, построенная на межпредметных связях двух предметов. Бинарное
участие учителей разных дисциплин в организации уроков позволяют учащимся легко включаться в новый блок информации, что снимает монотонность урока и позволяет
переключать внимание, а это обеспечивает высокую активность и поддерживает
интерес к учению.
Данные уроки совместно готовят учителя биологии и информатики, но, в нашем
случае, проводит урок только учитель биологии. Роль учителя информатики – в
разработке алгоритма действий при работе с текстовым редактором.
Предлагаемая методическая разработка используется на уроках биологии в 7
классе Г для обучающихся с ОВЗ, при изучении курса «животные».
Считаем, что использование персонального компьютера для работы учащихся
без участия учителя информатики возможным при выполнении следующих условий:
a. Первоначальными навыками работы с компьютером владеют все учащиеся;
b. Ограниченное количество компьютеров в классе (8 единиц) предполагают
использование парного или микрогруппового метода проведения урока, что
подразумевает систему взаимодействия между учащимися, в том числе и по
вопросам приемов работы над текстом;
c. Каждой группе выдается детальный алгоритм действий для работы с
текстовым редактором;
d. Учитель биологии является уверенным пользователем персонального
компьютера, при необходимости возможна помощь учителя.
Методическое обеспечение работы включает в себя
a. Электронный текст на Рабочем столе персонального компьютера;
b. Задание для работы с текстом;
c. Каточку с алгоритмом тех действий в текстовом редакторе, которые
необходимы для выполнения задания.
На проводимых уроках учитель сначала определяет порядок работы; раздает
папки с алгоритмами действий в текстовом редакторе; Учащийся (группа учащихся)
выполняют задания и в зависимости от целей данного этапа работы подводятся итоги
их деятельности.
Данный метод обучения можно применять строго в соответствии с
дидактическими принципами развивающего обучения и безопасностью
образовательного процесса:
1. На этапе первоначального самостоятельного изучения темы школьниками;
2. При закреплении изученного материала;
3.
В качестве самостоятельных и проверочных работ. В итоге урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли
самостоятельной учебной деятельности с различными источниками информации, то
есть, используя информационные технологии, расширяется образовательный процесс,
он становится более творческим.
Для системы работы электронный текст несет большую нагрузку и выполняет
две основные функции: является источником учебной информации; и выступает
средством обучения и организации образовательного процесса
Поэтому при отборе информационного блока к урокам руководствуюсь
следующими дидактическими требованиями:
отобранный материал должен быть посилен для учащихся;
работа с материалом начинается с обстоятельного объяснения учителя;
учитель сопровождает весь процесс работы;
работа с электронной информацией должна занимать на уроке не более 20
минут.
Рассмотрим приемы работы с электронной информацией с использованием
возможностей ТР. Определение значимой информации (работа с терминологией,
отделение значимой информации от второстепенной) предполагает различные способы
выделения фрагментов текста;
Составление логически структурированного текста достигается путем
расстановки абзацев, копирования/вырезания фрагментов текста;
Такой прием как структурирование и визуализация информации предполагает
работу с таблицами, списками с учетом уровня детализации, схемами;
Работа с графическими объектами текстового редактора формирует алгоритм
составления формальнологической модели.
Таким образом, обобщая вышесказанное можно отметить, что упор делается не
только и не столько на формирование знаний и технологических умений, сколько на
формирование умственных навыков высокого уровня при работе с информацией, при
этом акцент делается на обобщение познавательных и технологических навыков.
В каждой работе есть риски. Например, при проведении уроков возможны:
Риски групповой работы – когда ученик«лидер» берет на себя выполнение всей
работы;
Существует Риск незавершенной работы – учащиеся не всегда успевают
выполнить весь объем работы;
Естественно, технические риски – сбои компьютера – от которых никто не
застрахован.
Задача найти пути минимизации рисков. Так, для уменьшения рисков групповой работы учитель должен предусмотреть
распределение объема работы между учащимися; контролировать ход выполнения
работы и практиковать перераспределение групп. Снизить риск незавершенной работы
можно путем подбора небольших по объему текстов и контролем хода выполнения
работы; необходимо так же использовать для таких уроков ситуационное,
динамическое планирование.
Прогнозируем следующие результаты работы:
1. Формирование информационных компетенций школьников; учебных действий
и навыков, необходимых для проектноисследовательской деятельности;
2. Повышение мотивационной и когнитивной составляющей при изучении
предметов биологии и информатики;
3. Рационализацию учебного процесса, направленную на снижение перегрузки
детей, связанную с получением большого объема информации.
Данный способ организации урока применим не только на уроках биологии.
Возможно использовать алгоритмы работы с текстовым редактором на уроках любого
естественногуманитарного цикла, а так же возможно апробировать данную
методическую разработку для учащихся 5, 6 классов.
Данная методическая разработка апробируется в 2015/2016 уч. году в 7 Г
классе.
Объектами контроля и оценки результатов работы выступают:
a. знания (при их проверке определяется объем усваиваемого материала;
полнота, прочность, осознанность усвоенного материала; способность
применять изученный материал при решении познавательных и практических
задач);
b. умения (как интеллектуальные, так и практические);
c. навыки самостоятельной работы;
d. способы познавательной деятельности.
Контрольнооценочная деятельность осуществляется в форме текущего
контроля.
В перспективе, для учащихся 8класса в настоящее время разрабатывается
материал по использованию электронных таблиц при изучении темы «Пищеварение.
Обмен веществ».
Желаем вам успеха в вашей интеллектуальнотворческой работе.
Спасибо за внимание.
Спесивцева О.А.
Легарева Т.В.
Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"
Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"
Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"
Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"
Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"
Статья "Формирование информационных компетенций обучающихся с ОВЗ на уроках биологии средствами текстового редактора"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.